Герой Советского Союза Василий Серогодский. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Серогодский Василий Александрович

В.А.Серогодский.

Родился в 1919 году в деревне Германов починок Ярославской области. Окончил 5 классов семилетней школы. В 1936 году поступил в ленинградский аэроклуб. В 1937 году 18-летний В. Серогодский был направлен по комсомольской путёвке в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, которую успешно закончил в 1938 году.

Встав в ряды воздушных бойцов с первого дня Великой Отечественной войны в составе 69-го Гвардейского ИАП, В. А. Серогодский особо отличился в 73-дневной героической обороне Одессы, где совершил 139 боевых вылетов, в том числе 60 штурмовок живой силы и техники румыно - германских войск и провёл более 22 воздушных боёв, в которых сбил 3 самолёта лично и 5 в группе с товарищами.

В числе первых 12 лётчиков полка Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 Февраля 1942 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

Участвовал в составе прославленного 9-го Гвардейского истребительного полка советских асов в битве над Волгой, где общий счёт его боевых вылетов достиг 228.

Командир эскадрильи Герой Советского Союза В. А. Серогодский был награждён двумя орденами Красного Знамени. 24 Декабря 1942 года погиб при испытании самолёта.

*     *     *

Он был привлекателен внешне, Василий Серогодский, строен, красив, тонок. Глядя на него, трудно было поверить, что этот молодой человек рано познал трудовую жизнь. А это было именно так: с 11 лет начал Василий трудиться самостоятельно, вплоть до того момента, когда поступил в Борисоглебскую авиашколу. Здесь для него начался труд увлекательный, хотя тоже нелёгкий, сложный. Но это уже было то, к чему он стремился с мальчишества.

Впрочем, в подобном стремлении он не был оригинален, в его пору о профессии лётчика мечтала большая часть его сверстников, но далеко не у всех сбылась юношеская мечта. Василий же был упорен и настойчив, последователен и смел в решениях. Он знал, чего хотел, и мог поступиться многим во имя главного. Ему казалось, что профессия авиатора максимально соответствует его характеру, его возможностям и способностям. После окончания авиашколы, он был направлен в Заполярье. Оттуда попал в Одессу, где в составе 69-го полка встретил Великую Отечественную войну.

За это время Серогодский настойчиво осваивал и шлифовал искусство пилотажа. Он любил свой верткий, лёгкий в управлении И-16 и летал на нём с упоением. Капитан И. Капустин, командир эскадрильи, в которой и служил Василий, не раз отмечал отличные действия младшего лётчика, ставил его в пример личному составу подразделения. В этой эскадрилье большим авторитетом в лётном деле пользовался также военком старший политрук Ф. Н. Дубковский. За внешней суровостью военкома скрывалась мягкая, отзывчивая душа человека, готового в любую минуту прийти на помощь товарищу, нуждающемуся в поддержке, добром совете, подсказке более опытного авиатора. Это ощущал на себе и Серогодский, благодаривший судьбу за то, что в его жизни встретились такие умелые и чуткие командиры - наставники.

Всё, что было накоплено за 2 года службы в авиачастях, все свои знания и практические навыки Серогодскому пришлось проявить в первые же дни войны.

Как ни готовил себя Василий к нелёгкому испытанию, не думалось всё же ему, что так трудно придётся в эти летние дни 1941 года. Чрезвычайная сложность создавшейся ситуации, ответственные задачи, возложенные на 69-й полк, диктовали предельно жёсткий распорядок дня лётчиков, необходимость постоянно быть в готовности № 1, вылетать по несколько раз в сутки.

Спустя несколько дней после начала войны Василий Серогодский открыл личный счёт сбитым машинам. На рассвете он поднялся в воздух в составе звена Лейтенанта В. Топольского. Тройка наших самолётов должна была перехватить 6 "Хейнкелей-111", которые шла к Одессе с моря. Несмотря на сильный вражеский огонь, И-16 сблизились с "Хейнкелями" и завязали бой. Топольский первым атаковал один из фашистских самолётов я сумел поджечь его. Бомбардировщик упал в море. Умело маневрируя и ведя огонь, наши лётчики сбили ещё 2 вражеские машины, которые упали уже на берегу, ни один "Хейнкель" в тот день не прорвался к городу.

Неуёмное желание сбить, обязательно сбить самолёт противника, чтобы он больше не смог появиться в небе Одессы, было настолько сильным, что Серогодский в те дни вылетал по 3 - 4 раза, и не только в составе своей эскадрильи, но и "перехватывал" возможность вылетать в составе других групп и эскадрилий. В боевых полётах он был неутомим.

Запомнился Серогодскому вылет в район Сарата - Галбена и Гура - Галбена на штурмовку мотомеханизированной колонны и живой силы противника. Группа состояла из 9 И-16: два звена вооружены были реактивными снарядами и одно пушками. Когда подлеталик селу Гура - Галбена, западнее его шёл на посадку вражеский самолёт типа PZL-24. Наши лётчики обстреляли его, фашистский лётчик приземлился па фюзеляж. Серогодский, участвовавший и атаке, выпустил для верности ещё очередь из пушек и пулемётов уже по застывшему на полосе самолёту.

Докладывая потом о результатах вылета, Серогодский сообщит, что ещё один PZL-24 в небе Одессы больше летать не будет. В боевом листке того дня поместили дружеский шарж: Василий, загибая пальцы на руках, считает пробоины на сбитом вражеском самолёте.

6 Августа Серогодского назначили командиром звена. Это означало, что его доля ответственности за выполнение боевых заданий заметно возросла.

К этому времени обстановка накалилась до предела. Противник активизировал действия авиации. Ежедневно происходили ожесточенные схватки в воздухе. 69-й полк мобилизовал все свои силы, отражая один вражеский налёт за другим.

13 Августа вечером лётчики Топольский, Шелемин и звено Серогодского вели бой с бомбардировщиками противника. В результате умелого маневрирования И-16 и их смелых атак, 2 "Хейнкеля" были подбиты "эрэсами" и, оставляя за собой дымный след, ушли со снижением.

Через 2 дня во время боя севернее станции Карпово самолёт Василия получил повреждение и лётчик был вынужден повернуть домой. Ему удалось - таки посадить машину на своём аэродроме, хотя шасси не выпускалось. После этого его самолёт на несколько дней был выведен из строя.

20 Августа Василию Серогодскому, как одному из самых результативных лётчиков полка, командующий ВВС Приморской армии объявил благодарность и наградил ручными часами. В тот же день лётчик участвовал в боевом вылете на штурмовку живой силы противника, отвечая ратными делами на поощрение командующего.

Конец Августа и начало Сентября прошли для Серогодского в постоянной напряжённой боевой работе. 25 Августа звено Василия в составе 6 И-16 штурмовало конницу и пехоту противника, двигавшихся по дороге в районе села Ильинка. При возвращении, уже под городом, наши лётчики атаковали 3 "Хейнкеля", вели бой с "Мессершмштами". В результате один вражеский самолёт был сбит.

На следующий день Серогодский вылетел в составе 8 И-16 на разведку наземных войск противника в районе Александровка, Свердлове, Гильдендорф, Кубанка, Ильинка, Выгода. Около местечка Фрейденталь лётчики проштурмовали вражескую пехоту.

2 дня спустя Серогодский в группе из 8 И-16 участвовал в атаке на вражескую пехоту в районе Васильевка - Петровский. По оценке наших наземных войск, атаки И-16 оказались удачными. Однако и самолёты в результате обстрела вражеской зенитной артиллерией имели немало пробоин. Там же, над целью, лётчики полка были встречены 12 истребителями противника. В результате ожесточённого боя один вражеский самолёт был сбит и упал в районе хутора Дубиново.

В тот же день, едва передохнув после первого вылета, Василий отправился во главе своего звена на штурмовку пехоты и артиллерии противника в районе Беляевка, Калинин, Березань, Фрейденталь.

Именно в эти дни Василий Серогодский стал известен не только в своём полку, но и во всем Одесском оборонительном районе. 30 Августа газета "Черноморская коммуна" поместила фотоснимок: Василий стоит в шлемофоне у своего самолёта И-16, словно готовый тотчас, после позирования фотографу, лететь на выполнение боевой задачи. Под снимком слова: "Герой Великой Отечественной войны лётчик - истребитель комсомолец Серогодский. В борьбе с фашистской авиацией, проявив доблесть и мужество, сбил 3 самолёта".

Весь Сентябрь Василий бессменно нёс боевую вахту по охране города и наших наземных войск. Бывало, усталость валила с ног, но, как только звучал сигнал тревоги, Серогодский вновь поднимался в воздух.

30 Сентября, спустя 4 дня после того, как он был представлен к званию Героя Советского Союза, Василий участвовал в штурмовке вражеской дальнобойной артиллерии в районе Мариенталь. Атаки наших лётчиков были удачными. С большой точностью они сбросили бомбы. На одной из батарей взорвались ящики с боеприпасами, загорелся маскировочный материал на орудиях, 4 из которых были выведены из строя. Эффективные действия Серогодского и его товарищей помогли нашим войскам, защищавшим этот район, не только удержать позиции, но и нанести чувствительный контрудар по противнику.

В тот же день наши лётчики вели бой с 6 "Мессерами". Серогодский в паре со Старшим лейтенантом П. Полозом сбил один вражеский истребитель. После этого он подавил зенитную батарею и уничтожил пулеметно - зенитную установку противника.

*     *     *

Так вместе со своим полком защищал Серогодский Одессу летом и осенью 1941 года. Он дрался против фашистов и в 1942 году под Харьковом, где лично и в группе сбил 2 "Юнкерса". Затем был Сталинград, его кварталы - развалины, вытянувшиеся вдоль реки, сизый дым и чад, стлавшийся над выжженной приволжской степью, где лязгали гусеницами танки, грохотали сотни, тысячи орудий и сходились в небе в смертных поединках с фашистами советские лётчики. Там он водил в бой уже не звено, а эскадрилью на новых самолётах Як-1. Многое сделал командир авиационной эскадрильи Герой Советского Союза В. А. Серогодский в более чем 200 совершённых им боевых вылетах. Он провёл свыше 20 воздушных боёв и ни разу не был сбит противником.

И летать бы ему и летать, если бы в те дни, когда в районе Сталинграда завершалось окружение 300-тысячной группировки немецких войск, не случилось беды.

Он трагически погиб, погиб не в бою, а во время испытательного полёта самолёта, который должен был перегнать в полк с места старого базирования. Он погиб, не дожив нескольких недель до великой победы на берегах Волги, в которую был вложен и его ратный труд.

Время не стёрло из памяти и сердец однополчан образ замечательного лётчика и товарища Василия Серогодского. На могиле Героя воздвигнут обелиск, к подножью которого советские люди, стар и млад, возлагают цветы.

(Из книги Дмитрия Яковлевича Зильмановича - "На крыльях Родины".  Алма - Ата, 1985 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz