Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Федоренко Василий Иванович

Федоренко Василий Иванович

Родился 31 декабря 1913 года в городе Харькове, ныне административном центре Харьковской области Украины, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ при Харьковском вагоноремонтном заводе. Летать учился в городском аэроклубе. Работал намотчиком. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

Участник боёв с японскими захватчиками в районе реки Халхин - Гол. 17 ноября 1939 года награждён медалью "За отвагу".

С сентября 1942 года старший лейтенант В. И. Федоренко в действующей армии. Участник весенних боёв в небе Кубани.

К маю 1943 года штурман 979-го истребительного авиационного полка   (230-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт)  капитан В. И. Федоренко совершил 116 боевых вылетов. В 51 воздушном бою сбил лично 10 и в группе 2 вражеских самолёта.

24 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

22 сентября 1943 года погиб в воздушном бою. К тому времени совершил около 200 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 13 самолётов противника лично и 5 в группе с товарищами. Навечно зачислен в списки воинской части.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Похоронен на центральной площади станицы Красноармейская  (Красноармейский район Краснодарского края).

*     *     *

Василий Федоренко родился в семье харьковского рабочего, в авиацию пришёл по призыву комсомола. Сначала был мотористом в аэроклубе, а в 1935 году поднял в небо самолёт. Через некоторое время в числе лучших курсантов его направили в лётную школу.

В 1938 году он окончил Чугуевское военное авиационное училище, после чего служил лётчиком - инструктором в Качинской, Читинской и Батайской военных авиационных школах пилотов.

С первых дней Великой Отечественной войны Федоренко стремился на фронт, но на каждую просьбу получал отказ: нужно было готовить воздушных бойцов. И всё - таки он добился своего. В сентябре 1942 года его направили в действующую армию.

Он прибыл на фронт в период тяжёлых и кровопролитных боёв за Кавказ - осенью 1942 года. Инструктор и командир отряда лётной школы, он имел большой опыт высотных полётов, в совершенстве знал самолёт, обладал высокой авиационной культурой. На фронте он проявил себя незаурядным командиром и смелым лётчиком. С первых боевых вылетов, Василий пристально присматривался к врагу, изучал его повадки, проверял свои тактические приёмы на практике.

В музее боевой славы части хранятся воспоминания бывшего комиссара истребительного авиационного полка, майора в отставке, А. М. Журавлёва. Вот что он пишет:

"Штурман полка старший лейтенант Василий Иванович Федоренко показывал в воздушных боях образцы мужества и героизма. Он вскоре стал одним из лучших лётчиков фронта, о его железной воле и смелости ходили легенды. А не земле был удивительно добродушен и приветлив. Широкоплечий, с серыми, искрящимися в улыбке глазами, он стал душой полка. Наши лётчики любили его, а враги боялись..."

В первых числах декабря 1942 года штурман 979-го истребительного авиаполка капитан В. И. Федоренко получил задание на вылет во главе ударной группы из 6 ЛаГГ-3 на прикрытие боевых действий наших штурмовиков. Подлетая к линии фронта, в районе станицы Кадгорок, истребители встретили 8 Ме-109. Федоренко, оценив обстановку, дал по радио команду: "Четвёрке сопровождать "Илы" на цель. Я с Сыртлановым атакую "Мессеры".

Пара "ЛаГГов" отделилась от группы и, увеличивая скорость, стремительно пошла на сближение с противником. Федоренко отлично владел самолётом и бортовым оружием, хорошо знал и приёмы вражеских лётчиков. Он с ведомым младшим лейтенантом Сыртлановым смело отбивал атаки наседавших с разных сторон 8 "Мессеров" и тут же в подходящий момент сам атаковал противника, зная, что лучшая оборона в сложившейся обстановке - решительная контратака.

У капитана создавались критические моменты: когда он ловил в прицел фашистский истребитель и открывал по нему огонь, то сам попадал в прицел вражеского самолёта. Огненные ленты трассирующих пуль и снарядов сверкали слева и справа от его истребителя. Тогда капитан вынужден был прерывать преследование врага, резким маневром уходить от атаковавшего его "Мессера". Василий снова старался занять позицию для атаки, передавая по радио своему ведомому: "Сыртланов, иду в атаку, прикрой !".

Фашистские лётчики, имея численное превосходство, были уверены, что им без особых усилий удастся расправиться с двумя советскими лётчиками. Задача же нашей пары - отвлечь группу фашистских истребителей на себя, сковать их боем и дать возможность штурмовикам успешно проутюжить вражеские войска. Но вот Капитан оказался метров на 100 выше одного зазевавшегося "Мессера". Он тут же бросил свой истребитель в пикирование и, словно сокол, с высоты устремился на врага. Мигом поймал его в перекрестие прицела и послал 2 короткие очереди из пушки и пулемётов. Вражеский самолёт накренился влево, потом безнадёжно опустил нос и пошёл к земле. За ним потянулась лента плотного дыма.

В.И.Федоренко.

Сыртланов, прикрывая своего командира, тоже угодил в прицел "Мессера". Чтобы оторваться от него, срезал радиус разворота истребителя Федоренко и оказался впереди него. Капитан заметил, что ведомый попал в беду, и тут же атаковал "Мессер", открыв упреждающий огонь. Враг вынужден был спасаться резким отворотом в сторону, но Федоренко упорно держался в хвосте "Мессера" и подправлял перекрестие прицела. Короткие очереди продырявили стервятника, и он, густо задымив, стал терять высоту. Под прикрытием истребителей фашист потянул в сторону своего аэродрома. Капитан В. И. Федоренко в том бою лично сбил один Ме-109 и подбил второй.

12 декабря 1942 года семёрка истребителей, ведомая старшим лейтенантом Федоренко, навязала бой 12 "Мессерам" и сбила 3 из них, заставив остальных повернуть назад.

После разгрома под Сталинградом немецкие войска попятились на запад. К весне 1943 года усилились бои за освобождение Кубани. Шла жестокая битва на земле и в воздухе. Советские воины, взаимодействуя, помогали друг другу изгонять врага с кубанской земли.

Что ни день, то боевые вылеты. Задания различные: на прикрытие наземных войск, сопровождение боевых действий штурмовиков или "свободную охоту".

Ранним безоблачным утром 11 апреля 1943 года 13 ЛаГГ-3 под командой капитана В. Федоренко поднялись в воздух и, набрав высоту, ушли в район станиц Крымская - Абинская на прикрытие с воздуха наших войск.

В заданном районе группа "ЛаГГов" встретилась с 20 Ме-109. Завязался ожесточённый бой. Немецкие лётчики группами по 4 - 6 самолётов с разных направлений атаковали наши истребители, стремясь расчленить звенья "ЛаГГов", чтобы потом нападать на одиночные машины. Вдохновляемые своим командиром, наши лётчики мужественно отражали все атаки противника.

Часто в боях, невзирая на численное превосходство противника, победителем выходил Василий Федоренко. "Это ему везёт", - поговаривали некоторые лётчики. Но везение тут было ни при чём. Ведь Федоренко не был новичком в истребительной авиации. Начав службу в Красной Армии с 1935 года, он имел хорошую теоретическую и практическую подготовку, отлично владел техникой пилотирования и снайперской стрельбой.

Так было и на этот раз. Командир группы истребителей Федоренко внимательно наблюдал за маневрами "Мессеров" и предупреждал по радио подопечных о грозящей им опасности. Тут же, выбрав удобный момент, он поймал вражеский самолёт в прицел и точным огнем отправил его на землю. Вскоре за первым горящими факелами пошли к земле ещё 2 Ме-109. Это вдохновило наших солдат и офицеров, наблюдавших с земли за боем, на смелую атаку.

Истребитель ЛаГГ-3.

Все свои победы Василий Иванович Федоренко одержал на истребителе ЛаГГ-3.

В перерывах между боями он вёл дневник, скупые, но яркие строки которого нельзя читать без волнения:

"9 апреля. Прибыли на Кубань. Ведём здесь боевую работу. Сегодня прикрывали передний край обороны наших войск в районе станицы Крымской. Встретили двух Ме-109. Четвёркой взяли их в "клещи", и мне посчастливилось сбить одного.

11 апреля. Опять летал на прикрытие боевых действий наших войск в районе Крымской. Бомбёров врага не было. Встретились с 20 самолётами Ме-109. Нас 12 было ЛаГГ-3. Завязался воздушный бой на разных высотах. Они маневрировали по вертикали и затянули нас на 4000 метров. Тяжеловато было, чего греха таить, ведь их почти вдвое больше. Но мои соколы смело вступили в бой: Сыртланов и Шумов сбили по одному, и я тоже одного свалил !   Наших потерь не было. Хорошо поработали.

15 апреля. Опять выполняли ту же задачу, что и раньше. И опять 20 "Мессеров" набросились на нашу группу. Эшелонируюсь по высотам, враг стремился разбить, расчленить нашу группу на подгруппы, чтобы легче с нами расправиться. Но мы на эту удочку не пошли. Неглупые... Поддерживая друг друга, наши лётчики вели бой компактно, смело, искусно маневрируя и метко водя огонь.

Вскоре после начала боя мне удалось одного "Месса" прострочить по кабине. Сразу же закувыркался... Потом второго сбил Сыртланов. Вот татарин молодец !   Смелый, настойчивый, упрямый в бою... Немцы после этого удрали, не в силах были расчистить путь для своих бомбёров.

6 мая наши войска заняли станицу Крымская !   Откололся кусочек от "Голубой линии" врага. Это нас радует, в этом ведь и наша доля победы...

Василий Федоренко успешно летал и на разведку. Много раз он доставлял ценные сведения о передвижениях и концентрации вражеских войск. Будучи штурманом авиаполка, он добился отличной подготовки лётного состава. В полку не было случаев потери ориентировки при выполнении боевых заданий даже в сложных метеоусловиях.

В одном из воздушных боёв погиб его ведомый младший лейтенант Н. Сыртланов. Василий поклялся отомстить врагам за него. И слово своё сдержал: день спустя в одном бою уничтожил 2 самолёта противника. После этого боевого вылета он писал родным:

"Вспомнил сынишку Юрку - ему скоро 4 годика. Как я хочу дожить до того дня, когда не будет войны !   Ради этого я бью сегодня фашистов, иначе они уничтожат меня, моих родных, Юрку, всех людей, милых моему сердцу. На моём счету 10 сбитых самолётов. Мало ?   Да, ещё мало !   Я горю желанием сбить больше, чтобы приблизить победу моей Родине, которую я люблю, как мать".

Множился его личный боевой счёт. К маю 1943 года штурман 979-го истребительного авиационного полка капитан В. И. Федоренко совершил 116 боевых вылетов, провёл 51 воздушный бой, в которых сбил лично 10 самолётов противника и 2 в группе с товарищами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитан Федоренко Василий Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 995). На его груди к этому времени уже сверкали ордена Красного Знамени и Красной Звезды.

Это событие весь полк отметил как большой праздник. Героя чествовали, им гордились, с него брали пример.

Впереди у Василия были новые воздушные схватки, новые победы. Отважный лётчик метким огнём продолжал и дальше уничтожать врага. Высшая награда Родины умножила силы воина. До полного изгнания фашистских захватчиков с кубанской земли оставалось уже немного дней. Но не дожил до Великой Победы отважный воздушный боец.

22 сентября 1943 года он произвёл свой последний боевой вылет. О нём рассказал бывший замполит полка майор в отставке А. М. Журавлёв:

В.И.Федоренко.

"При подходе к линии фронта наша шестёрка внезапно была атакована группой истребителей врага, появившейся из - за туч, со стороны солнца. Четыре "Мессера" один за другим, круто пикируя, помчались в атаку на ведущего - капитана Федоренко. Когда один "Мессер" проскочил рядом, Федоренко расстрелял его. Но в это же время ещё 2 "Мессера" атаковали нашего лётчика. Самолёт командира содрогнулся... стал пикировать и скрылся за сопками...

- Командира сбили ! - крикнул по радио майор А. Хвостов, шедший рядом с Федоренко...

Наша пятёрка "ястребков" бросилась в бой. Вскоре ещё 2 фашиста нашли себе могилу на Тамани".

Всего год воевал он. За это время совершил около 200 боевых вылетов на истребителе ЛаГГ-3, провёл более 50 воздушных боя, в которых уничтожил 13 вражеских самолётов лично и 5 в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 12 личных и 2 групповые победы лётчика. ]

Похоронен Герой на центральной площади станицы Красноармейской Красноармейского района Краснодарского края. Приказом Министра обороны СССР капитан В. И. Федоренко за проявленные в боях с фашистскими захватчиками мужество и героизм навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи истребительного авиационного полка.

Талантливый и храбрый лётчик Василий Федоренко не дошёл до Берлина. Но он сделал всё, чтобы приблизить долгожданный день Победы.

*     *     *

Список всех известных побед капитана В. И. Федоренко:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
126.10.1942 г.1  Ме-109ЭльхотовоЛаГГ-3.
201.11.1942 г.1  Ме-109Ардон
31  Ме-109  (в паре - 1 / 2)Дигора
41  Ме-110  (в группе - 1 / 3)Ардон
506.11.1942 г.1  Ме-109Гизель
628.11.1942 г.1  Ме-109восточнее Кодгорон
705.12.1942 г.1  Ме-109северо - восточнее Карджин
809.12.1942 г.1  Ме-109юго - восточнее Менжинский
912.12.1942 г.1  Ме-109западнее Томазов
1009.04.1943 г.1  Ме-109северо - западнее Абинская
1110.04.1943 г.1  Ме-109западнее Крымская
1211.04.1943 г.1  Ме-109юго - восточнее Крымская
1315.04.1943 г.1  Ме-109северо - западнее Шептальский
1416.04.1943 г.1  Ме-109северо Крымская

      Всего сбитых самолётов - 12 + 2;  боевых вылетов - около 200.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz