Похлебаев Иван Григорьевич - советский военный летчик Герой Советского Союза. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Похлебаев Иван Григорьевич

Родился 28 Марта 1917 года в деревне Подолянь Малоархангельского   (в настоящее время в границах Глазуновского)  района Орловской области в крестьянской семье. В 1930 году переехал на постоянное место жительства в город Подольск Московской области.

После окончания 7 классов поступил в школу фабрично - заводского ученичества завода имени Орджоникидзе. Получив специальность слесаря, работал в сборочном цехе того же завода.

В 1938 году был призван на службу в ряды РККА. В Январе 1940 года окончил Ульяновскую авиационную школу пилотов и был оставлен в ней для дальнейшего прохождения службы в должности лётчика - инструктора.

Участие в Великой Отечественной войне принимал с 4 Сентября 1942 года. Воевал в небе над Северным Кавказом и Кубанью в должности пилота 750-го смешанного авиационного полка.

Основной задачей старшего сержанта Похлебаева являлась разведка дислокации войск противника в интересах командования 9-й армии и штурмовка его боевых порядков. Наземное командование, получая полные и достоверные сведения после вылетов авиаразведчиков, в том числе и Похлебаева, имело возможность вскрывать замыслы противника и опережать его в действиях.

Боевые задания приходилось выполнять на низкой высоте, под постоянным вражеским огнём с земли, поэтому каждый вылет нёс в себе опасность для жизни. Конечно же не все вылеты проходили гладко. Так, при штурмовке огневых позиций противника 5 Февраля 1943 года, самолёт Похлебаева в результате обстрела зенитными пулемётами получил пробоину маслобака. Грамотно используя мотор, при отсутствии масла в баке, Похлебаев привёл машину на свой аэродром, не делая вынужденной посадки, и сохранил тем самым боевой самолёт. А вылет 11 Марта 1943 года чуть было не закончился трагически - в воздушном бою самолёт Похлебаева был подбит, а сам он получил ожоги рук и лица.

К 1 Марта 1943 года Похлебаев выполнил 18 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника на самолёте И-16. В результате штурмовых действий им было уничтожено до 15 лошадей, 1 автомашина, 18 солдат и офицеров противника. Кроме того, на счёт Похлебаева была записана и первая воздушная победа - сбитый в групповом воздушном бою бомбардировщик Ju-52. Ещё через полтора месяца на боевом счету Похлебаева значились уже 39 боевых вылетов.

За образцовое выполнение боевых заданий командования по авиаразведке войск противника и штурмовке его живой силы старший сержант И. Г. Похлебаев был удостоен первой боевой награды – командующий 4-й Воздушной армией приказом № 019/н от 14 Марта 1943 года наградил его орденом Красной Звезды.

В середине Марта 1943 года 750-й смешанный авиаполк был расформирован. Опытный лётчик не остался без дела - его боевая работа продолжилась в 84-м "А" истребительном авиаполку, который уже в Июне 1943 года получил Гвардейское звание и был переименован в 101-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Некоторое время Похлебаев воевал на Кубани бок о бок в составе одной дивизии с легендарным Покрышкиным.

С Июля по Октябрь 1943 года полк находился на переформировании в Вазиани, получал новую материальную часть и молодое пополнение лётчиков, переучивался на "Аэрокобры". Все эскадрильи были укомплектован до полной штатной численности лётным составом, однако командование, понимая, что в предстоящих боях потери лётчиков будут неизбежны и эти потери необходимо будет тут же восполнять, разрешило полку содержать ещё одну, запасную эскадрилью сверхштатно.

С Октября 1943 года полк в составе 329-й истребительной авиадивизии действовал в операциях по освобождению Кубани и Крыма. К этому времени Гвардии лейтенант Похлебаев уже состоял в должности заместителя командира авиаэскадрильи. К Февралю 1944 года в воздушных боях за Крым он выполнил 50 боевых вылетов, в которых лично сбил 5 самолётов противника. За мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях за Крым, Похлебаев был удостоен второй боевой награды - командующий 4-й Воздушной армией приказом № 06/н от 16 Февраля 1944 года наградил его орденом Красного Знамени   (представлялся к ордену Александра Невского). Через некоторое время ему было присвоено и очередное воинское звание.

Однако наиболее полно и подробно заслуги Гвардии старшего лейтенанта Похлебаева в ходе освобождения Крыма изложены в двух представлениях к наградам, раскрывающих как личные заслуги советского аса, так и его командирское умение вести за собой подчинённых. Так, в представлении к высшему знаку отличия государства – званию Героя Советского Союза, командир полка отмечал следующее:

«Гвардии старший лейтенант Похлебаев участвует на фронте Отечественной войны с 4.09.1942 г. Всего произвёл 138 боевых успешных вылетов на самолетах: И-16 – 39, "Аэрокобра" – 99. Из них: на штурмовку войск, аэродромов и техники противника – 10, участвовал в 42 воздушных боях, в которых лично сбил 18 самолётов противника: Ме-109 – 5, Ju-87 – 1, FW-190 – 12.

За образцовое выполнение боевых заданий командования в Отечественной войне, в период с 4.09.1942 г. по 24.04.1943 г. произвёл 39 боевых вылетов на самолёте И-16, за что награждён орденом Красной Звезды.

В боях за Крым на самолёте "Аэрокобра" с 20.11.1943 года по 28.01.1944 года произвёл 49 успешных боевых вылетов, участвовал в 13 воздушных боях, в которых лично сбил 6 самолётов противника, из них: Ju-87 – 1, Ме-109 – 1, FW-190 – 4, за что награждён орденом Красного Знамени. (! прим. - представлялся за 50 боевых вылетов и 5 сбитых самолётов).

После представления к последней правительственной награде, то есть с 1.02.1944 года по 26.04.1944 года на самолёте "Аэрокобра" произвел 50 успешных боевых вылетов, участвовал в 29 воздушных боях, в которых лично сбил 12 самолётов противника, из них: Ме-109 – 4, FW-190 – 8.

9.01.1944 г., прикрывая плавсредства в Керченском проливе, 2 "Аэрокобры" встретили 4 Ме-109. В завязавшемся воздушном бою Похлебаев лично сбил один Ме-109, который упал в районе южнее Керчь. Подтверждает 1344-й полк ПВО.

25.01.1944 г. в 16:00, прикрывая свои войска в районе Керчь, группа в составе 4-х самолётов "Аэрокобра", возглавляемая Похлебаевым, встретила 10 Ju-87, пытавшихся бомбить боевые порядки наших войск. 4 "Аэрокобры" решительным ударом опрокинули противника. В этом бою Похлебаев лично сбил один Ju-87. Самолёт упал в Катерлез. Подтверждают: лётчики Гвардии лейтенант Иванов, Гвардии младшие лейтенанты Степанов, Дементеев.

В 16:05 пара FW-190 вошла в пикирование по нашим войскам восточнее Булганак. В это время группа Похлебаева зашла им в хвост и в момент выхода FW-190 из пикирования Похлебаев в упор расстрелял одного FW-190, который упал в районе железной дороги западнее Керчь. Подтверждают: лётчики Гвардии лейтенант Иванов, Гвардии младшие лейтенанты Степанов, Дементеев.

28.01.1944 года, прикрывая четвёркой свои войска в районе Керчь, 4 FW-190 пытались уйти на запад бреющим полётом. Похлебаев пикированием снизился с 3000 метров, настиг фашистских стервятников и меткой очередью расстрелял один FW-190, который врезался в землю в районе Катерлез. Продолжая преследовать врага, Похлебаев догнал второго, который после 2-х атак загорелся и развалился в воздухе.

Во втором вылете группа Похлебаева встретила 2 FW-190, которые после сбрасывания бомб пытались уйти бреющим полётом в западном направлении. Одному ФВ-190 удалось уйти за линию, но Похлебаев решил: "Не уйдёшь !" и, презирая опасность сильного зенитного огня противника, на высоте 200 метров догнал его за линией фронта и в упор расстрелял FW-190, который упал южнее станицы Ташлыяр.

Этот бой происходил на глазах наших войск, которые восхищались отличной работой сталинских соколов. Командующий Отдельной Приморской армией и командующий 4-й Воздушной армией наблюдали лично за этим боем и прислали т. Похлебаеву поздравительную телеграмму. В этот день в 2-х воздушных боях Гвардии старший лейтенант Похлебаев сбил 3 самолёта противника типа FW-190, из них: падение 2-х самолётов подтверждает станция наведения и падение 3-го подтверждают: лётчики Гвардии лейтенант Иванов, Гвардии младшие лейтенанты Степанов, Дементеев.Герой Советского Союза, кавалер ордена Александра Невского Гвардии капитан Похлебаев И.Г.

5.02.1944 года, при выполнении задания по разведке в районе Керчь двумя самолётами "Аэрокобра", были атакованы двумя Ме-109. Похлебаев на пикировании догнал одного Ме-109 и с короткой дистанции сбил его. Самолёт упал в районе восточнее Багерово. Подтверждает станция наведения.

6.02.1944 года, прикрывая свои войска в районе Керчь, группа Похлебаева встретила 2 Ме-109 и в завязавшемся с ними воздушном бою Похлебаев сбил один Ме-109. Последний упал в районе Александровка. Подтверждает станция наведения.

7.02.1944 г., прикрывая свои войска в районе Керчь, в составе 4-х "Аэрокобр" Похлебаев, находясь на высоте 3500 метров, заметил, что на высоте 1500 метров находится FW-190. Похлебаев с пикированием начал догонять FW-190, который, заметив группу Похлебаева, начал уходить со снижением на юго - запад. Похлебаев, догнав F-190, с дистанции 50 - 30 метров сбил его, который упал в районе Александровка. Подтверждает станция наведения.

8.02.1944 г. 4 самолёта "Аэрокобра", ведомые Похлебаевым, вели воздушный бой с 6 FW-190 в 4-х км южнее Мама Русская. Догнав противника на бреющем полёте, Похлебаев сбил одного FW-190, который упал в районе Мама Русская. Подтверждают: лётчики Гвардии лейтенант Иванов, Гвардии младший лейтенант Чуприн.

В этот же день в другом вылете Похлебаев, будучи ведущим, встретил 4 FW-190, которые, заметив группу Похлебаева, с левым разворотом, снижаясь, начали уходить на запад. Похлебаев, зайдя в хвост одному FW-190, с дистанции 50 - 30 метров расстрелял его. Самолёт противника упал восточнее высоты 106,8. Подтверждает станция наведения.

13.02.1944 года, ведя воздушную разведку 2 самолётами "Аэрокобра" в районе железной дороги Владиславовка, будучи ведущим, Похлебаев встретил 4 FW-190, которые шли на перехват пары Похлебаева. Похлебаев развернулся в западном направлении, догнал одного FW-190 и с короткой дистанции сбил его, который упал в 3-х км восточнее Шубино - Байгоджа. Подтверждает: Гвардии лейтенант Иванов.

14.02.1944 года, прикрывая свои войска в районе Керчь, будучи ведущим 4 самолётов "Аэрокобра", заметил 2 Ме-109, которые шли курсом на запад. Похлебаев сверху сзади атаковал одного Ме-109, который, пытаясь выйти из-под удара, подставил свой "живот". Похлебаев в это время в упор расстрелял Ме-109, последний упал в районе Чурбаш. Подтверждают: лётчики Гвардии лейтенант Иванов, Гвардии младшие лейтенанты Степанов, Дементеев.

15.02.1944 года, прикрывая свои войска в районе Керчь, будучи ведущим 4-х самолётов "Аэрокобра", встретил 4 Ме-109, которые пытались набрать высоту для атаки на группу Похлебаева. Похлебаев со своим ведомым так же стал набирать высоту, а ведущему второй пары приказал уйти ниже. После того как Похлебаев набрал высоту и ушёл в облачность, в окно облачности увидел, что на 2 пару лётчика Иванова пикируют два Ме-109. Похлебаев, выйдя из облачности, сверху сзади атаковал один Ме-109 и с дистанции 100 - 150 метров сбил его. Ме-109 упал западнее Керчь. Подтверждает станция наведения.

18.04.1944 года при выполнении боевого задания по расчистке воздуха в районе Севастополь, 6-я Верста, Новые Шули, Похлебаев заметил одного FW-190, который пытался снизу с 1000 - 1500 метров зайти в хвост паре лётчика Степанова. Похлебаев, будучи выше противника на 800 метров, атаковал FW-190 сзади и сверху под ракурсом ¼ и с дистанции 30 - 40 метров сбил одного FW-190, который упал на аэродром северо - западнее 6-й Версты. Подтверждают: лётчики Гвардии младшие лейтенанты Чуприн, Степанов, Березовик.

В 16:25 в районе Балаклава в воздушном бою Похлебаев, воспользовавшись своим преимуществом в высоте, атаковал второго FW-190 и сзади сверху с дистанции от 150 - 50 метров сбил его, самолёт упал в море в 3 км южнее мыса Фиолент. Подтверждают: лётчики Гвардии младшие лейтенанты Дементеев, Березовик.

19.04.1944 года в составе 4 самолётов "Аэрокобра" Похлебаев, будучи ведущим, сопровождающим самолеты Ил-2, на обратном пути следования в районе Севастополь, 6-я Верста, находясь на высоте 1500 метров, заметил, что ниже его на 500 метров находится FW-190. Похлебаев внезапно атаковал его сверху сзади и с дистанции 30 - 50 метров сбил его, который упал в районе Севастополя, высота 44. Подтверждают: лётчики Гвардии младшие лейтенанты Березовик, Дементеев, Герасимов.

23.04.1944 года, прикрывая свои войска в районе восточнее Севастополя, Похлебаев встретил 2 FW-190, из которых одного атаковал на высоте 1800 метров сверху сзади и, сблизившись с ним до дистанции 50 метров, сбил одного FW-190. Последний упал в районе Севастополь 6-я Верста. Подтверждает станция наведения.

Гвардии старший лейтенант Похлебаев в воздушных боях показывает образцы смелости, отваги и героизма, первым атакует противника, ищет его и уничтожает.

В короткий промежуток времени, благодаря своей отваге и героизму, лично сбил 18 самолётов противника. В неравных боях всегда выходил победителем.

За отличное выполнение боевого задания, за умелое руководство подчинёнными, за проявленный героизм в воздушных боях против немецко - фашистских захватчиков по освобождению Крыма – достоин присвоения звания Героя Советского Союза.

Командир 101-го ГвИАП Гвардии майор Павликов.

30 апреля 1944 г.

В проведённых 99 боевых вылетах на самолёте "Аэрокобра" провёл 42 воздушных боя, в которых лично сбил 18 самолётов противника. Достоин высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза.

Командир 329-й истребительной авиационной Керченской дивизии

Гвардии подполковник Осипов.

2 Мая 1944 г.

Но не только личными заслугами и большим количеством воздушных побед славился Гвардии старший лейтенант Похлебаев в своем полку и дивизии. С конца Января 1944 года, после гибели в одном из воздушных боёв командира 2-й эскадрильи Г. М. Заводчикова, Похлебаеву было приказано исполнять должность командира этой эскадрильи. Официально же в этой должности он был утверждён значительно позднее, уже после окончания освобождения Крыма.

Как командир эскадрильи Похлебаев пользовался заслуженным и неоспоримым авторитетом у молодых лётчиков, был признанным асом и высоко ценился вышестоящим командованием. О событиях тех дней конца Января – начала Февраля 1944 года есть яркие и подробные воспоминания его ведомого – Бориса Степановича Дементеева, в то время лётчика эскадрильи, Гвардии младшего лейтенанта:

"...Из разведывательных данных мы узнали, что на наш фронт пришла группа асов "Удет" с Центрального фронта. Они за этот день сбили одну "Кобру" и ЛаГГ-3. На следующий день командиром эскадрильи назначили Похлебаева - опытного лётчика и более сообразительного, чем был Заводчиков. Заводчиков стремился вперёд, ему хотелось сбить, отличиться. А Похлебаев... Я уже потом, после одного воздушного боя, его спросил: "Командир, почему не атаковал ?"  - "А я тебя не видел в этот момент". Думаю, это хорошо, если командир эскадрильи не пошёл атаковать, потому что не видел своего ведомого. Лучше сегодня сохранить своего ведомого - завтра больше собьём.Герой Советского Союза, кавалер ордена Александра Невского Гвардии капитан Похлебаев И.Г. с сослуживцем

Так вот проходит пару дней. Вечером сидим на КП, коптилка горит, все понурые - погибать никому не хочется. Асы орудуют  - у нас Заводчикова сбили, в других частях лётчиков сбили. А мы кто ?   Мы же не асы. Иван Григорьевич Похлебаев видит, что все понурые, говорит: "Чего носы повесили ?   Ну асы !   Подумаешь, асы !   У нас что, оружия нет ?!   Посмотрите, какое у нас оружие, мы разве не знаем, как надо их бить ?   Завтра пойдём и будем их пиз...ть !   А сейчас пошли на ужин".

Поужинали. С рассветом вылетаем. На подходе к линии фронта успели набрать 3000 метров  - она близко, 25 километров. С воздуха видно и свой аэродром, и немецкий. Навстречу идут "Фоккера", уже переходят в пикирование, бомбят наши войска. Похлебаев говорит: "Атакуем !"  - и в пикирование. Я за ним. Вторая пара осталась наверху, прикрывать атаку. Смотрю, впереди меня "Фоккер". Но мне нужно следить за задней полусферой командира эскадрильи. Он одного "Фоккера" снимает, я слева. Заметив, что у меня тоже впереди "Фоккер", нужно только в прицел его взять, командует: "Бей, я прикрываю". Тогда я всё внимание на прицел. Стреляю в этого "Фоккера", он в пикирование и уже из него не выходит. С большой перегрузкой вывел самолёт над самой землей. Думал, что он не выдержит. В глазах, конечно, темно. Казалось, что голова в желудок провалится. Только набрали 3000 метров - ещё группа "Фоккеров" идёт. Мы с Похлебаевым ещё двоих таким же образом завалили...

...И мы и немцы друг друга прослушивали. Все знали друг друга. Допустим, вызывают четвёрку Похлебаева на смену звену другой эскадрильи, которое дерётся с "Мессерами". Только передали, что Похлебаев летит, смотришь, "Мессера"  - переворот, раз, раз и ушли, бросили этих. Мы ходим, ходим, барражируем, ни черта нет. Только сдаем смену другим лётчикам, уходим, тут же откуда-то появляются "Мессера". Немцы знали, что звена Похлебаева нужно бояться, а других можно бить - у них меньше организованности..."

Как умел сбивать самолёты врага лично комэск, показывая в этом пример своим подчинённым – уже описано в наградном листе к званию Героя. Но не только за это с огромным уважением относились к Похлебаеву подчинённые. Как наивысшую оценку командиру хотелось бы привести здесь слова Дементеева, сказанные им в своих воспоминаниях: "Он был очень скромный и честный мужик !"

Всего через 10 дней после того как Похлебаев за личные воздушные победы был представлен к званию Героя Советского Союза, командир полка подготовил и направил командиру дивизии ещё одно представление к награде. В нём он отразил заслуги Похлебаева уже как командира эскадрильи:

«Работая командиром эскадрильи, т. Похлебаев упорно и умело учил своих подчинённых  (молодых лётчиков)  искусству воздушного боя, прививал им свойства храбрости и мужества в бою личным примером. Сам т. Похлебаев в воздушных боях лично сбил 18 самолётов противника. Умелое руководство боевой работой эскадрильи дало возможность того, что лётчики его эскадрильи с 20.11.43 года по 8.5.44 года на самолётах "Аэрокобра" произвели 476 боевых самолёто - вылетов и в воздушных боях сбили 51 самолёт противника, потеряв при этом одного своего летчика.

Все лётчики его эскадрильи награждены орденами Советского Союза, а Гв. лейтенант Иванов, лично сбивший 21 самолёт противника, представлен к званию Героя Советского Союза. Напарник Похлебаева Гв. мл. лейтенант Дементеев только за последнее время в борьбе за освобождение Крыма сбил 7 самолётов противника.

Техсостав его АЭ отлично готовит самолёты к боевым вылетам, за что многие из них получили правительственные награды.

Воинская дисциплина и организованность среди личного состава АЭ высокая. Личный состав охвачен боевым наступательным порывом.

Тов. Похлебаев, будучи ведущим группы, неоднократно побеждал превосходившего по численности врага. Например: 15.02.1944 г. его группа в 4 самолёта за 1 день сбила 10 вражеских самолётов, не имея потерь.

За отвагу и мужество в боях по освобождению Крыма за умелое руководство эскадрильей, сбившей 51 самолёт противника, достоин третьей правительственной награды – ордена Александра Невского».

Командир 101-го ГвИАП Гвардии майор Павликов.

10 Мая 1944 г.

Через 2 дня представление было поддержано командиром дивизии, а 14 Мая 1944 года приказом № 026/н командующий 8-й Воздушной армией наградил Гвардии старшего лейтенанта Похлебаева И. Г. орденом Александра Невского № 16623.

А вот движение наградного материала к званию Героя Советского Союза было на время приостановлено в связи с тем, что после освобождения Крыма 329-я истребительная авиационная дивизия, и в её составе 101-й Гвардейский истребительный авиаполк, была отправлена на переформирование, передислоцировавшись в Богодухов, под Харьков.

Командиры эскадрилий вылетели на Кавказ, где в запасных авиаполках планировалось отобрать лётчиков для пополнения лётного состава полков. В частях дивизии продолжалась боевая учёба, проводились занятия по слетанности пар. С прибытием молодого пополнения боевая учеба потребовала ещё большего напряжения сил не только от командиров эскадрилий и, в особенности, их заместителей, но и от опытных лётчиков полка – перед ними стояла одна из главных задач: подготовить надёжных ведомых, обучить их и психологически подготовить к предстоящим боям.

Всё ещё находившемуся в штабе дивизии представлению к званию Героя Советского Союза был дан новый ход лишь в Ноябре 1944 года, когда дивизия после переформирования вновь вошла в состав 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта. Наградной материал был направлен на утверждение в вышестоящий штаб и получил полную поддержку командующего 4-й Воздушной армией и Военного Совета фронта. Прошло ещё некоторое время и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 Февраля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко - фашистскими захватчиками при освобождении Крыма, Гвардии старшему лейтенанту Похлебаеву Ивану Григорьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина  (№ 36479)  и медали "Золотая Звезда"   (№ 5406).

С Декабря 1944 года основной задачей Гвардейцев 101-го ИАП стало сопровождение групп бомбардировщиков и штурмовые действия по аэродромам и крупным целям противника. Среди боевых вылетов полка значатся и вылеты на бомбардировку Данцига и кораблей, стоявших в его бухте. Подвешивая вместо дополнительного топливного бака 250-килограммовую бомбу, истребитель превращался в бомбардировщика - штурмовика, но освободившись от бомбовой нагрузки вновь выполнял предназначенные ему действия.

Число воздушных побед у лётного состава полка увеличилось незначительно – противник стал слабее, предпочитал уклоняться от боёв. В связи с этим облегчалась и задача по сопровождению бомбардировщиков 132-й авиадивизии, выполнявших боевые вылеты на Данциг, Берлин и другие крупные цели противника.

Многие части и соединения, отличившиеся в Берлинской операции, были отмечены почётными наименованиями, удостоены наград, преобразованы в Гвардейские. Среди нескольких таких частей, отличившихся, в частности, в боях при овладении городами Штеттин, Гартц, Пенкун, Казеков и Шведт, приказом Верховного Главнокомандующего 101-му Гвардейскому истребительному авиаполку было присвоено почётное наименование Штеттинского.

"После представления к последней правительственной награде, то есть с 30 Апреля 1944 г. по 8.05.1945 г., - указывалось в последнем за время войны представлении к боевой награде, - Гвардии старший лейтенант Похлебаев на самолёте "Аэрокобра" совершил 44 боевых вылета и в воздушном бою сбил один Ме-109, который упал в районе Феодосия, а его эскадрилья за это время произвела 930 боевых вылетов на штурмовку аэродромов, живой силы и техники противника, и на сопровождение бомбардировщиков 132-й БАД, не потеряв при этом ни одного экипажа бомбардировщиков и своих экипажей.

В воздушных боях по разгрому немецких войск в Восточной Пруссии и Померании лётчики эскадрильи сбили 5 самолётов противника, своих потерь нет. Имея богатый боевой опыт, Гв. старший лейтенант Похлебаев приобщил им весь подчинённый ему личный состав и в результате вырастил лучших лётчиков, таких как Герой Советского Союза Гв. лейтенант Иванов, сбивший 21 самолёт противника, Гв. лейтенант Дементеев, сбивший 11 самолётов, лейтенант Степанов и др."

За образцовое выполнение боевых заданий и умелое руководство эскадрильей, которая под его командованием совершила 930 боевых вылетов и сбила 53 самолёта противника, Гвардии старший лейтенант И. Г. Похлебаев был удостоен второго ордена Красного Знамени. На личном боевом счету офицера ко времени окончания войны значились 19 одержанных личных воздушных побед и ещё 1 - в групповом воздушном бою.

После окончания войны Гвардии капитан Похлебаев продолжал службу в военно - воздушных силах. Командовал эскадрильей в 925-м истребительном авиаполку ВВС Черноморского флота. В 1954 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования командного состава авиации военно - морских сил, командовал 87-м Гвардейским истребительным авиационным полком в составе 137-й истребительной авиационной Ропшинской Краснознамённой, ордена Ушакова дивизии Краснознамённого Балтийского флота. В 1956 году стал заместителем командира этой дивизии по лётной подготовке.

Им были успешно освоены многие типы самолётов, включая реактивный МиГ-15бис, и пилотирование в сложных метеорологических условиях днём и ночью. Совершенствуя свою лётную подготовку, Похлебаев добился прекрасных результатов - летал, как указывалось командованием, "много, грамотно, смело и уверенно", проявляя инициативу и находчивость, показывая отличную технику пилотирования и элементы боевого применения самолёта. За уверенное овладение полётами в сложных метеорологических условиях днём и ночью подполковник Похлебаев ещё дважды, уже в мирное время - в 1955 и 1956 годах - был удостоен государственных наград: орденов Красной Звезды и Красного Знамени.

В Январе 1958 года Гвардии полковник Похлебаев был уволен в запас. Жил в городе Подольске Московской области. С 1959 по 1964 годы трудился мастером производственного обучения в ГПТУ-27, а с 1964 по 1988 годы - слесарем вакуумной лаборатории отдела неразрушающих методов контроля на заводе инструментального оборудования ЗИО.

22 Февраля 2000 года Иван Григорьевич Похлебаев скончался и был похоронен в городе Подольске.

В год торжественного празднования 60-летия освобождения Глазуновского района Орловской области от немецко - фашистских захватчиков  (2003 год), в районном центре был открыт памятник уроженцу района - Герою Советского Союза, лётчику - истребителю Ивану Григорьевичу Похлебаеву.

Герой Советского Союза Гвардии полковник И. Г. Похлебаев - кавалер ордена Ленина, трёх орденов Красного Знамени, орденов Александра Невского и Отечественной войны I степени, трёх орденов Красной Звезды. Он был награждён также многими медалями, среди которых "за боевые заслуги", "За оборону Кавказа" и другие.

 

Источники:

1. Наградные листы, учетная карточка награжденного, учетно-послужная карта офицера.

2.  Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. В 2-х томах. М.: Военное издательство, 1988.

3. А. Драбкин. «Я дрался с асами люфтваффе». На смену павшим. 1943–1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2006.

 



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz