КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Худяков Николай Васильевич |
Родился 20 июля 1913 года в городе Туле в семье рабочего. Окончил 10 классов средней школы № 10, школу ФЗУ патронного завода и аэроклуб Осоавиахима. Работал бригадиром слесарей на патронном заводе. С 1932 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков. Служил в авиабригаде под командованием Я. В. Смушкевича. С 1939 года работал инструктором Московского аэроклуба. С июня 1941 года лейтенант Н. В. Худяков в действующей армии. По апрель 1942 года служил в 66-м ШАП; по февраль 1943 года - в 581-м ИАП; по май 1943 года - в 91-м ИАП; по январь 1944 года - в 728-м ИАП; по май 1945 года - в 32-м МАП. Сражался на Юго - Западном, Калининском, Степном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах. К марту 1945 года помощник командира 32-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе (256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) капитан Н. В. Худяков совершил 308 боевых вылетов. В 65 воздушных боях лично сбил 19 самолётов противника и ещё 2 подбил. Всего совершил около 350 боевых вылетов, провёл десятки штурмовок, в 70 воздушных боях сбил лично 20 самолётов противника. 27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны майор Н. В. Худяков демобилизовался. Жил в Москве. Работал завхозом на московском стадионе "Юность". Умер 30 марта 1996 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями. Вот он, красавец Львов ! Находясь на возвышенности, Николай Васильевич Худяков с интересом вглядывался в каменные громады. Здесь на рассвете 22 июня 1941 года разбудили его взрывы фашистских бомб, и он сразу же встал на защиту родной страны. Николай Васильевич встретил войну уже довольно опытным лётчиком, к этому времени он имел налёт более 1000 часов. В 1939 году кадрового военного лётчика Николая Худякова направили инструктором в аэроклуб. Стране нужны были молодые лётные кадры. Но события на Халхин - Голе и последовавшая Советско - Финляндская война заронили в душе лётчика неудовлетворённость. Он хотел участвовать в боях. С этой просьбой он обратился к командующему ВВС РККА генералу Я. В. Смушкевичу, бывшему ранее его непосредственным командиром. Генерал проникся стремлением лётчика, и вскоре Худяков получил предписание в 66-й штурмовой авиаполк 15-й авиационной дивизии, базировавшийся вблизи западной границы. Полк был укомплектован самолётами И-15бис. 22 июня 1941 года звено штурмовиков во главе с лейтенантом Худяковым вступило в первый бой с врагами. За первые 4 месяца войны штурмовыми действиями Николай лично уничтожил переправу и около роты солдат противника. Участвовал в обороне Киева, в боях под Харьковом. В один из дней в авиаполк поступило боевое распоряжение: в излучине Дона оказалось отрезанным от своих войск большое количество живой силы и техники врага. Необходимо до наступления темноты нанести штурмовой удар, чтобы гитлеровцы не ускользнули ночью из окружения. Быстро изучив боевую задачу, девятка Ил-15бис вылетела на штурмовку вражеского объекта. Звено Николая Худякова должно было нанести удар по огневым средствам, прикрывавшим вражескую группировку с воздуха. Первые же сброшенные бомбы уничтожили вражеские зенитки, которые так и не произвели ни одного выстрела по нашим самолётам. Идущие за Худяковым лётчики вслед за бомбовым ударом открыли по врагам пулемётный огонь. Чёрные клубы дыма и огня подтверждали эффективность их штурмовых действий. Всюду горели машины, по полю, пытаясь спастись, разбегались немецкие солдаты и офицеры. За участие в штурмовых вылетах лейтенант Худяков получил первый орден Красного Знамени. О его боевой ярости говорит одно то, что в 1941 году под Киевом он колёсами своего самолёта пытался давить солдат Вермахта... На самолёте И-15бис Худяков выполнил 92 боевых вылета на штурмовку войск противника с налётом 89 часов. Горькими были для него, как и для других воинов, дни вынужденного отступления. Ему, лётчику - истребителю, выпало счастье пройти победный путь наступления, вернуться ко Львову, к западной границе. Когда осенью 1941 года его полк был направлен на переформирование, старший лейтенант Н. В. Худяков переучился на истребитель Як-1 (с 28 ноября 1941 года по 20 марта 1942 года в составе 8-го ЗАП) и был направлен в 581-й ИАП, а затем в 91-й ИАП (256-я ИАД). В начале 1943 года Худяков проходил переучивание на новые самолёты Як-7 и Як-9 в 20-м ЗАП, после чего возобновил боевую работу в составе 728-го ИАП той же дивизии, на Северо - Западный фронт. Эта часть всё ещё имела на вооружении самолёты И-16, но непосредственно перед сражением на Курской дуге, получила новые Як-7Б. Общительный, добродушный и спокойный на земле, Николай преображался в воздухе, восхищая товарищей своей мгновенной реакцией, волей и целеустремленностью. Большинство своих побед комэск Худяков одержал в ходе Курской битвы и боёв за Киев во второй половине 1943 года на Як-7Б с бортовым номером "37". Так, 16 июля 1943 года сбил истребитель Ме-109 (первая победа), а в последующие дни - 3 бомбардировщика (2 лично и 1 - в группе). Дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин вспоминает о первой победе Николая Худякова так: "Лейтенант Николай Худяков среднего роста, широк в плечах, взгляд немного насуплен, но стоит обменяться с ним несколькими фразами - и сразу поймёшь, что он очень добрый, весёлый и задушевный человек. Николай уже служит в авиации 11 лет, с первых дней войны на фронте. ...Шли 12-е сутки Курской битвы. Над аэродромом на бреющем полёте пронеслись 2 "Яка" и, залихватски сделав горку, сели. Один из них вёл Николай Худяков. Нашему командиру эскадрильи такой "почерк" не присущ. Попросив разрешения у Василяки, я поспешил на свою стоянку. Николай уже зарулил туда, и когда машина встала в капонире, вылезал из кабины подчеркнуто медленно. Лицо лоснится от пота, губы плотно сжаты, пальцы рук дрожат и лишь глаза лучатся радостью. - Жарко что-то сегодня, - вытирая влажный лоб и приглаживая свои тёмные волосы, с деланным спокойствием проговорил Худяков. Надев фуражку, зачем-то взглянул в небо, где плавали редкие облака, и самодовольно подмигнул мне. - Одного "Мессеришку" завалил... Худяков с начала войны почти целый год воевал на штурмовиках, хотя его давно тянуло к истребителям. Переменить лётную профессию, да ещё на фронте, не так-то просто, и всё же Николай Васильевич не терял надежды. Переучившись, он пересел на истребитель. На 3-м боевом вылете с ним случилось несчастье - в бою подбили самолёт. Николай пошёл на вынужденную посадку. Инструкцией предусматривалась в таких случаях посадка не на колёса, а на живот, что всегда приводило к большим повреждениям машины. А в тяжёлую летнюю пору 1942 года самолётов и так не хватало. Худяков с риском для себя сел на колёса. Риск не оправдался: самолёт, попав в яму, заросшую травой, перевернулся. Николай Васильевич был строго наказан. Поэтому он и ходит так долго в звании лейтенанта. [ Каково именно было "строгое наказание" остается только догадываться. Известно, что 26 августа 1942 года Худяков был осужден военным трибуналом. В сентябре 1943 года лётчик был "освобождён от наказания" и стал считаться "не имеющим судимости". ] Худякову всё как-то не удавалось сбить самолёт противника. Кажется, он стал уже терять веру в себя, сомневаться в своих способностях. И вот - первая победа ! - Лицевой счёт открыт ! - торжествовал он. - Теперь дело пойдёт. А то просто неудобно перед лётчиками: командир истребительной эскадрильи и ни одного лично сбитого самолёта. - Почему сегодня нет "Юнкерсов", только истребители непрерывно висят в воздухе ? - спросил его я. - Да, это действительно так, - подтвердил Худяков. - А почему, сказать затрудняюсь... "Секрет" открылся только вечером. Под усиленным прикрытием истребителей противник начал отвод войск на старые рубежи своей обороны". После сражения на Курской дуге началась подготовка к операции по освобождению Украины. Войска Воронежского фронта, переименованного в октябре 1943 года в 1-й Украинский, наступали на Киевском направлении. В состав этого фронта входила и 2-я Воздушная армия. Позднее он участвовал в операции по форсировании Днепра, в Сентябре имел уже 10 побед. ...Шестёрка "Яков", ведомая капитаном Н. В. Худяковым, проскочив над ещё занятым фашистами Львовом, устремляется на запад. Дымка усилилась. Но истребители бдительны. Вот они замечают группу "Юнкерсов". Вражеские бомбардировщики идут несколько ниже "Яков", зато поодаль и выше - 18 FW-190, истребителей прикрытия. Ведущий передает по радио: нанести удар по бомбардировщикам всей шестёркой. Худяков, приблизившись к одному из "Юнкерсов", заметил, как неистово заработал его стрелок. Истребитель дал очередь - стрелок убит. Капитан подходит к вражескому бомбардировщику поближе и с короткой дистанциии метко бьёт по нему. Затем разворачивает "Як" и направляет в самую гущу вражеских машин. Один из "Юнкерсов", объятый пламенем, полетел к земле. Его сбил старший лейтенант Денисенко. Ведущий ловит в перекрестье мотор другого "Юнкерса" и нажимает гашетку. Самолёт фашиста неуклюже переворачивается на крыло... Бомбардировщики, беспорядочно сбросив бомбы, рассыпались кто куда. Истребители противника не успели даже опомниться: они не ожидали, что их перехватят так далеко от линии фронта. Убедившись, что "Юнкерсы" разогнаны, Худяков приказал ведомым парам набрать высоту и атаковать "Фоккеров". Маневр удаётся как нельзя лучше: 2 немецких истребителя сбиты, а остальные, не приняв боя, быстро разворачиваются и со снижением удирают на запад. Шестёрка "Яков" возвратилась на свой аэродром. Техники и авиамеханики осмотрели каждый самолёт, быстро заправили горючим - и истребители снова в воздухе. На этот раз западнее Тернополя замечено около 20 Ме-109 и FW-190. Численное превосходство противника не пугает советских лётчиков. Они смело вступают в бой. В погоне за "Мессером" Худяков переводит свой самолёт в пикирование. Враг близко, вот он в прицеле, огонь ! Фашистский истребитель загорается... Худяков не только ведёт бой сам - он руководит действиями ведомых. Один из "Яков" нерешительно пристраивается к "Фоккеру". Почему он медлит ? - Грищенко, атакуй ! От огня лейтенанта Грищенко "Фоккер" падает на землю. А это что ? Истребитель оторвался от группы, и к нему в хвост пристроился "Фоккер". Как помочь ? Достанут ли снаряды пушки ? Капитан посылает очередь. Мимо. Прицеливается ещё раз. Вот теперь то, что надо: вражеский самолёт охвачен пламенем, а товарищ спасён. Получен приказ возвращаться. Собрав свои "Яки", Худяков даёт сигнал: домой. Сбито ещё 3 фашистских стервятника. Свои все в строю... Однажды, это было 15 сентября 1943 года, большая группа вражеских бомбардировщиков направлялась в район, где действовали наши наступающие танковые части. Находившийся на командном пункте Красовский видел, какая опасность угрожает танкистам. Он тут же, не раздумывая, перенацелил семёрку "Яков" на "Юнкерсы". Ведомые Николаем Худяковым лётчики ринулись наперехват врага. С первой же атаки они уничтожили 2 Ju-87. Не ожидавшие, видимо, такого поворота событий немцы поспешно освободились от бомбового груза и взяли курс на свой аэродром. - Сравнительно часто, - вспоминал бывший командующий 2-й Воздушной армией генерал С. А. Красовский, - приходилось мне бывать на одном из аэродромов, где стояла эскадрилья истребителей, которую я знал лучше других. Командовал ею Николай Васильевич Худяков - человек рассудительный, спокойный, умевший в самых трудных условиях сохранить ясность ума и хладнокровие... Вскоре Николай был произведён в Капитаны и назначен заместителем командира 32-го ИАП на 1-м Украинском фронте. Участвовал в освобождении Украины, Польши, в Берлинской операции. Тогда летал уже на Як-9, а в конце войны - новейшем Як-3. В наградном листе капитана Н. В. Худякова записано: к марту 1945 года имеет на счету 308 боевых вылетов, провёл 65 воздушных боёв, в которых лично сбил 19 самолётов противника. В характеристике командира о Худякове говорится так: "Отличный лётчик, бесстрашный боец, готовый в любую минуту прийти на выручку товарищу. Мужество, помноженное на настойчивость и отличное знание своего дела, а также неукротимая ненависть к врагам нашей Родины приносят ему успех... В воздушных боях для товарища Худякова нет преград. Несмотря на любое превосходство противника, он вступает в бой и всегда выходит победителем". И действительно, в боевой практике Николая Худякова много примеров мужества и отваги. Вот выписки из исторического формуляра части, в которой служил Худяков: "9 сентября 1943 года ведомая Худяковым четвёрка "Яков" сопровождала "Илы" в район Галича. На пути она встретила 27 "Юнкерсов". Истребители обрушились на бомбардировщики противника, сбив при этом 4 "Юнкерса" (один из них сбит Н. В. Худяковым) и заставив остальные сбросить бомбы на голову немецких войск. После скоротечного боя "Яки" продолжали прикрывать "Илы" до конца выполнения боевого задания. Все наши самолёты вернулись на свой аэродром ! 11 сентября 1943 года сопровождавшая штурмовики шестёрка "Яков", не дойдя до цели, встретила 36 "Юнкерсов" и 18 "Мессершмиттов". Капитан Худяков приказал одной паре обрушиться на бомбардировщики противника, второй паре - остаться за облаками в резерве, а сам с ведомым атаковал "Мессеры". Группа провела неравный бой - 6 против 54, - в котором сбила 10 самолётов врага. В этом бою Худяков уничтожил 2 Ме-109 и 1 "Юнкерс". Все наши самолёты возвратились..." От Львова и до предгорий Кавказа, затем снова к западной границе и дальше через братскую Польшу к Берлину - таков путь сына тульского оружейника лётчика - истребителя Н. В. Худякова. В январе 1944 года капитан Худяков был назначен заместителем командира 32-го истребительного авиаполка на 1-м Украинском фронте. Участвовал в освобождении Украины, Польши, в Берлинской операции. Летал на самолёте Як-9, а в конце войны - на новейшем истребителе Як-3. Всего совершил за войну около 360 боевых вылетов, провёл десятки штурмовок, в 70 воздушных боях сбил лично 20 самолёта противника и ещё 2 подбил. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 19 личных побед лётчика. ] За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года Худяков Николай Васильевич был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7543). После окончания войны Николай Васильевич преподавал труд в одной из подмосковных школ. Многому научились ребята у этого скромного, трудолюбивого человека. Он редко говорил о своих боевых делах - больше рассказывал о подвигах фронтовых товарищей, о тех, кто добывал сегодняшним школьникам радостное детство. И лишь "Золотая Звезда" на груди Героя говорила о том, что Николай Васильевич тоже хорошо поработал на будущее, над тем, чтобы избавить мир от угрозы коричневой чумы. Умер 29 марта 1996 года. Похоронен в Москве на Митинском кладбище (участок 72). Список всех известных побед майора
Н. В. Худякова:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |