Чупиков Павел Фёдорович - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953. Russian Fighter Aces of 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Чупиков Павел Фёдорович

Чупиков Павел Фёдорович

Родился 21 декабря 1913 года в Ташкенте  (Узбекистан)  в семье рабочего. Окончил 7 классов средней школы. Работал на Ташкентском паровозоремонтном заводе. С 1931 года в рядах Красной Армии. В 1932 году окончил Вольскую военную школу авиационных техников, а в 1940 году - Качинскую военную авиационную школу пилотов. Участник боёв с японскими захватчиками у озера Хасан в 1938 году.

С июня 1941 года капитан П. Ф. Чупиков на фронтах Великой Отечественной войны. По июль 1942 года служил в 170-м ИАП; по ноябрь 1943 года - в 40-м ИАП  (41-м ГвИАП); по март 1944 года - в Управлении 8-й ГвИАД; по май 1945 года - в 19-м ИАП  (176-м ГвИАП).

К июню 1944 года командир 19-го истребительного авиационного полка  (16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт)  Гвардии полковник П. Ф. Чупиков совершил 388 боевых вылетов, в 72 воздушных боях сбил лично 11 и в группе 6 самолётов противника.

19 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны командир 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии полковник П. Ф. Чупиков выполнил 437 боевых вылетов. Проведя 77 воздушных боёв, сбил 14 вражеских самолётов лично и 6 в группе.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году окончил Военную академию Генерального штаба. Был генерал - инспектором Главной инспекции Министерства Обороны СССР. С 1976 года генерал - полковник авиации П. Ф. Чупиков - в запасе. Жил в Москве. Умер 23 июня 1987 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

За годы службы награждён орденами: Ленина  (четырежды), Октябрьской Революции, Красного Знамени  (пять), Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды  (четырежды); медалями.

*     *     *

В 1931 году 18-летним юношей Чупиков добровольно вступил в Красную Армию. Через год он уже учился в военно - технической школе, после окончания которой прошёл путь от техника до инженера эскадрильи. В 1938 году принимал участие в боях у озера Хасан и был награждён орденом Красной Звезды. В 1940 году сбылась его мечта стать лётчиком. После окончания Качинской школы лётчиков он получил путёвку в небо.

С начала войны и до дня победы Чупиков был на фронте. В марте 1944 года он был назначен командиром прославленного 19-го ИАП, который комплектовался первоклассными лётчиками - асами.

Для Павла Фёдоровича Чупикова особенно памятен август 1944 года: он получил звание полковника и стал Героем Советского Союза, а 19-й ИАП, которым он командовал, был преобразован в 176-й Гвардейский ИАП и награждён орденом Александра Невского.

За годы войны лётчики полка совершили около 9000 боевых самолёто - вылетов, провели 750 воздушных боёв и уничтожили 445 вражеских самолётов. Сам П. Ф. Чупиков выполнил более 500 боевых вылетов и в 77 воздушных боях лично сбил 14 и в группе 6 самолётов противника  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 11 личных и 3 групповые победы лётчика. ]  В авиаполку было более 10 Героев Советского Союза. Лётчики 19-го ИАП совершили много славных дел, за что полк был преобразован в 176-й Гвардейский, получил почётное наименование "Проскуровский" и был награждён 3 боевыми орденами.

Ла-7 П.Ф.Чупикова

Самолёт Ла-7 командира 176-го ГвИАП полковника П. Ф. Чупикова. 1945 год.

Свои последние победы Павел Чупиков одержал весной 1945 года, в период боёв на Берлинском направлении. Некоторые эпизоды с его участием нашли своё отражение в известной книге "16-я Воздушная":

"...Ожесточённость боёв в воздухе нарастала с каждым днём. 11 марта 1945 года произошло 74 боя, в которых наши лётчики сбили 56 самолётов. Победы в воздухе одержали генерал Е. Я. Савицкий, полковник П. Ф. Чупиков, старший лейтенант Н. С. Руденко, лейтенанты Н. М. Христинин и С. П. Шпуняков  (265-я ИАД), И. Ф. Кривобок, В. С. Ткаченко и Д. И. Суслов   (278-я ИАД)  и другие.

23 апреля истребительные соединения провели 40 воздушных боёв и уничтожили 25 вражеских самолётов. Две победы в воздухе одержал лейтенант В. Г. Ермохин - лётчик 265-й ИАД. По одному самолёту сбили командир 176-го Гвардейского ИАП Герой Советского Союза полковник П. Ф. Чупиков, майоры В. В. Климов и Л. Н. Слизень, капитаны И. Д. Дугин и И. И. Щербаков, старший лейтенант Серов, лейтенанты А. А. Лазарев и И. Е. Сидоренко, младшие лейтенанты И. И. Жадам, Н. П. Прядко и многие другие лётчики".

После войны П. Ф. Чупиков командовал авиационными соединениями. Затем окончил Военную академию Генерального штаба, командовал авиацией округа, руководил боевой подготовкой ВВС. За боевые подвиги и безупречную службу он награждён "Золотой Звездой", тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени и многими медалями. Долгое время Генерал - полковник авиации Павел Фёдорович Чупиков продолжал службу в Главной инспекции МО СССР.

*     *     *

Вся семья - и стар и млад - ждали того памятного дня с понятным нетерпением. Радость - то какая !   Сбылась мечта деда и внука: Сергей отменно сдал государственные экзамены, защитил диплом лётчика - инженера. Без 5 минут лейтенант !   По поводу этого события и нагрянули из Москвы в Волгоград Чупиковы - старшие: дед - Павел Фёдорович, Герой Советского Союза, генерал - полковник авиации, и отец - Вячеслав Павлович, полковник - инженер ВВС.

Счастливее Сергея среди выпускников, наверное, не было. И не только потому, что в столь торжественный день рядом с ним находились самые близкие и родные люди. Он знал, что предстоит ещё событие. Накануне ему "по секрету" сообщили: диплом с отличием получишь из рук деда, воспитанника родной "Качи" образца 1940 года...

Крылья "Качи"... Разве можно ими не гордиться ?!   Выпускниками этого прославленного авиационного вуза были трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин и лётчики - космонавты Владимир Шаталов, Валерий Быковский... В разные годы здесь учились 8 будущих маршалов авиации и 200 авиационных генералов. Училище дало Родине 280 Героев Советского Союза, 13 из которых отмечены медалью "Золотая Звезда" дважды.

По стопам отцов пошли многие сыновья. До войны в "Каче" учился будущий известный лётчик - испытатель В. А. Степанчёнок. В 1943 году Василий Андреевич погиб. Вскоре после войны в училище поступил его сын Владимир, а затем стал курсантом и младший в семье - Валерий...

И вот дед Павел Фёдорович Чупиков вручает диплом лётчика - инженера внуку. Он будто дарит ему ключи от неба, передаёт свой фронтовой планшет и жизненный опыт в наследство.

Что знает Сергей о жизни своего деда ?   В общих чертах, наверное, достаточно много - ещё в школе перечитал все книги, где упоминается его имя. Прочитал и немало был удивлён, когда узнал, что ещё на фронте - дед этого никогда не подчёркивал - его заместителем был Иван Никитович Кожедуб, что под руководством деда легендарный лётчик осваивал первые серийные реактивные истребители...

Впечатляли и итоги боевой работы "Маршальского авиаполка"   (полк непосредственно подчинялся командующему ВВС Главному маршалу авиации А. А. Новикову), которым дед командовал с марта 1944 года до Дня Победы. Около 9000 боевых самолёто - вылетов !   750 воздушных боёв !   455 уничтоженных вражеских самолётов !   Полк был преобразован в Гвардейский, награждён тремя боевыми орденами, получил почётное наименование - Проскуровский.

Но всё это лежало, так сказать, на поверхности, было доступно каждому. Как и сведения о личном вкладе деда в общую победу: 437 боевых вылетов, сотни полётов на штурмовку и воздушную разведку, 22 победы в воздушных боях, о его безупречной послевоенной службе на многих ответственных постах.

А в деталях что ему было известно ?   Мало, до обидного мало. Дед не любит рассказывать о себе. Только в "Каче", к примеру, Сергей осознал, чего стоило Павлу Фёдоровичу, инженеру эскадрильи, награждённому орденом Красной Звезды за участие в боях у озера Хасан, стать лётчиком - истребителем. Сказал об этом как - то деду.

- Да, 9 годков шёл я к своей мечте, - ответил Павел Фёдорович. - Шёл, верил и настойчиво добивался. Знаешь, как говорят в народе ?   Каждый человек - кузнец своего счастья. То-то и оно. Посмотри на своего отца. Он, по - моему, с пелёнок мечтал стать инженером. Но ни разу у меня помощи не попросил, мол, сам с головой. И стал инженером, окончил Академию имени Жуковского. Между прочим, ему больше повезло, чем тебе: "крещение небом" он получил ещё первоклашкой.

Сергею вспомнились рассказы отца о первых послевоенных годах, которые, как правило, проходили на даче, расположенной рядом с аэродромом, где в 1949 году дед вслед за дважды Героем Советского Союза Е. Я. Савицким повёл на воздушный парад пятёрку реактивных истребителей. Даже в выходные дни здесь чувствовались дыхание аэродрома, его неповторимый аромат.

- Соскучились фронтовики по семьям, - говорил Вячеслав Павлович, - особенно по ребятишкам. Ну и, конечно, баловали как могли. Бывало, кончаются полёты, а мы тут как тут. В полку был маленький трофейный самолётик. На нём - то и катали нас над аэродромом. Мне "провозной", помнится, дал Герой Советского Союза, как мы тогда его звали, дядя Саша Куманичкин...

Чупиков Павел Фёдорович

Однако подобные разговоры с отцом случались не так уж часто. Мальчишка военной поры, Вячеслав Павлович хорошо помнил то суровое время, но научно - техническая революция, стремительное развитие космонавтики, возраст сына, наконец, рождали новые темы для бесед. И всё-таки одна из тех тем: главное дело мужчины - Родину защищать, подспудно оставалась центральной.

- Нет, нет, - вспоминает те годы Вячеслав Павлович, - я никогда не навязывал сыну свою волю в выборе профессии, но очень хотел, чтобы он стал военным. Другое дело дед: он спал и видел внука в стенах родной для него "Качи". Мне кажется, эта идея у него созрела ещё тогда, когда Сергей пошёл в 1-й класс. Ведь именно в тот год групповой многосуточный полёт космических кораблей "Союз-6, 7 и 8" возглавил Владимир Шаталов...

- Вот она, наша смена ! - помнится, ликовал Павел Фёдорович. - Крылья "Качи" расправились и в космосе !..

Однако вернёмся к Чупикову - младшему. К моменту окончания 8-го класса мечта деда и внука выкристаллизовалась окончательно. Но тут возник вопрос: где учиться дальше ?

Вячеслав Павлович категорически стоял за суворовское училище.

- Не пущу, - воспротивилась мать. - Ребёнок потеряет 2 года детства.

- Какой же он ребенок ? - не сдавался отец. - В годы войны его сверстники по 12 часов стояли у станков, давая фронту продукцию. В суворовском он быстрее станет самостоятельным, приобретёт опыт.

Предположения Вячеслава Павловича сбылись. За 2 года в суворовском училище Сергей заметно повзрослел, возмужал, подтянулся, окреп физически. Прилежание в учёбе помогло ему поступить в "Качу", где более 40 лет назад овладевал лётным мастерством дед.

И вот Сергей доложил по телефону:

"Принят кандидатом в члены партии, вместе с другими молодыми лётчиками сдал экзамены на 3-й класс".

Хороший подарок Чупиковым - старшим к Дню Победы !

(Из сборника - "Творцы Победы. От рядового до маршала".  Издательство "Советская Россия", 1987 год.)
*     *     *

Список известных побед Гвардии полковника П. Ф. Чупикова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
125.06.1941 г.1  FW-57  (в группе - 1 / 5)ЛепельИ-16, ЛаГГ-3,

Ла-5, Ла-7.

201.07.1941 г.2  Ju-88  (в группе - 2 / 6)аэродром Могилёв
306.09.1941 г.1  Ju-88южнее Бориславль
402.10.1941 г.1  Ju-88северо - западнее Светлодолинская
517.02.1943 г.1  планерюго - восточнее Темрюк
606.07.1943 г.1  аэростат  (в паре - 1 / 2)район Курска
726.09.1943 г.1  Ju-87северо - западнее Зарубенцы
815.04.1944 г.1  FW-190Настасув
919.07.1944 г.1  FW-190Руда
1009.03.1945 г.1  Ме-109юго - восточнее Альтдамм
111  FW-190юго - восточнее Фрауэнхоф
1211.03.1945 г.1  FW-190юго - западнее Альтдамм
131  FW-190южнее Альтдамм
1423.04.1945 г.1  FW-190северная окраина Берлина

      Всего сбитых самолётов - 11 + 3  (+ 1 аэростат наблюдения в паре);  боевых вылетов - более 500.



Дополнительная информация о П. Ф. Чупикове.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz