Шишкин Александр Павлович - советский летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Шишкин Александр Павлович

Шишкин Александр Павлович

Родился 12 февраля 1917 года в посёлке Верхняя Санарка Пермской губернии  (ныне Пластовского горсовета Челябинской области), в семье крестьянина. Окончил ФЗУ в Пласте, затем 3 курса Миасского педагогического техникума. Работал учителем, занимался в аэроклубе. С 1936 года в рядах Красной Армии. По путёвке комсомола был направлен в Севастопольскую  (Качинскую)  Краснознамённую военную авиационную школу пилотов. После её окончания в 1938 году, служил лётчиком - инструктором, позднее командиром звена.

С июня 1942 года лейтенант А. П. Шишкин в действующей армии. По август 1944 года сражался в составе 434-го ИАП  (32-го Гвардейского ИАП); по май 1945 года - в 63-м Гвардейском ИАП. Воевал на Донском, Сталинградском, Юго - Западном, Калининском, Северо - Западном и Брянском фронтах.

К августу 1943 года заместитель командира эскадрильи 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт)  Гвардии капитан А. П. Шишкин совершил 132 боевых вылета, в 67 воздушных боях сбил 14 самолётов противника.

28 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В ноябре 1944 года Гвардии подполковник А. П. Шишкин назначен командиром 63-го Гвардейского Виленского ордена Кутузова истребительного авиационного полка. Всего выполнил около 250 боевых вылетов, лично сбил 20 самолётов противника.

После войны продолжал служить в ВВС. 21 Июля 1949 года Гвардии полковник А. П. Шишкин погиб в при выполнении тренировочного полёта. Похоронен в посёлке Кубинка Московской области.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени   (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени; медалями. Именем Героя названа Борисовская школа Пластского района. В городе Пласт на городской площади установлен бюст.

*     *     *

Свою боевую деятельность Александр Шишкин начал в июне 1942 года в составе 434-го истребительного авиаполка  (позднее ставшего 32-м ГвИАП)  на Сталинградском направлении. Там же открыл счёт своих побед.

Капитан А. П. Шишкин, в прошлом инструктор школы лётчиков, умело и терпеливо добивался от каждого участника своей эскадрильи отличного знания техники и оружия, наглядно учил мастерству воздушного боя. Сам он обладал завидными боевыми качествами. И пилоты всегда смело шли за ним против любого превосходящего врага. Простой в обращении, добрый и справедливый, он пользовался большим авторитетом и уважением в части. О том, как дрались истребители капитана Шишкина, свидетельствуют следующие эпизоды.

19 сентября 1942 года 6 самолётов во главе с Шишкиным срочно вылетела на задание: разведка сообщила, что 9 вражеских бомбардировщиков в сопровождении группы Ме-109 идут бомбить наши войска. "Ястребки" Шишкина врезались в строй фашистской группы, разрушили его и молниеносно закрутили такую воздушную карусель, что враг растерялся. Где растерянность, там и поражение. В этом бою 5 фашистских самолётов нашли себе могилу на нашей земле. Одного из них сбил командир. Задание врага было сорвано. Истребители благополучно вернулись на свою базу.

22 сентября 1942 года 6 истребителей во главе с капитаном И. И. Избинским перехватила группу вражеских бомбардировщиков на подходе к линии фронта и заставила их сбросить бомбы на свои войска. В непродолжительной, но жаркой схватке противник потерял 3 самолёта. Их сбили Н. Карначёнок, М. Гарам и А. Шишкин.

В небе Сталинграда лётчики полка каждодневно умножали свою славу меткими ударами по врагу. За короткий срок  (к середине декабря 1942 года)  лейтенант А. П. Шишкин сбил 6 самолётов, причём в одном бою, будучи раненным, уничтожил 2 самолёта, а остальных вынудил покинуть поле боя. С начала 1943 года сражался на Северо - Западном фронте.

17 января 1943 года лётчики 32-го ГвИАП вели напряжённые бои в районе населённого пункта Сахны, озера Искусственное и станции Чернозём и уничтожили 17 вражеских самолётов. Среди прочих героев этого дня был и Александр Шишкин. Ещё одна победа была одержана им 21 февраля 1943 года.

27 февраля 1943 года войска 34-й армии, преследуя отходящего противника, овладели главным опорным пунктом вражеской группировки - городом Демянск. В течение дня напряжённые бои шли на земле и в воздухе. Истребители были заняты привычной работой - сопровождали штурмовиков до цели и обратно, прикрывали районы их боевых действий. Напряжение в этот день было очень высоким. Большинство лётчиков сделало по 5 - 6 боевых вылетов. В 8 воздушных боях лётчиками 1-го ИАК было уничтожено 14 вражеских самолётов, один из которых записал на свой личный счёт лейтенант А. П. Шишкин.

Весной 1943 года лётчики 32-го ГвИАП прикрывали наступающие части Северо - Западного фронта. 15 марта разгорелся бой над переправами через реку Ловать. Восьмёрка Як-1 под командованием командира эскадрильи Героя Советского Союза Гвардии капитана С. Ф. Долгушина завязала схватку с 14 истребителями противника Ме-109. Немецкие лётчики, надеясь на своё численное превосходство, рассчитывали на лёгкую победу. Однако комэск Долгушин организовал бой так, что врагу не удалось использовать своё превосходство. Сбив 3 неприятельских самолёта, наша группа потерь не имела. Победителями в этой схватке оказались капитан С. Ф. Долгушин, старший лейтенант В. А. Орехов и лейтенант А. П. Шишкин.

23 июля 1943 года, в самый разгар битвы на Курской дуге, боевая шестёрка капитана Шишкина встретила 30 вражеских бомбардировщиков, которых прикрывали 12 FW-190. Фашисты направлялись к нашему переднему краю. Они решительно шли намеченным курсом. Надо было во что бы то ни стало сорвать намерение врага. "Никогда и ни при каких обстоятельствах не уклоняться от боя" - этому учил своих подопечных командир.

И он бесстрашно начал атаку. Ведомые устремились за ним. Скоротечной была эта смертельная схватка !   Сорок два - против шести !   Но бой закончился поражением фашистов. Они были рассеяны и стали уходить. Враг не досчитался 6 самолётов. Одного сбил сам капитан. Об этом беспримерном бое слава гремела по всему фронту.

Спустя год, с начала боевой деятельности, на счету замкомэска 32-го Гвардейского ИАП Гвардии капитана А. Шишкина числилось 14 самолётов   (3 бомбардировщика и 11 истребителей), сбитых в 132 боевых вылетах и 67 воздушных боях. Цифры внушительные и говорят многое и о самом командире, и о подчинённых ему пилотах. В одной из служебных характеристик он отмечался как "мастер организации внезапных атак в составе небольших групп истребителей".

В январе 1944 года враг предпринял отчаянные попытки восстановить утраченное положение. Его авиация активно поддерживала свои войска, пытавшиеся перейти в наступление. Поэтому в воздухе не прекращались жаркие бои. В отдельные дни напряжение достигало таких размеров, когда в воздухе одновременно патрулировало до 40 наших истребителей. Здесь, на подступах к Витебску, в начале 1944 года нашла широкое применение имевшаяся в 1-м ГвИАК радиолокационная станция "Редут". Она стала уверенно выдавать данные о полётах авиации противника.

8 января одна из станций обнаружила приближение к линии фронта группы самолётов врага. Командир 3-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Гвардии полковник В. П. Ухов немедленно дал сигнал на вылет дежурной группы. Восьмёрка Ла-5 из 32-го ГвИАП во главе с Героем Советского Союза Гвардии майором И. М. Холодовым быстро взлетела и была наведена на бомбардировщики противника. Имея точную информацию о месте и боевом порядке вражеских самолётов, Холодов сумел набрать большую высоту и незаметно атаковать неприятеля. Завязался скоротечный бой, в результате которого нашими лётчиками было сбито 4 вражеских самолёта. Два Ju-87 сбил Холодов, ещё по одному "Юнкерсу" сбили Герои Советского Союза А. С. Макаров и А. П. Шишкин  (это была его 16-я победа).

А.П.Шишкин

В начале марта 1944 года немецкая авиация заметно повысила свою активность. Лётчики 32-го ГвИАП по нескольку раз в день вылетали на боевые задания. В один из дней шестёрка Ла-5 Гвардии майора А. П. Шишкина перехватила группу бомбардировщиков противника. В результате внезапной атаки 3 "Юнкерса" были сбиты, а остальные ушли так и не выполнив своей цели. Всего же, в весной 1944 года Шишкин сбил ещё 2 самолёта противника  (10 и 15 марта).

С августа 1944 года Гвардии майор А. П. Шишкин служил уже в 63-м Гвардейским истребительном авиационном полку, который нанёс немалый урон фашистским войскам. Лётчики - истребители этой части вылетали на поддержку пехоты, смело пикировали, уничтожали артиллерийские и зенитные точки врага, взаимодействовали с наступающими танками. Они неутомимо уничтожали вражеские самолёты на земле и в воздухе. Сам Шишкин тоже поднимался в воздух, показывая образцы отваги и бесстрашия.

До 5 сентября 1944 года полки 3-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии  (1-й ГвИАК)  вели разведку отходящего противника и сопровождение штурмовиков. Противодействия со стороны истребителей противника почти не было. В начале сентября 1944 года полки перебазировались в район города Ионишкис, для ведения боевой работы на Рижском направлении.

Активная боевая работа началась 14 сентября. В течение дня лётчики 63-го ГвИАП прикрывали боевые порядки З-го механизированного корпуса в районе Бауска, Текава, Огре. Немцы оказывали сильное сопротивление на земле и в воздухе.

День 15 сентября ознаменовался массовыми боями с авиацией противника. Почти каждый вылет сопровождался воздушными схватками. В одном из вылетов группа из 8 Ла-7 под командованием Гвардии майора А. П. Шишкина в районе прикрытия встретила 12 FW-190. Бой протекал на высотах от 3000 метров и ниже. В результате противник потерял 5 самолётов  (один из них на счету Шишкина), а наша группа без потерь вернулась на свой аэродром. На следующий день А. П. Шишкин сбил ещё один вражеский самолёт, как оказалось позже - последний.

17 сентября восьмёрка "Лавочкиных", ведомая А. П. Шишкиным, вступила в схватку с 9 FW-190, намеревавшимися бомбить боевые порядки наших войск. Наши лётчики рассеяли "Фоккеров" и двух из них сбили.

18 ноября 1944 года Гвардии подполковник А. П. Шишкин был назначен командиром 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

К концу войны он совершил более 200 успешных боевых вылетов, в 72 воздушных боях лично сбил 20 самолётов противника.

Список известных побед Гвардии подполковника А. П. Шишкина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
126.07.1942 г.1  Ме-109КалачЯк-1, Як-7, Як-9,

Ла-5, Ла-7.

218.09.1942 г.1  Ме-109юго - зап. ст. Котлубань
319.09.1942 г.1  Ju-88ст. Котлубань
420.09.1942 г.1  Ме-109сев - зап. Сталинград
522.09.1942 г.1  Ме-109юж. ст. Котлубань
630.12.1942 г.1  Ме-109юж. Великие Луки
717.01.1943 г.1  Ме-109Щукино
821.02.1943 г.1  Ме-109Большой Стар
927.02.1943 г.1  FW-190зап. Зуевы Горки
1014.03.1943 г.1  FW-190Грушевидная роща - Сёмкина Горушка
1115.03.1943 г.1  FW-190зап. Кобылкино
1212.07.1943 г.1  Ju-87Мелынь
1322.07.1943 г.1  Не-111ст. Золотарево
1423.07.1943 г.1  FW-190Новоселенная
1501.09.1943 г.1  FW-190Свень
1608.01.1944 г.1  Ju-87Михали
1710.03.1944 г.1  Ju-87Борки
1815.03.1944 г.1  Ju-87озеро Шевино
1915.09.1944 г.1  FW-190Андрицены
2016.09.1944 г.1  FW-190Скубрас

      Всего сбитых самолётов - 20 + 0;  боевых вылетов - 216;   воздушных боёв - 72.

После окончания Великой Отечественной войны 63-й Гвардейский Виленский ордена Кутузова 3-й степени истребительный авиационный полк под руководством Александра Павловича Шишкина приступил к обычной в мирное время учебно - боевой подготовке. Лётчики совершенствовали свои боевые навыки, обучали лётному мастерству молодое пополнение и вместе с техническим составом изучали новое оборудование и авиационную технику. В марте 1948 года Гвардии подполковник А. П. Шишкин принял под командование 196-й истребительный авиационный полк на аэродроме Волосово.

А.П.Шишкин

В марте 1949 года на аэродроме Кубинка началась подготовка двух десятков новых реактивных истребителей Ла-15 для участия в Первомайском параде. Вести их должны были лётчики 196-го ИАП. Поскольку самолёт Ла-15 официально ещё не был принят на вооружение ВВС, то командиру полка Гвардии полковнику А. П. Шишкину была поставлена задача: одновременно с подготовкой к параду группе лётчиков совместно с лётчиками МАП и НИИ ВВС провести войсковые и государственные испытания нового истребителя.

После Первомайского парада 196-й ИАП начал подготовку к показательным полётам на предстоящем праздновании Дня Воздушного Флота СССР. Но 21 июля 1949 года Гвардии полковник А. П. Шишкин погиб при выполнении тренировочного полёта. Вспоминает известный советский лётчик - истребитель Герой Советского Союза Е. Г. Пепеляев, бывший в ту пору заместителем командира 196-го ИАП:

"В июне 1949 года при выполнении пилотажа в зоне на Ла-15 погиб лётчик старший лейтенант Загорец, а в конце месяца командир 169-го ИАП Герой Советского Союза полковник Александр Павлович Шишкин. Требовательный жёсткий командир, он, с моей точки зрения, иногда был груб и резок с подчинёнными. Это был, безусловно, энергичный и деловой человек, на первом плане у него всегда была служба и работа.

Истребитель Ла-15
Реактивный истребитель Ла-15.

Был он небольшого роста, очень подвижен и быстр в решениях и действиях. Во многом стремился подражать своему командующему В. И. Сталину, с которым связывала его долгая служба и боевая дружба: с ним он прошёл почти всю войну. С друзьями и товарищами Шишкин был дружелюбен и общителен, но, казалось, для него не существует жизнь вне аэродрома. Он очень любил футбол, был болельщиком, организатором и шефом полковой футбольной команды. Главное же, Александр Павлович очень любил летать. 21 июля, выполняя пилотаж в зоне на самолёте Ла-15, А. П. Шишкин попал в штопор. Вывести машину из штопора лётчик не сумел. На высоте 200 - 300 метров он катапультировался, но парашют наполниться воздухом не успел...

Техника вывода реактивного самолёта Ла-15 со стреловидным крылом намного отличалась от техники вывода из штопора истребителей с поршневыми моторами. Инструкции по выводу самолёта из штопора ещё не было, и полковник А. П. Шишкин погиб, не разобравшись в том, как нужно правильно выводить самолёт Ла-15 из штопора".

После двух катастроф самолёта Ла-15 в 196-м полку командующий ВВС Московского военного округа В. И. Сталин полёты на Ла-15 запретил, а все имеющиеся машины были переданы в части ПВО страны...


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz