Герой Советского Союза Химич. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Герой Советского Союза Ф. В. Химич

Ф.В.Химич.

22 Апреля 1918 года, в Мелитополе, в семье ветерана Императорского лейб - гвардии Семёновского полка Василия Химича родился сын Фёдор. Радостное событие произошло в первый день Пасхи. Кто знает, может быть именно этот "светлый день" и предопределил тот факт, что Фёдор Химич в будущем станет "ангелом - хранителем и предвестником удачи" у своих "подзащитных", его обойдут стороной опасности и невзгоды. За него, в трудные времена, будут "стоять горой" и начальники и подчинённые...

При поступлении в ФЗУ, будущий лётчик исправил в метрике год рождения на 1917-й. И, хотя поправку заметили, но "делу ход не дали" - именно эта дата фигурировала далее во всех документах Химича. В 1937 году, после окончания Мелитопольского аэроклуба Фёдор Химич увлёк двух своих друзей в Качинскую авиационную школу, учиться "на истребителей". На предварительной комиссии из 40 выпускников аэроклуба, желающих поступить в "Качу", отобрали только 17 - тут отбор был пройдён успешно. Однако на врачебной комиссии в училище сам заводила, к его огромному огорчению, был "перенаправлен" в бомбардировочную эскадрилью - подвела верхняя граница артериального давления - 150 мм.р.с. Друзья успокаивали: "Не горюй, ты будешь бомбить, а мы будем тебя прикрывать"...

Фёдор, однако, не сдался - он буквально по пятам ходил за начальником школы: "Переведите в истребительную". И мечта его неожиданно сбылась: пришло указание увеличить выпуск лётчиков - истребителей и после окончания школы нескольких курсантов бомбардировочной эскадрильи, в числе которых, разумеется, оказался и "самый настырный", оставили для переподготовки.

Выбор основывался не только на желании - курсант Химич был одним из лучших в воздушной стрельбе. Завершать "лётные университеты" кандидату в истребители довелось, практически ежедневно созерцая сына вождя Василия Сталина, будущего трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина, который в то время переучивался в "Каче" с авиатехника на пилота, а также будущего дважды Героя Д. Б. Глинку. С последним Фёдору Химичу предстояло встретиться ещё не раз   (в будущем им 4 года предстоит учиться на одном курсе ВВА в Монино, а ещё через несколько лет Химич заменит Глинку на должности заместителя командира дивизии)...

- Василий Сталин поначалу жил отдельно - рассказывал Фёдор Васильевич - пищу специально готовили в ресторане. Однако вскоре об условиях учёбы сына через Берию стало известно отцу и "лафа" кончилась. Василия сделали старшиной отделения и с тех пор он всё делал "на общих основаниях. Одну привилегию ему всё - таки оставили - даже на У-2 он летал, в отличие от остальных, с парашютом.

22 Февраля 1939 года учёба закончилась и младший лейтенант Фёдор Химич оказался на Дальневосточном аэродроме Поздеевка в составе 29-го Краснознамённого ИАП  (ранее - знаменитая Гатчинская 1-я истребительная эскадрилья)  - полка, в котором в своё время служили все наиболее известные советские асы, включая Чкалова. Уже 11 Февраля 1940 года успевший показать себя лётчик получил звено, а 25 Августа был направлен в Хабаровск на курсы командиров звеньев, которые закончил 11 Ноября.

В конце Мая 1941 года Ф. Химич поехал отдыхать в санаторий. Несмотря на великолепную природу, отличные условия отдыха без полётов молодому лётчику было скучно, и, не дожидаясь окончания путёвки, он решил вернуться в часть. Приехал 10 Июня и прямо на перроне увидел стоящий "под парами" эшелон с личным составом полка уже готовый к отправке на запад. Молодому лейтенанту собираться - только подпоясаться, а тут - даже чемодан при себе...

Станции по пути следования напоминали встревоженные переполненные ульи: к западной границе один за другим шли эшелоны. 22 Июня состав прибыл в Иркутск. На вокзале лётчики узнали - началась война.


Боевую работу полк начал 12 Июля на Западном фронте в составе 31-й САД на И-16 с аэродрома в районе Торжка. К сожалению, избыток высокого боевого духа и неопытности личного состава испытали на себе не только лётчики Люфтваффе:

- 13 Июля - командир полка капитан Ляшко и лётчик Попов атаковали самолёт ДБ-3Ф, ходивший по кругу над аэродромом. Самолёт сгорел, 2 члена экипажа спаслись на парашютах.
- 14 Июля старший лейтенант М. И. Фошкин был обстрелян самолётом МиГ-3, имел пробоины  (этот случай самый загадочный - можно, конечно, в горячке погони спутать Ил-4 с "Хейнкелем-111", но что могло привидеться лётчику "МиГа" в облике И-16 - представить трудно)...
- 15 Июля старший лейтенант Толмачёв ошибочно атаковал очередной ДБ-3Ф.
- 16 Июля старший лейтенант Фошкин и младший лейтенант Л. З. Муравицкий в районе Бологое атаковали Пе-2 и, увлёкшись атакой, Фошкин врезался в землю и погиб.

Свой первый боевой вылет на перехват группы бомбардировщиков Ju-88 Фёдор Химич совершил 12 Июля 1941 года. Практика показала - надежды на высокую эффективность пулемётов "ШКАС" способных, по словам оружейников, чуть ли не пополам разрезать очередями самолёты противника - не более, чем "добрая сказка на ночь". Одной из первых очередей был убит немецкий стрелок, но дальше дело не пошло: Химич расстрелял весь боезапас, а непрошеный гость спокойно улетел восвояси. Впрочем, вскоре боевой счёт был всё же открыт: 1 Августа 1941 года Фёдор сбил корректировщик артиллерийского огня "Хеншель-126". Он подошёл к нему снизу - сзади, и в упор, с 50 метров открыл огонь. А 20 Августа в районе Ильино им был сбит бомбардировщик "Юнкерс-88".

Кроме патрулирования и дежурства в воздухе, 29-й ИАП занимался сопровождением бомбардировочных авиагрупп "смежного" БАП, на вооружении которого состояли новенькие СБ. Не имеющим никакого боевого опыта, не отработавшим ни особенностей тактики, ни специфики этого вида боевой деятельности, истребителям дивизии пришлось разрабатывать и, по ходу дела, в "горячем режиме", испытывать свои собственные приёмы и методы. Однако немецкая авиация времени на освоение не давала - в течение первой же недели боёв полк СБ был уничтожен полностью. В те тяжёлые дни Фёдор Химич дал себе слово: "Пока буду в воздухе - ни одного бомбардировщика сбить не дам !"...

Удивительно, но, видимо, "пасхальная карма от рождения" помогла лётчику своё слово сдержать. За 3 года сопровождения различных групп бомбардировщиков и штурмовиков, эскадрилья Химича не дала сбить истребителям противника ни одного подопечного самолёта !   "Нулевое" по потерям сопровождаемых достижение комэска, быстро ставшее известным благодаря фронтовым газетам, отмечено в книге "Советские ВВС в годы войны".

И-16 Ф. В. Химича.

Приходилось летать и на штурмовку наземных целей, что, с учётом конструкции И-16, являлось испытанием не для слабонервных. Осколки зенитных снарядов и пуль в клочья рвали перкаль обшивки, в щепу мочалили листы фанеры. Однажды разрыв снаряда полностью оголил хвостовое оперение машины Химича. Самолёт начал задирать нос, почти не реагируя на отклонение руля высоты. Сбросить газ для парирования возникшего момента означало потерять скорость и лишится манёвра, что было неприемлемо. Спасло самообладание и хорошее знание теории полёта. Лётчик выпустил шасси, и, взвешенно сочетая "прямые и косвенные факторы" управляемости, благополучно вернулся на базу. Посмотреть на летающее учебное пособие по изучению "продольно - поперечных элементов конструкции самолёта И-16" сбежался весь персонал аэродрома...

За следующее боевое задание - разведку - лётчик был представлен к своей первой боевой награде: ордену Боевого Красного Знамени. Целый месяц его И-16 "висел" на над группировкой Гота в районе Великих Лук. Судя по награде, сведения оказались весьма ценными. Здесь боевые товарищи Фёдора Химича очередной раз удивились "везучести" лётчика. Пара Химича уже возвращалась на базу, когда на встречных курсах разошлась с парой Ме-109. Топлива для боя у обеих сторон оставалось мало, однако один из "Мессеров" выполнил разворот и с большой дистанции дал наудачу очередь вдогон. Снаряд "Эрликона" прошил левый борт кабины самолёта Химича, переднюю перегородку, стенку топливного бака - буквально сантиметром выше уровня топлива - и разорвался в бензине. Это и спасло жизнь лётчика. Попади он на пару сантиметров выше - и взрыв произошёл бы в насыщенной парами бензина незаполненной ёмкости бака. В этом случае, как заметил Химич, "я с вами сейчас бы не разговаривал". На последних граммах бензина самолёт всё же дотянул до аэродрома. Техники были поражены увиденным: в стенке бака зияла огромная дыра, вокруг - масса мелких осколочных отверстий.

20 Сентября 1941 года группа лётчиков, отличившихся в первые месяцы боёв на Западном фронте  (в их числе и комзвена Ф. Химич), впридачу к наградным представлениям была повышена в звании: Младшие лейтенанты, "перепрыгнув" Лейтенантскую ступень, стали Старшими лейтенантами. Среди отличившихся был Лука Муравицкий, родом из Минской области. Уже к концу Августа он произвёл 105 боевых вылетов и сбил 10 самолётов противника, а 3 Сентября тараном уничтожил бомбардировщик, за что был награждён орденом Ленина. Лётчик дрался смело, напористо и обещал вырасти в незаурядного аса  (Указом от 22 Октября 1941 года ему будет присвоено звание Героя Советского Союза)...

А 23 Сентября 1941 года отдельная эскадрилья 29-го ИАП, звеном в которой командовал Химич, была переведена в 127-й ИАП, который направлялся на Ленинградский фронт для выполнения особого задания  (в эту же эскадрилью попал и Л. Муравицкий). Новой частью командовал опытный лётчик майор В. В. Пузейкин, прошедший "боевую практику" в небе Испании. Окружённый Ленинград нуждался в боеприпасах, продовольствии, медикаментах. Из города нужно было вывозить раненых и больных людей. Именно для подобных срочных задач, помимо водного пути по Ладоге, был организован "воздушный мост" транспортными самолётами. Ввиду высокой активности истребителей Люфтваффе и крайне неблагоприятной погоде, работа обещала быть трудной. На полк возлагалась задача по сопровождению "транспортников" в Ленинград и обратно, прикрытие их погрузки и выгрузки.

Через несколько дней ознакомительных полётов в составе 127-го полка, состоялось перебазирование на новый аэродром Войбоколо отдельной группы, которую вёл комэск Сергей Путяков. Этот перелет во многом предопределил судьбу Фёдора Химича. После выполнения боевого задания истребители направились на предписанный новый аэродром. В условиях испортившейся погоды и плохой видимости Путяков потерял ориентировку и уже явно "начал плутать". Группу возглавил Химич. Несмотря на все "прелести ленинградской погоды" Фёдору удалось вывести истребители в нужную "точку". Путяков, хорошо понимая, чем мог закончиться для эскадрильи   (и для него лично)  этот полёт, довёл до командования полка роль Ф. Химича в благоприятном исходе дела "не жалея ярких красок". Спустя некоторое время это сыграло свою роль при отборе кандидата на должность командира 1-й эскадрильи.

Под Ленинградом, как отмечал Фёдор Химич, была самая тяжёлая за всю войну боевая работа: "воздушные караваны" сопровождали даже в туман, немцы атаковали постоянно, бои были тяжелейшие. В эти, и без того тяжёлые дни, из-за плохих метеоусловий полк потерял 8 лётчиков. Так 8 Октября 1941 года  (погода в тот день была нелётная - зоны сильных туманов по маршруту с возможными прояснениями), полк получил приказ выслать 2 группы истребителей для сопровождения транспортных самолётов. Первая группа состояла из 3 И-153  (Константин Трещёв, Владимир Переводкин, Николай Евтеев)  и 3 И-16  (Сергей Путяков, Иван Петренко, Пётр Бондарец). Следом поднялась вторая группа: 3 И-153  (Алексей Хмелинин, Сергей Юдин, Борис Горшихин)  и 3 И-16  (Иван Белов, Фёдор Химич, Лука Муравицкий).

Обе группы прошли Ладожское озеро, но в районе мыса Мортин Нос попали в зону сплошного тумана. В тумане группы рассеялись и лётчики выходили к цели по одиночке. Благополучно достигли цели Трещёв, Белов и Переводкин. Муравицкий, Петренко и Бондарец вышли на аэродром Смольное где благополучно сели. Сергей Юдин произвёл вынужденную посадку на шоссейной дороге в районе Углово, разбил самолёт, сильно ушибся. Горшихин вынужденно сел на аэродроме Смольное. Самолёт был разбит, лётчик не пострадал. Путяков благополучно посадил самолёт на аэродроме Новая Ладога.

Фёдор Химич решил пробивать облачность вверх, а затем прошёл курсом на восток  (для предотвращения посадки на территории врага)  и, когда заметил просветы в облаках, снизился и сел на огородах в районе небольшой деревни. К счастью, межи разделялись не канавками, а небольшими колышками, которые разлетались в разные стороны. Второпях Химич забыл выпустить перед посадкой реактивные снаряды, однако всё кончилось благополучно. Восстановить ориентировку можно было только методом опроса местного населения. Двигатель не глушил, на случай, если в деревне немцы, но прибежавший мальчишка доложил, что до линии фронта более 30 км на запад. Выяснив расположение ближайшего аэродрома - 17 км., лётчик отправился туда пешком и через день прибыл в деревню с ТЗ и аэродромной командой. После взлёта пришлось отменить обещанный гостеприимному населению пролёт над публикой на "бреющем" и пуск РСов - клинило ручку управления - самолёт с трудом удалось вывести из виража  (при взлёте отсоединилась тяга элерона). Посадка, несмотря на риск, прошла благополучно.

Алексей Хмелинин и Николай Евтеев в тумане погибли. Возможно, с погодным фактором была связана и гибель Героя Советского Союза Луки Муравицкого 30 Ноября 1941 года. Лётчик так и не успел получить свою "Золотую Звезду" Героя. По некоторым данным, на день гибели он имел 12 побед лично и 35 - в группе...

Скоро командование 54-й армии "подбросило дополнительную работу". В полк прислали самолёт - разведчик Ар-2. Резюме было коротким: "Он у вас с месячишко поработает - будет снимать линию фронта. Ваша задача - обеспечить надёжное прикрытие". Не менее 2 - 3 пар во главе с Ф. Химичем постоянно сопровождали Ар-2. Немцы быстро вычислили "объект" и устроили за ним настоящую охоту. Несколько раз наши истребители попадали в весьма серьёзные переделки, но сбить разведчика не дали. И только через некоторое время Фёдор Химич с тяжёлым сердцем услышал, что на другом участке фронта "арочка", к которой они так привыкли, была сбита...

Самолёт Ар-2.

Вообще, Ленинград Ф. Химич вспоминал с мрачностью:

- Любому другому за такую работу Героя бы присвоили, а мне за весь Ленинградский фронт даже медальки не дали !   Моим лётчикам ордена, медали, а мне - ничего !

А дело было в следующем. Однажды в полк прибыл член Военного Совета фронта с наградами для "передовиков". Состоялось традиционное "обмытие" и в застольном разговоре Химич повздорил с "высоким гостем", после чего последний настоятельно порекомендовал командиру полка даже не пытаться присылать наградные документы на "резвого старлея". Между тем, Химич не сорвал ни одного боевого задания, большинство из которых заслуживали самого высокого поощрения, под его сопровождением не был сбит ни один самолёт. Ощущая явную несправедливость при "раздаче" боевых наград, командование ВВС фронта нашло оригинальный выход: к прилёту Химича с очередного задания было организовано общее построение полка и командующий ВВС Ленинградского фронта перед строем торжественно вручил виновнику выноса знамени новенький, - в смазке - ...немецкий автомат !   В тот же день Химич сделал специальное крепление в кабине и всегда возил наградное оружие с собой. К сожалению, идея не пришлась по вкусу полковому "особисту" и он втихаря автомат стащил...

В Феврале 1942 года от огня зенитной артиллерии погиб командир 1-й эскадрильи Майор Ф. Г. Зоц. После короткого обсуждения, командиром 1-й эскадрильи был назначен Старший лейтенант Фёдор Васильевич Химич. 127-й ИАП находился в непосредственном подчинении 54-й армии Ленинградского фронта и приказ об утверждении пришёл с большим запозданием: 3 Июня 1942 года Старший лейтенанту Ф. В. Химичу было присвоено воинское звание "Капитан", той же датой был подписан приказ об утверждении его в должности командира 1-й АЭ 127-го ИАП.

- Год я летал на И-16, сбил 3 самолёта. - говорит Ф. Химич - Мы были воздушными "работягами" - истребителями сопровождения. Главная задача заключалась не в том, чтобы сбить как можно больше "чужих", а в том, чтобы не дать сбить своих. "Свободные охотники", ясное дело, сбивали больше. Истребитель сопровождения в отличие от "охотника" имеет совершенно иные цели. Он связан по месту, времени, высоте, манёвру и всегда вынужден принимать бой в предложенных противником стартовых условиях. Выполнить задачу при массе указанных ограничений может только лётчик, обладающий высочайшим лётным и тактическим мастерством. Для ведущего группы, кроме перечисленного, обязательно точное знание возможностей своих подчинённых.

Сложнейшие условия в которых пришлось действовать 127-му ИАП на практике помогли отточить тактику и методы действий против истребителей противника. Группа Химича имела рассредоточенный по месту и высоте боевой порядок. Одна или две пары обязательно шли с большим "запасом высоты", наблюдая за воздушной обстановкой и в случае нападения пристраивалась в хвост увлечённым атакой вражеским истребителям, стараясь прицельными очередями сбить ведущего. Остальные рассредоточенными парами шли позади группы сопровождаемых и уже были готовы к "торжественной встрече". Таким образом, немцы лишались своего главного тактического козыря - внезапности атаки.

Там же было проверено практикой и другое "железное правило" - смелость и инициатива воздушного бойца всегда довлеет над его противником и "давшему слабину" не поможет даже более совершенная техника.

- В бою с немцами главным было ни при каких условиях не поддаться страху и неуверенности, - рассказывает Ф. Химич - всегда нападать первым, заставить обороняться их. Тогда они не очень-то лезли на рожон. Было у меня правило - летать каждый день. Присматривался, - что за лётчики стоят против нас, изучал их повадки, присматривался к свежим. А в бою - атака, натиск и инициатива. И не дай Бог хвост поджать. Испугался - будешь сбит !

Они ведь тоже очень внимательно смотрели с кем приходится дело иметь. Как-то раз сопровождаем парой на И-16 группу "бомбёров" и вдруг появляется пара Ме-109. Подошли, летят рядом, крыло в крыло с нами. Немец - ведущий внимательно так на меня смотрит, я - на него. Выдержал я паузу и нахально так кулак ему выставляю - попробуй, мол, сунься. Он улыбнулся, - переворот - и они ушли: зачем рисковать, если можно поискать добычу полегче. А почувствуй он, что у меня "хвост дрожит" - ещё до начала боя имел бы полпобеды...

Под Ленинградом, справа от нас стояли морские лётчики, тоже на И-16. Мы с них пример брали - такие отчаянные ребята были !   А слева стоял полк, в котором воевал Пётр Покрышев  (154-й ИАП ВСГ)  - на американских "Томагавках". Возвращаемся как-то с задания - что такое ?   Около 8 этих "Томагавков" летают друг за другом в оборонительном круге, а сверху пара Ме-109 барражирует. Вывалился кто-нибудь из круга, - а там удержаться довольно непросто - они тут же пикируют - очередь - сбит. Как же можно так воевать ?!..

Привычкой Фёдора Химича стал и другой обычай - по возможности летать каждый день. Присматриваться к противнику: не появились ли "свежие" подразделения Люфтваффе, как летают, какими тактическими приёмами пользуются, каких "сюрпризов" от них можно ожидать ?


26 Июня 1942 года 127-й ИАП был снят с Ленинградского фронта и отправлен для отдыха в подмосковный санаторий, после чего отбыл для переучивания и получения новой техники. В Сентябре 1942 года полк прибыл на один из подмосковных заводских аэродромов в Химках для получения самолётов Як-7Б. Эти истребители начали производиться как раз с текущего месяца и некоторые лётчики полка, включая комэска Химича, приняли участие в их облётах, за что даже получили соответствующую зарплату - как испытатели. Среди множества однотипных истребителей выделялся "облегчённый" Як-1. У машины был срезан гаргрот, и, при том же двигателе  (М-105ПФ), улучшена аэродинамика. Этот Як-1 был легче "основного изделия" более чем на 100 кг, имел лучший обзор задней полусферы, превосходил Як-7Б в горизонтальной маневренности и вертикальной скорости, несколько уступая ему в огневой мощи   (1 х 20-мм пушка ШВАК и 1 х 12,7-мм пулемёт УБ против 1 х 20-мм и 2 х 12,7-мм УБ). Модификация сразу приглянулась Химичу. Так в составе полка оказался прототип Як-1Б. На щитках шасси этого самолёта "полковые живописцы" нарисовали орлиные лапы с выпущенными когтями.

Як-1Б Ф.В.Химича, 1942 г.

7 Октября 1942 года 127-й ИАП поступил в распоряжение Юго - Западного фронта. Переброска в район Сталинграда проходила скрытно. Сначала полк перелетел на Калининский фронт, откуда через несколько недель отправился под Сталинград. Для обеспечения скрытности переброска полка проходила на бреющем полёте. В середине Ноября 127-й ИАП в составе 282-й ИАД  (1-й ИАК, 17-я Воздушная армия)  начал действия на Сталинградском фронте.

28 Ноября группа, ведомая Химичем совместными усилиями "завалила" бомбардировщик "Хейнкель-111". 11 Декабря Химичем сбит лично истребитель Ме-109...

Полевой аэродром 127-го ИАП находился в 18 км от линии фронта, в непосредственной близости от Сталинграда. Лётчикам 17-й Воздушной армии противостояли лучшие силы Люфтваффе: JG 3 "Удет", JG 52, JG 53 "Туз Пик", в которых летом и осенью 1942 года сражались наиболее результативные асы Германии. Где-то здесь стояла группа III/JG 52 в составе которой летал Герхард Баркхорн. Уровень мастерства немецких пилотов не позволял расслабиться ни на минуту. Здесь особую актуальность приобретало правило Химича: ни в коем случае не становиться в позу обороняющейся стороны, даже при численном перевесе противника не уступать инициативу. Малейшее расслабление, психологическая неготовность к бою могли закончиться трагически. Потерял уверенность ты, - её нашёл противник.

Именно это произошло в бою 26 Декабря 1942 года. В тот день полк выполнял задачу по прикрытию с воздуха района боя. Спустя 40 - 45 минут из первой отправленной в район боёв "семёрки" Як-7 возвратился один в клочья "растрёпанный" истребитель - посадка на брюхо, самолёт разбит, лётчик ранен. В бой ушла вторая "семёрка". Через 40 минут, как в страшном сне, картина в точности повторилась: возвращается один, садится на брюхо. Потеряна почти половина полка за полтора часа !   Погибли далеко не новички, среди них - командир 2-й АЭ И. С. Белов. Но самое тяжёлое - психологическое воздействие. Молодёжь уже "мандраж колотит" - морально будущие бои уже почти проиграны. Если боевой дух полка безотлагательно - в ближайший час, не удастся поднять, - самый лучший исход: отвод с фронта, сдача знамени и переформирование части. В трудные минуты В. Пузейкин всегда обращался к Химичу: "Полетишь ?.."

- Собираю сборную - рассказывал Химич - мой заместитель, старший лейтенант Трещёв, заместитель погибшего командира 2-й эскадрильи - Герой Советского Союза, старший лейтенант Савченко, его ведомый - старшина Майданов и ещё один старшина - ведомый Трещёва - оба бывшие инструкторы одного из запасных полков - отличные лётчики, и я. "Провожающие" в напряжении. Обычно лётчику помогает пристегиваться техник самолёта, а тут прибежал инженер полка - застёгивает карабины на моей груди и с душой так говорит: "Фёдор, вспомни Ленинград:". Его слова и сейчас помню...

Подходим к району, а там - целая эскадра немцев в воздухе !   Разгоняемся и на полных газах врываемся в эту кучу. Всё вокруг замелькало: кресты, звёзды, трассы летящих снарядов: Минут 20 боя - уже к 5000 подбираемся - высота не лучшая для характеристик "Яков". Вдруг раз - один из этой кучи - малы вываливается и с чёрным дымом идёт к земле. Кто - смотреть некогда. Под ложечкой прохладно - неужели мы потеряли кого-то ?

Вижу, в лобовую, немец - командир их группы на меня заходит. Сходимся. Замелькали огоньки - рановато огонь открывает... Это уже хорошо - начинает понимать, что не он тут условия диктует !..  Даю очередь. Уже различаю черты его лица, о смерти не думаю... Как он рванул вверх - только голубые струйки с консолей слетели. Пока разворачиваемся осматриваюсь - никто не дерётся - и те и другие наблюдают за поединком. Мои все на месте. Значит, это мы немца завалили !   Сходимся повторно - и снова перед самым носом он взмывает... Возвращаемся в полном составе. Пролетаем на бреющем над аэродромом, крутая горка, разворот, посадка...

Немецкий истребитель Me-109F-4. Лето 1942 года.

Так полк в один день лишился 12 лётчиков. Сколько немцев сбили эти 2 "семёрки" неизвестно. Да это и понятно. Когда семёрке противостоят 25 - 30 "Мессеров", некогда смотреть, кто сбит, кто нет. Химич рассказывал, что в бою этого не видишь - глаз выхватывает только кресты и звёзды - отработанная "особенность" зрения: отличать своих и чужих в доли секунды, когда палец уже готов надавить на гашетку. В групповом бою на хвосте долго висеть не удавалось - противник маневрирует, да и с собственного хвоста нужно успеть вовремя "Мессер" сбросить. Когда тут смотреть - сбил или нет ?

Из боевой характеристики на командира АЭ Капитана Ф. В. Химича от 14 Декабря 1942 года:

"...Летает на У-2; Р-5; Ут-1; УТИ-4; И-16; Як-7Б. Общий налёт - 974.49. На фронтах ВОВ имеет 398 боевых вылетов из них: на И-16 - 388 с налётом 408 часов; на самолёте Як-7Б - 10 б.в. с налётом 9.54. На разведку совершил - 52 б.в., на штурмовку - 70. Провёл 36 воздушных боёв; сбил 3 самолёта лично  (Ме-109, Ю-88, Хш-126)  и 2 самолёта в группе   (Хе-111, Ю-88). Эскадрилья под руководством Химича имеет 939 боевых вылетов с налётом 905 часов".

Следует обратить внимание на некоторые особенности боевых характеристик в 127-м ИАП: тип самолёта указан Як-7 вместо Як-1, - хотя этот момент понять можно - модификация Химича не была похожа на серийный Як-1   (сам Химич называл её экспериментальной), проще было сослаться на общую для полка модель, дело усложнялось и тем, что по мере выбывания самолётов, в качестве пополнения в части прибывали "Яки" самых разных модификаций из других соединений   (Фёдор Васильевич рассказывает, что иногда он делал 3 вылета в один день и все - на отличных от предыдущих модификациях "Яков"). Несколько труднее понять, почему количеству сбитых самолётов противника уделяется явно второстепенное значение. Так, в некоторых более поздних характеристиках количество сбитых самолётов оказывалось меньше, чем в предыдущих. Примерно так же обстоит дело с учётом самолётов, сбитых эскадрильей - здесь это число могло быть не указано вовсе. Впрочем, подобное отношение к учёту не являлось тогда делом из ряда вон выходящим. Вот что писал авторам А. А. Калюжный  (18-й ГвИАП 303-й ИАД; 6 побед в ВОВ и 7 побед в Корее):

"К сожалению, бланков Лётных книжек для молодых лётчиков не имелось и все полёты записывали в обычную ученическую тетрадь. Мы, молодые лётчики - сержанты этим не интересовались и не контролировали что нам там записывают - не до этого было. Никто не знал сколько ему прожить придётся и к чему эти книжки. Только лишь, когда меня  (уже Младшего лейтенанта)  перевели в 18-й ГвИАП - лучший полк в нашей 1-й ВА - это было 15 Сентября 1943 года, наш адъютант эскадрильи сержант Наумов завёл на меня настоящую Лётную книжку  (из книжки погибшего накануне старшего лейтенанта Леонида Никитовича Хрущёва - сына будущего генсека). Но записи в ней он начал вести лишь с 5 Ноября 1943 года. А предыдущую мою тетрадь он где-то затерял - я этого не знал, а узнал только после войны, когда с нас стали требовать, чтобы мы контролировали свои Лётные книжки. Так у меня вся моя предыдущая лётная работа осталась только в Личном деле  (когда и где служил, где летал), а сведения о полётах до 5 Ноября 1943 года я восстановил только по памяти".

Ме-109G-2 из состава JG 3

Ме-109G-2 из состава JG 3

Под Новый год на аэродром 127-го ИАП, неожиданно, буквально с неба, свалился " Дед Мороз" на Ме-109G. Детально выяснить подробности не дал весьма обрадованный таким "подарком" полковой "особист", поспешивший доставить "виновника" нежданной радости своему начальству. Удалось выяснить лишь то, что германский пилот направлялся в далёкие тылы - при нём были "презенты" для семей сослуживцев. Погода была скверная, вскоре после взлёта он попал в зону сильных снежных зарядов и был вынужден повернуть назад. Ко времени его прибытия, аэродром его группы, по-видимому, накрыло снежным зарядом и низкой облачностью. Определяя своё местоположение, лётчик недооценил силу ветра, который занёс его несколько дальше на восток, чем он рассчитывал. Вывалившись из снежной мглы в районе 127-го ИАП и обнаружив под собой заснеженные силуэты самолётов, он был уверен, что садится на свой аэродром. Не стоит и говорить, какому стрессу подвергся немецкий пилот, наверняка не сразу поверивший, что происходящее отнюдь не кошмарный сон !

Химичу кабина "Мессершмитта" не понравилась - тесновата... Трофейный Ме-109G некоторое время использовался командиром 282-й ИАД А. М. Рязановым. Он не раз залетал на нём в далёкие немецкие тылы. Впрочем, немцы ответили аналогичным "сюрпризом". Лётчиков предупредили, что Люфтваффе в районе Сталинграда использует восстановленный советский Як-1, поэтому необходимо повысить осмотрительность, особое внимание уделять одиночным самолётам этого типа. Попытка устроить засаду вражескому "хулигану" успехом не увенчалась.

Под Сталинградом Фёдор Химич одержал 2 личные победы  (обе над Ме-109)  и 4 групповые  (Hе-111, Ме-109, 2 FW-189). За отличие в боях под Сталинградом Капитан Ф. В. Химич был представлен ко второму ордену Боевого Красного знамени  (приказом по ЮЗФ от 01.01.1943).

В Апреле 1943 года 127-й ИАП в составе 282-й ИАД был выведен в резерв, а в Мае отправился за новыми Як-7Б. Старые самолёты были переданы в другие части. Химичу пришлось сдать полюбившийся прототип Як-1Б.


С 3 Июня 1943 года 127-й ИАП в составе 282-й ИАД 6-го САК был включён в состав Центрального фронта. В Июле, перед началом Курской битвы, 6-й САК в составе 221-й БАД и 282-й ИАД, вошёл в состав 16-й Воздушной армии и начал боевые действия на Центральном фронте.

Над Курской дугой сопровождение бомбардировочных стало едва ли не единственной задачей полка. Выполнять эту сложнейшую задачу эскадрилья Химича была вынуждена в сильно обновлённом составе. Уже готовился к переходу в инспекцию 16-й ВА заместитель Химича К. М. Трещёв  (В. Пузейкин, конечно, не хотел отпускать в инспекцию самого Химича, кандидатура которого, как передового командира эскадрильи была наиболее предпочтительной - и после долгого разговора "за закрытыми дверями" с представителем дивизии Даниловым команда на перевод была дана Трещёву. Химичу уже готовили должность заместителя командира полка по ВСС с дальнейшим повышением).

Ф.В.Химич с товарищами по 127-му ИАП. Лето 1943 года.

На повышение в другие эскадрильи ушли практически все лётчики эскадрильи. Взамен эскадрилью Химича пополнили выпускники - сержанты и один старшина  (через месяц с небольшим всем будет присвоено офицерское звание). Заместителем командира 1-й АЭ стал старшина  (!)  Поганышев - бывший инструктор запасного полка - летал хорошо, но боевого опыта не имел, а одним из командиров звеньев - сержант  (!)  Барановский. Попытка Химича оспорить "штабной разгром" подразделения результата не дала: "новичков должны воспитывать лучшие". Так умение готовить достойных воздушных бойцов обеспечило капитану Химичу дополнительные проблемы буквально с самого начала воздушных боёв на Курско - Орловском направлении.

Между тем, сопровождение - дело весьма "деликатное", требующее кроме лётного мастерства высочайшей согласованности действий, точного знания "своего манёвра" и железной выдержки  (здесь спешка могла привести к тяжёлым последствиям)  всех пилотов подразделения. Химичу, как признанному "командиру комсомольской эскадрильи" вновь пришлось проводить всё свободное время в тактических занятиях со своими лётчиками, вооружёнными макетами самолётов. Здесь каждый до тонкостей прорабатывал свою задачу в боевом построении, умение организовать хорошее огневое взаимодействие со стрелками бомбардировщиков и порядок действий на разные случаи боя. Очень скоро лётчики стали безошибочно ориентироваться и находить своё место в боевом порядке при любом развитии событий; их уже не ставили в тупик неожиданные вводные комэска. Подразделение Химича вновь обретало черты отлаженного боевого механизма. Эскадрилья имела свою тактику и против "охотников" и против массированных атак больших групп истребителей.

Результаты не замедлили сказаться. Слаженность действий всей группы и точное знание своего манёвра каждым лётчиком эскадрильи Химича позволили 7 Июля 1943 года при сопровождении 18 бомбардировщиков Б-3  (так в официальных документах именовался американский "Бостон")  отразить атаку 16 истребителей FW-190 с большими потерями для атакующих.

Як-7Б из состава 127-го ИАП. Лето 1943 г.

"Бостоны" имели задачей нанести бомбовый удар по железнодорожным эшелонам в районе станции Змеевка. Шли двумя девятками в "классическом" построении 3 группы по 3 самолёта. Группа непосредственного прикрытия состояла из 4 Як-7Б следовавших на удалении около 150 метров сзади, около 200 метров выше, периодически выполнявших манёвры в пределах обозначенной зоны для погашения преимущества в скорости. Ударная группа состояла из 3 Як-7Б следовавших с превышением в 500 метров от прикрываемой группы и на удалении около 300 метров от неё. Самолёты выполняли манёвры, переходя с фланга на фланг бомбардировочной группы для выравнивания скоростей. Ещё 4 Як-7Б составляли группу свободного боя, шедшую выше бомбовой группы на 700 метров с солнечной стороны боевого порядка, на повышенной скорости, выполняя маневры по горизонтали и вертикали.

В ходе первого захода на цель группа была встречена зенитным огнём, а после бомбометания, во время выполнения разворота для повторного захода появились 3 пары FW-190. Одна пара атаковала бомбардировочную группу снизу, но была отсечена огнём истребителей непосредственного прикрытия. Две пары атаковали ударную группу. В завязавшемся бою на виражах один FW-190 был сбит, остальные вышли из боя.

После выхода из второго захода группа была атакована 16 FW-190. Они поочерёдно пикировали на группу бомбардировщиков под углом 40 - 45°, выходя их атаки боевым разворотом. Первой паре удалось прорваться к строю "Бостонов", однако их атака была сорвана огнём группы непосредственного прикрытия. Остальные "Фоккеры" не имели возможности вести прицельный огонь, поскольку в ходе их выполнения поочерёдно наталкивались на 3 контратакующих группы истребителей прикрытия. 3 FW-190 были сбиты истребителями ударной группы в ходе выполнения боевого разворота после выхода из атаки, ещё один был подожжён группой свободного боя. Столкнувшись со столь агрессивной обороной, дезорганизованная группа "Фоккеров", потеряв в ходе короткой схватки 5 истребителей, оставила "поле боя".

Немецкий истребитель FW-190A-4. Лето 1943 года.

В этом бою комэск Фёдор Химич сбил 2 FW-190. Ещё две победы над истребителями этого типа были одержаны им 4 и 5 Августа 1943 года. Странно, но над "огненной дугой" 1-я АЭ 127-го ИАП ни разу не приходилось сталкиваться с "Мессершмиттами".

Командир 6-го САК Генерал - майор Антошкин был восхищён работой своих истребителей. За всё время сражений над Курском и Орлом истребители противника не сбили ни одного Б-3 из 221-й БАД. Не было потерь и в соседней дивизии Пе-2, когда её самолёты сопровождали лётчики 127-го ИАП.

Боевая характеристика от 16 Августа 1943 года на командира 1-й АЭ Капитана Ф. В. Химича, данная командиром 127-го ИАП Пузейкиным, завизированная командиром 282-й ИАД Подполковником Ю. М. Беркалем и командиром 6-го САК Генерал - майором Антошкиным, достаточно ярко характеризует работу "комсомольской эскадрильи" и её командира:

"...В Июльских боях эскадрилья Химича сбила 18 самолётов противника не имея своих потерь. Сопровождаемые самолёты - бомбардировщики не имели потерь от истребительной авиации противника. За период ВОВ эскадрилья, возглавляемая капитаном Химич, произвела 2970 боевых вылетов, в воздушных боях сбила 55 самолётов врага. Капитан Химич в 40 в.б. сбил 8 самолётов противника лично и 5 в группе. На Центральном фронте эскадрилья произвела 275 б.в. на сопровождение бомбардировщиков. При отражении атак истребителей противника сбито 23 вражеских самолёта. Капитан Химич это лучший образец русского воина - командира, лучший представитель нашего офицерского состава".

В конце Августа, когда исход Орловско - Курского сражения был уже ясен, командование полка и дивизии решило, что командира 1-й АЭ следует премировать поездкой на отдых в подмосковный санаторий. И хотя сам Химич не высказывал такого пожелания, командир полка настоял на своём. К возвращению Химича ждали 2 новости. Хорошая - за отличную боевую работу, мужество и стойкость в боях, приказом от 24.08.1943 года он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Плохая - погиб его ведомый младший лейтенант Жуков. Для Химича, не потерявшего за всю войну ни одного своего ведомого, эта потеря была очень чувствительной.

4 Октября 1943 года капитан Химич в районе Чернобыля одержал очередную победу над FW-190. А 9 Октября в штаб дивизии была направлена Боевая характеристика на командира 1-й АЭ 127-го ИАП Химича Ф.В. следующего содержания:

"...В Июльско - Августовских боях эскадрильей капитана Химича сбито 24 самолёта противника. Капитан Химич в 48 в.б. сбил 9 самолётов лично и 5 в составе группы. Эскадрилья под командованием Химича за период ВОВ произвела 3150 б.в. и в 150 в.б. сбила 64 самолёта противника. Капитан Ф. В. Химич достоин выдвижения на должность командира АП с присвоением в/звания "Майор".

Следует отметить, что в характеристике написанной позже - 6.01.1944 к присвоению звания "Майор", в упоминании "сбитых лично" вдруг фигурирует цифра 7. Может быть это и стало одной из причин 3-х упоминаемых в различных справочниках версий о количестве побед Фёдора Химича...

Между тем, 20 Октября 1943 года 16-я Воздушная армия в составе которой действовал 6-й САК, а с ним и 282-я ИАД со 127-м ИАП была передана в распоряжение командования 1-го Белорусского фронта. А 28 Октября 1943 года Капитан Ф. В. Химич пополнил свой боевой счёт ещё двумя победами - личной и групповой; обе - над истребителями FW-190.

30 Ноября 1943 года Капитан Ф. В. Химич приказом по 1-му Белорусскому фронту был официально утверждён в должности, которую фактически исполнял уже не первый месяц - помощник командира 127-го ИАП по ВСС, а приказом по 1-му Белорусскому фронту от 31.01.1944 года ему было присвоено воинское звание "Майор".

Ведомые, летавшие с Химичем, несмотря на строгость командира в учении, в бою всегда имели возможность проявить себя. Фёдор Васильевич не превращал их в "щит героя", как это практиковалось во многих полках. 15 Февраля 1944 года Ф. В. Химич во главе шестёрки Як-7Б сопровождал 9 бомбардировщиков Пе-2. Пара Химича составляла группу непосредственного прикрытия левофлангового звена "Пешек". Ведомым был лейтенант Клюев. Пара FW-190 шла строго в лоб прикрываемому Химичем звену Пе-2. Метров за 400 до цели "Фоккеры" стали резко отворачивать вправо, обозначая уход. Метров за 100 до расхождения с парой Химича они "переложились" из правого разворота в левый и стали огибать пару Химич - Клюев заходя в хвост звену "Пешек". Химич тут же понял суть ловушки: пока пара "Яков", выполняя разворот следом за "Фоккерами" будет занимать позицию для ведения огня, у немецких лётчиков появится время на скоростную атаку "Пешек".

Химич стал выполнять разворот в сторону FW-190, имитируя, что манёвр противника удался. Клюеву он приказал только обозначить разворот за ведущим, после чего вернуться на прежний курс, по-прежнему прикрывая тыл звена Пе-2. Ведущий FW-190, убедившись, что советские истребители пошли следом, продолжил выполнение разворота на цель и спокойно переключил внимание на Пе-2, не замечая, что чуть сзади, почти строго над фонарём его кабины, к нему стремительно приближается Як-7 лейтенанта Клюева. Оказавшись сзади ведущего FW-190 под ракурсом 2/4, Клюев, оставаясь вне поля зрения запутавшихся в обстановке немцев  (ведомый FW-190, тем временем, внимательно отслеживая заходящую ему в хвост "пару" русских, тщетно пытался понять, куда же подевался второй "Як")  - открыл огонь. "Фоккер", оставляя шлейф дыма пошёл вниз. Его ведомый, попавший под атаку Химича, бросил самолёт в штопор, имитируя свое "сбитие". Несколько мгновений Фёдор боролся с соблазном догнать и добить противника, но чувство долга возобладало, и он продолжил эскортирование "Пешек"...


7 Марта 1944 года Майор Ф. В. Химич, за участие в боях за освобождение Белоруссии был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, а 14 Марта - переведён в штаб дивизии на должность помощника командира 282-й ИАД по ВСС. Однако боевая деятельность, в основном - полёты на сопровождение - продолжалась. Чаще всего именно в составе групп истребителей 127-го ИАП, где Химич появлялся регулярно.

День 27 Марта 1944 года стал единственным за всю войну, когда Майор Ф. В. Химич после долгих уговоров штурмана 282-й ИАД Сорокина согласился слетать с ним ведомым. Самолёты штаба дивизии стояли на аэродроме 127-го ИАП. К вылету были подготовлены 2 Як-1 штаба и 2 Як-7 из 127-го ИАП  (ведущий Поганышев). Путь девятки Пе-2 проходил над аэродромом 127-го ИАП в район Быхова. После пролёта бомбардировщиков взлетели истребители. Погода была весенняя: утром - сыро, ледяная корка на влажных участках грунта, сильная дымка, местами переходящая в туман. С восходом солнца - раскисший грунт, сложные условия посадки. Именно погодные условия и стали первопричиной возникших в полёте проблем.

"Пешки" выполняли только первый заход на бомбометание, когда появилась шестёрка Ме-109. После второго захода "Пешек" и бешеных гонок истребителей друг за другом, пара Поганышева вместе с "Мессерами" в дымке потерялась и сопровождающих осталось двое. Решили разделиться и присматривать каждый за своим флангом: Химич следовал с левой стороны колонны, штурман - с правой. Теперь истребители шли со слишком большим интервалом - около 500 метров и едва ли могли рассчитывать друг на друга в случае внезапной атаки.

В поисках потерявшейся колонны больше преуспели Ме-109. Набрав высоту они обнаружили группу по солнечным отблескам от остекления кабин. Последовал классический приём германской школы воздушного боя "ихь бин Галланд" со стремительным пикированием "под цель" и внезапной атакой снизу. Полупрозрачная пелена дымки, слепящая при взгляде в сторону солнца, максимально усилила эффект скрытности. Появившийся "из ниоткуда" "Мессершмитт" первой же очередью поджёг самолёт Сорокина. Химич, осматривая верхнюю полусферу, перевёл взгляд на самолёт штурмана как раз в тот момент, когда Сорокин покидал кабину. Бросив самолёт в левый боевой разворот, он в ту же секунду увидел трассы летящих мимо снарядов.

Удивительно чётко и слаженно в этот момент отреагировали стрелки "Пешек". Они словно ждали, когда Химич уйдёт "с линии огня" - в сторону атакующих полетели АГ  ("Авиационные гранаты" - парашютики с "лимонками", поражавшими истребители в радиусе 70 метров). Разрывы гранат моментально "испортили кураж" "Мессершмиттам". Химич сразу понял, что под самым удобным ракурсом "Мессеры" приблизиться на дистанцию эффективного огня не решатся, особенно, если им в этом мешать, а вот ему использовать заднюю полусферу строя "Пешек" при смене манёвров можно и нужно. Германские лётчики в этом мнении с Химичем были единодушны: русский истребитель остался только один, но он будет основной помехой и "ключом" к строю Пе-2...

Завертелась бешеная карусель на вертикалях и горизонталях. Как только Ме-109 появлялись в задней полусфере бомбардировщиков, "Як" Химича немедленно бросался в атаку, открывая по атакующим огонь с любого более - менее подходящего ракурса, стремясь завершить манёвр "впритирку" сзади строя Пе-2. Так истребители носились друг за другом вокруг строя "Пешек", позади которых то и дело гремели разрывы гранат. Вскоре одна пара Ме-109 отвалила - возможно по остатку топлива, возможно - из-за повреждений нанесённых огнём стрелков "пешек", которые, как могли, пытались помочь своему единственному защитнику...

"Карусель" продолжалась ещё минут 15. Наконец, замыкающий группы атакующих, который - слепо следуя за своим ведущим - вроде бы имел все основания чувствовать себя спокойно, откровенно прошляпил момент, когда "Як" Химича на мгновение оказался у него в хвосте. Короткая очередь и "Мессер", заваливаясь на крыло и оставляя за собой клубы чёрного дыма отправился к земле.

Боевой пыл "Мессершмиттов" - и это моментально почувствовал Химич - резко упал, а ещё через несколько минут окончательно утратившая "аппетит" тройка Ме-109 отправилась восвояси.

Чуть позже у торжествующей  (каждый в своей кабине)  победу группы из 9 "Пешек" и 1 истребителя над аэродромом 127-го ИАП, возникла и очередная проблема - хватит ли у "Яка" горючего, чтобы дотянуть до бетонной полосы полка Пе-2 - на посадочной площадке раскисшего аэродрома истребителей "красовался" огромный крест: посадка запрещена. Лететь ещё 30 километров, а горючее практически "на нуле".

Последние километры отсчитывались буквально "на пальцах". На подлёте, чётко отслеживающие ситуацию на протяжении всего полёта бомбардировщики "расступились" и предоставили "Яку" Химича приземлиться на бетонку своего аэродрома первым.

В боевой характеристике за период с 1 Января по 1 Июля 1944 года на помощника командира 282-й ИАД по ВСС Майора Ф. В. Химича значится:

"...В 533 боевых вылетах  (из них на сопровождение штурмовиков - 25; на сопровождение бомбардировщиков Б-3 и Пе-2 - 293)  майор Химич сбил лично 14 самолётов противника. В воздушных боях решителен. Всегда смело атакует даже численно превосходящего в несколько раз противника. 27.03.1944 сопровождая 9 Пе-2 в район Быхов двумя самолётами Як-1, группа встретила 6 Ме-109, которые, видя только пару истребителей прикрытия стали действовать решительно. Майор Химич правильно взаимодействуя со стрелками Пе-2 отразил 8 атак противника. Сбил Ме-109 и обеспечил выполнение задания".

Этот удивительный пример грамотного использования "щита" - средств защиты задней полусферы бомбардировщиков и "меча" - своевременных и решительный действий истребителя прикрытия, стал предметом внимательного изучения экипажами как истребительной, так и бомбардировочной авиации, и не только в 6-м САК. А за Химичем среди бомбардировщиков "окрестных" БАД окончательно укрепилась слава предвестника благополучного исхода полёта. Позже командир 221-й БАД рассказывал Фёдору Васильевичу, как лётчики его соединения упрашивали "исходатайствовать" у соседей - истребителей эскадрилью Химича в сопровождение. Формула "Если летит Химич - домой вернутся все !" - срабатывала безотказно.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 Октября 1944 года Фёдору Васильевичу Химичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

- Фактически, мне его "бомбёры" дали ! - говорил Ф. В. Химич - "наверх" направили представление к Боевому Красному Знамени. Проходит какое-то время - представление возвращается назад. Ну, думаю, похоже снова в опалу попал. И вдруг, спустя полмесяца - месяц - Указ... о присвоении звания Героя Советского Союза !   Один очевидец мне рассказывал, что когда документы на "Красное Знамя" пришли в штаб 16-й Воздушной армии, там по случаю находился командир 221-й бомбардировочной дивизии. Видит представление на меня и говорит: "Какое Красное Знамя, ему давно Героя надо давать !   У меня лётчики перед каждым вылетом клянчат, чтобы договорился с "соседями" дать именно Химича в сопровождение". А тут как раз и распоряжение Верховного - представить к Званию Героя особо отличившихся во время операции "Багратион". Так я стал Героем Советского Союза...

Кстати, с бомбардировщиками во фронтовой жизни Фёдора Химича был связан и другой, достаточно забавный случай. Числа 20 Февраля Химич был направлен во главе группы из 30 лётчиков за получением новой техники во Львов. Всё бы ничего, если бы технику сдавали "под ключ", однако на местном перевалочном аэродроме "приёмо - передача" могла продолжаться и месяц и полтора. Пьянящий "вкус" мирной жизни и скорой победы многим вскружил голову и помощнику командира дивизии Ф. Химичу, иной раз было не до сна: удерживать "на уровне" элементарную дисциплину с каждым днём ожидания становилось всё труднее. Пришлось потратить значительную часть купленной штабом дивизии у польских крестьян - в качестве провианта - свиной туши, чтобы как-то ускорить "процесс".

Наконец, к 16 Марта вся техника была получена и долгожданный час вылета настал. Тут выяснилось, что ранее этим маршрутом  (из Львова в польскую Ленчицу - 20 км западнее Лодзи)  никто из присутствующих не летал. К тому же, как нарочно, стояла довольно скверная для ведения визуального контроля пути погода: снежная позёмка, ограниченная снежными осадками видимость, местами снежные "заряды".

Нашли тройку Пе-2, вылетающих на соседний аэродром. Штурманы - само спокойствие, командиры - воздушные волки - пыхая дорогими папиросками похлопывают по плечу: "Не сс... ребята, держитесь нас, мы этот маршрут как свои пять пальцев знаем !.."

Основную группу "пристегнули" к "королям воздуха", Химич во главе семёрки "Яков" следовал на большом для такой видимости расстоянии сзади, имея целью "подбирать отставших. Видимость начала резко ухудшаться. Местность незнакомая, все ориентиры приобрели одинаковую чёрно - белую окраску. Здесь Химич принял единственно верное решение: выйти на "ленту"  (река Висла)  и следовать по руслу реки на Лодзь. Это значительно дальше чем напрямую, но, по крайней мере, до аэродрома если не Ленчицы, то Лодзи горючего хватит. Через некоторое время Химич обнаружил, что вся группа в полном составе следует за ним. Нет только "поводырей" - они то первыми, как выяснилось позже, и заблудились. Группа благополучно прибыла в Ленчицу и только через час с лишним в Лодзи объявились потерянные "Пешки"...

В один из весенних дней 1945 года состоялась встреча лётчиков дивизии с американскими союзниками. На аэродроме в Ленчице - после налёта на Германию - для дозаправки и мелкого ремонта приземлились 2 В-24 и 3 В-17. Следуя давней "русской фронтовой традиции", наши решили "махнуть не глядя" рубли на американские доллары. Американцы, однако, оказались "стреляными коммерсантами": братство по оружию - братством, а денежки врозь. Никто не догадался предложить разборчивым гостям советской консервированной тушёнки. Её американцы, как выяснилось позже, ценили гораздо выше собственных мясных консервов, известных в наших "окопных кругах" под названием "второй фронт"...


Скоро война закончилась. Последние данные личного дела проливают свет только на 2 цифры: за период Великой Отечественной войны Ф. В. Химич совершил - 535 боевых вылетов  (по данным самого Химича здесь не учтено 20 боевых вылетов, то есть в сумме - 555)  и сбил лично 15 самолётов противника  (групповые победы не указаны). Таким образом, если учитывать максимальные показатели побед, упоминаемые в личном деле, за Великую Отечественную войну Фёдор Химич одержал 15 побед лично и 5 в группе. Проверить точность этих данных  (поскольку в разных источниках указываются отличные друг от друга сведения)  при отсутствии Лётной книжки не представляется возможным.

Сам Фёдор Васильевич, значения этому вопросу никогда не придавал. Главное - выполнить задание. То есть - не потерять сопровождаемых. Не дали сбить - победили, кого-то потеряли - проиграли, даже если самим удалось сбить. И, следует заметить, логика в его словах есть, особенно учитывая памятный бой 27 Марта 1944 года. Шесть немецких истребителей оказались бессильными против 1 советского !   Они не смогли причинить урона ни одному из 9 бомбардировщиков, которых охранял всего 1 истребитель !   Даже если бы Ф. В. Химичу и не удалось сбить одного из нападавших, это всё равно было бы весьма знаменательной и полноценной победой.

11 Июня 1945 года приказом по ВВС СА Ф. В. Химичу было присвоено воинское звание "Подполковник". После войны наименования подразделений поменялись и подполковник Ф. В. Химич "оказался" в 13-й ИАД, 16-й ВА, ГСОВГ  (штаб дивизии находился тогда в городе Гроссенхайм).

14 Февраля 1946 года Ф. В. Химич стал слушателем подготовительного курса Командного факультета Краснознамённой Академии ВВС в Монино, а 9 Августа 1947 года слушателем основного курса. Здесь Фёдор Васильевич вновь встретился с дважды Героем Советского Союза Д. Б. Глинкой. Учился со многими известными лётчиками   (ГСС В. Ф. Волков, ГСС А. И. Никитин, ГСС Г. А. Баевский).

По окончании академии 21 Апреля 1951 года приказом Министра обороны СССР Ф. В. Химичу было присвоено воинское звание "Полковник". С 3 Мая 1951 года по 19 Января 1952 года Ф. В. Химич - заместитель командира 175-й Мелитопольской Краснознамённой ордена Суворова 2-й степени ИАД 71-го ИАК 24-й ВА ГСОВГ   (с 16.10.1951 - 58-й ИАК, 26-я ВА, город Каунас БВО). Здесь же переучивался на МиГ-15. Во время отсутствия командира дивизии  (по болезни)  руководил перебазированием соединения в Литву.

С 19 Января 1952 года по 2 Марта 1955 года служил сначала помощником уполномоченного ВВС по лётной подготовке Чехословацкой армии - Фёдор Васильевич готовил руководящий лётный состав истребительной авиации Чехословацких ВВС к полётам в сложных погодных условиях и ночью, затем - военным советником Заместителя Командующего ВВС по лётной подготовке истребителей АД Чехословацкой армии.

В самый разгар указанной "миссии" Ф. В. Химичу была предложена должность заместителя начальника Липецкого центра подготовки лётчиков ВВС. Однако Фёдор Васильевич решил продолжить работу в ЧССР.

С 2 Марта 1955 года по 22 Января 1958 года Ф. В. Химич - заместитель командира по лётной подготовке 119-й Невельской Краснознамённой ордена Суворова ИАД 48-й ВА ОдВО город Тирасполь. 26 Июня 1957 года Ф. В. Химичу была присвоена классность "Военный лётчик 2 класса".

С 22 Января 1958 года по 12 Января 1961 года - первый заместитель командира 149-й ИАД СГВ  (на этой должности Ф. В. Химич менял Д. Б. Глинку, убывшего замом в другую ИАД).

С 12 Января 1961 года по 6 Января 1962 года Ф. В. Химич - командир 172-й ИБАД ; (СГВ, а затем Зстонская ССР). В 1962 году в связи с "хрущёвским" сокращением армии дивизию перевели в резерв после чего расформировали, а Ф. В. Химичу вновь предложили должность заместителя командира дивизии. Фёдор Васильевич от понижения отказался, после чего, по его просьбе ; (со ссылкой на состояние здоровья);  был отправлен в отставку.

За годы службы Ф. В. Химич награждён: орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда", двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденом Красной Звезды и 10 медалями. За свою лётную карьеру Фёдор Васильевич Химич освоил 12 типов самолётов, налетал 1750 часов   (из них 800 на реактивных самолётах).

После увольнения до 1963 года работал в Штабе ГО Эстонской ССР, затем 10 лет старшим инженером Госплана ЭССР, некоторое время в связи с состоянием здоровья сына жил в Евпатории. С 1976 по 1978 годы работал начальником 2-го отдела Министерства строительства ЭССР.

В 1982 году Герой Советского Союза полковник Фёдор Васильевич Химич с женой и двумя сыновьями проживает в городе Минске. До 1986 года работал инженером по технике безопасности Белорусского филиала НИИ Нефтехима. С 1986 года на пенсии. Был награждён орденом "За заслуги".

Авторы статьи - Андрей Марченко и Игорь Сейдов.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz