Пылаев Евгений Алексеевич - советский военный летчик Герой Советского Союза. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Пылаев Евгений Алексеевич

Е.А.Пылаев

Родился 5 Ноября 1919 года в деревне Мельниково, ныне Даниловского района Ярославской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ в Ленинграде. Плавал мотористом на судах Северо - Западного речного пароходства. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище. Служил там же лётчиком - инструктором.

С Августа 1942 года Младший лейтенант Е. А. Пылаев в действующей армии. До конца войны служил в составе 88-го ИАП  (позднее преобразован в 159-й Гвардейский ИАП).

К Маю 1944 года помощник командира 159-го Гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе  (229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт)  Гвардии капитан Е. А. Пылаев совершил 285 боевых вылетов, в 94 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 5 самолётов противника.

26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил более 300 успешных боевых вылетов. Проведя более 100 воздушных боёв, сбил 19 самолётов лично и 5 в группе с товарищами.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1949 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава, командовал полком. Военный лётчик 1-го класса Гвардии полковник Е. А. Пылаев умер 15 Сентября 1951 года. Похоронен в Ленинграде. Именем Героя назван грузовой теплоход в Северо - Западном речном параходстве.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Свою боевую деятельность Младший лейтенат Е. Пылаев начал в Августе 1942 года в составе 88-го истребительного авиационного полка. 23 Августа в тяжёлом бою над Моздоком в лобовой атаке пушечной очередью со своего И-16 сбил истребитель Ме-109 и 2 пикировщика Ju-87 уничтожил в группе. 2 Октября у станицы Солдатская при штурмовке вражеского аэродрома сбил 2 взлетающих "Мессера", 3-й уничтожил на земле... Всего до конца года записал на свой счёт 6 самолётов противника...

Очень быстро Евгений Пылаев стал одним из лучших лётчиков полка, ставшего вскоре 159-м Гвардейским. Это признание пришло к нему летом 1943 года во время воздушного сражения на Кубани. Десятки раз вылетал он на отражение налётов вражеской авиации, почти в каждом вылете сбивал немецкие самолёты. В боях на Кубани командир эскадрильи 159-го ГвИАП Гвардии лейтенант Е. А. Пылаев одержал 5 побед, из них 2 Ju-87 он сбил в один день - 3 Июня 1943 года.

В тот день Гвардии лейтенант Пылаев во главе шестёрки ЛаГГ-3 прикрывал действия наземных войск. Ярко светило солнце, и лётчики ясно видели панораму ожесточённого сражения наземных войск. Долго не показывались вражеские самолёты, но вот получено сообщение, что к району боевых действий подходят 3 группы немецких пикировщиков Ju-87 общей численностью до 70 машин.

Пылаев получил приказ атаковать неприятеля на подходе к линии фронта. Стремительно сближались с немцами наши лётчики. Дистанция между группами самолётов, идущими на встречных курсах, молниеносно сокращалась. И немцы врагов не выдержали. Они шарахнулись в стороны. В этот момент наши лётчики врезались в боевой порядок противника. Упал на землю ведущий "Юнкерс", вслед за ним загорелся второй пикировщик. Остальные беспорядочно сбросили бомбы и повернули назад...

Собрав лётчиков, Евгений Пылаев поспешил навстречу второй группе "Юнкерсов". Повторилась та же картина: строй немцев сломался, они беспорядочно сбрасывали груз бомб, куда попало, и уходили с поля боя. Наконец показалась третья группа пикировщиков. И хотя боеприпасы у истребителей кончались, они атаковали врага столь же стремительно и дерзко. Через несколько сеекунд пылающим факелом свалился на землю один бомбардировщик, за ним рухнул второй, взорвался в воздухе третий... Противник повернул назад, а внизу догорали 7 "Юнкерсов", 2 из которых сбил командир нашей группы Гвардии лейтенант Пылаев.

Истребитель ЛаГГ-3

За день до этого он сбил ещё одного "Юнкерса". За эти победы был награждён орденом Красного Знамени, досрочно произведён в Старшие лейтенанты, назначен помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе.

Евгений Пылаев родился в 1919 году в деревне Мельниково Даниловского района Ярославской области. Мальчиком он приехал в Ленинград, где окончил 7 классов неполной средней школы, учился в ФЗУ "Юный водник", получил квалификацию судового механика. Евгений работал на Ленинградской пристани помошником механика и одновременно занимался в аэроклубе. Лётчиком - истребителем он стал в 1940 году, закончив Чугуевское военное авиационное училище.

Евгений Пылаев сражался с врагами на Кавказе, прошёл путь от Терека до Эльбы. Начав войну лётчиком, закончил её командиром эскадрильи, помошником командира полка по воздушно - стрелковой службе. Он стремился лучше летать, метко стрелять, искусно маневрировать. Это стремление к совершенствованию лётного мастерства, к анализу своих действий в бою, а также отличное знание вражеских самолётов, их тактических приёмов приносило ему победы над врагом. Он никогда не воевал по шаблону, всегда действовал творчески и был асом высокого класса.

Однажды группа "Юнкерсов" под прикрытием истребителей приближалась к охраняемому объекту. Пылаев спланировал провести бой тремя группами лётчиков. Одна группа барражировала на высоте 2000 метров, вторая - во главе которой был он сам - 3000 метров, на третьем ярусе высоты находилась группа свободного маневра - резерв командира. Задуманный расчёт блестяще оправдался. Встретив "Юнкерсы", Пылаев смело атаковал их. Немцы ринулись вниз, но там их атаковала вторая группа истребителей. На выручку кинулись вражеские истребители, но их связала боем резервная группа наших авиаторов. Они уничтожили 3 самолёта противника, своих потерь не имея. Рассказывая про этот бой, газета "Крылья Советов" делала вывод: "Успех боя истребителей против бомбардировщиков зависит от умения командира группы правильно расставить свои силы, выбрать метод атаки, искусства лётчиков взаимодействовать в группе".

Е.А.Пылаев

Менее чем за 2 года войны Евгений Пылаев совершил 285 боевых вылетов, уничтожив в воздушных боях 20 самолётов противника. Дважды Герой Советского Союза Маршал авиации А. Н. Ефимов в своей книге "Над полем боя" назвал его одним из лучших лётчиков 2-го Белорусского фронта, надёжно прикрывывшего лётчиков - штурмовиков. В самый жаркий бой Евгений зорко следил за боевыми друзьями и приходил на помощь в трудную минуту. Боевые заслуги отважного воздушного бойца были отмечены многими орденами и медалями. 26 Октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Гвардии капитану Пылаеву Евгению Алексеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны Е. А. Пылаев совершил более 300 успешных боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3 и Ла-5. В воздушных боях уничтожил 19 самолётов врага лично и 5 в группе с товарищами. Вот что пишет в своей книге "Долетим до Одера" бывший начальник штаба 88-го ИАП доктор военных наук Г. А. Пшеняник:

"Звёздный час Евгения Пылаева пробил в бою у станицы Солдатской 2 Октября 1942 года. Дело было так. Группа из трёх полков - 40-го, 84-го и нашего 88-го - штурмовала вражеский аэродром. Советские лётчики уничтожили 24 машины при сильнейшем зенитном огне противника. Три из них - Евгений Пылаев: одну он поджёг на земле, а две - при взлёте.

Летом 1944 года для эвакуации военного имущества и живой силы противник пытался использовать и железнодорожный транспорт. В одном из боевых вылетов на станцию Реста, где скопилось много эшелонов, отличился Гвардии капитан Е. Пылаев. Штурмовики, прикрываемые группой Пылаева, внезапно появились над станцией - в тот момент, когда в один из эшелонов грузилась пехота противника. Два других состава уже были загружены техникой и автомашинами. Не было тогда спасения врагу от праведного огня наших лётчиков. Точно рассчитал Пылаев: в одной из атак он выбрал мишенью паровоз эшелона. Совместный штурмовой удар был весьма эффективным. Горели все 3 эшелона. Рвались боеприпасы, взрывчатка. Летели в воздух обломки вагонов. Цель была достигнута: движение вражеских эшелонов на линии Могилёв - Орша было остановлено на долгое время.

В тот же день Пылаеву довелось вылететь на разведку в паре с Гвардии младшим лейтенантом Н. А. Александровым. Это был молодой лётчик, прибывший в полк в период боёв за Севастополь. Так что перед вылетом Пылаев счёл необходимым напомнить ему:

- В воздухе смотри в оба. Сохраняй интервал и дистанцию. Ни в коем случае не отрывайся от меня.

В полёте Александров пунктуально следовал наставлениям командира. Разведка прошла успешно. А на обратном пути оба они почти одновременно заметили железнодорожный состав. Огнём из пушек лётчики остановили эшелон и разгромили его.

- Молодец !   Действовал хорошо, - уже на земле похвалил Пылаев своего молодого напарника. - Несколько вагонов запишем на твой счёт.

- Я-то что ? - засмущался тот. - Делал, как вы сказали.

- Вот что, братец, - усмехнулся Пылаев. - Скромность - вещь полезная. Но она - как парашют: отстегивать её нельзя, но каждый раз и раскрывать над собой ни к чему.

В Сентябре 1944 года неподалеку от польского города Цеханув, находился крупный вражеский аэродром. По имевшимся данным, на нём базировалось до 40 истребителей Ме-109. В любой момент они, конечно, могли подняться против наших штурмовиков. Парализовать действия противника, заблокировав аэродром Цеханув, было поручено лётчикам Новороссийского полка.

За 1,5 месяца лётчикам полка трижды доводилось штурмовать аэродром Цеханув. Общий итог ударов - 25 уничтоженных самолётов врага. Фашистам пришлось убраться с удобного для них аэродрома, наиболее близкого к линии фронта. После этого лётчики заметили: у встречавшихся в воздухе вражеских самолётов появились подвесные бензобаки - значит, летели издалека.

Среди лётчиков полка, наиболее отличившихся в полётах на Цеханув, был Гвардии капитан Евгений Пылаев. Словно в подтверждение этого, в конце Октября 1944 года пришла весь о присвоении звания Героя Советского Союза ему и его боевому товарищу Афанасию Лукину. Оба они появились в нашем полку всего 2 года назад, но уже считались его ветеранами. Каждый совершил более 300 боевых вылетов, каждый сбил лично по 16 фашистских самолётов".

В послевоенное время Евгений Алексеевич продолжал служить в авиации. В 1949 году он окончил Высшие лётно - тактические курсы. Летал на реактивных истребителях, имел классность военного лётчика 1-го класса, командовал авиационным полком. Полковник Е. А. Пылаев скоропостижно скончался 15 Сентября 1951 года, похоронен в Ленинграде.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитан Е. А. Пылаева:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
123.08.1942 г.1  Ме-109ПередовойИ-16, ЛаГГ-3, Ла-5.
22  Ме-109  (в группе - 2 / 8)Моздок
324.08.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 13)Моздок
402.10.1942 г.2  Ме-109Солдатская
526.05.1943 г.1  Ме-109Трудовой
631.05.1943 г.1  Ju-87  (в паре - 1 / 2)сев. Киевское
702.06.1943 г.1  Ju-87Тамбуловский
803.06.1943 г.2  Ju-87Благодарный
925.06.1943 г.1  Ме-109Старо - Нижнестеблиевская
1019.08.1943 г.1  FW-190зап. Крымская
111  FW-190  (в группе - 1 / 5)юго - зап. Крымская
1226.02.1944 г.1  Ju-87Катерлез
1302.03.1944 г.1  Ju-87Колонка
1403.03.1944 г.1  Ju-87Катерлез
1522.03.1944 г.1  Ju-87сев. выс. 164,5  (Крым)
1619.04.1944 г.1  FW-190Кызыл - Коба
1706.05.1944 г.1  FW-190Северная бухта  (Севастополь)
1807.05.1944 г.1  FW-190зап. отм. 119,1  (Севастополь)
1930.06.1944 г.1  Не-111сев - зап. Заозерье
2002.08.1944 г.1  FW-190юго - зап. Августув
2123.04.1945 г.1  FW-190юго - зап. Штеттин

      Всего сбитых самолётов - 19 + 5;  боевых вылетов - более 300.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz