Шевелев - Первые схватки с Фоккерами. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Первые схватки с "Фоккерами"

Шёл Декабрь 1942 года - 18-й месяц ожесточённой борьбы Красной Армии и всего народа с немецко - фашистскими полчищами. В районе Сталинграда, Среднего Дона и на Центральном фронте наши войска вели наступательные бои. Радовали нас и частные успехи стрелковых, танковых и артиллерийских подразделений на других направлениях, а также боевые действия партизан.

Газеты сообщали о героических подвигах советских воинов, дравшихся с врагом в районах Ржева и Великих Лук. Лётчики 436-го истребительного авиаполка умножали свой боевой счёт.

Мне особенно запомнился солнечный морозный день - 26 Декабря. С рассвета и до позднего вечера не прекращались воздушные бои. У противника появились новые тупоносые самолёты. Большой активности над территорией, занятой советскими войсками, они не проявляли, ходили парами в стороне, высматривали добычу.

Появление тупоносых насторожило наших лётчиков, заставило быть предельно внимательными: никто не знал, на что они способны. Командир полка А. Б. Панов предупредил лётчиков:

- На рожон не лезьте, а если какой подвернётся, не упускайте момент. Самое главное - не проглядите внезапной атаки тупоносых; в оба следите за каждым их маневром. Надо присмотреться к этим самолётам, изучить их тактику.

Короткий день уже клонился к вечеру, когда я в 3-й раз во главе шестёрки истребителей вылетел на сопровождение "Ильюшиных". Павлу Шевелёву и ещё 3 лётчикам было приказано обеспечить успешную работу нашей группы - следить за тупоносыми и в случае необходимости оказать нам помощь.

Штурмовики двумя четвёрками шли на высоте около 1000 метров. Три пары истребителей, образуя "этажерку" до 1500 метров вверх, зорко просматривали воздушное пространство. А выше нас со своими ведомыми Володей Латышевым, Степаном Новичковым и Колей Думаном летел Павел Шевелёв. Кстати говоря, 4 Февраля 1944 года Старшим лейтенантам С. М. Новичкову и В. А. Латышеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

На подходе к линии фронта нам сообщили с КП армии, что в районе цели находятся 2 группы вражеских истребителей. До заданного района оставалось километров 6, когда я увидел 2 пары Ме-109. Расчёт вражеских лётчиков на внезапную атаку не оправдался. Василий Добровольский и я отогнали их от "Илов".

Вот и передний край. Разрывы мин и снарядов. Чёрные столбы земли и дыма. На высоте около 1000 метров над небольшим лесом, где, по данным нашей разведки, были сосредоточены резервы противника, штурмовики образовали круг, сбросили бомбы и один за другим устремились вниз, чтобы атаковать противника всеми видами оружия. Из пикирования выходили почти над самой землёй, образуя огромный обруч, наклонённый к горизонту под углом 30 - 40 градусов. Затем набирали высоту и снова ныряли, обрушивая ливень раскалённого свинца на головы фашистов. В лесу возник большой пожар. Судя по огромному столбу чёрного дыма, медленно поднимавшемуся к небу, горел склад горюче - смазочных материалов. Мощный удар наших штурмовиков пришёлся как раз по цели.

С опушки леса начала стрелять малокалиберная автоматическая зенитка. Один из "Илов", немного довернув вправо, направил вниз огненную струю. Зенитка замолчала, и "летающие танки" продолжали крушить врага.

Солнце подходило к горизонту. Сквозь дым пожаров к разрывы снарядов наблюдать за воздухом стало трудно. И тем не менее ни один из "Илов" не выпал из нашего поля зрения. Ведь в любой момент истребители должны были прийти им на помощь.

В эфире послышался чей-то голос:

- "Мессеры" !

Мы давно ждали их и, признаться, удивлялись, почему они не появляются. Сначала в дыму промелькнула пара Ме-109, затем вторая. Заметив, что "Ильюшины" работают под прикрытием 6 истребителей, "Мессеры" не осмелились пойти в атаку.

- Последний заход, - послышалась команда ведущего.

Выход штурмовиков из атаки очень ответственный момент для сопровождающих. Находясь в кругу, "Илы" надёжно прикрывают друг друга. На выходе же они вытягиваются в цепочку. Особой опасности при этом подвергаются замыкающие и отставшие самолёты. Тут-то и нужен истребительный заслон.

"Ильюшины" закончили боевые действия и вытянулись в цепочку. Две машины из моей группы пошли впереди колонны, а 4 - сзади. Последний "Ил" начал заметно отставать. Покачиваясь с крыла на крыло, он едва тянул. Двигатель машины, видимо, был повреждён и работал с перебоями. Из патрубков периодически выбрасывались хлопья чёрного дыма. На запрос по радио экипаж почему-то не отвечал. Я и мой ведомый подошли почти вплотную к штурмовику. И как раз вовремя: 2 Ме-109 бросились на него в атаку. Наш огонь заставил врагов отвернуть в сторону.

В наушниках послышался голос:

- "Мессеры" атакуют штурмовиков !

Затем еще одно предупреждение:

- Истребители противника !

Ведущий "Илов" подал команду "В круг" и заложил левый вираж уже над своей территорией. За ним последовали все ведомые. Они ещё не замкнули круг, как сверху появилась четвёрка тупоносых. "Где же Павел ?" - с, тревогой подумал я.

Пара тупоносых, выбрав цель, медленно перевернулась через крыло и пошла в стремительное пикирование. Казалось, "Ильюшиным" грозила неминуемая беда. И вдруг с молниеносной быстротой тупоносых атаковали 2 советских истребителя. Огненная струя лизнула самолёт ведомого. Вздрогнув, он закачался и пошёл почти вертикально вниз - шевелёвский почерк. Молодец, Павел !

А "Мессеры" тем временем продолжали атаки штурмовиков, не давая им замкнуть круг. Двигатель моей машины работал на полную мощность, скорость максимальная, но мне казалось, что самолёт очень медленно приближается к противнику, который вот-вот откроет огонь по одному из отставших "Илов". Заметив опасность, лётчик "Ила" резко заложил левый вираж, чтобы срезать маршрут, быстрее догнать впереди идущий самолёт и замкнуть круг. За ним сразу же развернулся и "Мессер", приготовившийся к стрельбе. Но тут фашист оказался в моём прицеле. Длинная трассирующая очередь по кабине - и "Мессер" камнем рухнул вниз.

Кольцо штурмовиков замкнулось на высоте 300 метров, но немецкие лётчики, раздосадованные неудачами, продолжали кидаться на них со всех сторон. Однако это уже не представляло большой опасности для "Илов". Вскоре, убедившись в бесплодности своих действий, вражеские истребители оставили арену боя. Подбитый штурмовик, дотянув до переднего края, приземлился на нашей территории. Остальные на бреющем полёте в сопровождении 2-х групп истребителей уже в наступивших сумерках вернулись на свой аэродром.

Я доложил Алексею Борисовичу, что задание выполнено и при этом сбито 2 самолёта противника, один из которых - тупоносый.

- Где он упал ? - спросил командир с нетерпением. Павел и я показали на карте место падения, и Майор немедленно сообщил об этом в штаб дивизии. Положив трубку, командир полка встал и, улыбаясь, обнял Павла и меня.

- Вы представляете, какое дело сделали ?   Молодцы, ребята !

Механик моей машины Володя Мусатов нарисовал на фюзеляже 26-ю звезду.

Вечером в столовой было празднично. Новые скатерти отливали голубоватой белизной. Большие керосиновые лампы с пузатыми стеклами горели ярким пламенем. На столах вместо повседневной квашеной капусты были солёные помидоры и огурцы, нарезанное гонкими ломтиками сало и другие закуски. И графины, конечно, были. Но самое необычное, чему я удивился, - на бревенчатой стене висел лист картона с моей фотографией, вырезанной из газеты.

Ещё ничего не понимая толком, я смущённо оглядывался, на своих товарищей и командиров, среди которых были Панов, его заместитель по политчасти Горшков, комдив и Шумейко. "Уж если кого чествовать, - думал я, - так это Павла Шевелёва. Он сегодня сбил новый фашистский самолёт".

Пока мы усаживались за столы, принесли огромный торт с шоколадными цифрами "26 - 26" и датой "26.12.42".

- В твою честь, Николай, - шепнул мне Саша Масальский, адъютант командира полка. - Тебе сегодня 26 лет. В день своего рождения ты сбил 26-й самолёт противника. Отличное совпадение, не правда ли ?

Ко мне подошёл командир дивизии Полковник Г. А. Иванов и, пристально глядя прищурёнными, улыбающимися глазами, тепло поздравил.

По-отечески сердечно поздравил меня и Андрей Андреевич. Затем командир полка произнес тост. От волнения подкатился ком к горлу. Ребята дружно хлопали в ладоши, а я сидел и ничего не мог сказать моим боевым друзьям...

Ужин затянулся дольше обычного. Говорили об удачном бое Павла Шевелёва с тупоносым истребителем противника, о Вадиме Лойко, Василии Добровольском и других опытных лётчиках, о молодёжи, которая прочно вошла в боевой строй.

П.Ф.Шевелёв с тоаприщами.

Авиация противника на нашем участке фронта стала всё больше активизироваться. Те тупоносые истребители, один из которых был недавно нами сбит, назывались FW-190  (в обиходе мы стали называть их "Фоккерами"). В противоположность Ме-109, которые лишь в исключительных случаях предпринимали лобовые атаки, эти самолёты чаще шли на такой маневр. Дело в том, что мотор водяного охлаждения на "Мессере" был сильно уязвим и имел недостаточную площадь поперечного сечения, чтобы надёжно защитить летчика. FW-190 имел звездообразный мотор воздушного охлаждения с большой площадью поперечного сечения и надёжно прикрывал кабину лётчика от огня противника с передней полусферы.

Истребитель FW-190A-4

Однажды шестёрка истребителей Павла Шевелёва получила задание сопровождать 8 штурмовиков для нанесения удара по артиллерийским позициям противника в район южнее станции Пола, что между реками Ловать и Полометь. Не доходя 15 - 20 километров до цели, наши лётчики встретили смешанную группу "Мессеров" и "Фоккеров". Истребители противника намеревались частью сил отсечь ребят Шевелёва от "Илов", связать их боем, а остальными силами расправиться со штурмовиками. Яростные атаки противника следовали одна за другой. Наши лётчики успевали только отбиваться, так как вступить с ними в активный бой значило оставить "Ильюшиных" и не выполнить основную задачу.

С большим трудом, сквозь сильный заслон вражеских истребителей и зенитного огня, лётчики пробились к цели. Бомбы удалось сбросить с первого захода, а со штурмовкой не ладилось. Непрерывно наседая, навязывая подчас лобовые атаки даже штурмовикам, у которых мощная броня и пушечное вооружение впереди, "Фоккеры" сковывали действия "Илов".

Нахальное поведение "Фоккеров" вынудило ведущего группы штурмовиков применить контрмеры. Когда во время ввода "Ила" в пикирование один из "Фоккеров" кинулся на него в лобовую, командир экипажа спокойно приподнял машину вверх и, с дистанции метров 300 - 400, ударил по атакующему из всех огневых точек. FW-190 развалился в воздухе на части, а лидирующий "Ильюшин" снова вошёл в пикирование и начал ожесточённо поливать огнём артиллерийские установки противника.

Однако этот урок не остановил немцев. Имея численное превосходство, они продолжали наседать. Штурмовики, сделав 2 захода, повернули на север, чтобы идти на свою территорию. Немецкие лётчики неистовствовали. Это были, пожалуй, самые тяжёлые условия, в которые попадали истребители нашего полка. Развернувшись, "Фоккеры" снова пошли в лобовую на истребителей, а "Мессеры" тем временем готовились к атаке штурмовиков сзади.

Против Шевелёва оказался первый, видимо ведущий, "Фоккер" и открыл огонь с дистанции метров 800. Павел подпустил его поближе и нажал на гашетку. Огненная дуэль продолжалась до дистанции 150 метров. Наконец противник, чтобы избежать столкновения, выхватил машину вверх. Преследовать его не было возможности - штурмовикам грозила опасность.

Отбив атаку "Фоккеров", наши лётчики обрушили огонь на "Мессеров", подкравшихся к "Илам" сзади. Во время резкого разворота ведомый Шевелёва отстал и теперь пытался догнать Павла. Тем временем FW-190, быстро развернувшись, уже неслись сверху на штурмовиков. Необходимо бросить машину вверх, чтобы преградить им путь. Но что такое ?   Самолёт как бы не слушается Шевелёва. Двигатель не тянет, хотя воздушный винт вращается. Скорость падает. Маслом фонарь забрызгало. Павел попытался развернуть машину против "Фоккеров", увеличить скорость, но в этот момент раздался какой-то треск, и лётчик почувствовал сильный ожог в правом бедре. Над головой промелькнули чёрные кресты на жёлтых плоскостях "Мессера". Машина стала неуправляемой.

Ведомый Шевелёва открыл огонь по неприятелю, но дистанция оказалась слишком большой. Павел выбросился с парашютом. Чтобы не допустить нападения противника, Забелин кружил над своим ведущим, и всё же 2 Ме-109 ринулись на парашютиста, соблазнившись лёгкой добычей. Сражаясь с ними, Забелин доложил по радио обстановку. Тотчас же на помощь ему подоспела пара истребителей во главе с Владимиром Елисеевым. Командир группы приземлился. Ребята облегчённо вздохнули - они выполнили свой долг.

Что же произошло с Павлом Фёдоровичем Шевелёвым ?   Вот что мы узнали позже.

Во время боя наших ребят с немецкими лётчиками купол шевелёвского парашюта всё же оказался пробитым. Скорость снижения увеличилась. Но высота была уже небольшая, и Павел думал только об одном - приготовить оружие и в случае необходимости встретить врага на земле как положено. Он достал пистолет, взвёл курок и, окинув взглядом площадку, на которую парашютировал, заметил людей в белых халатах. "Свои или фашисты ?" - тревожно подумал он и тут же ударился о землю.

Очнулся от боли во всём теле. Его куда-то волокли. Не открывая глаз, чтобы не подавать признаков жизни, он прислушался. Незнакомая речь. Первая мысль - о пистолете. Его не оказалось в руке - либо отобрали, либо выронил сам. Теперь единственная надежда на финский нож. Незаметным движением нащупал его в кармане комбинезона. "Живым не сдамся, и если сам погибну, то и гитлеровцам не поздоровится", - решил Шевелёв.

Время от времени сквозь сильный звон в голове прорывались глухие взрывы. Значит, рядом линия фронта. Конвоиры, вероятно, устали тащить Павла на куске брезента и остановились передохнуть. Из-под прищуренных век лётчик увидел двоих. Попыхивая самокрутками, они сидели возле него, и о чём-то говорили. Затем один из них достал из-за голенища большой охотничий нож и разжал стиснутые зубы Павла. Другой, отцепив от пояса флягу, влил в рот немного спирту. Всё обожгло внутри, но Павел не обмолвился ни словом. Кто эти люди ?   Если жизнь Павла нужна им, чтобы допросить его и попытаться склонить к измене Родине, то не стоит ожидать дальнейших событий - в самый раз браться за финку. Ну а если это не враги ?

Один из незнакомцев откинул капюшон и поправил шапку. Шевелёв заметил на ней звёздочку. "Свои !" - радостно заколотилось сердце. И тут же сомнение: "А почему они говорят не по-русски ?"

Конвоиры заметили на лице Павла слабый румянец от глотка спирта и заулыбались, начали задавать ему вопросы. Но лётчик не мог разобрать ни одного слова. И тогда они снова потащили его на брезенте.

Спустя некоторое время Шевелёв оказался в землянке. К нему подошёл бородатый человек в меховом жилете поверх гимнастёрки.

- Здравствуйте, дорогой наш гость ! - сказал он на чистом русском языке. - Вы у товарищей, не волнуйтесь. Мы видели воздушный бой. Отлично дерётесь, молодец !   А немецкая артиллерия молчит. Видимо, крепко ударили по ней.

Только теперь Павел убедился, что находится у своих. Собравшись с силами, спросил:

- Кто же вы будете ?

Бородач, улыбаясь, ответил:

- Мы ваши друзья. Здесь Латышский корпус. Меня зовут Янисом. Спасибо за помощь, товарищ лётчик. - И бородач протянул Павлу свою крепкую руку.

- Это вам спасибо, - поблагодарил он латышского друга.

По просьбе Шевелёва тот рассказал, что произошло в районе приземления:

- Вчера мы прорвали оборону противника и вклинились в его расположение. Дальнейшее продвижение остановил сильный артиллерийский и миномётный огонь. Пришлось залечь. Хорошо, что командование послало на помощь самолёты. После боя вы оказались на нейтральной полосе. Потеряли сознание. Немцы пытались захватить вас, но наши отбили. Вот, пожалуй, и всё. Сейчас мы отправим вас в медсанбат, а затем на аэродром. Как вы себя чувствуете ?

Шевелёв ответил. Бородач распорядился, чтобы его накормили. Но после всех треволнений есть не хотелось. Он выпил горячего чая, затем его заботливо уложили в сани и повезли. На 3-й день Павел уже был в лазарете своего полка...

Поправился Шевелев довольно быстро. И может быть, не только благодаря заботам начальника лазарета Зинаиды Ивановны Ивановой. Каждый день его навещали однополчане, по-дружески беседовали, рассказывали об успехах полка, о новостях фронтовой жизни.

Павел получал тёплые письма от лётчиков, которые были переведены в другие части. Прислал записку и Иван Грачёв. Он приглашал Шевелёва и меня в гости, на день своего Рождения. Однако побывать у Грачева, в 28-м Гвардейском истребительном авиаполку, нам не пришлось - не позволила напряжённая обстановка...

(Из воспоминаний Героя Советского Союза Генерал - майора авиации Н. Ф. Кузнецова.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz