Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Фигичев Валентин Алексеевич

В.А.Фигичев.

Родился 12 февраля 1917 года в селе Каркавино, ныне Косихинского района Алтайского края, в семье служащего. Жил в Оренбурге, затем в посёлке Катав - Ивановский  (ныне город Катав - Ивановск Челябинской области), где окончил среднюю школу. После учёбы в ФЗУ работал на заводе. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1938 году с отличием окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

С началом Великой Отечественной войны младший лейтенант В. А. Фигичев в действующей армии. По октябрь 1942 года сражался в составе 55-го ИАП   (16-го Гвардейского ИАП); с июня 1943 года по февраль 1944 года - в Управлении 205-й ИАД; по май 1945 года - в 129-м Гвардейском ИАП. Воевал на Юго - Западном, Северо - Кавказском, 1-м Украинском фронтах.

К июлю 1942 года командир эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (216-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Южный фронт)  Гвардии капитан В. А. Фигичев совершил 339 боевых вылетов, из них 105 - на штурмовку и 70 - на разведку. В 26 воздушных боях лично сбил 7 самолётов противника и 5 уничтожил на земле.

23 ноября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны командир 129-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии майор В. А. Фигичев выполнил 612 боевых вылетов, в воздушных боях и на земле уничтожил 22 самолёта противника.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1946 году окончил курсы усовершенствования командиров полков при Военно - Воздушной академии. Служил в ПВО. С 1957 года Гвардии полковник В. А. Фигичев - в запасе. Умер 21 февраля 1988 года.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени   (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями, иностранными орденами. Почётный гражданин города Катав - Ивановск; имя Героя носит улица в городе; на доме, гле он жил - мемориальная доска.

*     *     *

Герой Советского Союза Валентин Алексеевич Фигичев спешил. Его ждали члены Винницкого авиационного клуба ДОСААФ на тематический вечер "Покой нам только снится". Прославленный истребитель охотно шёл на встречу с молодёжью. Ведь эти ребята тоже влюблены в небо, которому отдал он большую часть жизни.

Винницкий авиаспортклуб пользуется заслуженной популярностью среди юношей и девушек. Он воспитал немало настоящих мастеров военно - технических видов спорта. Воспитывают молодёжь опытные инструкторы. Парашютная площадка клуба, оборудованная умелыми руками самих спортсменов и инструкторов, одна из лучших на Украине.

Об этом думал Фигичев по дороге в клуб и ещё о том, что он расскажет на вечере этим смелым, трудовым ребятам, отдающим свой досуг полётам и прыжкам с парашютом. И вспомнились лётчику - истребителю лица боевых друзей, верных побратимов, с которыми воевал за свободу родной земли, за чистое небо и ясное солнце над Россией, Украиной, Белоруссией, над всей страной Советской. И виделись ему фронтовые аэродромы, слышался писк морзянки в шлемофоне, яростные воздушные атаки.

Один из известнейших лётчиков - истребителей Великой Отечественной войны, ставший Героем Советского Союза ещё в 1942 году, соратник А. И. Покрышкина, позднее командир одного из лучших Гвардейских авиаполков, Валентин Фигичев родился 12 марта 1917 года в селе Каркавино Акмолинской области  (ныне Алтайский край)  в семье служащего. В 5 лет он потерял отца и переехал с матерью в Оренбург, а позднее в посёлок Катав - Ивановский. Окончил среднюю школу и школу ФЗУ. В 1936 году помощник доменщика Катав - Ивановского завода в Челябинской области Валентин Фигичев по комсомольской путёвке пришёл в Луганское авиационное училище. Окончил его с отличием в 1938 году.

Войну встретил командиром звена в Молдавии, вблизи румынской границы. Но ещё до начала войны Валентин Фигичев успел "познакомился" с фашистами. 19 июня 1941 года во время патрульной службы он заметил немецкий воздушный разведчик "Юнкерс-88", который шёл над нашей территорией. Фигичев предупредительным огнём потребовал, чтобы тот следовал за советскими самолётами. Но "Юнкерс" развернулся и дал полный газ. Звено Фигичева, преследуя немецкий самолёт, углубилось на несколько километров в воздушное пространство Румынии. О нарушении границы нашими самолётами сразу узнали в Москве, позвонили оттуда в штаб дивизии, а затем в полк. Лётчики горячо обсуждали это событие.

- Значит, "Юнкерсу" можно, а мне, если он удирает, нельзя и на хвост ему наступить ? - возмущался Фигичев.

А через несколько дней началась война. Теперь Валентин Фигичев мог не только "наступать на хвост" фашистским самолётам, но и бить их в хвост и гриву.

"Один из лучших истребителей, отличный воздушный стрелок, в совершенстве владеющий машиной", - так отзывались в полку о Валентине Фигичеве. Его боевой друг, трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин, в книге "Небо войны" пишет: "Командир звена лейтенант Валентин Фигичев, смуглый, высокий с большими чёрными бакенбардами, так непохожий на жителя Урала, с радостью принял ответственную вахту на самом краю нашей земли, у Прута".

Здесь Фигичев совершил свой первый воздушный бой. Его звено получило приказ: прикрыть Рыбницкий мост через Днестр. Самолёты поднялись в воздух. Вот и заданный район. Всё спокойно. Вероятно, вражеские бомбардировщики изменили маршрут и направились к другой цели. Звено, барражируя в воздухе, ждёт. Противника всё нет и нет. Надо возвращаться. Подходя к своему аэродрому, Фигичев увидел вражеский самолёт. Послушная машина стремительно взмыла в небо. Атака - и фашистский самолёт, объятый пламенем, рухнул на землю. Это была его первая победа.

Свои первые боевые вылеты Фигичев выполнял на МиГ-3 с бортовым номером "8". Потом - непрерывные бои в военном небе. Именно у него принял эскадрилью А. Покрышкин.

МиГ-3 В.А.Фигичева.

С лётчиком - однополчанином Валентином Фигичевым отношения у Покрышкина складывались неровно. Наверно, красавец - уралец, который смуглой кожей и роскошными бакенбардами был похож на А. С. Пушкина и гордился этим сходством, немного досадовал на то, что командир полка продвигал "Сашку", а не его. Но споры Фигичева и Покрышкина о составе звена, о дистанции открытия огня и прочем показывают, в чём разница между хорошим боевым лётчиком и лётчиком - мыслителем... Бывали между однополчанами и трения, но небо войны неизменно мирило их.

В. А. Фигичев пишет о том, какое разочарование в полку вызвало вновь прибывшее пополнение: "Их нужно было "ввести в строй", то есть в самое короткое время сделать из "лётчиков - мишеней" настоящих лётчиков - бойцов. Командир нашего полка принял решение поручить эту работу именно Покрышкину, несмотря на то, что в полку были и заместитель командира, и инспектор по технике пилотирования. Я не знаю, какими инструкциями и наставлениями пользовался Александр Иванович при обучении, но хорошо помню, что лётчики были подготовлены в самый короткий срок и вошли в строй почти безболезненно".

...Раннее утро. Фигичев получил боевое задание: произвести разведку переправ под Яссами. Покрышкин и Лукашевич должны прикрывать его. Самолёты берут курс на Яссы. Фигичев летит первым. На подступах к понтонному мосту они попадают в плотный огонь. Самолёты прижимаются к реке. Фигичев, невзирая на яростную пальбу зениток, идёт упорно вперёд. Покрышкин чуть сзади. Фигичев видит: по мосту движется большая колонна вражеских солдат, автомашин, артиллерии.

Заметив краснозвёздные "МиГи", фашисты прыгают в воду. "Эх, чесануть бы по ним !" - мысленно думает Фигичев. - Но надо выполнить полученное задание. А вокруг самолёта всё больше и больше разрывов. Маршрут закончен. Все 3 самолёта вернулись на свой аэродром. Доставлены ценные сведения о противнике. И тут же поднялись бомбардировщики, штурмовики. Их сопровождали истребители. Фигичев снова в воздухе. По замеченным вражеским войскам нанесён сокрушительный удар.

Как-то в авиаполк прибыло несколько одноместных штурмовиков Ил-2. Фигичеву машина очень понравилась. Командир полка майор В. П. Иванов предложил группе лётчиков переучиться на штурмовиков. Упорная учёба - и Фигичев в совершенстве овладевает новой для него специальностью.

К тому времени разворачивалось ожесточенное сражение на Каховском направлении. Командование авиадивизии возложило на Фигичева ответственную задачу: уничтожать подходившие подкрепления врага. С заданием он справился отлично, делал по 8 - 9 боевых вылетов в день на штурмовку вражеских войск. Прославленный воздушный ас уничтожил до 400 солдат и офицеров противника, свыше 100 автомашин и много другой боевой техники. Израсходовав бомбы, он, как правило, переходил на бреющий полёт и расстреливал бегущих в панике гитлеровцев, пока не кончались боеприпасы. О боевых делах лётчика шла добрая слава по всему фронту.

Одноместный вариант Ил-2.

Росло и боевое мастерство Фигичева. В марте 1942 года во время разведки под городом Орджоникидзе он был атакован 4 Ме-109. Несмотря на явное превосходство врага, смело принял бой. В первой же лобовой атаке прямым попаданием реактивного снаряда сбил фашистский истребитель и, пользуясь замешательством врага, искусно ушёл из боя. Вернулся на свой аэродром с ценными сведениями о противнике.

В.А.Фигичев.

Командование авиачасти, представляя капитана В. А. Фигичева к званию Героя Советского Союза, отметило в боевой характеристике, что за 1,5 военных года командир эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан В. А. Фигичев совершил 339 успешных боевых вылетов на разведку   (70 вылетов)  и штурмовку  (105 вылетов)  скоплений войск противника, прикрытие бомбардировщиков, провёл 26 воздушных боёв в которых сбил лично 7 вражеских самолётов и 5 уничтожил на земле. Участвовал в обеспечении оборонительных операций в Крыму, под Кишинёвом, Каховкой, Мелитополем, Ростовом.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 822).

В октябре 1942 года, в приказном порядке, Фигичев был направлен на учёбу в Военно - Воздушную академию. Весной 1943 года Михаил Иванович Калинин вручил в Кремле В. А. Фигичеву "Золотую Звезду" Героя и орден Ленина.

Желая скорее вернуться на фронт, Фигичев переводится на краткосрочные курсы и в 1943 году оканчивает Полтавские курсы усовершенствования штурманов ВВС. С июня того же года - в действующей армии - штурман 205-й истребительной авиационной дивизии, показывая подчинённым пример мужества и героизма.

21 февраля 1944 года Гвардии майор В. А. Фигичев назначен командиром 129-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт). Этот полк, в составе которого сражались прославленные асы Николай Гулаев и Фёдор Архипенко, на заключительном этапе войны входил в боевой состав 22-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии  (2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт), завершив её с почётным наименованием "Сандомирский", награждённым орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого.

Вместе с русским Головановым, украинцем Лусто, белорусом Бекашонком, татарином Мамедовым Валентин Фигичев храбро дрался над Таганрогом и Ростовом, Батайском и Минеральными Водами, Орджоникидзе и Махачкалой.

МиГ-3 В.А.Фигичева.

Полк под командованием Фигичева принимал участие в освобождении Польши, Румынии, Чехословакии. Статистика свидетельствует, что лётчики 129-го Гвардейского Сандомирского орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского авиаполка за годы войны сбили 546 фашистских самолётов.

Фигичев Валентин Алексеевич

Смуглый, худощавый, черноволосый лётчик в выгоревшей добела гимнастёрке, впечатлительный, добрый и немного разбросанный на земле, Фигичев был беспредельно храбр, дерзок и находчив в воздухе... Он воевал на Южном, Северо - Кавказском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Закончил войну под Берлином, выполнив на МиГ-3, Як-1, Ла-5 и "Аэрокобре" 612 успешных боевых вылетов, сбил в воздушных боях 17 самолётов противника и ещё 5 уничтожил на земле.  [ Многие источники указывают на 21 личную победу лётчика. При этом, вероятнее всего, ошибочно утверждают что все они одержаны в воздухе. Скорее всего в это число нужно включать и 5 самолётов сожжёных лётчиком на земле. ]

После войны продолжил службу в Войсках противовоздушной обороны страны. В 1946 году окончил курсы усовершенствования командиров полков при Военно - Воздушной академии. С 1957 года Гвардии полковник В. А. Фигичев - в отставке. Жил на Украине. Работал главным администратором Киевского областного драматического театра. Затем переехал в город Винницу, принимал активное участие в работе Оборонного общества. Его часто можно было встретить в кругу молодёжи, среди школьников, допризывников города и области. Он рассказывал им о грозных военных годах, о ратном подвиге советского народа в Великой Отечественной войне.

Прославленный советский ас умер 21 февраля 1988 года. Похоронен на Центральном кладбище в Виннице. Почётный гражданин города Катав - Ивановск Челябинской области. Имя Героя носит улица в Катав - Ивановске, на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. В экспозиции Катав - Ивановского краеведческого музея Челябинской области представлены документы В. А. Фигичева - удостоверения к орденам и медалям, лётная книжка, письма, поздравления в его адрес.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора В. А. Фигичева:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
105.07.1941 г.1  Hs-126территория МолдавииМиГ-3, Як-1, Ла-5,

Р-39 "Аэрокобра".

207.07.1941 г.1  Ме-110Леушени
31  Do-17Слободка
41  PZL-23Васлуй
508.07.1941 г.1  Ме-109Сынджерей
61  Ме-109Гвоздовка
718.07.1941 г.1  Do-17Гвоздевка - Любатовка
821.07.1941 г.1  Hs-126Цибирка
926.07.1941 г.1  Ju-88территория Молдавии
1004.03.1942 г.1  Ме-109восточная окраина озера Орджоникидзе
1105.03.1942 г.1  Hs-126Новый Донбасс
1211.12.1943 г.1  FW-189  (в группе - 1 / 4)севернее Дубова
131  Ме-109  (в паре - 1 / 2)северо - западнее Дубова
1417.12.1943 г.1  Ме-109западнее Козыревка
1529.04.1944 г.1  Ме-109западнее Меделевы
1631.05.1944 г.1  Ме-109Блендешты
1712.08.1944 г.1  FW-190южнее Добрув

      Всего сбитых самолётов - 15 + 2;  боевых вылетов - 612.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz