Савицкий Евгений Яковлевич - советский военный летчик, дважды Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского СоюзаЗолотая Звезда Героя Советского Союза

Савицкий Евгений Яковлевич

Савицкий Евгений Яковлевич

Родился 24 декабря 1910 года в городе Новороссийске (Краснодарский край), в семье рабочего. Окончил школу ФЗУ, работал шофёром. С 1929 года в Красной Армии. В 1932 году окончил Сталинградскую военную школу лётчиков. Служил на Дальнем Востоке.

С 1941 года майор Е. Я. Савицкий в действующей армии. В конце 1941 - начале 1942 гг. проходил боевую стажировку под Москвой; с мая по ноябрь 1942 года - командовал 205-й ИАД; с декабря 1942 года по май 1945 года - 3-м ИАК. Сражался на Воронежском, Юго-Западном, Сталинградском, Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах.

11 мая 1944 года командир 3-го истребительного авиационного корпуса (8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт) генерал-майор Е. Я. Савицкий за умелое руководство корпусом, 107 боевых вылетов, в которых к марту 1944 года сбил 15 самолётов противника, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны командир того же корпуса (16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) генерал-лейтенант авиации Е. Я. Савицкий совершил 216 боевых вылетов, в 110 воздушных боях сбил лично 22 и в составе группы 2 самолёта противника. 2 июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны на ответственных должностях в ВВС Советской Армии. С 1948 года командующий авиацией ПВО. В 1955 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1961 года - Маршал авиации. С 1965 года Заслуженный военный лётчик СССР. С июня 1966 года заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1980 года - в Группе генеральной инспекции Министерства обороны СССР. На XXII съезде КПСС избирался кандидатом в члены ЦК. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва. Автор книг - "В небе над Малой землёй", "Небо - для смелых", "Я - "Дракон" Атакую !..", "Полвека с небом". Умер 6 апреля 1990 года.

Награждён орденами: Ленина (трижды), Октябрьской Революции, Красного Знамени (пять), Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями, иностранными орденами. Бронзовый бюст установлен на родине.

*     *     *

Легендарный авиационный командир и признанный воздушный боец, свой первый "Мессер" он сбил под Москвой в конце 1941 года, а последний, лёгкий самолёт связи Fi-156 "Шторх", над самым центром Берлина 27 апреля 1945 года. По традиции, принятой среди советских асов, этот лёгкий, часто безоружный самолёт не был записан на его личный счёт: у рыцарей всех времен лёгкая добыча считалась презренной...

Евгений Савицкий родился 24 декабря 1910 года в Новороссийске в семье железнодорожного стрелочника. В 12 лет, после смерти отца, он покинул родительскую хибару и стал... беспризорным. Потом были детский дом, школа, комсомол, профессия дизелиста, шофёра, рабочего цементного завода. В конце 1929 года в составе группы содействия ГПУ в бою с бандой будущий Маршал принял боевое крещение.

В 19 лет его, пытливого и любознательного комсомольского вожака, направили в Сталинградскую военную авиационную школу, которую он закончил в 1932 году. Затем 2 года служил в училище лётчиком-инструктором, а строевую службу начал в Киеве, уже командиром отряда. В небе цветущей Украины ему довелось летать недолго; вскоре он был назначен командиром 61-го отдельного отряда особого назначения и переведён на Дальний Восток. Там же, на Амуре, уже в должности командира 31-й истребительной авиационной дивизии, застала его война.

На фронт майору Е. Савицкому удалось вырваться в ноябре 1941 года, на стажировку. В считанные дни разобравшись с необходимыми штабными делами, он, занимая должность комдива, как командир звена принял участие в боевой работе на истребителе ЛаГГ-3. В первом же боевом вылете сбил Ме-109, сам попал под удар - спасла бронеспинка. Под Новый год его неожиданно вызвал командующий Западным фронтом Г. К. Жуков и приказал уничтожить здание, где располагался штаб немецкого корпуса. Несмотря на сложные погодные условия, лётчик чётко провёл результативную штурмовку - Савицкий удачи не упускал.

ЛаГГ-3

Истребитель ЛаГГ-3.  На такой машине Майор Е. Я. Савицкий
открыл свой личный счёт осенью 1941 года в боях под Москвой.

Лишь летом 1942 года, после настойчивых просьб и рапортов, ему удалось вернуться на фронт. Командующий ВВС 25-й общевойсковой армии полковник Е. Я. Савицкий был назначен командиром 205-й истребительной авиационной дивизии, входившей во 2-ю Воздушную армию. С новым назначением он потерял в должности, но попал в действующую армию. "Предложили бы эскадрилью, звено, наконец, - и на это, скорее всего, согласился бы. Бог с ней, с высокой должностью, мне было не до чинов - лишь бы сражаться с врагом, бить его, гнать с нашей земли к чёртовой матери!.. А должности - дело наживное, такая война скоро не кончится", - вспоминал позднее Евгений Яковлевич.

В. Меркулов (слева) и Е. Савицкий.
В. Меркулов  (слева)  и Е. Савицкий.

С момента возвращения на фронт Савицкий воевал исключительно на "Яках", в совершенстве освоив все типы истребителей этой марки, став её горячим патриотом, показав не только высокое лётное, но и немалое дипломатическое искусство.

*     *     *

Следует отметить тот факт, что существует несколько фотографий Савицкого на фоне именного самолёта Ла-5 - построенного на средства трудящихся Горьковской области ("Эскадрилья "Валерий Чкалов"). При этом, на одном из фото он стоит рядом со своим ведомым В. Меркуловым.

Ниже приведён рисунок этого самолёта, выполненный итальянским любителем авиации Массимо Тесситори.

Е.Я.Савицкий у Ла-5.

Ла-5
Ла-5

Е. Я. Савицкий у Ла-5.
Савицкий у самолёта Ла-5.

*     *     *

В боях под Харьковом и Сталинградом он проявил себя зрелым и грамотным командиром, а оптимизм и энергичность, с какими он решал самые сложные задачи, создавали впечатление удачливости молодого комдива... В начале 1943 года он был назначен командиром 3-го истребительного авиационного корпуса и приступил к формированию этого соединения. С ним Е. Я. Савицкий прошёл всю войну, громя врага в боях на Кубани, иад полями Украины и в небе Крыма, при освобождении Белоруссии, Польши и далее - вплоть до Берлина.

В марте 1943 года полковнику Е. Я. Савицкому было присвоено первое генеральское звание. В начале апреля он был вызван к И. В. Сталину, который обрисовал задачи корпуса в грядущем сражении, и уже 20 апреля в составе 4-й Воздушной армии лётчики корпуса провели свои первые бои, сбив за день 47 самолётов противника.

В этот день один неприятельский бомбардировщик уничтожил сам командир корпуса. А через неделю его Як-1 был сбит очередью стрелка с Ju-87. Савицкий приводнился с парашютом, и вновь ему повезло: он был подобран катерниками неподалёку от своего родного Новороссийска.

После Кубани в составе Южного (позднее 4-го Украинского) фронта, 3-й ИАК под командованием генерал-майора Е. Я. Савицкого участвовал в боях на реке Молочной, под Никополем, в Крыму. За 107 боевых вылетов и 15 самолётов противника, сбитых к марту 1944 года, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Е.Я.Савицкий

Для генерала Савицкого были характерны передовые взгляды на боевое применение авиации. В полках его корпуса прошли обкатку и утвердились многие новинки боевой техники: здесь и радиолокационные станции, и самые современные модификации "Яков", и новейшие системы вооружения истребителей. Как командир он сумел создать условия роста боевого мастерства подчинённых ему лётчиков. Тщательно планируя боевые задания, он сам частенько поднимал свой истребитель в составе ударных и прикрывающих групп, совершал боевые вылеты с большинством лётчиков своего корпуса, вникал в нюансы быта и технического обслуживания. Под его командованием сражались такие выдающиеся лётчики-асы, как С. Моргунов и И. Фёдоров, П. Тарасов и М. Пивоваров, А. Осадчиев и Н. Павлушкин, В. Меркулов и С. Маковский.

...Вечером 11 мая 1944 года в воздушном бою над мысом Херсонес, последним оплотом немцев в Крыму, самолёт Савицкого, уже "севший на хвост" очередному Ме-109, был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Он сумел перетянуть на свою территорию и тут же, на заросшей кустами поляне, приземлил машину на фюзеляж. При посадке получил компрессионный перелом 3-х позвонков, но остался в строю. Вечером этого запомнившегося на всю жизнь дня он узнал о присвоении ему званий Героя Советского Союза и генерал-лейтенанта авиации.

Из Крыма корпус Савицкого был переведён в Белоруссию, где принял участие в поддержке с воздуха частей, занятых в операции "Багратион". Позднее его лётчики обеспечивали прикрытие и поддержку 5-й армии и 3-го Гвардейского мехкорпуса, осуществлявших наступление на Вильнюс.

В ходе Висло-Одерской операции его корпусу, только что полностью перевооружённому на Як-3, было поручено прикрытие переправ через Вислу. В условиях быстрого наступления советских войск вопросы базирования возникали весьма остро. В паре со своим ведомым С. Самойловым он неоднократно лично разведывал новые аэродромы и площадки, опробывал их пригодность. В Восточной Пруссии во время весенней распутицы несколько полков корпуса взлетали и садились на участок шоссе, длина и ширина которого были вдвое меньше нормативных требований... Первым с импровизированного аэродрома взлетел сам Савицкий.

В небе Германии он одержал последние 3 победы (последнюю официально - 11 марта 1945 года), доведя счёт до 22 самолётов противника, сбитых лично и 2 - в группе с товарищами (ещё 2 самолёта он уничтожил на земле). Здесь же Савицкий совершил свой последний, 216-й боевой вылет. А всего 3-й ИАК за 2 года своего существования сбил 1953 вражеских самолёта.

Говоря о фактическом боевом счёте Савицкого, следует помнить, что его последняя личная победа, одержанная 27 апреля 1945 года над Берлином, на была включена в официальный список. Кроме того, на его счёт можно записать ещё одну групповую победу. Сам Евгений Яковлевич пишет об этом случае так:

Е.Я.Савицкий

"...В тот же день мне вместе с группой майора Слизень удалось поработать с нового аэродрома Парубанок. Связавшись по радио с танкистами, мы вылетели на перехват вражеских истребителей и сбили 4 самолёта. Одного из "Фоккеров" я мог бы записать на свой боевой счёт, но делать этого не стал. Немец, получив добрую порцию от кого-то из наших, пытался выйти из боя и уже дымил. Моя очередь, как мы это называли, лишь добила подранка..."

Генерал Е. Я. Савицкий был всегда там, где накалялась обстановка. Будучи лётчиком высшего класса и отличным воздушным бойцом, он обладал безграничной смелостью и отвагой и вдохновлял личным примером лётчиков корпуса на героические подвиги. Отлично разбираясь в обстановке и в вопросах применения авиации, он всегда изыскивал новые приёмы боевых действий истребителей, которые обеспечивали бы победу над врагом.

Наиболее полно его талант лётчика и военачальника проявился в Висло-Одерской и Берлинской операциях, где руководимый им лётный состав в ожесточённых боях нанёс огромный урон вражеской авиации и надёжно прикрывал войска 1-го Белорусского фронта.

О высоком лётном мастерстве Савицкого говорит случай, который произошёл в июне 1945 года, когда его Як-3, был условно атакован английским "Темпестом". Комкор принял навязанный ему воздушный бой и трижды зашёл в хвост условному противнику, обыграв его по всем пунктам...

Як-3

Е.Я.Савицкий

Вскоре после войны он был назначен начальником Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Занимая высшие посты в командовании ВВС и ПВО, Савицкий всегда с особенным интересом и вниманием относился к лётной работе. Он был среди пионеров советской реактивной авиации, именно ему принадлежала идея группового высшего пилотажа на реактивных самолётах, блестяще воплощённая во многих воздушных парадах. Ему довелось освоить десятки типов истребителей - от И-2 до МиГ-21, налетать 1,5 года - время, рекордное для истребителя, совершить 5586 посадок. Свой последний полёт он провёл 1 июня 1974 года, в возрасте 63 лет. Дочь Евгения Яковлевича, Светлана, стала лётчиком-космонавтом, совершила 2 полёта в космос.

В его послужном списке были должности командующего авиацией ПВО и замглавкома войск ПВО страны, он был Маршалом авиации и дважды Героем, членом правительства и автором многих книг, но всегда, со времени своего первого полёта в 1930 году и до самой смерти в 1990 году, он прежде всего оставался лётчиком. Похоронен прославленный воздушный боец в Москве на Новодевичьем кладбище.

*     *     *

Список известных побед генерал-лейтенанта Е. Я. Савицкого:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
128.06.1942 г.1  Ме-109Гатище - ЮрскоеЛаГГ-3, Ла-5, Як-1,

Як-9, Як-3, Ла-7.

227.07.1942 г.1  Ме-109 (в группе - 1/3)севернее Воронежа
315.09.1942 г.1  FW-190юго-восточнее Конь-Колодезь
420.04.1943 г.1  Ju-87Крымская
505.05.1943 г.1  Ме-109севернее Крымская
609.09.1943 г.1  Ju-88западнее Вишневский
727.10.1943 г.1  Ju-88юго-восточнее Ново-Рубиновка
803.01.1944 г.1  Ме-109Трудолюбовка
902.03.1944 г.1  Ме-109Райзендорф
1013.03.1944 г.1  Не-111аэродром Райзендорф (ночью)
1109.04.1944 г.1  Ме-109юго-западнее Тархан
1201.07.1944 г.1  "Шторх"восточнее Минска
1317.01.1945 г.1  Ме-109юго-западнее Сохачев
1419.01.1945 г.1  FW-190северо-западнее Пиляшкув
1503.03.1945 г.1  FW-190севернее Пиритц
1606.03.1945 г.1  Ju-87восточнее Альтдамм
1711.03.1945 г.1  FW-190северо-восточнее Грайфенхаген
1817.04.1945 г.1  FW-190Берлин
1923.04.1945 г.1  FW-190 (в группе - 1/3)Басдорф

      Всего сбитых самолётов - 22 + 2  [17 + 2]; боевых вылетов - 180; воздушных боёв - 81.

*     *     *

СОЛДАТ ОТЕЧЕСТВА.

Е.Я.Савицкий

Прирождённый истребитель, самозабвенный воздушный боец, небу и скорости фанатично предан... Может быть, такой записи в служебных характеристиках на военного лётчика Евгения Яковлевича Савицкого и не существует, но вся его жизнь, вся боевая работа - свидетельство тому. Достаточно бегло познакомиться с послужным списком Героя, чтобы убедиться в этом. Его не нужно долго изучать. В нём можно обнаружить всего две записи: завод и авиация. Евгений Савицкий родился в Новороссийске, в семье железнодорожного стрелочника. Рано оставшись без отца, он вынужден был оставить школу и поступить в ФЗУ при Новороссийском цементном заводе "Пролетарий", чтобы овладеть рабочей профессией и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

Евгений Яковлевич всегда с благодарностью вспоминает своих родителей, преподавателей и мастеров школы фабрично-заводского ученичества, рабочих завода "Пролетарий", которые сумели привить ему в детские и юношеские годы драгоценные качества - трудолюбие и уважение к людям труда, скромность, требовательность к себе, чувство высокой ответственности за порученное дело. Вспоминая об этих годах жизни, он рассказывал:

- В 7 лет я остался без отца. Шёл 1917 год. Советская власть утверждалась в стране и среди множества своих трудных забот взяла на себя заботу о нас, бездомных и голодных ребятах. ВЧК, сам Дзержинский собирали нас по вокзалам, подвалам и отправляли в различные фабрично - заводские училища, где росли будущие инженеры, врачи, лётчики и военачальники. Я горжусь, что был учеником первого набора ФЗУ на заводе "Пролетарий" в Новороссийске, где родился.

Окончив шнолу ФЗУ, Евгений Савицкий несколько лет работает дизелистом на том же предприятии. В те годы бурно и стремительно росла и развивалась авиация. Юноша, как и тысячи сверстников, всем сердцем воспринял призыв "Комсомолец, на самолёт!" и по комсомольской путёвке был направлен на учёбу в Сталинградскую 7-ю военную лётную школу. Как в ФЗУ, на заводе, так и в военной школе Савицкий проявлял исключительное трудолюбие, незаурядные способности и упорство в овладении лётным делом. После окончания школы он был оставлен в ней в должности преподавателя практической аэродинамики и лётчика - инструктора. С 1934 года до начала Великой Отечественной войны Евгений Яковлевич Савицкий служил на Дальнем Востоке. Он летал на всех видах самолётов - бомбардировщиках, штурмовиках, истребителях. Но истинным призванием его натуры, стремительной и дерзкой, была истребительная авиация.

Путь, который прошёл молодой лётчик, по своему стремительному росту необычен, но этот путь характерен для многих талантливых лётчиков советской авиации. Он был командиром звена, потом эскадрильи. В 27 лет старший лейтенант Савицкий назначается командиром полка, а через 2 года вступает в должность командира авиационной дивизии. В годы войны храбрый лётчик сражается под Москвой, в небе Воронежа и Сталинграда, на Кубани, в Крыму, в Белоруссии, участвует в битве за Берлин, проявив недюжинные качества лётчика - командира. Савицкий был талантливым командиром. Он умел в нужную минуту показать личный пример своим подчинённым. Как командир авиакорпуса (в эту должность он вступил в 1943 году), Савицкий мог бы и не летать, но в самых трудных боях всегда принимал участие.

Герой Советского Союза полковник в отставке А. Тищенко рассказывал о боевой работе Е. Я Савицкого:

"В одну из ночей на вражеском аэродроме шли боевые полёты. Ночной старт был замаскирован и обозначен лишь несколькими фонарями. В середине ночи над этим аэродромом с потушенными навигационными огнями появилось несколько советских истребителей. Вдруг небо разрезала огненная струя пушечной очереди. Трассирующие снаряды впивались в фашистский бомбардировщик. Вспыхнув, как свеча, тот камнем пошёл к земле. В это же время на стоянку "Юнкерсов" и "Мессершмиттов" посыпались бомбы. Зенитчики открыли ураганный огонь по невидимым самолётам. А те, сбросив бомбы, начали поливать аэродром и посёлок, где жили фашисты, свинцовым огнём. Наконец в эфире раздался спокойный басок.

- Порядок! Возвращаемся обратно! Я - "Дракон". (позывной Е. Я. Савицкого)"

В один из январских дней 1944 года генерал Савицкий нанёс удар полками 265-й истребительной авиадивизии по новому, только что обнаруженному вражескому аэродрому в районе Снегирёвки. На нём базировалось более 100 самолётов различных типов. Руководил этим налётом сам Евгений Яковлевич. Удар был очень удачным, без боевых потерь.

Когда Савицкий, будучи командиром дивизии, в ноябре 1941 года прибыл под Москву, первое, что он сделал, - подал рапорт с просьбой перевести его в одну из частей рядовым лётчиком. В этом решении суть жизненного кредо прославленного командира. Никогда в жизни он не брался за дело, не будучи к нему подготовленным. Тогда, в первые месяцы войны, он не имел опыта боёв и считал себя не вправе командовать теми, у кого был такой опыт. Только после того, как он открыл личный счёт сбитым самолётам противника и получил боевой орден, он вновь вступил в командование дивизией.

Генерал Савицкий отлично руководил боевой работой частей корпуса и, несмотря на загруженность, много летал на боевые задания. Только за период с 1 декабря 1944 года по 4 марта 1945 года лётчики корпуса провели 326 воздушных боёв, в ходе которых сбили 171 самолёт противника и 11 уничтожили на земле. Кроме того, штурмовыми действиями было уничтожено и повреждено большое количество живой силы и техники врага. Из 49 дней боевой работы в этот период командир корпуса совершил 43 вылета, из них 16 боевых, провёл 4 воздушных боя, в которых лично уничтожил 4 немецких самолёта. Своим мужеством, отвагой и героизмом он вдохновлял весь лётный состав корпуса на боевые подвиги и окончательный разгром немецко-фашистских захватчиков. За время наступления войск 1-го Белорусского фронта с января по май 1945 года произвёл 49 вылетов, из них 22 на выполнение боевых заданий, сбил лично 5 самолётов противника.

Следуя за танновыми частями, генерал Савицкий лично вылетал на боевом самолете для обследования передовых аэродромов, умело и чётко организовывал перебазирование, его части первыми базировались на центральных аэродромах Берлина.

Е. Я. Савицкий за время Великой Отечественной войны произвёл 216 боевых вылетов, сбил 22 самолёта противника лично и 2 в группе.

За умелое руководство боевой работой частей корпуса, за произведённые 28 660 боевых самолёто-вылетов, 1653 сбитых самолёта противника частями корпуса за время его командования генерал-лейтенант Савицкий Евгений Яковлевич был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.

После войны замечательный лётчик одним из первых осваивает реактивные истребители и входит в историю не только советской, но и мировой авиации как пионер высшего группового пилотажа на реактивных самолётах. Он становится одним из крупных руководителей Военно-Воздушных Сил СССР. 6 мая 1961 года ему было присвоено звание Маршала авиации.

История отечественной авиации едва ли имеет ещё такие примеры лётного долголетия, какой являет нам собой военный лётчик Евгений Яковлевич Савицкий. Свыше 40 лет изо дня в день поднимал он боевую машину в небо. И не мыслил себя без этой работы. Лётная книжка прославленного героя заполнена записями о полётах на машинах более 80 наименований, в том числе и на ракетоносцах 3-го поколения. Последний свой полёт лётчик выполнил в 61 год на сверхзвуковом реактивном самолёте.

Савицкий Евгений Яковлевич

Тогда ещё Маршал авиации, заслуженный лётчик СССР, кавалер двух "Золотых Звёзд" и многих других наград за ратный труд Е. Я. Савицкий не знал, что именно его дочь Светлана продолжит лётную биографию семьи. Что она установит 8 мировых рекордов скороподъёмности и станет первой в мире лётчицей, выполнившей сложнейшие полёты по скороподъёмности, а через несколько лет станет второй советской женщиной в мире, дерзнувшей совершить полёт в космос.

Жена Евгения Яковлевича Лидия Павловна Савицкая в годы войны тоже была лётчицей. За боевую доблесть награждена орденом Красной Звезды.

В одной из бесед с журналистами Е. Я. Савицкий сказал:

- Молодёжь, я имею в виду офицерскую, по-хозяйски, крепко взяла управление крылатыми и винтокрылыми машинами из рук ветеранов авиации. Ну что тут можно посоветовать молодым? Строгое соблюдение режима, неустанные тренировки мускулов и воли, всесторонняя закалка - это доступно каждому. Спиртное, даже пиво, я, например, в рот не брал, никогда не курил. Много трудился и продолжаю трудиться, заниматься спортом - "всегда в форме", как говорят спортсмены. Этого желаю всем нашим воздушным бойцам.

Узнав о подготовке Светланы н космическому полёту, прославленный лётчик сказал:

- А я бы сейчас полетел... Конечно, что тут говорить: космос - это прерогатива молодых! Но я уверен, что чувство полёта, чувство духовной возвышенности должно быть у каждого человека, независимо от его профессии...

И с этим утверждением Евгения Яковлевича нельзя не согласиться. Потому что он доказал это в боях за Родину, доказал всей своей жизнью.


Возврат

Н а з а д

В нашей компании гардины по лучшим ценам


Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz