Анатолий Алексеевич Елдышев - советский военный летчик Герой Советского Союза. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Елдышев Анатолий Алексеевич

А.А.Елдышев.

Родился 20 Апреля 1922 года в деревне Варваровка, ныне Медынского района Калужской области, в семье крестьянина. С 1930 жил в городе Коломне   (Московская область). Образование среднее. С 1940 года в Красной Армии. Окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года сержант А. А. Елдышев в действующей армии. По Сентябрь 1941 года служил в составе 16-го ИАП, летал на МиГ-3; по Январь 1942 года - 565-м ИАП; по Сентябрь 1942 года - в 487-м ИАП; по Декабрь 1943 года - в 910-м ИАП, где летал уже на "Яках".

К Маю 1943 года лётчик 910-го истребительного авиационного полка   (101-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО страны)  Лейтенант А. А. Елдышев совершил 272 боевых вылета, в 17 воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 7 самолётов противника. Часто принимал участие в боях с многократно превосходящим противником. Несколько раз в составе 6 истребителей вступал в бой с 20 - 30 FW-190.

9 Октября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил около 300 боевых вылетов. В 25 воздушных боях сбил 15 вражеских самолётов лично и 7 в группе с товарищами.

17 Декабря 1943 года погиб в бою под Киевом. Похоронен в селе Ивановка Белоцерковского района Киевской области.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени; медалями. Бюст Героя установлен в Коломне, мемориальная доска - на здании Коломенского аэроклуба.

*     *     *

В Ноябре 1940 года после окончания военной авиационной школы Анатолий Елдышев был направлен в авиачасть для дальнейшего прохождения службы.

В годы Великой Отечественной войны, находясь на переднем крае борьбы с врагом, пилот проявлял неизменный героизм и отвагу.

С начала войны по Май 1943 года Елдышев совершил 272 боевых вылета и провёл 17 воздушных боёв, во время которых сбил 18 самолётов врага - 11 - лично и 7 - в группе.

Только за период с 15 Апреля по 23 Мая 1943 года, когда полк базировался в районе Курска, Елдышев совершил 32 боевых вылета. За это время с боевыми друзьями он провёл 8 воздушных боёв с превосходящими силами противника, сбил при этом 14 самолётов врага, из них 7 - лично. Были случаи, когда бесстрашный лётчик в составе 6 наших истребителей дрался в воздушных боях против 20 - 30 FW-190, и наши воины неизменно выходили из этих боёв победителями.

Летом 1943 года немецкое командование планировало развернуть новое наступление на советско - германском фронте. Главный удар оно решило нанести в районе Курска, где в результате наступления советских войск зимой этого года образовался Курский выступ. Для обеспечения успеха наступления под Курском противник принял меры к тому, чтобы создать мощную авиационную группировку и вновь захватить инициативу в воздухе. На советско - германский фронт были переброшены многие авиационные соединения из Германии и других театров войны. В результате этого в районах Орла, Белгорода и Харькова образовалась значительная группировка авиации, состоявшая из соединений 4-го и 6-го Воздушных флотов общей численностью свыше 2000 самолётов.

Создание надёжной противовоздушной обороны железнодорожных узлов и коммуникаций на Курском выступе от налётов вражеской авиации было задачей огромной важности, от решения которой в значительной степени зависел успех подготовки наших войск к срыву летнего наступления немецких войск и разгрому их ударных группировок. Эта задача была возложена Ставкой на Войска противовоздушной обороны страны.

При подготовке наступления на Курской дуге противник произвёл на железнодорожный узел Курск два массированных налёта  (22 Мая и 2 Июня), в которых принимало участие около 1050 самолётов.

В налёте 22 Мая участвовало до 170 самолётов противника. При отражении этого налёта отличились лётчики 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Лейтенант А. А. Елдышев, например, первым врезался в строй немецких бомбардировщиков и сразу же сбил Ju-87. Развернувшись, он точным огнём поджёг второй "Юнкерс", который взорвался на собственных бомбах. Заметив третьего "Юнкерса", пытавшегося уйти с поля боя, А. А. Елдышев стремительно пошёл в атаку. В это время появились 4 Ме-109F. А. А. Елдышеву грозила опасность, но на помощь ему поспешил Старший лейтенант Н. Л. Часнык, и 3-й Ju-87 был сбит. По 2 самолёта противника сбили лётчики Н. В. Подковщиков, В. И. Малахов и Н. В. Борисенко.

Всего при отражении налёта на Курск 22 Мая воины ПВО совместно с лётчиками фронтовой авиации уничтожили 65 вражеских самолётов, 9 из них сбили зенитчики.

Ценой любых потерь немецкое командование решило разрушить железнодорожный узел Курск. С этой целью враг организовал налёт 2 Июня - один из самых крупных за время Великой Отечественной войны. Он осуществлялся соединениями немецкой авиации, базировавшимися на Орловском и Донецком аэродромных узлах. Налёт начался в 4:39 и закончился в 14:50. Самолёты противника шли к объекту 5-ю эшелонами  (от 25 до 167 самолётов в каждом)  с дистанцией между эшелонами по времени от 1 до 3 часов. Подход к объекту совершался с разных направлений на высотах от 1500 до 7000 метров.

На перехват первого эшелона поднялось 53 истребителя 16-й Воздушной армии Центрального фронта и 42 истребителя 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Фронтовая истребительная авиация связала боем истребителей сопровождения и атаковала бомбардировщиков севернее Фатежа.

Лётчики 101-й ИАД ПВО атаковали отдельные группы бомбардировщиков на подступах к Курску. В результате успешных действий истребительной авиации были рассеяны и частично уничтожены 5 групп бомбардировщиков противника; в зону огня зенитной артиллерии прорвались лишь около 30 бомбардировщиков. Шестой группе в количестве 24 бомбардировщиков удалось обойти район воздушных боёв и без потерь проникнуть к железнодорожному узлу, но здесь она была встречена огнём зенитнй артиллерии.

Второй эшелон состоял из 20 бомбардировщиков под прикрытием 5 истребителей. Его обнаружили в 6:32 к югу от Курска. Для борьбы с ними направили 16 самолётов 101-й ИАД ПВО. Они атаковали противники на подступах к Курску и сбили 8 машин.

Третий эшелон обнаружили в 8:25 северо - западнее Курска. Oн насчитывал 100 бомбардировщиков, шедших 5-ю группами под прикрытием 50 истребителей. Через несколько минут в воздух поднялись 51 истребитель 16-й Воздушной армии и 10 самолётов 101-й ИАД ПВО. Воздушный бой начался северо - западнее Фатежа и проходил вплоть до зоны огня зенитной артиллерии, к которой прорвалось около 55 бомбардировщиков.

Четвёртый и пятый эшелоны  (167 бомбардировщиков и 14 истребителей)  наносили удар по Курску с юга и юго - запада. Бомбардировщики шли на большой высоте  (6000 - 7000 метров)  несколькими группами под прикрытием истребителей. Против них сражалось 205 истребителей. Однако им не удалось перехватить все эти группы. Около 100 бомбардировщиков нанесли удар по объектам железнодорожного узла. Всего в дневном налёте на Курск 2 Июня участвовало 543 самолёта, из них бомбардировщиков - 424 и истребителей - 119.

В ночь на 3 Июня немцы провели ночной налёт. Их самолёты шли непрерывным потоком, заходя на объект с разных сторон группами в 3 - 5 самолётов и по одному. В ночном налёте участвовало до 300 самолётов.

Всего при отражении налёта 2 Июня Войска ПВО страны совместно с силами и средствами войсковой ПВО уничтожили 145 самолётов. Немецкой авиации, несмотря на отчаянные усилия, но удалось разрушить железнодорожный узел. Основные элементы узла сохранились, и уже через 12 часов после окончания ночного налёта его работа возобновилась.

Мужественно и стойко сражались с врагом лётчики истребительной авиации ПВО страны. В ожесточённых боях 2 Июня они сбили 54 самолёта противника. Заместитель командира полка по политчасти Герой Советского Союза Майор В. Ф. Башкиров в 5 воздушных боях сбил 2 самолёта противника, Лейтенант А. А. Елдышев, Капитан Б. Я. Терновой - по 4, Капитан П. П. Калюжный, Старший лейтенант М. П. Старжинский - по 3, сержант С. Г. Яковенко сбил 2 самолёта противника. В этом бою отличились также лётчики Старшие лейтенанты Г. К. Гультяев, Н. Н. Кузнецов, Лейтенанты М. М. Митенков, К. Ф. Карпов и многие другие.

Командующий 16-й Воздушной армией Генерал - лейтенант авиации С. И. Руденко после боя заявил, что он много наблюдал воздушных боёв, но такого упорства, такой стремительности, такого мужества в борьбе в воздухе ещё не видел.

Понеся тяжелые потери и не достигнув намеченной цели, противнику пришлось отказаться от массированных ударов и перейти к ночным действиям небольшими группами самолётов.

В итоге боевых действий Войска ПВО страны в тесном взаимодействии с истребительной авиацией и зенитной артиллерией Центрального и Воронежского фронтов сорвали планы немецкого командования по выводу из строя железнодорожных коммуникаций наших войск на Курском направлении.

За отличное выполнение боевых задач по противовоздушной обороне объектов Курского выступа 487-й и 910-й истребительные авиационные полки ПВО были преобразованы в 146 и 148-й Гвардейские.

17 Декабря 1943 года погиб в бою под Киевом. К тому времени Старший лейтенант А. А. Елдышев выполнил около 300 боевых вылетов. В 25 воздушных боях сбил 15 вражеских самолётов лично и 7 в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 11 личных и 7 групповых побед. ]

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенаента А. А. Елдышева:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
101.08.1942 г.1  Ju-88ТишанскаяМиГ-3, Як-1,

Як-7, Як-9.
211.08.1942 г.1  Ju-88Поворино
329.08.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 4)Таловая
405.03.1943 г.1  Do-215  (в паре - 1 / 2)хут. Успенский
507.05.1943 г.1  FW-190Малоархангельск
610.05.1943 г.1  FW-190  (в паре - 1 / 2)Ольховатка
711.05.1943 г.1  Ju-87Черемисиново - Ольховатка
817.05.1943 г.1  Ju-88ст. Свобода
922.05.1943 г.2  Ju-87Останкино
101  FW-190Останкино
111  Ju-87Дуброво
1202.06.1943 г.1  Do-217ст. Букреевка

       Сбитых самолётов - 11 + 7  [ 10 + 3 ];  боевых вылетов - около 300;  воздушных боёв - около 20.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz