Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Батырев Пётр Михайлович

П.М.Батырев.

Родился 1 Марта 1918 года в деревне Чулпаново, ныне Подольского района Московской области, в семье крестьянина. Окончив школу ФЗУ, работал токарем на заводе в Подольске. С 1938 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Борисоглебскую военнную авиационную школу пилотов.

С Февраля 1942 года в действующей армии. Сражался в составе 249-го истребительного авиаполка. Летом 1944 года произвёл разведку вражеской обороны и переправ противника на реках Проня, Днепр, Березина, эшелонов врага на железной дороге Могилёв - Орша, вражеской группировки, окружённой западнее Шклова; ударами с воздуха нанёс противнику большой урон.

К началу Августа 1944 года помощник командира по воздушно - стрелковой службе 163-го Гвардейского истребительного авиационного полка   (229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт)  Гвардии капитан П. М. Батырев совершил 330 боевых вылетов, из них 18 на штурмовку и 212 на разведку. Участвовал в 52 воздушных боях, лично сбил 5 самолётов противника и 1 в группе. 30 Сентября 1944 года погиб в авиационной катастрофе.

23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Похоронен у посёлка городского типа Желудок Щучинского района Гродненской области. На могиле Героя поставлен памятник.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

В наградном листе на присвоение звания Героя Советского Союза, подписанном командующим 4-й Воздушной армией Генерал - полковником авиации К. А. Вершининым, говорится, что Гвардии капитан, помощник командира по воздушно - стрелковой службе 163-го Гвардейского истребительного полка 229-й истребительной авиационной Таманской дивизии П. М. Батырев - "самый опытный разведчик". В документе отмечено, что в части считают его мастером воздушной разведки и аэрофотографирования целей противника и что вся боевая работа Гвардии капитана Батырева свидетельствует о безграничной преданности Родине, о беспримерной храбрости и мужестве, о способности воевать не числом, а умением. "Он жадно рвётся в бой для быстрейшего разгрома врага", - говорится в наградном листе.

П. М. Батырев родился в 1918 году в Подмосковье - в деревне Чулпаново Подольского района. Его отец работал на одном из заводов города. По окончании 7 классов подольской средней школы № 2, Батырев поступил в ФЗУ Подольского механического завода. Окончив училище, он стал работать токарем на том же заводе. Одновременно учился в аэроклубе. В 1938 году Батырев стал курсантом Борисоглебской военной авиационной школы. Так началась его лётная жизнь.

После окончания авиационной школы Младший лейтенант П. Батырев участвует в войне с белофиннами.

Великая Отечественная война застает его на Кавказе. Полк, в котором он служил, принимает участие в тяжёлых боях за Крым. Выполняя боевые задания, П. Батырев всегда проявлял находчивость, смекалку, отвагу. Вылетая в разведку, давал точные данные о месторасположении противника, скоплении его войск, производил аэрофотографирование его целей, а если требовалось, он смело вступал в бой с вражескими самолётами. Так, 30 Сентября 1942 года Батырев вместе со своими боевыми товарищами, сопровождая штурмовиков, встретился с истребителями противника. Завязался воздушный бой, в ходе которого он сбил фашистский самолёт. В боях Батырев дважды был ранен.

О его подвигах свидетельствуют строки наградного листа... 3, 4, 5 Октября 1943 года - ответственные разведывательные полёты. Несмотря на сильный заградительный зенитный огонь, он на бреющем полёте обнаружил и точно установил линию обороны фашистов, расположение 4-х батарей, а также 11 судов противника. Все эти данные немедленно были переданы по радио на командный пункт полка. Последовал массированный удар нашей артиллерии. Противник понёс большие потери.

1 Января 1944 года П. М. Батырев выполнял специальное задание командующего 1-й Приморской армией И. Е. Петрова по разведке южного берега Азовского моря и Керченского полуострова. На участке Тархан - Булганак он вскрыл всю систему инженерных сооружений противника, расположение его окопов, дзотов, наблюдательных пунктов, артиллерийских и минометных позиций. Одновременно Батырев тщательно разведал указанный участок берега с точки зрения пригодности для высадки морского десанта. Задание Генерала И. Е. Петрова было выполнено отлично, и на этом участке через несколько дней был высажен десант советских войск.

Много успешных разведывательных полётов совершил отважный лётчик в период битвы за Днепр и освобождение Украины. Он храбро сражался на 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. За период Великой Отечественной войны П. М. Батырев произвёл более 360 боевых вылетов. Проведя более 50 воздушных боёв, лично сбил 6 самолётов противника и 2 - в составе группы.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 5 личных и 1 групповую победы. ]

30 Сентября 1944 года Пётр Михайлович Батырев погиб в авиационной катастрофе. Он был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 Февраля 1945 года П. М. Батыреву было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.

Ныне в Подольске одна из улиц названа именем П. М. Батырева. На фасаде дома, где жил Герой, установлена мемориальная доска.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана П. М. Батырева:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
112.11.1943 г.1  Ju-87КезыЯк-1, ЛаГГ-3, Ла-5.
21  Ju-87Катерлез
307.05.1944 г.1  FW-190юж. Балаклава
426.07.1944 г.1  FW-189сев - вост. Сураж

      Всего сбитых самолётов - 5 + 1  [ 4 + 9 ];  боевых вылетов - 362;  воздушных боёв - 53.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz