Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Подвиги героя...

Эту встречу все однополчане ждали с особым нетерпением. И для этого были причины. Во - первых, встреча юбилейная: 40 лет прошло с тех пор, когда был сформирован 254-й истребительный авиаполк. Во - вторых, на встречу обещал приехать гордость полка, Генерал - лейтенант авиации, Герой Советского Союза Василий Кузьмич Сидоренков, которого многие не видели со времени окончания Великой Отечественной войны.

И вот он приехал. Надо было видеть, как встретили фронтового товарища, слава о котором вышла за пределы 269-й авиадивизии, в которую входил наш полк.

Убелённые сединами однополчане, с боевыми наградами на груди, радостно приветствовали прославленного лётчика. Объятия, поцелуи, слёзы...

Генерал в мундире, на котором ровными рядами поблескивали боевые ордена и медали. Я внимательно смотрел на награды Василия Кузьмича, и память возвращала меня в далекие и грозные годы войны. Каждая награда как бы воскрешала его ратные дела на фронте. Тогда, в вихре войны, мы редко задумывались над величием поступков однополчан. Всё казалось обыденным. А вот теперь вспоминаешь о каком - нибудь бое, вникаешь в поступки лётчиков - перед тобой встаёт человек во всей душевной красоте. На войне, как известно, главный экзаменатор - бой. В нём раскрывается весь человек, все его качества. Бой - искусство, требующее неимоверно тяжёлого труда, знаний, опыта, веры в себя, выдержки и расчёта. Это обеспечивало успех.

...После сталинградских боёв полк был обескровлен. Осталось 3 самолёта и 2 лётчика - В. И. Жиляков и штурман полка С. М. Михайлин. Получали пополнение, новые самолёты Ла-5. Быстро прошло освоение новой техники. В Марте 1943 года полк прибыл на Волховский фронт в состав 14-й Воздушной армии и сразу же вступил в боевые действия. Весна была ранняя, погода неустойчивая, поэтому нашим лётчикам приходилось работать в очень неблагоприятных условиях.

Хотя мы всё время были на природе, но почти не воспринимали её красоту. Даже белые ночи, казалось бы, прекрасное время, но они - то резко увеличили нагрузку, люди уставали так, что, бывало, врач полка В. П. Портнов оказывал им помощь.

Лейтенант В. Сидоренков прибыл на фронт вместе с полком из Чугуевского училища лётчиков, где был инструктором. Первый орден Красного Знамени он получил уже через 4 месяца. Бой был жаркий. Противник оказался смелым, опытным, одним из известных асов фашистской Германии, с каким он ещё не встречался. О подробностях этого воздушного боя Василий Кузьмич пишет в своих воспоминаниях. Через несколько дней после этого боевого полёта весть о его блестящем успехе быстро облетела весь полк. Сидоренкова поздравляли, а он смущенно отвечал: "Да он сам в прицел подвернулся, вот я его и сбил".

Прошло более 40 лет, но эта прекрасная человеческая черта - скромность - в Сидоренкове осталась. Его не коснулась "медная труба". Он, как прежде, подтянут и общителен, внимателен и заботлив.

Сидоренков не просто выполнял боевые задания, он старался сделать всё, что в его силах и возможностях, для уничтожения врага. Возвращаясь из разведки, не мог упустить случая, чтобы не угостить немцев: то проштурмует колонну, то уничтожит одиночно идущую по дороге автомашину врага.

На встрече ветеранов мне вспоминалось партийное собрание, на котором был представлен вновь прибывший коммунист Лейтенант Сидоренков. Он рассказал о себе, а я тогда подумал: "Такая же точно биография и у многих его сверстников !   Какой прямой и целеустремлённый путь в жизни !"

На войне мы все работали очень много, и днем, и ночью, особенно в период боёв на Мгинском направлении. Лётчики иногда так уставали, что еле выползали из кабин, тут же, под плоскостью, отлеживались несколько минут, а уж потом могли идти докладывать о выполнении задания.

А наши самоотверженные техники и механики !  Они последними уходили с аэродрома и первыми, ещё до рассвета, приходили к самолётам. Работали днём, ночью, в мороз, когда металл обжигал пальцы, метель сбивала с ног. Механики оставались на стоянках, чтобы скорее ввести в строй боевую машину. Если в самолёте оказывались пробоины, то лётчик знал, что механик ночь не будет спать, а залатает машину. И не зря говорили, что механик - хирург самолёта, а мотор самолёта - второе сердце пилота.

Война - труднейшая работа. И в этом определении нет принижения героического. Работали, преодолевая опасности, все невзгоды, трудности. Всё было подчинено одному - обеспечению Победы. После первой награды Сидоренков, уже как "старик", воевал ещё успешнее. 2 Августа 1943 года ему и его группе было приказано провести разведку в районе станции Мга, где немцы создали крупный оборонительный узел. На подходе к станции их атаковали 6 вражеских самолётов. Его четвёрка вступила в бой. Сидоренков лично сбил 2 самолёта. ФВ-190 упал около станции Лезье, а Ме-109 он вогнал в землю у станции Малуксне.

Воздушная разведка войск противника - одно из ответственных и сложных боевых заданий, так как она всегда предопределяла успех любого боя, любой операции. Из всех видов разведки воздушная наиболее эффективна. Если наземный разведчик видит на несколько сот метров, то воздушный - на несколько десятков километров. Самолёт - разведчик мог добыть такие данные, для сбора которых требовалось немало техники и войск на земле. Но вести разведку с воздуха, да ещё днём, было очень сложно. Немцы всегда, завидев советский разведчик, прилагали все усилия, чтобы его уничтожить. У разведчика должны быть особые качества - зоркий глаз, исключительная интуиция, цепкая память и непременно - хладнокровие. Всеми этими качествами обладал Сидоренков, и когда давали особо сложное задание, его нередко выполнял он.

10 Сентября 1943 года, ведя разведку войск противника в районе станции Погостье, Сидоренков встретил немецкий разведчик, который возвращался на свой аэродром. Он понимал, что нельзя фашисту дать возможность сообщить разведданные о наших войсках, его необходимо уничтожить. Сделав резкий переворот, он стал преследовать Ме-110, настиг его и с короткой дистанции длинной очередью сбил. Но радиостанция наведения указала ему ещё один Ме-110, который уходил после разведки на свою территорию. Догнав второй разведчик, он с короткой дистанции сбил и его.

Сколько бы ни вспоминал я о фронтовых буднях, о каком бы эпизоде ни думал, всегда передо мной встаёт прежде всего образ нашего лётчика, который побеждал врага мужеством, отвагой, героизмом и высокой выучкой. Героизм основывался на точном расчёте и мастерстве, на высокой идейности лётного и инженерно - технического состава, непоколебимой вере в победу и правоту нашего дела. Всё это воспитывалось партийно - политической работой наших пропагандистов и агитаторов.

Фронтовая жизнь не была однообразной. Каждый день войны не был похож на предыдущий, но каждый начинался с того, что наши политработники, приняв по радио сводки Советского Информбюро о положении на фронте, спешили довести обстановку до сведения всего личного состава.

Вспоминаю моих фронтовых товарищей - парторга полка А. А. Кузьменко, замполита Майора М. П. Кольцова. Михаил Павлович не любил громких слов, он воспитывал личным примером. Так, 1 Февраля 1944 года, участвуя в бою, в котором 5 наших лётчиков дрались против 37 немецких самолётов, он сбил 1 самолёт противника, но и ему пришлось покинуть свой горящий самолёт и опуститься на парашюте.

Коммунисты цементировали ряды полка, вели за собой, показывали образцы отваги и мужества, всегда были там, где труднее. Такими были Василий Синчук, Константин Назимов, Николай Шарапов, Лев Семиволос, Николай Бобков, Андрей Чемуранов, старший инженер полка А. И. Золкин и другие.

В середине Сентября группа из 4 самолётов, которой командовал В. П. Синчук, получила задание отправиться на свободный поиск во вражеский тыл. Над территорией, занятой оккупантами, они встретили 4 Ме-109 и 2 ФВ-190, Бой развивался стремительно. Несмотря на численное превосходство противника, наши лётчики смело и умело атаковали врагов. И, прикрывая друг друга, сбили 2 фашистских самолёта.

Говорят, в минуты жестокого боя человек забывает о себе. Нет, это неправда !   В такие мгновения очень хорошо понимаешь цену жизни и осмысленно идёшь на риск. Кто не готов отдать жизнь за победу, тот не добьётся её. Только светлый, чёткий разум - источник разумных действий. После одного из боёв Сидоренков сказал: "Дерутся немцы упорно. Надо изучать как следует уязвимые места "Фоккера". Тогда сможем сбивать их больше". И он изучал слабые места фашистских самолётов, требовал от ведомого не просто прикрытия, а учил его рациональной тактике воздушного боя.

Шли тяжёлые сражения, полк нёс потери. Погибли лётчики Виктор Корягин, Алексей Прохоров, Николай Сухомлин, Леня Хрущ, Василий Фёдоров, командир 1-й эскадрильи Владимир Ковалёв. Настроение было мрачное, И вот комсомольцы решили организовать переписку с молодёжью и комсомольцами Ленинграда. Написали письма студентам ленинградских институтов, в техникум связи, где я учился до войны. Вскоре почтальон стал приносить пачки писем нашим лётчикам и механикам. Фронтовики знают, как тяжело на фронте без писем. На войне письма - праздник. И как была велика поддержка молодёжи Ленинграда !   Переписка со временем так окрепла, что некоторые лётчики ездили потом к студентам.

К Сентябрю 1943 года кроме 8 лично сбитых самолётов в активе Сидоренкова появились и другие победы. Штурмуя аэродром противника Лезье, он уничтожил 1 самолёт на земле, потом сжёг аэростат, который вёл наблюдение. Участвуя в 26 штурмовках, он уничтожил множество фрицев, 13 вагонов и паровоз, 25 автомашин и другую технику врага. Командование высоко оценило боевые дела Сидоренкова, на его груди засверкал второй орден Красного Знамени.

Войска Волховского фронта в Январе 1944 года начали Новгородско - Лужскую операцию. В воздухе шли жаркие бои. Активное участие принимали в боях по освобождению Новгорода и области лётчики 254-го истребительного авиаполка. Не было врага в небе - били его на земле. Молодые лётчики, которые прибыли в полк, учились у Василия Сидоренкова. Много сил отдал он обучению своего ведомого - Александра Ведерникова, ставшего со временем хорошим лётчиком - истребителем. Друг Сидоренкова по Чугуевскому училищу, Константин Назимов возглавил 2-ю эскадрилью, и они летали теперь вместе.

6 Февраля 1944 года Константин Назимов в паре с Александром Серёгиным, а Василий Сидоренков в паре с Вадимом Ивановым вылетели на прикрытие наших войск. В районе аэродрома Коростовичи они обнаружили 31 пикировщик Ю-87. Эта армада летела бомбить наши войска. Старший лейтенант Назимов по радио дал команду: "Ниже нас "Юнкерсы", атакуем !"   Как стрелы метнулись на врага 4 советских истребителя. Немцы не ожидали "Лавочкиных". Назимов, сделав правый разворот, сзади и сверху атаковал и сбил ведущего первой группы немцев, а его ведомый Лейтенант Серёгин с левым полупереворотом, тоже сзади и сверху, атаковал и сбил ведомого последней группы. Вторая пара - Василий Сидоренков и Вадим Иванов - обрушилась на немецкие бомбардировщики третьей группы.

Смелая атака наших лётчиков сломала боевой порядок противника. "Юнкерсы" стали поспешно освобождаться от бомб, несмотря на то что находились в районе своего аэродрома истребителей, и уходить в разные стороны. В это время с аэродрома Коростовичи стали взлетать истребители врага. Противник, действуя парами, сразу же попытался захватить инициативу и повёл бой с лобовой атаки. Наши лётчики, отбив натиск истребителей, снова атаковали "Юнкерсы". Назимов взял в прицел ведомый самолёт четвёртой группы, тот загорелся и упал в лес. Лейтенант Серёгин сбил второй "Юнкерс", но при выходе из атаки попал под огонь "Фоккеров". Сделав левый разворот, он ушёл в облака.

Наши лётчики умышленно не ввязывались в бой с истребителями врага. Их задача была не допустить бомбардировщики к нашим войскам. Сидоренков после первой атаки развернулся, догнал уходящий Ю-87 и сбил его. Сбив "Юнкерс" из четвертой группы, Иванов снова пошёл в атаку, но мощный огонь стрелка не дал подойти к бомбардировщику. Тогда он сверху с короткой дистанции ударил по другому Ю-87 и уничтожил его.

Истребители врага старались поймать наших "Лавочкиных" и парами атаковали их. Два "Фоккера" атаковали сзади с разных сторон самолёт Назимова, очередь вражеского самолёта прошила его машину, но, когда один атаковавший ФВ-190 обогнал Назимова, он, раненный, на повреждённой машине, сбил его. В это время Сидоренков разделался с очередным ФВ-190, но и его самолёт получил повреждения, заглох двигатель. Машина, теряя высоту, приближалась к земле. Со второй попытки лётчику удалось запустить двигатель и привести машину на свой аэродром.

Так закончился бой, который длился всего 16 минут. Было сбито 10 самолётов врага. Четвёрка отважных показала, как надо громить врага по - суворовски: не числом, а умением. 16 минут, а лётчикам показалось, что они дрались час. Мокрыми, усталыми вылезали они из кабин самолётов. Сколько отдано сил, сколько раз нервы сжимались до предела !   Где, из какого источника черпали они силы ?   Что наполняло их сердца мужеством и упорством ?   Спрессованная ненависть к врагу и любовь к Родине, долг коммуниста и долг воина - вот что, если сказать коротко.

Почему мы побеждали, ведь немцы воевали неплохо ?   Гитлеровские лётчики, особенно старые кадры, были не из робкого десятка. Но отвага отваге рознь. Одно - отвага профессионального убийцы, фашиста - фанатика, и совсем иное - отвага советского человека, сознававшего высокие цели, ради которых он идёт в бой. Каждый день, каждый час рождал новые подвиги, новых героев. Фронтовики знают, как невыносимо тяжело, когда одержана победа, но не вернулся кто - то из товарищей. Гнетущая тишина в землянке, где ещё недавно, час назад, был он, теперь не вернувшийся с задания. Молча смотрят в столовой на его пустующее место. Тоскливый взгляд механика на пустующую стоянку.

...Ночь. Я захожу в общежитие лётчиков. Они очень устали за длинный летний день и спят, но спят беспокойным сном: один выкриком подает команды, другой ругается, третий бормочет и ворочается. Нервы напряжены и во сне. Лётчики и спящие воюют...

12 Июля 1944 года командующий войсками 3-го Прибалтийского фронта Генерал - полковник Масленников и член Военного совета фронта Генерал - лейтенант Рудаков подписали наградной лист на представление Сидоренкова Василия Кузьмича к званию Героя Советского Союза. К этому дню он сбил лично в воздушных боях 17 самолётов врага. Успешно выполнил 205 боевых вылетов, штурмуя врага, уничтожил более 160 солдат и офицеров, 45 автомашин и много другой техники врага.

Прошёл месяц. Сидоренков совершил выдающийся подвиг - один вступил в бой с 52 самолётами врага, о чём было написано в статье "Подвиг" в газете "Сталинский сокол" от 21 Августа 1944 года. А было это так.

К концу лётного дня, 15 Августа 1944 года, на КП раздался телефонный звонок. Начальник штаба 269-й авиадивизии Полковник П. С. Киселёв приказал срочно вылететь на разведку Капитану В. К. Сидоренкову и Младшему лейтенанту А. Н. Ведерникову. Район разведки: Валга - Канепи Эстонской ССР. И вот задание успешно выполнено. Лётчики возвращались на свой аэродром. Наша пара шла на большой высоте, и вдруг в разрывах между облаками лётчики заметили большую группу Ю-87, которые летели тремя клиньями бомбить наши войска.

Казалось бы, что могут сделать двое против 44 бомбардировщиков и 8 истребителей противника ?   Сидоренков приказывает Ведерникову лететь одному на свой аэродром с ценными разведданными, а сам решает вступить в воздушный бой. Умело используя облачность, он с ходу атакует последний "Юнкерс" первого клина и сбивает его. Немцы даже не поняли, что же произошло, - так быстро всё случилось. Летит такая армада немецких самолётов, русских в воздухе не видно, а у них вдруг падает горящий самолёт. Юркнув в облака, Сидоренков снова атакует замыкающий бомбардировщик уже третьего клина и сбивает. Теперь его заметили. И всего - то один русский истребитель !

"Фоккеры", прикрывавшие всю эту армаду, бросились на смельчака, но он снова ушёл в облачность. Казалось бы, всё, надо уходить. Сбито 2 бомбардировщика. Иначе - беда. Но Василий делает третий заход и сбивает ещё один Ю-87. При выходе из атаки на него набросилась вся свора истребителей противника. Ловко сманеврировав, он увернулся от огня, а затем атаковал и поджёг истребитель противника. Спасительная облачность рядом, ещё секунды - и он будет в безопасности. Но истребители противника снова все бросились на него. Десятки огненных трасс прошили самолёт, он загорелся, а лётчик был ранен осколками в обе ноги и левую руку. Отвернув в сторону и собрав последние силы, Сидоренков покинул горящий самолёт.

Раскрывать парашют в озверелой стае врага было опасно, и он сделал затяжной прыжок, на высоте нескольких сот метров раскрыл парашют и приземлился в районе города Антела, недалеко от хутора Оя. Эстонская девушка Хильда Рейле оказала ему первую помощь и передала пехотинцам 52-й Гвардейской дивизии Ивану Чемарину и Аркадию Новикову, которые доставили его в медсанбат.

Через день командир полка Майор С. М. Михайлин получил телеграмму от командира стрелкового соединения. Генерал сообщал: "15.08.44 лётчик вверенной вам части Сидоренков вёл воздушный бой против трёх групп Ю-87 и ФВ-190 общей численностью около 50 машин. Командир стрелковой Гвардейской дивизии лично наблюдал, как Сидоренков бросился в атаку на вражеские самолёты и в течение непродолжительного времени сбил 3 Ю-87 и 1 ФВ-190, самолёты противника загорелись и упали".

19 Августа 1944 года Василию Кузьмичу Сидоренкову было присвоено звание Героя Советского Союза, а через несколько дней пришла поздравительная телеграмма от командования ВВС Советской Армии. Всего этот замечательный лётчик меньше чем за 2 года войны сбил 25 самолётов врага и успешно выполнил 330 боевых вылетов. Сидоренков воевал, отдавая все силы и знания в борьбе с врагом. И я испытываю гордость от сознания того, что служил вместе с ним, в одних рядах шёл по дорогам войны.

...Всё это я вспомнил при встрече с Генерал - лейтенантом авиации Василием Кузьмичом Сидоренковым, боевым товарищем, однополчанином. Кончилась Великая Отечественная война, и прославленный лётчик снова сел за парту. Он с отличием окончил Краснознамённую Военно - воздушную академию, а через несколько лет - с золотой медалью Академию Генерального штаба, занимал крупные командные должности в Военно - Воздушных Силах СССР, был начальником кафедры Военно - воздушной академии имени Гагарина.

Более 40 лет прошло, а всё снится нам, ветеранам, война, и в бессонные ночи мы вспоминаем жаркие перипетии боёв. Время бессильно отнять у памяти пережитое, выстраданное. И о тех, кто погиб, память будет вечной, подвиг их бессмертен, как сама жизнь, которую они защищали. Те, кто остался жить, передают свою любовь к Родине молодежи. Наш народ всё делает для того, чтобы земля всегда пахла хлебом, а не порохом !

(Воспоминания В. В. Васильева опубликованы в сборнике статей
"И возвращались с победой", Ленинградское издательство, 1986 г.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz