Слизень Леонтий Николаевич летчик Герой Советского Союза. Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Слизень Леонтий Николаевич

Слизень Л.Н.

Родился 24 апреля 1918 года в селе Кузьмино Санкт - Петербургской губернии  (ныне Кингисеппского района Санкт - Петербурга), в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ при Ленинградском заводе "Электросила"  (ныне СПТУ № 2)  по специальности слесаря - инструментальщика в 1936 году. С 1937 года в Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Служил лётчиком - инструктором.

С 7 апреля 1943 года старший лейтенант Л. Н. Слизень на фронтах Великой Отечественной войны.

К февралю 1945 года командир эскадрильи 15-го истребительного авиационного полка  (278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт)  майор Л. Н. Слизень совершил 222 боевых вылета, в 95 воздушных боях сбил лично 19 и в группе 2 самолёта противника, в том числе 1 - таранным ударом.

Всего произвёл 269 боевых вылетов, сбил лично 24 и в группе 2 самолёта противника, ещё 6 - уничтожил на земле.

15 мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы войны, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. 13 января 1953 года подполковник Л. Н. Слизень погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен в Санкт - Петербурге.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени; медалями.

*     *     *

Всю войну Леонтий Слизень прошёл в составе 15-го ИАП, входившего в состав 3-го ИАК  (корпус Савицкого). Полк, сформированный из лётчиков - инструкторов, имел сильный лётный состав. Старший лейтенант Слизень приступил к боевой работе на Як-1 в небе Кубани в апреле 1943 года, а закончил войну майором, на Як-3 одержав в небе Берлина свою 24-ю личную победу.

Крестьянского сына - рабочего паренька с ленинградского машиностроительного завода "Электросила" имени С. М. Кирова - манило небо. Путь в него лежал через аэроклуб. Совмещая работу с учёбой, окончил успешно аэроклуб. Сильные натуры остаются верными своей мечте, слабые - отступают. Леонтий Слизень не собирался отступать. Жизнь свою без полётов не мыслил. В 1939 году после окончания Борисоглебского лётного училища младший лейтенант Л. Н. Слизень был направлен на восточную границу Родины.

Всё давалось ему легко - и пилотирование, и стрельбы, и учебные воздушные бои. В 1940 году его назначили командиром звена и присвоили воинское звание "Лейтенант".

На фронт уехал вместе с полком в должности заместителя командира эскадрильи, а вскоре стал командиром эскадрильи. Первые победы над врагами, казалось, прибавляли ему свежие силы. Возвратившись с боевого задания, тут же снова просился в полёт.

- Поостынь немного, - говорил командир полка, - потом полетишь.

На исходе дня лётчики эскадрильи дежурили на старте. Мгновенно взвилась сигнальная ракета. С аэродрома взлетела восьмёрка Як-7, ведомая Л. Слизенем. Набрав высоту, взяли курс на запад, в тыл врага. Миновали станицу Крымскую, дошли до Верхнебаканской. Слева в дыму виднелся Новороссийск. В воздухе не видно вражеских самолётов. В наушниках послышался голос кого-то из группы:

- Ни одного паршивого фрица не видно. Куда девались ?

Группа развернулась и пошла обратным курсом. Минуты через 3 послышалась команда Слизеня:

- "Соколы !"   Внизу "лапотники". Атакуем вместе !

Истребители спикировали на девятку серо - грязных Ju-87, шедших строем "клин". Старший лейтенант Слизень устремился на ведущего первой тройки. Огненные трассы из пушки и пулемётов впились во вражеский бомбардировщик. Он вспыхнул, накренился и резко пошёл к земле.

Ведомый Слизеня младший лейтенант Н. Шошин взял в прицел другого "Юнкерса". Враг попался опытный, маневрировал, увёртываясь от огня. Трассы уходили в небо, не причиняя "Юнкерсу" вреда.

- Спокойно, Коля, - послышался в наушниках голос Слизеня, - подходи ближе, смелей... Бей наверняка, я прикрываю.

Шошин приблизился к бомбардировщику почти вплотную и нажал на гашетки. "Юнкерс" неуклюже перевернулся и стал быстро падать. Наши истребители сбили в этом бою 6 "лапотников". Все вернулись невредимыми, только Леонтий Слизень получил ранение. Находясь в лазарете, узнал, что его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.

Леонтий Слизень был из тех лётчиков, кто вступал в бой с любым количеством вражеских самолётов и во всех случаях выходил победителем. Его хладнокровие и уверенность передавались подчинённым.

Слизень был хорошим товарищем. Всегда выглядел спокойным, уравновешенным. Спокойно готовился к боевому заданию, таким же возвращался после самых напряжённых боёв, без громких фраз и жестов докладывал о выполнении задания. В дни самой напряжённой работы, в перерывах между вылетами, придёт бывало на командный пункт, приляжет на нары и спокойно засыпает. Видимо, даже кратковременный сон заряжал его новыми силами, выносливостью.

9 сентября 1943 года Леонтий Слизень сбил Ju-87, 10-го - ещё один вражеский самолёт вогнал в землю. 14 сентября он повёл четвёрку "Яков" на прикрытие наших войск. Во время патрулирования в воздухе не было самолётов противника. Значительная часть горючего уже была израсходована. Наземная радиостанция передала:

- Возвращайтесь на базу !

Только успели "Яки" развернуться, как в наушниках послышался приказ:

- Сзади вас "Юнкерсы". Атакуйте !

Слизень развернул группу и повел её навстречу врагу. Вражеских бомбардировщиков было около 20, их охраняло 10 Ме-109. С ходу атаковал "Юнкерса" и с первой же атаки зажёг его. Вторая пара наших истребителей - С. Самойлов и Н. Боровский сбила ещё один Ju-87. Остальные самолёты врага образовали оборонительный круг и яростно оборонялись. Идя в новую атаку, Слизень услышал тревожный голос Самойлова:

- Командир, в баках горючее на исходе. Что делать ?

- Немедленно домой ! - распорядился Слизень.

В прицеле быстро увеличивался "Мессер", Слизень дал длинную очередь. Вражеский самолет вздрогнул, перевернулся и пошёл к земле. Наши истребители вертелись среди многочисленных врагов и вышли победителями. Ни один "Юнкерс" не был допущен к цели. Домой наши вернулись с пустыми бензобаками, едва успев сесть на окраине аэродрома.

30 сентября 1943 года Старший лейтенант Слизень сбил ещё один пикировщик Ju-87. Вскоре ему присвоили звание Капитана и наградили орденом Александра Невского.

25 октября 1943 года 79-я Гвардейская Запорожская Краснознамённая стрелковая дивизия полковника Вагина форсировала Днепр южнее Войскового и развивала наступление на Никополь. Штурман 15-го истребительного авиационного полка капитан Слизень, лётчики - лейтенанты Горохов, Кривобок и младший лейтенант Павлинов - прикрывали её с воздуха. В одном из боёв им пришлось встретиться с 10 бомбардировщиками и 9 прикрывавшими их истребителями. Срочно радировав об этом на свой аэродром, Капитан, не ожидая подкрепления, смело вступил в неравную схватку.

По команде флагмана сибиряки врезались в армаду неприятельских самолётов. Боевые порядки врага расстроились. Одна за другой, объятые пламенем, вражеские машины падали на землю. Вскоре подоспела эскадрилья капитана В. И. Сувирова. Она внезапно атаковала противника. Потеряв 16 машин, немецкие лётчики пустились наутёк...

27 октября в двух полётах Л. Слизень сбил 2 вражеских бомбардировщика Ju-87.

В ноябре лётчики полка совершили налёт на вражеский аэродром Большая Костромка. Первая группа, ведомая В. Сувировым, подожгла несколько вражеских самолётов. Вторая группа, ведомая Л. Слизенем, ударила по зенитным точкам.

- А теперь штурмуем аэродром ! - приказал Слизень.

От мощного огневого удара командира группы загорелся и взорвался готовый к взлёту с бомбовой нагрузкой "Юнкерс". От взрывной волны разрушились и другие самолёты. На аэродроме бушевало пламя, видневшееся за многие километры.

Возрастал счёт сбитых вражеских самолётов у командира эскадрильи капитана Л. Слизеня и дальше. Хорошо воевали и его подчинённые. Командование наземных войск не раз благодарило их за выручку и сбитые самолёты. Л. Н. Слизень был награждён орденом Красного Знамени.

23 января 1944 года Л. Н. Слизень повёл четвёрку истребителей на штурмовку дорог в ближнем тылу противника. Только успели пересечь линию фронта, как радиостанция наведения перенацелила их:

- "Соколы", в районе Нижняя Покровка "Хейнкели" мешают продвигаться нашей пехоте. Бейте фашистов !

Приняв приказ, Слизень повёл истребители в указанный район. Облачность была низкой. При переходе через толстый слой 3 самолёта оторвались от ведущего. Разыскать и собрать звено не удалось - облака были многослойные. Слизень увидел 8 Hе-111. "Буду драться один", - решил он.

Быстро набрал высоту, развернулся и оказался в хвосте "Хейнкеля". Дал длинную очередь. Немецкий самолёт продолжал полёт. Леонтий подошёл ещё ближе. После меткой очереди правый мотор окутался пламенем и хвост чёрного дыма потянулся за падающим врагом. Остальные "Хейнкели" повернули обратно.

- Спасибо за работу. Возвращайтесь на базу ! - донеслось с земли.

Возвращаясь домой, над линией фронта заметил FW-189. Видимо "Рама" корректировала огонь своей артиллерии. Мгновенно спикировал и пошёл в атаку. Нажал на общую гашетку, но выстрелов не последовало - кончились боеприпасы.

Как быть ?   Не оставлять же эту "Раму" летающей безнаказанно. Её надо уничтожить. Не думал он в этот миг о себе. Одного лишь боялся - что "Рама" ускользнёт.

До боли стиснув зубы, помчался на вражеский самолёт. Враг бросал свой самолёт то в одну, то в другую сторону, менял высоту, стараясь увернуться от настигающего его истребителя. Капитан догнал его и врезался в хвост вражеского самолёта правым крылом "Яка". Самолёт врага сразу развалился, а "Яковлев" с отбитой плоскостью вошёл в штопор. Приближалась земля. Лётчик выбросился с парашютом и приземлился в расположении наших войск. Так Леонтий Слизень, проявив наивысшую доблесть и геройство, умножил славу советских лётчиков в период войны.

16 апреля группа "Яков" под командованием майора Н. В. Исакова совершила массированный налёт на вражеский аэродром Херсонес. Ведомым у Исакова был капитан Л. Слизень. На этом аэродроме скопилось до 50 самолётов врага. С целью внезапного удара полёт проходил над морем. Погода в этот день была пасмурная. Выйдя точно на цель, наши истребители подошли со стороны моря. Атака была внезапной, и вражеские самолёты не сумели взлететь. Зенитная артиллерия открыла сильный огонь. Наши лётчики уничтожили на земле 10 самолётов. Вернулись на базу без потерь.

В период подготовки штурма Севастополя лётчики буквально рвались в небо. Летали над сушей и над морем, уничтожали технику и живую силу врага, сбивали самолёты. Только Леонтий Слизень за период с 22 апреля по 6 мая 1944 года сбил 4 самолёта. Последний из них - над Севастополем. На его груди заалел второй орден Красного Знамени.

...В июле 1944 года 15-й авиаполк базировался на аэродроме Кормялов северо - восточнее Каунаса. Капитан Л. Слизень в паре с младшим лейтенантом Ф. Савицким несли патрульную службу в районе города Вильнюс. Наземная радиостанция наведения передала:

- "Соколы", в направлении Вильнюса идут "Фоккеры". Атакуйте !

Более 20 FW-190 шли на восток с бомбовой нагрузкой. Набрав высоту, пара "Яков" ринулась в атаку и с первого же захода Леонтий Слизень и Фёдор Савицкий сбили по одному "Фоккеру".

Внезапная атака наших истребителей вызвала замешательство среди врагов. Вниз полетели бомбы. Они падали на головы немецких войск. "Фоккеры" ушли со снижением на запад.

- Молодцы, ребята !   Бей отстающих ! - слышалось в наушниках.

Слизень погнался за удирающими самолётами. Догнав один из них, дал длинную очередь... В течение 5 минут было сбито 3 "Фоккера", остальные разогнаны. На земле же фашисты понесли значительный урон от своих бомб.

Слизень Л.Н.

29 января 1945 года 16-я Воздушная армия с утра из - за крайне неблагоприятных условий погоды вела боевые действия только мелкими группами штурмовиков и истребителей. Бомбардировочные авиадивизии в воздух не поднимались. Истребители прикрывали войска фронта, сопровождали штурмовиков и попутно штурмовали противника. В 5 воздушных боях лётчики 15-го ИАП майор Л. Н. Слизень, лейтенант П. Н. Горохов, младший лейтенант И. Ф. Кривобок и А. И. Павликов сбили по одному вражескому самолёту.

12 февраля 1945 года день майор Л. Н. Слизень вышел победителем ещё из одной воздушной схватки.

В апреле 1945 года полк базировался в Эльштале, западнее Берлина. Только странно было: на боевое задание приходилось летать курсом на восток. С воздуха видно, как к Берлину движется сплошная лавина. Лётчики знали - там наши солдаты в последнем решающем броске.

На последнем издыхании фашисты бросали в бой крупные силы из уцелевших самолётов и нашим лётчикам приходилось вступать в схватки с ними невзирая на количество. Командир эскадрильи майор Леонтий Николаевич Слизень своей отвагой и высоким лётным мастерством был примером для подчинённых.

23 апреля 1945 года истребительные соединения 16-й Воздушной армии за день провели 40 воздушных боёв и уничтожили 25 вражеских самолётов. Одну из побед записал на свой боевой счёт майор Л. Н. Слизень. А всего на подступах к Берлину он сбил 3 вражеских самолёта.

Леонтий Николаевич воевал на Северо - Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах. Произвёл за войну 269 успешных боевых вылетов, более чем в 100 воздушных боях сбил лично 24 и в группе с товарищами 2 самолёта противника. В боях был ранен.

Подполковник Л. Н. Слизень трагически погиб в автомобильной катастрофе 13 Января 1953 года.

*     *     *

Список всех известных побед майора Л. Н. Слизень:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
123.04.1943 г.1  Ме-109Широкая ЩельЯк-7, Як-1,

Як-9, Як-3.

204.05.1943 г.1  Ме-109Нижнебаканская
309.09.1943 г.2  Ju-87  (в группе - 2 / 4)юго - зап. ст. Игнатовка
414.09.1943 г.1  Ju-87Гуляй - Поле
51  Ме-109зап. Гуляй - Поле
630.09.1943 г.1  Ju-87Вайнау
727.10.1943 г.1  Ju-87вост. окр. Менчекур
81  Ju-87юж. окр. Гавриловка
923.01.1944 г.1  Не-111зап. ст. Снегиревка
101  FW-190  (сбит тараном)Новоекатериновка
1122.04.1944 г.1  FW-190вост. аэродрома Сарабуз
1224.04.1944 г.1  FW-190юго - зап. Новые Шули
1305.05.1944 г.1  Ме-109аэродром мыс Херсонес
1406.05.1944 г.1  FW-190Севастополь - Инкерман
1508.07.1944 г.2  FW-190Вильно
1629.01.1945 г.1  Ме-109вост. Збоншин
1712.02.1945 г.1  FW-190зап. Цехин
1803.03.1945 г.1  Ме-109Зеелов
1920.04.1945 г.1  Ме-109Альт - Лангсберг
2023.04.1945 г.1  FW-190Хермедорф
2124.04.1945 г.1  FW-190зап. окр. Бертенфельде

      Всего сбитых самолётов - 24 + 2  [ 21 + 2 ];  боевых вылетов - 269;  воздушных боёв - более 100.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz