Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Фаткулин Фарит Мухаметзянович

Ф.М.Фаткулин.

Он родился 17 Марта 1914 года в Казани, в семье приказчика купцов Бахтеевых. В семье было 6 детей, Фарит был младшим из них. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества. В 1931 - 1932 годах работал учеником кондитера на фабрике "Заря". С 1932 года в рядах Красной Армии. По комсомольскому набору поступил в 7-ю Сталинградскую военную школу пилотов, которую окончил в 1934 году, направлен в Ленинградский военный округ. Молодой лётчик обладал отличной техникой пилотирования и настойчивым характером, поэтому быстро получил признание в полку. Вскоре его назначили командиром звена, присвоили звание Старший лейтенант.

Около 8 месяцев он провёл в Китае, выполняя правительственное задание по оказанию интернациональной помощи китайскому народу. Вернулся оттуда Капитаном, командиром эскадрильи.

Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войне. Он первым в эскадрилье открыл счёт сбитым самолётам противника. После финской войны все лётчики эскадрильи были представлены к боевым наградам, командиру в Кремле вручен орден Красной Звезды.

Великая Отечественная война застала Фаткулина под Москвой. В то время он был командиром отдельной эскадрильи при управлении 44-й истребительной авиационной дивизии ВВС 6-й армия Юго - Западного фронта. Летал на И-153.

Однако, ещё за неделю до войны в районе Луцка он сбил немецкий самолёт. Этот поступок наделал много шума, так как между Советским Союзом и Германией был заключён пакт о ненападении. Фаткулину грозил суд военного трибунала, но началась война и дело замяли...

После разгрома немцев под Москвой эскадрилью перебросили на южный участок фронта. Отправив жену и детей из Ростова-на-Дону в Казань, Фаткулин приступил к совершенствованию тактики боя.

Эскадрилья Фаткулина, овладев тактикой штурмовых ударов, стала грозой для пехоты и артиллерии противника. Ей поручались самые сложные боевые задания. На каждого лётчика - истребителя эскадрильи Фаткулина приходилась предельная нагрузка. По 2 - 3 боевых вылета в день совершали лётчики в тот напряжённый период. Часто приходилось вылетать и ночью. Они прикрывали от вражеской авиации наземные части и вступали в схватку с врагом в воздухе. Лётчики совершали налёты на аэродромы противника, уничтожали мосты, имевшие для врагов важное значение в передвижении своих войск.

Когда фронт вплотную приблизился к берегам Дона, эскадрилья Фаткулина приступила к боевой работе. Преимущественно перед ней ставились задачи по штурмовке войск противника. По 8 - 10 раз в сутки приходилось вылетать на боевые задания. Очень часто приходилось вступать в схватки с немецкими истребителями.

Однажды в затяжном бою, когда горючее уже было на пределе, самолёты повреждены, Капитан Ф. М. Фаткулин приказал лётчикам продолжать путь на базу, а сам один вступил в неравный бой с вражескими "Мессерами". Он смело нападал, стрелял, использовал последние боеприпасы и, завладев инициативой боя, заставил противника скрыться в облаках. За успешное выполнение задачи командование выразило лётчикам благодарность.

За короткое время эскадрилья Фаткулина стала подразделением, на которое возлагались самые сложные задания. Сам командир был душой этого крепкого, спаянного боевой дружбой коллектива. В ходе боёв появились новые тактические приёмы. В выпадавшие свободные часы он анализировал проведённые операции, подолгу сидел и чертил схемы разных маневров.

К Октябрю 1941 года Капитан Ф. М. Фаткулин совершил 42 боевых вылета на штурмовку боевой техники и живой силы противника. На аэродромах уничтожил 17 вражеских самолётов. Эскадрилья Фаткулина действовала настолько успешно, что была отмечена беспрецедентным образом: 20 Ноября 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, всем лётчикам эскадрильи, в том числе и командиру, было присвоено звание Героев Советского Союза !

Но ещё в начале Ноября эскадрилья была развернута в авиаполк, которому первоначально был присвоен номер "92", а позже он был переименован в 929-й ИАП. Командиром полка был назначен Капитан Ф. М. Фаткулин, которому вскоре было присвоено звание Майор.

Стремясь скорее узнать и испытать в бою молодое пополнение, тоже не упускал возможности подняться в воздух. В Феврале 1942 года, в одном из таких вылетов, он был тяжело ранен в ногу. В госпитале Майор мечтал скорее вернуться в строй. Об этом говорили его письма родным. "Очень скучаю по вас, мои дорогие ! - писал он жене и дочери. - Теперь я выздоравливаю и при помощи палки топаю вокруг дома самостоятельно. Скоро вернусь в свой боевой коллектив и надеюсь - вновь начну громить ненавистного врага".

В Апреле 1942 года Майор Ф. М. Фаткулин вернулся в свой полк.

Летом 1942 года, участвуя в боях на Сталинградском направлении, сбил 2 самолёта противника.

27 Июля 1942 года Герой Советского Союза Майор Ф. М. Фаткулин погиб в воздушном бою. По некоторым свидетельствам в том бою он сбил 2, либо даже 3 самолёта противника, а сам был ранен или убит и упал в районе высоты 176, северо - западнее Сталинграда. Однополчане похоронили своего командира в районе той же высоты, над которой он вёл свой последний бой.

Награждён орденами Ленина и Красной Звезды. Именем Героя названа одна из улиц города Казани. Его имя носила пионерская дружина школы, где он учился.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz