Горбачевский Александр Иванович - советский военный летчик Герой Советского Союза. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Горбачевский Александр Иванович

А.И.Горбачевский.

Родился 20 Сентября 1918 года в селе Лукашовка, ныне Первомайского района Николаевской области, в семье рабочего. Учился в Батумском индустриальном техникуме. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1941 года Лейтенант А. И. Горбачевский в действующей армии. По Сентябрь 1941 года сражался в 158-м ИАП. По Ноябрь 1941 года - в 17-м ИАП. Затем, по Май 1945 года - в 154-м ИАП  (29-м Гвардейском ИАП).

К Июлю 1943 года командир эскадрильи 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (275-я истребительная авнационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт)  Гвардии капитан А. И. Горбачевский совершил 386 боевых вылетов, в 78 возд боях сбил лично 16 и в составе группы 7 самолётов противника.

4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

До 1961 года Гвардии полковник А. И. Горбачевский служил в ВВС. После выхода в запас, жил и работал в городе Петрозаводск  (Карелия).

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

А. И. Горбачевский родился 20 Сентября 1918 года в селе Лукашовка Херсонской губернии, в Малороссии. После окончания неполной средней школы поступил в Батумский индустриальный техникум, В 1938 году получил направление в лётную школу. В 1940 году окончил Сталинградское лётное авиационное училище. С первых дней войны на фронте.

В годы революции балтийский матрос Иван Горбачевский с оружием в руках отстаивал Красный Питер. Много лет спустя его сын - лётчик Александр Горбачевский - тоже защищал этот город. И защищал так, что старому балтийцу не пришлось краснеть за сына: фамилию Горбачевского, лётчика - истребителя, отличившегося при защите Ленинграда, комэска известнейшего полка Ленинградского фронта, неоднократно называет Главный маршал авиации А. А. Новиков в своей книге "В небе Ленинграда" среди имен лучших лётчиков.

Первый год войны командир звена 154-го истребительного авиационного полка Лейтенант А. И. Горбачевский воевал на МиГ-3. Одержал на этой машине 3 личных и 2 групповые победы. Весной 1942 года полк был перевооружён на истребители американского производства - "Киттихауки". На этом самолёте одержал ещё несколько ярких побед. Одна была наиболее памятной - после долгого получасового преследования на предельном радиусе он сбил бомбардировщик Не-111, прицельными очередями выведя из строя стрелков.

В Январе 1943 года полк был перевооружён на новую машину - Як-7Б, по тем временам хорошо разрекламированную разработчиками. Несмотря на её слабое вооружение, Горбачевскому удалось провести на ней несколько удачных боёв.

Относительно высокого для истребителя роста  (178 см), худой и ладный, он отличался исключительным спокойствием и невозмутимостью, буквально преображаясь в воздухе: пилотировал и маневрировал резко, атаковал решительно и настойчиво, стрелял короткими очередями с самых малых дистанций.

Як-7Б из состава 29-го ГвИАП

А.И.Горбачевский.

Утром 17 Июня 1943 года служба воздушного наблюдения сообщила, что курсом на Волхов следует большая группа немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей. На перехват были подняты 3 группы истребителей 29-го Гвардейского истребительного авиаполка, возглавляемые Героями Советского Союза Майорами П. А. Покрышевым и П. А. Пилютовым и Капитаном А. И. Горбачевским. При подходе к рубежу перехвата пятёрка Горбачевского встретилась с вражескими истребителями и связала их боем.

В это время группы Покрышева и Пилютова атаковали "Юнкерсов". Тяжело пришлось нашим лётчикам. Горбачевский с ведомым дрался с 12 "Фокке - Вульфами". Длинной пулемётной очередью он поджёг FW-190, а вскоре, выручая ведомого, в хвост самолёта которого зашёл вражеский истребитель, загнал в землю ещё один "Фоккер". Успешно сражались и группы Покрышева и Пилютова, сбившие 5 вражеских бомбардировщиков.

В этом сложном маневренном бою, сбив 2 самолёта, Горбачевский сам был подбит и ранен. Машина загорелась. Неудачно выбросившись из падающего самолёта, он попал под удар стабилизатора, сломавшего ему ногу. После длительного лечения вернулся в полк, но на боевые задания более не летал.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года Гвардии капитан Александр Иванович Горбачевский удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

А.И.Горбачевский.

С Сентября 1944 года 275-я истребительная авиационная дивизия, куда входил 29-й Гвардейский истребительный авиационный полк, была переведена в Заполярье, в состав 7-й Воздушной армии.

Всего за войну Гвардии капитан А. И. Горбачевский совершил 420 успешных боевых вылетов. Проведя 80 воздушных боёв, лично сбил 16 и в группе 7 самолётов противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 6 групповых побед. ]

После окончания войны Александр Иванович продолжал служить в ВВС. Окончил 2 курса Военно - Воздушной академии. Летал на реактивных боевых машинах. Был командиром полка, заместителем командира дивизии.

В 1961 году Гвардии полковник А. И. Горбачевский уволился в запас. Жил и работал в городе Петрозаводск Карельской АССР.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана А. И. Горбачевского:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
129.06.1941 г.1  Ju-88ст. РитуппеИ-16, "Киттихаук",

Як-7, Як-9.
207.03.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 7)Гостиная
314.03.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 6)вост. Кондуя
416.03.1942 г.1  "Хе-113"  (в группе - 1 / 5)сев. Ларионов остров
530.04.1942 г.1  Ju-88Панево
61  Ju-88  (в группе - 1 / 3)Гороховец
71  "Хе-113"  (в группе - 1 / 3)Хондрово
830.06.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 5)юго - зап. Морозово
930.08.1942 г.1  Ме-109Ропша - Надкалово
1011.09.1942 г.1  Ме-109юж. совх. "Беляево"
1114.09.1942 г.1  Ju-88сев. ст. Новый Быт
1215.09.1942 г.1  Ju-88разъезд Жарок
1322.09.1942 г.1  Ju-88Твердово - Влоя
1423.11.1942 г.1  Не-111Погостье
1526.01.1943 г.1  FW-190сев. Келколово
1627.01.1943 г.1  Ме-109Мустолово
1723.03.1943 г.1  Ме-109юж. Старая Мыза
1824.03.1943 г.1  Ме-109юж. Пушкин
1926.05.1943 г.1  FW-190р-н Шлиссельбурга
2008.06.1943 г.1  Ju-88Гостинополье
2117.06.1943 г.2  FW-190Волховстрой

       Всего сбитых самолётов - 16 + 6;  боевых вылетов - 386;   воздушных боёв - 78.

*     *     *

На защите Ленинграда.

Наш 29-й Гвардейский истребительный авиационный полк базировался всё время в блокированном Ленинграде и имел большой опыт воздушных боёв со всеми типами самолётов немецкой авиации.

А.И.Горбачевский.

К этому времени полк славился такими лётчиками, как дважды Герои Советского Союза: Майор П. А. Покрышев, Полковник А. А. Матвеев, Герои Советского Союза: Подполковник Пилютов, Майор Чирков, Капитан Зеленов, Капитан Чубуков. В полку служили лётчики, которые первыми произвели в Великой Отечественной войне таран самолётов противника. Это были: Здоровцев, Харитонов, Жуков, Тотмин - отменные истребители.

Молодой лётный состав, прибывший на Ленинградский фронт, стремился попасть в этот полк, чтобы получить тот боевой опыт, который был у названных лётчиков.

16 Июня 1943 года во второй половине дня 29-й Гвардейский истребительный авиаполк получил ответственное задание - перелететь на Волховский фронт в район крупного железнодорожного узла Волхов с задачей прекратить участившиеся налёты авиации противника на город с его двумя мостами через реку Волхов.

Получив задание, командир полка Герой Советского Союза Подполковник П. А. Пилютов и все лётчики полка поклялись отдать жизнь, но не допустить налёта авиации противника на основную и единственную артерию, снабжавшую не только Волховский фронт, но и Ленинград.

17 Июня 1943 года. Волховский фронт. Аэродром Шум  (Войбокала). Я со своей эскадрильей в составе 6 самолётов Як-7Б был поднят в 6:30 по тревоге в воздух. Через 10 минут по радио мне сообщили, что линию фронта пересекает 6 групп бомбардировщиков противника с прикрытием большой группы истребителей. До цели противнику оставалось 55 км. Находясь на высоте 5800 метров, через минуту я заметил почти на одинаковой высоте 6 групп самолётов противника по 12 - 14 машин в каждой, идущих курсом на Волхов.

Командир эскадрильи Герой Советского Союза Гвардии капитан Ф. М. Чубуков, взлетевший после меня с 4 самолётами Як-7Б, находился ниже меня на 300 - 400 метров и сообщил мне по радио, что получил приказание действовать совместно под моим командованием.

Я передал Чубукову по радио, что "идём навстречу противнику, атакуй в лоб первую группу бомбардировщиков, я атакую истребителей противника FW-190, идущих нам навстречу".

Моё положение было выгодное, так как я со своей группой находился выше противника на 100 - 150 метров. Встреча произошла на высоте 5600 метров в 18 км юго - западнее Волхова.

Я в составе 6 Як-7Б произвожу лобовую атаку с высоты по четвёрке FW-190, высланной из основной группы. Она, не выдержав лобовой атаки, свернула вправо  (по их ходу). С ходу я зашёл последнему ведомому в хвост и с дистанции 50 - 30 метров с первой очереди сбил его. Объятый пламенем FW-190 камнем пошёл к земле. Остальные 3 самолёта FW-190 ушли под основную группу истребителей. В это время с правой стороны мою группу атаковала вторая четвёрка "Фоккеров". Бой перешёл на виражи. Мой ведомый - командир звена Лейтенант Шелигов - в вираже с дистанции 100 - 50 метров зажёг один FW-190. Я, зайдя в хвост, на вираже с третьей очереди зажёг мотор ведущему самолёту FW-190. Пилот противника мгновенно выбросился на парашюте. В это время я сам подвергся атаке свалившихся сверху ещё двух "Фоккеров". Атака их была неудачна. Выпущенная очередь только отбила мне небольшой кусок правой плоскости, но самолёт вёл себя хорошо. При выходе противника из атаки мой ведомый Лейтенант Зайцев сбил ведомого, атаковавшего меня. Командир звена Лейтенант Девятко, находясь в вираже выше всех, атаковал и сбил одного FW-190.

Свалившаяся сбоку сверху третья группа противника в составе 4 FW-190 атаковала нас. Во время их атаки самолёт командира звена Лейтенанта Шелигова был повреждён, а поэтому вышел из боя. У самолёта Лейтенанта Зайцева был пробит водяной радиатор, и он также вышел из боя. Лейтенант Маничев и Младший лейтенант Коржик, находясь всё время в стороне солнца и выше нас на 300 метров, сами успешно атаковали атакующую группу и сбили по одному самолёту противника.

Противник в составе четвёрки FW-190, не сбив на вираже наших двух самолётов Як-7Б и потеряв своих двух "Фоккеров", вынужден был выйти из боя пикированием. Моя оставшаяся четвёрка самолётов Як-7Б вернулась на свою базу с мелкими повреждениями.

В результате ожесточённого и длительного воздушного боя противник потерял 7 самолётов FW-190. Только благодаря отличной слётанности группы и товарищеской выручке, а главное отличной осмотрительности в воздухе, мы победили. Правило - "кто всё видит в воздушном бою, тот на 99 процентов выигрывает бой" - было нашим законом. Мы этого правила никогда не забывали.

В этом воздушном бою мы не только шестёркой выиграли бой с численно превосходящим противником, но и обеспечили победу группе Гвардии капитана Ф. М. Чубукова, которая сбила 5 бомбардировщиков противника Ju-88.

(Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz