Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Абрамишвили Николай Георгиевич

Н.Г.Абрамишвили.

Родился 28 Декабря 1918 года в посёлке Ахалдаба, ныне Боржомского района Грузии, в семье железнодорожника. По ходатайству Боржомского районного комитета комсомола был послан на учёбу в планерную школу в город Пушкин (Московской области). С 1937 года, окончив обучение, работал инструктором в школе планеристов при Боржомском разливочном заводе минеральных вод. В 1938 году поступил в аэроклуб города Гори (Грузия), после окончания которого был направлен в лётное училище. В 1940 году окончил Качинское авиационное училище и был направлен в войска. Службу проходил в истребительном полку на западной границе.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. По Август 1942 года служил в 440-м ИАП, затем - в 13-м ИАП. Воевал на Северо - Западном фронте. С первых боевых вылетов Младший лейтенант Н. Г. Абрамишвили проявлял большое мастерство и бесстрашие.

К концу 1941 года совершил более 100 боевых вылетов в которых сбил 8 самолётов противника.

С лета 1942 года принимал участие в Сталинградской битве. Счёт побед лётчика продолжал расти. В воздушном бою над городом Калач он уничтожил 2 Ме-109, но и сам был сбит. Воспользовавшись парашютом, раненый вернулся в полк. В небе Сталинграда добавил к своему боевому счету ещё 6 вражеских самолётов.

В Апреле 1943 года самолёт Капитана Н. Г. Абрамишвили был сбит. Он направил горящую машину на скопление вражеской техники и погиб, нанеся противнику большой урон.

Указом Президента РФ от 21 Сентября 1995 года № 961 за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов Капитану Абрамишвили Николаю Георгиевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

*     *     *

Николай Георгиевич Абрамишвили  (во многих источниках его фамилия пишется как "Абрамашвили")  родился 28 Декабря 1918 года в посёлке Ахалдаба Боржомского района Грузинской ССР в семье железнодорожника - Георгия Абрамишвили. В начале 1930 годов окончил 7 классов средней школы. По ходатайству Боржомского районного комитета комсомола юноша, с ранних лет увлекающийся авиамоделизмом, был послан на учёбу в планерную школу в Пушкино  (Московская область), которую окончил в 1937 году.

В этом же году в городе Боржоми открывается школа планеристов   (в посёлке Папа)  при Боржомском разливочном заводе минеральных вод имени С. К. Орджоникидзе, куда Николая Георгиевича пригласили работать инструктором.

В 1938 году он поступил в Горийский аэроклуб  (город Гори, Грузинская ССР), после окончания которого был направлен в Качинское авиационное училище. Качу Абрамишвили блестяще закончил накануне Отечественной войны в звании Младшего лейтенанта.

Великую Отечественную войну Николай Абрамишвили встретил на Северо - Западном фронте. С первых же дней он проявлял большое мастерство, бесстрашие, как лётчик - истребитель. К концу 1941 года на его счету уже было 8 сбитых самолётов и более 100 боевых вылетов.

Летом 1942 года Николай Абрамашвили принял участие в Сталинградской битве. В архиве Министерства Обороны СССР значится:

"В деле политотдела 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии за 1942 год сохранилась запись: с боевого задания Старший лейтенант Абрамишвили прибыл раненым и доложил, что в районе Калача, возвращаясь с задания, вели воздушный бой с преследуемыми истребителями противника. В результате этого боя он сбил 2 Ме-109. Первый немецкий самолёт сгорел, а второй, уходя от атаки, преследуемый грузинским лётчиком, врезался в землю и разбился.

В этом воздушном сражении самолёт Абрамишвили был сбит, лётчик выбросился на парашюте и благополучно прибыл в свою часть. Этот факт подтверждает Старший лейтенант 273-го истребительного авиационного полка тов. Сугак. В этом бою лётчик получил пулевое ранение в колено левой ноги".

С осени 1942 года на Сталинградском фронте в составе 201-й истребительной авиадивизии действовали 13-й, 236-й и 437-й истребительные авиаполки. Ранее в неё входившие 122-й и 519-й полки остались охранять Московское небо в составе войск ПВО.

...Облетав район своего базирования и боевых действий, личный состав дивизии был готов к отражению врага. Началась напряжённая боевая работа по прикрытию переправ и переднего края обороны, сопровождению штурмовиков и разведывательных вылетов.

Четвёрка лётчиков 13-го истребительного полка в составе Старшего лейтенанта Н. Абрамишвили, Младших лейтенантов Яценко и Максименко и сержанта Дуракова получили задание прикрыть переправу через Дон. Самолёты поднялись в воздух и легли на курс. Летели над облаками. Через несколько минут группа, снижаясь, пробила облака, вступила в бой с 12 фашистскими самолётами. Используя своё численное превосходство, враги подбили самолёт сержанта Дуракова. В неравном бою Абрамишвили, Яценко и Максименко сбили по одному фашистскому самолету, отомстив за боевого друга.

Прославившимся в боях за Сталинград 13-м истребительным авиационным полком командовал Полковник Е. Мешков, храбрый лётчик, спокойный, мягкий по натуре человек. Он никогда ни на кого не кричал, умел по-хорошему уладить любой инцидент. Лётчики очень уважали его. Полк, с которым прибыл Полковник Е. Мешков в состав 201-й истребительной авиадивизии, состоял из опытных, обстреляных бойцов. Большинство из них имели на своём счету по несколько сбитых самолётов. Их подвиги были отмечены правительственными наградами.

Командир авиаэскадрильи Капитан Н. Г. Абрамишвили, отличаясь добрым и весёлым характером, был храбрейшим бойцом. Пожалуй, в части не было человека, которому бы Абрамишвили уступал в храбрости.

...После окончания семилетки по ходатайству Боржомского райкома комсомола Николай поступил в планерную школу. Окончив её, обучал рабочую молодёжь планерному делу. Горячее стремление летать привело его в аэроклуб города Гори, а затем - в Качинское авиационное училище.

С первых дней Великой Отечественной войны Младший лейтенант Абрамишвили в боевых частях: сначала на Северо - Западном, потом - на Центральном фронтах. На его боевом счету уже 4 сбитых самолёта противника. В 1942 году, после лечения в госпитале, Старший лейтенант Н. Г. Абрамишвили прибыл в 13-й истребительный полк. Его назначили заместителем командира эскадрильи. Потренировавшись на самолётах ЛаГГ-3, полк убывает на Сталинградский фронт. Сразу же проявляются высокие лётные качества Абрамишвили. За короткий срок он довёл количество сбитых самолётов до 8, совершив более 100 боевых вылетов. Грудь отважного воздушного бойца украсили 2 ордена Красного Знамени.

В конце Ноября 1942 года в жестоком воздушном бою в районе Рынка Н. Абрамишвили сбил 2 самолёта Ме-109, но сам получил ранение в ногу. В неимоверно тяжёлых обстоятельствах он не потерял самообладания, мастерски посадил изрешечённый самолёт. Врачи не разрешили ему летать, направили в госпиталь, но он не оставил боевых товарищей, родной аэродром.

Как мучительно переживал он вынужденное бездействие !   Всё время ковылял с палочкой по аэродрому, провожая и встречая боевых друзей, жадно расспрашивая о том, что делается в воздухе.

В дни тяжелейших боёв с фашистскими захватчиками отважный сокол вступает в ряды КПСС. Газета "Стальные крылья" писала:

"...Герой Отечественной войны Старший лейтенант Н. Г. Абрамишвили, имеющий на своём счету 10 сбитых вражеских самолётов, пишет в заявлении: "...Хочу уничтожать немецких стервятников, будучи в рядах великой партии коммунистов... Буду драться с врагом не жалея ни сил, ни крови, ни самой жизни ради освобождения Родины от гитлеровской нечисти".

30 Ноября 1942 года, вылетев на разведку, наши истребители во главе с командиром эскадрильи С. Жуковским встретили большую группу фашистских самолётов. Об этом ведущий передал на свой аэродром. В воздух были подняты все самолёты полка. Взмыл в небо и Николай Абрамишвили, который всё-таки добился права на вылет от командира части, убедив его в своём выздоровлении.

Над окружённой группировкой противника завязался воздушный бой. Израсходовав боеприпасы, одни уступали место другим. Героем этого боя был Николай Абрамишвили. Он дерзко и совершенно непредвиденно атаковывал врага, открывая огонь с предельно короткой дистанции, цель разил наверняка. Но вдруг и его самолёт вспыхнул. Командир эскадрильи знал, что выбрасываться с парашютом на территорию, занятую врагом, - равносильно смерти. Но если умирать, то так же геройски, как жил... В последний раз взмыл его "ястребок" в огненное небо Сталинграда и факелом ринулся вниз на скопление боевой техники и живой силы врага...

Так, повторив подвиг Н. Ф. Гастелло, пал смертью храбрых на поле боя сын грузинского народа, защищая русский город на Волге. Лётчики полка дали клятву беспощадно мстить врагу за дорогого боевого товарища.

В Сентябре 1995 года Николай Георгиевич Абрамишвили посмертно был удостоен звания Героя Российской Федерации.

*     *     *

К Ноябрю 1942 года крупнейшие сражения Второй Мировой войны - Сталинградская битва и битва за Кавказ, которые проходили одновременно и в тесной оперативно - стратегической связи, достигли наибольшего напряжения. В начале Ноября сражение на Волге принимало всё более ожесточённый характер. Немецкие войска непрерывно штурмовали Сталинград.

В такой сложной обстановке на фронте в Сталинградской области начал формироваться 2-й смешанный авиационный корпус РВГК, командиром которого был назначен Герой Советского Союза Генерал - майор И. Т. Ерёменко. В его состав входили 201-я, 235-я истребительные, 214-я штурмовая авиационные дивизии   (по 3 полка в каждой)  и специальные подразделения. Дивизиями соответственно командовали Полковники А. П. Жуков, И. Д. Подгорный и С. У. Рубанов.

К 19 Ноября 1942 года 2-й смешанный авиационный корпус имел более 300 лучших по тому времени самолётов Як-1, Як-7б, Ла-5, Ил-2 и являлся мощным оперативно - тактическим соединением. За один боевой вылет корпус мог израсходовать по врагу свыше 100 тонн авиабомб различных калибров, около 1000 реактивных снарядов, свыше 200 000 единиц пулемётно - артиллерийского боеприпаса.

Основу корпуса составлял опытный, закалённый в боях командный, политический, лётный и инженерно - технический состав, принимавший активное участие в боевых действиях на Ленинградском, Калининском, Западном, Юго - Западном, Сталинградском и других фронтах.

201-я истребительная авиационная дивизия после переформирования имела в штате 13, 236 и 437-й истребительные авиаполки, командирами которых были Майоры Я. К. Лышков, П. А. Антонец, М. С. Хвостиков. Многие лётчики этих полков были замечательными воздушными бойцами и имели на своем счету по нескольку сбитых самолётов противника. Офицеры Н. Г. Абрамишвили, С. А. Белоусов, А. М. Герасимов, Л. В. Дема, С. Я. Жуковский, В. Ф. Мистюк и другие стали командирами эскадрилий. Личный состав частей к этому времени приобрёл ценнейший боевой опыт, но среди него была и необстрелянная молодёжь.

13-й и 437-й авиационные полки получили и освоили в кратчайший срок новые высококлассные истребители Ла-5, 236-й авиаполк летал на усовершенствованных истребителях Як-1.

Рано утром 26 Ноября 1942 года штурман 13-го авиаполка Капитан С. М. Петухов, командир эскадрильи Капитан Н. Г. Абрамишвили, помощник командира полка Старший лейтенант И. В. Новожилов и пилот старший сержант А. Ф. Перепелов вылетели на сопровождение четвёрки Ил-2 в район Рынка.

Очень скоро 8 немецких истребителей встретили группу штурмовиков у линии фронта. К цели пришлось пробиваться с боем. "Ильюшины" всё же выполнили задачу - отштурмовались. Все попытки истребителей противника атаковать "Илы" вовремя пресекались летчиками прикрытия. В завязавшейся короткой схватке Петухов и Новожилов сбили по одному самолёту Ме-109. Несмотря на это, немцы не отстали от наших штурмовиков и на обратном маршруте. Атака следовала за атакой.

Абрамишвили, отражая удары фашистов, умело "вывел" один Ме-109 под огонь И. Новожилова. Мощная очередь разрывных снарядов срезала хвостовое оперение "Мессера", он начал падать и разламываться. Но вот Абрамишвили самому удалось зайти в хвост неприятельскому истребителю и выпустить в него длинную очередь. Тот, описав крутую дугу, вспыхнул и врезался в землю. А в это время пара Ме-109 атаковала самолёт комэска. Абрамишвили ловко увернулся и с присущим ему бесстрашием пошел в лобовую атаку на врага, в которой поджег ещё один Ме-109. Это был 9-й вражеский самолёт, сбитый Капитаном Н. Г. Абрамишвили.

Бой закончился. Но никто тогда не знал, что комэск ранен в ногу и что, не потеряв самообладания, он посадил изрешечённый самолёт на правом берегу Волги. И какова была радость однополчан, когда на следующий день Капитан Абрамишвили пришёл в часть - раненный, измученный, но с планшетом и пистолетом на боку и с парашютом за плечами. Он подробно доложил командиру полка о выполнении задания. Майор Я. К. Лышков внимательно выслушал Абрамишвили, затем по-братски обнял ею и поздравил с очередной победой.

Н.Г.Абрамишвили.

Кончился боевой день. Сумерки. Холодно. Вьюга. Вблизи командного пункта выстроился личный состав полка. Звучит команда: "Под Знамя, смирно !"

Командир 13-го авиационного полка Я. К. Лышков приказал героям дня во главе с Капитаном Н. Г. Абрамишвили выйти из строя. От имени Родины Майор Я. К. Лышков поблагодарил отличившихся лётчиков и авиационных специалистов, призвал всех следовать их примеру.

К этому времени Николай Абрамишвили имел свыше 150 боевых вылетов и 9 сбитых самолётов противника. Впереди его ждали новые бои...

За период с 20 Ноября 1942 года по 15 Апреля 1943 года лётчики 201-й авиационной дивизиии произвели 6598 боевых вылетов, уничтожили и повредили в воздушных боях и на аэродромах свыше 200 самолётов противника.

Но были потери и у нас. В небе над Волгой и Доном сложили свои головы 39 отважных соколов дивизии, в том числе заместитель командира 437-го авиаполка Майор Ф. А. Халявкин, командир эскадрильи Капитан Н. Г. Абрамишвили, заместитель командира эскадрильи П. С. Вишневский; командиры звеньев Н. М. Заикин, К. Б. Ушаков, И. Е. Храменков; пилоты Н. Г. Дзера, И. К. Елисеев, В. И. Питалев, Е. А. Румянцев, В. Т. Шестак и другие.

Никогда не забудут ветераны дивизии имен павших героев. Свято чтят память о них и все знавшие их люди. Имя отважного сокола Николая Абрамишвили увековечено на его родине, в солнечной Грузии. В селе Ахалдаба Боржомского района, где прошла юность лётчика, установлен обелиск.

(Из материалов книги П. М. Бойкова - "На главных направлениях".)
*     *     *

Список всех известных побед Капитана Н. Г. Абрамишвили:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
131.07.1942 г.1  Ме-109СталинградЛаГГ-3, Ла-5.
201.08.1942 г.1  Ме-110Сталинград
302.08.1942 г.1  Ме-109Сталинград
408.08.1942 г.1  Ju-88Сталинград
51  Ме-109  (в паре - 1 / 2)Сталинград
609.08.1942 г.2  Ме-109Сталинград
726.11.1942 г.2  Ме-109Рынок  (Сталинград)

      Всего сбитых самолётов - 8 + 1.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz