Губанов Алексей Алексеевич - советский военный летчик Герой Советского Союза. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Губанов Алексей Алексеевич

А.А.Губанов

Родился 12 Марта 1918 года в Москве, в семье рабочего. Окончив 7 классов неполной средней школы, работал сборщиком автомоторов, занимался в аэроклубе. С 1937 года в Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник похода в Западную Украину 1939 года и Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны, сражался в составе 19-го ИАП. Летая на самолётах МиГ-3 и ЛаГГ-3, сбил несколько самолётов. В боях под Сталинградом произвёл около 50 боевых вылетов. Сбил 4 самолёта, из них 2 Ме-109 в воздушном бою 23 Декабря 1942 года.

С Апреля по Декабрь 1942 года служил в 3-м Гвардейском ИАП. Затем - в 13-м ИАП  (111-м Гвардейском ИАП).

К Маю 1943 года командир эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка (201-я истребительная авиационная дивизия, 2-й смешанный авиационный корпус, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт) Капитан А. А. Губанов совершил 358 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 14 самолётов противника.

24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл 550 успешных боевых вылетов, участвуя в 105 воздушных боях, лично сбил 28 и в группе с товарищами 9 самолётов противника.

После войны продолжал служить в ВВС, летал на реактивных самолётах. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1973 года Гвардии полковник А. А. Губанов - в запасе. Последние годы жил и работал в Воронеже. Умер в 1993 году.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды  (трижды); медалями.

*     *     *

Есть люди, для которых ни один прожитый день, ни одно событие не остаётся бесследными. Время обогащает их, делает опытнее. Именно таким является Алексей Губанов. Он родился в 1918 году в Москве, в рабочей семье. Окончив 7 класов, поступил учеником слесаря на авиаремонтный завод. Учился в вечернем радиотехникуме. Окончив в 1937 году аэроклуб, Алексей поступил в Борисоглебскую военную школу лётчиков. И уже через год был назначен командиром звена 13-го истребительного авиационного полка.

Зимой 1939 - 1940 годов Лейтенант А. А. Губанов в должности командира звена участвовал в Советско - Финляндском вооружённом конфликте. На И-15бис совершил 14 вылетов на штурмовку войск противника.

С началом Великой Отечественной войны - снова на фронте. Вот тут - то и пригодился полученный боевой опыт. С первых же дней войны Губанов не раз вступал в бои. Иногда в день приходилось делать по 3 - 4 вылета. Успех же в воздушном бою приходил тогда редко - сказывалось слабое вооружение "Ишачков". В совершенстве владея техникой пилотирования, отлично зная боевые возможности своего самолёта, он всегда старался захватить инициативу, тактически грамотно действовать, мгновенно оценивать обстановку и в ходе боя вносить, если это требуется, изменения в ранее продуманный план. Каждый воздушный бой он осмысливал затем теоретически, делая соответствующие выводы.

Свои первые воздушные победы Алексей Губанов одержал на самолёте ЛаГГ-3. Как известно, "ЛаГГи" получили во многих публикациях, особенно последнего времени, довольно дурную репутацию. Самолёт действительно был тяжеловат и вялый в маневре, но в умелых руках вполне мог потягаться с любым противником. Лучшим примером тому может послужить сверхрезультативный бой, проведённый Алексеем Губановым 3 Февраля 1942 года. В этой воздушной схватке А. А. Губанов добился исключительной по тому времени победы, сбив на ЛаГГ-3 сразу 3 вражеских истребителя Ме-109.

ЛаГГ-3

Истребитель ЛаГГ-3.  На такой машине летал А. А. Губанов.

Настоящим испытанием для Губанова стали бои в небе Сталинграда. Время тогда было горячее. Иногда в день приходилось делать по 3 - 4 боевых вылета. И редкий вылет обходился без встречи с воздушным противником. Иногда таких встреч бывало несколько. Характерный эпизод произошёл в Декабре 1942 года. Сам Алексей Алексеевич рассказывает об этом так:

"Двухнедельные бои на Сталинградском фронте, начавшиеся в Ноябре 1942 года, увенчались блестящей победой наших войск. Громадная группировка немцев была зажата в кольцо. Это кольцо с каждым днём всё туже сжималось вокруг немецкой армии.

Пытаясь спасти окружённых, не жалея ни сил, ни техники, немецкое командование бросало днём и ночью сотни транспортных самолётов со снарядами, питанием и подкреплением. Эти самолёты уничтожались нашими истребителями, а поэтому мало кто из них достигал цели и ещё меньше возвращалось обратно.

В районе Котельниково большая группа немецких войск начала наступление с целью пробиться к окруженным, но наши войска сдержали натиск врага, потом сами перешли в наступление. В этой обстановке наш истребительный полк базировался на аэродроме Светлый Яр вместе с одним из полков штурмовиков Ил-2. Штурмовики по нескольку раз в день вылетали на фронт в район Котельниково, а мы прикрывали их. 26 Декабря мне была поставлена задача: группой, составленной из 5 истребителей, прикрыть 6 штурмовиков Ил-2, летевших для удара в район Котельниково.

"Илы" летели строем "правый пеленг". Мы, истребители, построили вокруг них следующий боевой порядок: пара Ла-5 во главе с моим заместителем Игнатьевым летела с правой стороны от Ил-2. Я один летел с левой стороны от группы, пара Ла-5, ведомая Лейтенантом Гнидо, - сбоку и немного выше. Пётр Гнидо имел задачу первым вступать в бой при появлении немецких истребителей.

После взлёта быстро построились в заданный боевой порядок. Ведущий штурмовиков передал по радио: "ложусь на курс". Метеорологические условия были хорошие: ни одного облачка.

А.А.Губанов

Справа, на изгибе Волги, прямо вверх поднималась огромная серая туча дыма - горел Сталинград. Маршрут проходил параллельно железной дороге, идущей из Сталинграда на Котельниково.

Пересекаем линию фронта. В воздухе спокойно. Навстречу нам на большой высоте летит немецкий разведчик, оставляя за собой губительный для него белый (инверсионный) длинный хвост. Почти параллельно с нами, но значительно выше, летит наш разведчик Пе-2, направляясь в тыл к немцам. Вот впереди показались ещё 2 точки в воздухе. Кто это ?   Наши самолёты или немцы ?   С каждой секундой точки увеличиваются, принимая очертания самолётов. Вот уже ясно видно, что это истребители. По - видимому, это немцы. Передаю по радио: "Внимание, впереди 2 "Мессершмита". В моей группе произошло заметное движение, штурмовики подтянулись к ведущему, пара Гнидо начала набирать высоту.

Пролетели линию фронта. Ещё 5 километров - и наша цель. "Мессершмиты" пролетели мимо нас и сзади стали разворачиваться в хвост нашей группе. Вот они уже со снижением догоняют пару Гнидо. Оба наших истребителя резко разворачиваются прямо в лоб немцам. Завязался бой.

Я осматриваю кругом воздух. Кажется, кроме этой пары "Мессеров", больше никого не видно. Наблюдаю за воздушным боем. Все преимущества на стороне немцев. Они начали бой, имея запас высоты и скорости, чего не было у пары Гнидо. Вот немцы уже заставили Гнидо встать в круг и атакуют его короткими клевками сверху. Собьют их обоих, подумал я. Что делать ?   Снова осматриваю воздух - никого. Впереди уже видна цель. Убедившись, что в воздухе противника больше нет, я передал по радио паре Игнатьева: "Прикрывай один, я помогу Гнидо".

Быстро разворачиваюсь назад и с набором высоты иду к месту боя. Набрав 500 метров выше немцев, я со стороны солнца атакую в хвост одного из "Мессеров". Немец, увидя, что я у него в хвосте, круто взмыл вверх, я за ним. Вот он уже достиг верхней точки "горки" и как бы "завис" на какую - то долю секунды. Прицеливаюсь и открываю огонь по нему. Увидев трассу, немец резко переводит машину в пикирование, а я проскакиваю мимо, вверх, одновременно стараясь рассмотреть, где второй Ме-109. А вот и он !   Ниже меня метров на 500. "Мессер" повис в хвосте у одного Ла-5; последний энергично виражил, стараясь не попасть немцу в прицел. Недолго думая, я пикирую на него сверху и быстро захожу в хвост. Одной угрозы атаки было достаточно, чтобы немец вышел из боя переворотом. Не теряя времени, я стал собирать своих истребителей в группу, чтобы вместе идти разыскивать наших штурмовиков. Наконец мне это удалось, и мы втроём полетели в район цели.

Вот впереди на бреющем полёте показалась группа самолётов. Я считаю - 5 штурмовиков, значит, это моя группа. Гнидо, увидев штурмовиков, резко пошёл на снижение вместе со своим ведомым. Я, не теряя высоты, продолжал лететь наперерез группе штурмовиков. Когда я был уже почти над группой, мне показалось, что в группе что - то неладно. Смотрю внимательнее и вижу двух "Мессеров", которые пытались атаковать штурмовиков. Один из наших истребителей переходами слева направо держал их на почтительном расстоянии. Пара Гнидо, разворачиваясь на параллельный штурмовикам курс, не могла видеть Ме-109.

Пропустив группу вперёд, я полупереворотом теряю высоту и, прижимаясь вплотную к земле, догоняю "Мессеров". Откуда появилась эта пара, думал я, наводя перекрестие прицела на грязный живот Ме-109. Вероятно, это те же, с которыми мы только что подрались, решил я и нажал кнопку пушек. Промаха быть не могло: слишком с близкой дистанции я открыл огонь по врагу. С 50 метров хорошо видно, как снаряды впиваются в самолёт, вспыхивая розовыми звёздочками. Вот из пробитого водяного радиатора немецкого самолёта брызнула вода, распыляясь в воздухе белой полосой. К ней присоединилась темная струйка дыма загоревшегося мотора, и ещё через секунду "Мессер" вздрогнул, из - за кабины лётчика вырвался длинный язык пламени и самолёт завис. Я еле успел поддернуть свой самолёт, чтобы не столкнуться с немцем, и выскочил вперёд.

Второй "Мессер", увлекшийся стрельбой по одному из штурмовиков, не видел гибели своего ведомого. Я снова, чтобы не обнаружить себя, прижимаюсь к земле и захожу снизу под хвост к Ме-109. Повторяется то же, что и с первым, только финал этого немца был несколько иным. После одной длинной очереди из пушек он перевернулся на спину и мгновенно врезался в землю с высоты 100 метров. Накренив машину, я посмотрел назад. Над местом падения немца, как большой гриб на тонкой ножке, стоял столб чёрного дыма.

На аэродром вернулись все наши самолёты, за исключением одного вынужденно севшего на своей территории штурмовика.

Обо всём, что произошло в воздухе, на КП уже знали. Один из лётчиков соседнего полка, возвращаясь с разведки, видел картину и результат боя и, сев на наш аэродром для дозаправки горючим, доложил о том, что он видел".

Вроде обычный вылет. Только к числу сбитых Губановым самолётов противника прибавилось ещё два.

В первой половине Февраля 1943 года авиационный полк, в котором служил Губанов, выполнял задачи по обеспечению действия штурмовиков и прикрытию наземных войск, одновременно ведя воздушную разведку.

3 Февраля лётчиками дивизии было проведено 7 групповых воздушных боёв, в результате которых было сбито 11 Ме-109. При этом А. А. Губанов уничтожили 3 самолёта. Но главный итог заключался в том, что была обеспечена эффективная работа штурмовиков.

В 1943 году Старший лейтенант А. А. Губанов участвовал в сражении над "Голубой линией" - в битве на Кубани. Когда исход этой битвы стал ясен, Капитан А. А. Губанов был представлен к званию Героя Советского Союза "за совершённые к Маю 1943 года 358 боевых вылетов, 14 самолётов противника, сбитых им лично". Заметим, что по числу боевых вылетов в то время Губанов был в числе лидеров советской истребительной авиации.

В середине Июля 1943 года А. Губанов должен был в паре сопровождать 6 Ил-2, летевшую на штурмовку неприятельских передовых позиций. На взлётную полосу они выруливали вдвоем, но в воздухе А. Губанов оказался один: ведомый не взлетел - отказал двигатель. Охранять штурмовиков Алексею пришлось одному. Не долетев до линии фронта, встретили группу фашистских истребителей. Умело маневрируя, отважный воздушный боец не дал малейшей возможности "Мессерам" подойти к "Илам". Больше того - в горячей схватке А. Губанов сбил 2 самолёта противника. Сделав по несколько успешных заходов, наши Ил-2 без потерь вернулись на свой аэродром.

...В Августе 1943 года войска Воронежского фронта перешли в контрнаступление на Белгородско - Харьковском направлении. Их действия прикрывала авиация 2-й Воздушной армии. В те дни успешно действовали полки 201-й истребительной авиационной дивизии. Так, в конце дня 3 Августа, на 5-м боевом вылете в район Задельное - Быково, сопровождая 6 штурмовиков Ил-2, Капитан А. А. Губанов во главе четвёрки Ла-5ФН встретил группу вражеских истребителей. В завязавшемся воздушном бою, кэмэск Губанов сбил 2 самолёта противника. "Илы" выполнив задачу, вернулись на аэродром без потерь.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Августа 1943 года Губанов Алексей Алексеевич был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Впоследствии Гвардии капитан А. А. Губанов сражался над Днепром и Тернополем, участвовал в освобождении Польши и в воздушных боях над Германией.

В наградных документах на него командование неоднократно подчеркивало, что как командир "Губанов умело передаёт свой боевой опыт летному составу, обучает его мастерскому ведению воздушного боя, настойчиво прививает храбрость и отвагу в борьбе с фашистскими стервятниками".

Не всегда всё проходило гладко. В профессии лётчик - истребителя больше, чем в какой - либо другой, нужны такие качества, как быстрота реакции, твёрдые знания, умение грамотно использовать технику, тактическое мастерство. Человек может иметь своеобразие в характере, кое в чём отставать от товарищей, в чём - то ошибаться. Но одного не терпит эта профессия - трусости.

В конце 1944 года в эскадрилью прибыло несколько молодых пилотов. Среди них высокий, стройный Лейтенант, весельчак и балагур. Он неплохо играл на гитаре, пел и сразу пришёлся всем по душе - в суровых фронтовых буднях любят весёлых людей, умеющих шуткой скрасить тяжесть положения. Но лётчики ждали, как покажут себя молодые в деле.

Ждать пришлось недолго. И задание было обычное - эскадрилье вылететь на перехват вражеских самолётов. В задании было сказано: не трогать транспортные самолёты, а уничтожать их прикрытие - истребителей. Видимо, на "Юнкерсы" должны были направить истребители с других аэродромов.

Эскадрилья поднялась в воздух. И вовремя. Армада вражеских самолётов показалась с запада. Выше неё комариной стайкой блестели истребители. Наша эскадрилья построилась в заданный боевой порядок и с набором высоты устремилась навстречу противнику. Губанов старался быстрее сблизиться и атаковать наверняка, зная, что его ведомые следят за ним и первый успех в атаке даст им уверенность, задор, веру в успех - тот "огонёк", который особенно нужен в бою.

Атака была безошибочной. "Фокке - Вульф" не успел увернуться от снарядов, выпущенных Алексеем Губановым, и стал падать. Остальные FW-190 разделились на пары. Начался ожесточённый воздушный бой.

А.Губанов.

Корреспондент заснял Алексея Губанова в тот день,
когда он сбил 25-й немецкий самолёт. Эту разбитую
вражескую машину вы видите в верхней части обложки.
Алексей Губанов улыбается - он доволен своей работой.
Молодой москвич на фронте с первых дней войны. Он бил
врагов под Сталинградом, на Кубани, под Ленинградом.
На груди Гвардии майора Алексея Губанова сверкают
"Золотая Звезда" Героя Советского Союза и 7 орденов.

С земли были видны только тёмные чёрточки. Они медленно перемещались, временами превращаясь в точки, исчезая и вновь появляясь. Казалось, что стая птиц плавает, купается в солнечной голубой безбрежности.

В стороне показались ещё несколько вражеских самолётов. Всё увеличиваясь, они приближались к аэродрому. Откуда - то сверху мелькнула серебристая строчка, протрещала длинная очередь - и вот уже один из легко различимых теперь тяжёлых самолётов лениво свернул вниз, потом всё быстрее и быстрее пошёл к земле...

Когда истребители сели, Алексей Губанов выстроил лётчиков и медленно, сдерживаясь, спросил весельчака - Лейтенанта:

- Почему ушёл из боя, оставил ведущего ?

- Я прикрывал вас. А потом ударил по "Юнкерсу", - проговорил тот.

А.А.Губанов

- В следующий раз струсишь - сами срубим... Запомни это... - коротко сказал Губанов.

Лейтенант побледнел и опустил глаза. Он не сказал больше ни слова. Но в следующих боях этот лётчик ни разу уже не подводил - сумел перебороть страх.

Так воевал и воспитывал подчинённых Алексей Губанов. Один из своих последних воздушных боёв он провёл 29 Марта 1945 года. Уже на исходе дня восьмёрка Ла-7, ведомая им, сопровождала девятку бомбардировщиков. В районе цели наши самолёты были атакованы 20 истребителями противника. Их первая четвёрка прорвалась к замыкающему звену, но полностью была уничтожена в ходе короткого боя. Однако и 2 наших бомбардировщика были повреждены. В сопровождении "Лавочкиных", они перелетели линию фронта и сумели произвести удачную посадку. Боевое задание было выполнено: бомбардировщики удачно отбомбились по вражеским позициям, а сопровождающие их истребители сбили 5 немецких Ме-109.

Алексей Губанов сражался в небе Сталинграда, на Кубани, на Курской дуге, над Днепром и под Тернополем, участвовал в освобождении Польши и Чехословакии. С Ноября 1942 года летал на Ла-5, а со второй половины 1944 года - на Ла-7.

Войну командир эскадрильи 111-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (10-я Гвардейская истребительная авиадивизия, 10-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт)  Гвардии майор А. А. Губанов закончил в Праге. Всего он произвёл 550 успешных боевых вылетов, участвуя в 105 воздушных боях, лично сбил 28 и в группе с товарищами 9 самолётов противника.  (М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 22 личные победы и 5 групповых)

После окончания войны Алексей Алексеевич ещё долго служил в ВВС. Окончив Военно - Воздушную академию, Гвардии полковник А. А. Губанов снова вернулся в лётную часть. Командовал полком, был начальником штаба авиационной дивизии. Летал на Як-15, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, Су-7Б. Казалось, годы обходят этого энергичного, жизнерадостного человека. Он всегда был весел, полон энтузиазма и молодого задора. Много работал. Иногда писал статьи - благо ему было чем поделиться, о чём вспомнить...

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора А. А. Губанова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
126.04.1942 г.1  Ме-109зап. ГрузиноМиГ-3, ЛаГГ-3,

Ла-5, Ла-7.
212.05.1942 г.1  Hs-126  (в группе - 1 / 7)Липовик
302.06.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 6)Малая Вишера
408.06.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 5)зап. Будогощь
510.06.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 7)Мясной Бор
614.06.1942 г.1  Ме-109Мясной Бор
711.12.1942 г.1  Ме-109Степино - Рогинский
817.12.1942 г.1  Ju-52  (в паре - 1 / 2)Басаргино
91  Ju-52Центр. аэродром  (Сталинград)
1026.12.1942 г.1  Ме-109Аксай - Капкинск
1121.02.1943 г.1  FW-189зап. Александров
1223.02.1943 г.1  Ju-88юго - вост. Успенская
1307.05.1943 г.1  Ме-109Крымская
1403.08.1943 г.1  Ме-109Быхово
151  Ме-109Задельное
1603.10.1943 г.2  FW-190Щучино
1706.10.1943 г.1  Ме-109Черныши
1807.10.1943 г.1  FW-190Григоровка
1910.10.1943 г.1  Ju-87Пивцы - Ульяники
201  FW-190Пивцы - Ульяники
2111.10.1943 г.1  Не-111Зарубенцы
2229.05.1944 г.1  FW-190Пузинки
231  Ме-109зап. Обертин
2415.04.1945 г.1  Ме-109Бьена
251  Ме-109Бенешов

      Всего сбитых самолётов - 22 + 5;  боевых вылетов - 525;   воздушных боёв - 104.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz