Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Крюков Константин Алексеевич

К.А.Крюков.

Родился 8 Июня 1922 года в селе Хламово, ныне Старожиловского района Рязанской области, в семье крестьянина. С 1927 жил в Кунцево Московской области  (ныне в черте Москвы). Окончил 9 классов, аэроклуб. С 1940 года в Красной Армии. В том же году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С Октября 1941 года сержант К. А. Крюков в действующей армии. По 1942 год сражался в 428-м ИАП, затем - в 120-м ИАП  (7 Марта 1942 года преобразован в 12-й Гвардейский ИАП).

К Октябрю 1943 года заместитель командира эскадрильи 12-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (320-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная истребительная армия, Войска ПВО страны)  Гвардии старший лейтенант К. А. Крюков совершил 297 боевых вылетов, в 24 воздушных боях лично сбил 5 самолётов противника и 10 в группе с товарищами.

29 Марта 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1949 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1958 года Гвардии полковник К. А. Крюков - в запасе. Жил в Москве. Умер в Январе 1979 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  (дважды); медалями.

*     *     *

Большой боевой путь прошёл лётчик - истребитель Константин Алексеевич Крюков. Начало Великой Отечественной войны он встретил сержантом на западной границе под Львовом. Познал горечь отступления и радость победы. Защищал небо Москвы. Летал и после войны, окончил Военно - Воздушную академию, учил молодёжь.

Поистине нужно быть отважным мастером воздушного боя, чтобы за один вылет сбивать по 2 вражеских самолёта. Таким отважным мастером воздушного боя был 19-летний лётчик 120-го истребительного авиационного полка сержант К. А. Крюков. Вот его "график" за Ноябрь 1941 года: 6-го в районе Рузы в группе сбил Ме-109; 14-го - в районе Внуково в группе сбил 2 Ме-109; 30-го - в районе Сходни лично сбил Do-215 и в районе Серпухова ещё один самолёт Hs-126 в группе с товарищами. Все эти победы были одержаны на МиГ-3.

К.А.Крюков у своего МиГ-3

К. А. Крюков у своего МиГ-3, Подмосковье, 1941 год.

МиГ-3 К.Крюкова.

Истребитель МиГ-3 на котором летал К. А. Крюков.  12-го ГвИАП, 1942 год.

МиГ-3 12-го ГвИАП

К.А.Крюков в кабине МиГ-3
К. А. Крюков в кабине своего МиГ-3.  1942 год.

В Декабре 1941 года Константин Крюков уничтожил 2 самолёта: бомбардировщик Do-215 и истребитель Ме-109. В Январе 1942 года - ещё 2 самолёта. И так далее...

В Январе 1942 года лётчики 6-го ИАК ПВО выполняли задачи и по нанесению штурмовых ударов по войскам и военным объектам противника. 18 Января в районе станции Мятлево сержант К. А. Крюков взорвал склад боеприпасов.

Всего за время Великой Отечественной войны Гвардии капитан К. А. Крюков совершил более 320 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боёв, в которых уничтожил 5 самолётов противника лично и 10 в группе.

Следует отметить, что многие зарубежные источники указывают на другие цифры. Так в известной книге Томаса Полака и Кристофера Шоурза "Асы Сталина" указывается на 21 воздушную победу  (11 лично и 10 в группе), в 575 боевых вылетах  (в том числе 157 - в ночное время).

Однако, по воспоминаниям известного лётчика - испытателя, Героя Советского Союза, Степана Анастасовича Микояна  (опубликованы в книге Артёма Драбкина - "Я дрался на истребителе", выпущенной в Москве издательствами "ЯУЗА" и "ЭКСМО")  эта информация, скорее всего, не соответствует действительности.

Як-9 из состава 12-го ГвИАП ПВО, 1943 г.

С.А.Микоян (справа) и К.А.Крюков, 1944 год
Комэск 12-го ГвИАП ПВО Капитан
К. А. Крюков (слева) и командир
звена Капитан С. А. Микоян у Як-9.
Аэродром Двоевка, Май 1944 г.

Весной 1943 года 12-й Гвардейский истребительный авиационный полк ПВО  (в котором тогда служил К. А. Крюков)  базировался на Центральном аэродроме, но были и выносные точки: в Клину, под Серпуховом, в Кубинке и под Вязьмой. Летали уже на Як-9 различных модификаций.

Когда наши войска взяли Смоленск, эскадрилья Крюкова летала с аэродрома Двоевка, около Вязьмы, на прикрытие коммуникаций Северо - Западного фронта. Потом лётчики начали летать ночью: работали в Клину по прикрытию Москвы. Вокруг Москвы было кольцо, разделённое на сектора, и каждая пара истребителей получала сектор, где они должны были работать ночью на случай налёта немцев. Вылетали с аэродрома Двоевка, гонялись за немецкими разведчиками, но ни одного догнать не удавалось, хотя лётчики их отгоняли и не давали им работать.

В районе Вязьмы пробыли довольно долго, хотя основная база была на Центральном аэродроме. Летали также с Двоевки ночью на прикрытие Смоленска, поскольку ночников на фронте не было и только лётчики ПВО летали ночью. Налётов, правда, не было. Воздушных боёв - соответственно...

Г.Е.Фастовец.
Г. Е. Фастовец.

Лётчики полка всё время ждали, что их перебросят на запад. Но потом им сказали, что они золотой фонд обороны Москвы и 12-й Гвардейский полк никуда не пошлют.

Только однажды, в 1943-м году, одна эскадрилья полка была послана во фронтовую полосу, и там были и сбитые немцы, и наши погибшие...

Немецкие разведчики летали до зимы 1944 года. 26 Апреля 1944 года заместитель командира 1-й эскадрильи Старший лейтенант Г. Е. Фастовец сбил один Ju-88, упавший в районе озера Свибло. Этот "Юнкерс" стал последней воздушной победой, одержанной лётчиками - истребителями ПВО Москвы в Великой Отечественной войне.

Всего за время участия в боевых действиях Гавриил Евстафьевич Фастовец выполнил более 200 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 5 самолётов лично и 3 в группе с товарищами.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана К. А. Крюкова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
106.11.1941 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 3)ПодмосковьеМиГ-3, Як-1, Як-9.
214.11.1941 г.2  Ме-109  (в группе - 2 / 5)зап. Внуково
330.11.1941 г.1  Do-215Сходня
41  Hs-126  (в группе - 1 / 4)Телепнев
502.12.1941 г.1  Do-215Красногорск
614.12.1941 г.1  "Ме-115"Звенигород
704.01.1942 г.1  Do-215Малоярославец
816.01.1942 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)сев - вост. Боровск
920.06.1943 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)сев. Озеры  (ночью)
1003.08.1943 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 3)Дубровка - Селинка  (ночью)
1104.08.1943 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)Пушкино - Горня  (ночью)
1205.08.1943 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)ст. Угра  (ночью)
1302.09.1943 г.1  Ju-88Дорогобуж
1407.10.1943 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)Шитики

      Всего сбитых самолётов - 5 + 10;  боевых вылетов - 321;  воздушных боёв - 27.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz