Смирнов Олег Николаевич - военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Смирнов Олег Николаевич

Смирнов Олег Николаевич

Родился 11 июля 1919 года в селе Николо - Березовец, ныне Галичского района Костромской области, в семье служащего. Жил в городе Ярославле. Работал лаборантом на заводе "Свободный труд". Окончил 2 курса Московского института физкультуры и аэроклуб. С ноября 1941 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов.

С апреля 1943 года сержант О. Н. Смирнов в действующей армии.

К февралю 1945 года заместитель командира эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка  (295-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт)  старший лейтенант О. Н. Смирнов совершил 314 боевых вылетов, в 93 воздушных боях лично сбил 18 и в группе 6 самолётов противника.

18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего за войну выполнил 404 успешных боевых вылета. Участвуя в 120 воздушных боях, лично сбил 21 и в группе с товарищами 6 самолётов противника.

С 1947 года капитан О. Н. Смирнов - в запасе. Жил и работал в Москве. Был член Советского комитета ветеранов войны. Умер 24 октября 1994 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды, Славы 3-й степени: медалями, иностранным орденом.

*     *     *

Олег Смирнов - один из лучших лётчиков 31-го истребительного авиаполка, в 1944 году командир звена в сводной "эскадрилье охотников" Николая Краснова, что уже само по себе было признанием высокого ратного мастерства и доблести, одержавший в её составе 10 побед. Когда Олег Смирнов поднимался в небо и встречал врага, он не считал фашистские самолёты, а передавал по радио 2 слова: "Иду в атаку !" - и направлял истребитель на самолёты противника. Энергичный, смелый, постоянно жаждущий боя с врагом - таким знали его в полку.

Он родился в селе в селе Николо - Березовоц Галичского района Костромской области, где отец его работал на мыловаренном заводе, а мать учительствовала. В начале 1930-х годов семья переехала в Ярославль. В 1937 году Олег закончил среднюю школу № 36, работал старшим лаборантом на лакокрасочном заводе "Свободный труд", где трудились отец и мать. Комсомолец с увлечением занимался спортом, охотой, рыбной ловлей. В 1938 году Олег уехал в Москву, где поступил в Институт физической культуры и спорта, одновременно занимался в аэроклубе Метростроя. Занятия спортом, полёты, прыжки с парашютом закалили Олега, воспитали волю, мужество, смелость, настойчивость, умение быстро принимать решения, другие качества, необходимые лётчику - истребителю.

После окончания аэроклуба, а к тому времени были закончены и 2 курса института, Смирнов получил направление в Черниговскую военную авиационную школу. Было это в 1941 году.

Окончив лётную школу в мае 1942 года, он целый год прослужил лётчиком - инструктором, летал на И-15бис и ЛаГГ-3, а в апреле 1943 года после переучивания на Ла-5 отбыл на фронт.

В 31-м ИАП, куда попал сержант Смирнов, было у кого поучиться мастерству воздушного боя, хватке истребителя. В полку служили прославленные советские асы - Григорий Онуфриенко, Николай Краснов и другие. У них за плечами был богатый боевой опыт. "Старожилы" полка учили "молодняк":

- С немцем - смотри в оба !   Фашист хитёр, неопытных так и ловит в ловушки. Изучай его тактику, всегда будь начеку !

Что с врагом шутить нельзя, молодой лётчик понял очень скоро. Сколько чудесных ребят гибло из - за неосмотрительности, из - за пренебрежения к неприятельскому опыту и тактике.

Боевое крещение молодой лётчик принял на Изюм - Барвенковском направлении. Это были тяжёлые воздушные бои. Они требовали напряжения физических и моральных сил. И это напряжение он выдержал.

Первый вражеский самолёт Олег сбил под Харьковом, когда ходил с группой Ла-5 на прикрытие штурмовиков. Тогда на "Илы" напали 4 немецких истребителя. Наши истребители вступили с ними в бой. Задача по прикрытию была выполнена, а на самолёте Олега появилась первая звёздочка.

Второй самолёт был "общим". Это произошло 11 июля 1943 года под Белгородом. Четвёрка Ла-5 вылетела на поддержку советских войск в районе Соломино - Безлюдовки, где немцы пытались форсировать Северный Донец. В составе звена были старший лейтенант Каюков  (ведущий), лейтенант Нечаев, младший лейтенант Кабанов и Олег Смиронов. Погода стояла солнечная. Когда подходили к реке, из-за кучевых облаков внезапно выскочил истребитель Ме-109 и сходу атаковал одного из Ла-5. По почерку, манере удара было ясно, что фашист опытный, матёрый. Наш самолёт задымил и круто пошёл вниз. Но другой лётчик быстрым меневром зашёл "Мессеру" в хвост, открыл огонь. И тут же попросим: "Олег, добей гада, у меня отказало оружие". Смирнов вырвался вперёд и ещё добавил фашисту. Ме-109 резко спикировал, понёсся над своими танками, скопившимися на поле. Но лётчик нагнал его и добил - "Мессер" врезался п зомлю.

Пострадал и Ла-5 Олега: танки обстреляли его из пушек и пулемётов. Боевым разворотом лётчик ушёл в сторону, к лесу, стал набирать высоту. Поднявшись 1000 метров, ниже увидел бой: Ил-2 отбивался от пары Ме-109.

"Надо помочь товарищам", - решил Олег и пошёл на сближение. Снижаясь, он видел, как один из Ме-109 зашёл "Илу" в хвост, но лётчик сманеврировал, дав возможность стрелку открыть по врагу огонь, отогнать его. Атаку второго "Мессера" сорвал Олег. На аэродроме после посадки лётчик "Ила" - им оказался командир штурмового авиационного полка - горячо поблагодарил Олега за выручку.

Хорошей школой для истребителя Смирнова стали воздушные бои в дни битвы на Курской дуге. Он понял, что победу в воздухе можно обрести только при тесном взаимодействии со своими товарищами и при взаимной выручке.

Особенно памятными были бои у Днепра в районе Запорожья и Кривого Рога. В ходе Никопольско - Криворожской операции он провёл несколько исключительно результативных боёв, сбив за 3 дня 6 самолётов противника.

23 сентября 1943 года Всесоюзное радио передало радостную весть: освобождён от немецко - фашистских захватчиков город Ново - Московск. 295-й истребительной авиационной дивизии, принимавшей активное участие в его освобождении, было присвоено имя этого украинского города. В те самые дни в армейской газете "Защитник Отечества" и появилась небольшая заметка: "За 3 дня 6 побед !", которая посвящалась нескольким воздушным боям лётчика Олега Смирнова.

Однажды, прикрывая наземные войска, Смирнов заметил 2 FW-190. Не раздумывая, он устремился в атаку и одного из них сбил. Вскоре в небе появилась новая группа вражеских самолётов. Смирнов под прикрытием ведомого Попова спикировал и сбил второй вражеский самолёт. В другой раз, ведя бой вместе с товарищами против 30 FW-190, он пушечным огнем отколол от общего строя два истребителя. Противник заметался и с пикированием хотел уйти. Но Смирнов сбил ещё одного врага.

Боевому мастерству Смирнов учился у товарищей, командиров, признанных асов. Да и сам он много думал о проведённых боях, анализировал их, оценивал с точки зрения тактики свои действия и действия противника. Самоотверженно сражался при освобождении Украины,, участвовал в Ясско - Кишинёвской операции, при освобождении Румынии и Болгарии. Он был командиром звена, заместителем командира эскадрильи, которой, командовал старший лейтенант Николай Скоморохов.

Как - то в районе Дубоссары 4 Ла-5 были наведены по рации на 2 группы немецких бомбардировщиков, летевших бомбить подходящие к линии фронта советские войска. Несмотря на 10-кратное превосходство врага, истребители, в составе которых был и старший лейтенант Смирнов, атаковали первую, а затем вторую группу и заставили бомбардировщиков беспорядочно сбросить бомбы на свои войска. Истребители сбили 2 "Юнкерса", один из них - на счету Смирнова.

Через несколько дней 6 Ла-5, ведомые Смирновым, прикрывали действия наземных войск и встретилась с 30 вражескими самолётами. Враг и на этот раз понёс серьёзные потери. В этом бою Смирнов сбил 2 самолёта - Ju-87 и FW-190, а 3-й самолёт заставил сесть на нашей территории и сдаться пехоте. Ещё 2 самолёта были сбиты другими лётчиками. Потеряв 5 самолётов, бомбардировщики беспорядочно сбросили бомбы и повернули обратно.

28 ноября 1943 года в первый и последний раз за войну Ла-5 Смирнова был сбит в районе Кривого Рога, сам он приземлился с парашютом. Олег Николаевич часто рассказывал, что многое уже забылось, но тот бой навсегда остался в его памяти.

В тот день 4 истребителя Ла-5  (лётчики: Иван Быстров, Константин Кабанов, Сергей Кузнецов и Олег Смирнов)  барражировали вдоль линии фронта, в районе Кривого Рога, углубившись на 15 - 20 километров и сторону врага. Ведущий группы лейтенант Быстров вёл первую пару, Смирнов - чуть сзади и выше - вторую.

Лётчики зорко всматривались в голубую даль и волновались: неизвестно откуда могут появиться самолёты противника, в каком числе, какие по типам, выше или ниже. Но вот на юго - западе, несколько выше "Лавочкиных", показались 6 точек - истребители Ме-109F.

Волнение сразу прошло. Быстров передал команду по радио: "Перестроиться в правый пеленг !"

"Мессеры" уже вытянулись в цепочку и с левым разворотом ринулись на "Лавочкиных". Но те ждали атаку и заранее предвидели её направление. Поэтому атаки обеих групп начались на встречных курсах и сошлись в лобовую: "Мессеры" - сверху вниз, "Лавочкины" - снизу вверх.

Кому - то из советских лётчиков удалось зажечь один Ме-109, он задымился и круто пошёл к земле. Но лобовая атака скоротечна. Самолёты разошлись после атаки и резко набирали высоту, чтобы занять выгодное положение. Вскоре началась обычная "карусель" в горизонтальной плоскости. Тут смотри в оба - гонись за врагом, но не забывай о своём тыле.

Замыкающий "Мессер" несколько оторвался от своей цепочки и заметно отстал. Смирнов тотчас это заметил и, передав по радио своему ведомому - молодому лётчику, что идёт в атаку, пошёл на сближение.

О.Н.Смирнов

Сзади "Мессера" потянулся сизо - чёрный хвост. Смирнов положил самолёт в левый разворот... Дистанция быстро сокращалась: 200 метров, 150... "Пора !" - решил Олег.

Но прежде чем открыть огонь, лётчик всё же оглянулся назад, чтобы удостовериться в надёжности своего прикрытия с тыла. И прямо - таки обмер от неожиданности. Ведомого сзади не было, а строго в хвост, метрах в 25 пристроился к нему "Мессер". Вряд ли сознательно, скорее интуитивно, Смирнов бросил самолёт на спину, надеясь уйти переворотом из - под удара. Но в тот же миг раздался треск, в кабине запахло гарью, а рядом кометами мелькнули две огневые смертоносные трассы.

"Попал из пушек", - понял Смирнов. Быстро овладев собой, Олег попытался перевести самолёт в обыкновенный штопор, но тщетно: перебитые рули не действовали. Самолёт стремительно шёл вниз. Оставалось одно - парашют. После Смирнов узнал, как один из лётчиков сбил атакующий его самолёт, подумал, что на парашюте висит немец, и спикировал на него. Он уже хотел дать очередь, но узнал Олега...

На земле шёл бой. Судя по разрывам и пожарищам, парашют опускался на территорию, занятую врагом, примерно в 2 километрах от своих войск. Но что это ?   Дым от пожарищ тянулся в сторону советских войск. Как луч солнца, блеснула надежда: "Ветер отнесёт к своим".

Примерно на высоте 500 метров парашютист находился над самой линией фронта. Немцы, заметив, что лётчика относит, открыли по нему огонь из зениток. "От двух смертей ушёл, третья нависла, - с тревогой подумал лётчик. - По мне бьют, а я болтаюсь в небе". Не мешкая, Олег подтянул стропы и с резким скольжением спустился на землю. На чьей территории он произвёл посадку, Олег не знал, поэтому, приземлившись, он мгновенно сбросил парашют и укрылся в воронке. Всё - таки линию фронта он перетянул метров на 200. Вскоре Олег был в окружении бойцов, доставивших его на КП, а затем и на аэродром.

Получив новый самолёт, Олег Смирнов очень быстро отомстил врагам за первое своё поражение.

Ла-5Ф из состава 31-го ИАП.

Позднее Смирнов сражался под Одессой и в Молдавии, принимал участие в освобождении Болгарии, Румынии, Югославии. Но особенно "урожайным" для Смирнова было небо Будапешта. Здесь он сбил 11 "Фокке - Вульфов". Счёт сбитых им вражеских самолётов приблизился к 20. Последние 2 "Мессера" славный лётчик - истребитель сбил у Вены.

В сентябре 1944 года войска 3-го Украинского фронта вступили на землю Югославии. Однако первыми пересекли болгаро - югославскую границу лётчики 17-й Воздушной армии, в которой служил Смирнов. Они провели в небе Югославии самостоятельную операцию по срыву железнодорожных перевозок вражеских войск на участке от Салоник до Белграда, активно участвовали в Белградской операции, которую проводили советские войска и части Народно - освободительной армии Югославии  (НОАЮ).

17 октября советские войска совместно с югославскими приступили к штурму Белграда, в котором большая роль отводилась ударной силе авиации. Для осуществления более тесного взаимодействия с наземными войсками на передовой аэродром, расположенный на острове Темисезигете, были посажены 2 истребительных полка  (среди них и 31-й)  и полк штурмовиков. Лётчики работали здесь в неимоверно трудных условиях. Аэродром - небольшая площадка со взлётом и посадкой в одном направлении, на лес. В дождливые дни Дунай поднимался и вода заливала лётное поле. Даже форсируй моторы, лётчики еле - еле успевали отрывать машины от земли у самой границы аэродрома. Не легче было и при посадке: самолёты застревали в сплошном месиве грязи. С полосы их буксировали.тракторами. Горы на левом берегу Дуная затрудняли и взлёт и посадку...

Вспоминая тo время, Михаил Попов, ведомый Смирнова, рассказал случай из боевой практики его командира. Этот случай - яркое свидетельство тактической зрелости.

Шестёрка Ла-5 во главе со Смирновым, расстреляв у населённого пункта Рума автоколонну с боеприпасами, возвращалась на аэродром. В 70 километрах южнее Белграда лётчики заметили необычный состав: 2 паровоза тянули 7 вагонов и 2 платформы. На стенах и крыше среднего вагона, на фоне белых кругов были видны красные кресты. Казалось, поезд санитарный. Однако Олег разгадал хитрость врага. "Это - путеразрушитель ! - передал он по радио. - Атакуем !   Бить только по паровозам !"   Путеразрушитель - бич железных дорог. Он так уродовал полотно, что восстановить его было почти невозможно, а наступавшие советские войска крайне нуждались в дорогах для подброски резервов.

Группа вытянулась в колонну, встала в круг. С поезда начали бить зенитки. "Вот тебе и санитарный !.."   Атака - и паровозы окутались паром. Кто-то восторженно крикнул; "Порядок !"   Но его перебил Смирнов: "Отставить !   Пар пущен умышленно, паровозы целы. Повторяем атаку !".

Набрав высоту, Олег почти отвесно бросил машину в пике на первый паровоз. За ним последовал Михаил Попов. За Поповым - Вячеслав Соловьёв, Илья Дудоров, Владислав Данов. "Вот теперь - порядок !" - заключил Смирнов после атаки. Действительно, паровозы заволокло дымом и паром.

Во время штурма Белграда истребители и штурмовики действовали в интересах наступавших советских войск и югославских частей. Три линии обороны врага на подступах к городу были буквально нашпигованы зенитными орудиями. Поэтому первыми сюда приходили истребители. В порядке помощи штурмовикам они подавляли огонь зениток. Потом появлялись штурмовики и выполняли свою задачу: обрабатывали предназначенные для них цели.

- 20 октября, возвратившись на аэродром, - продолжал рассказ Попов, - мы узнали радостную весть: Белград освобождён !   Это была общая победа, общий праздник, но надо было видеть, как ликовали югославы !

Немецкие войска стремились ликвидировать плацдарм советских войск и частей НОАЮ в районе Батина и Апатина. Все самолёты 17-й Воздушной армии были брошены на подавление врага. Почти каждый вылет заканчивался боем.

- Как сейчас помню, - рассказывал Попов, - наше звено барражировало над плацдармом, когда со станции наведения передали: "Сзади, слева 4 Ме-109". Смирнов ответил: "Вижу !"   И тут же предупредил нас, что "Мессера" - не главная цель, за ними должны появиться вражеские бомбардировщики, и повёл нас не навстречу истребителям, а навстречу ещё не видимым бомбардировщикам. И он не ошибся. Когда звено находилось под тёмными рваными облаками выше группы Ме-109, с юго - запада появилась сначала одна девятка Ю-87, а затем и вторая...

Смирнов и Попов на встречных курсах открыли огонь по первой девятке, проскочили её, развернулись, настигли и снова атаковали. Смирнов сбил флагмана, от огня Попова загорелся и отвалил в сторону один из ведомых. По команде ведущего Дудоров и Данов атаковали в лоб вторую девятку "Юнкерсов", одного сбили.

Увидев всё это, фашистские истребители круто пошли в набор высоты с намерением атаковать нашу четвёрку, помешать ей вести бой с "Юнкерсами". Смирнов, зорко следя за обстановкой, сразу это заметил и приказал паре Дудорова срязать истребителей боем, а сам, вместе с Поповым, продолжал атаковать бомбардировщики. Фашисты, наконец, не выдержали, стали неприцельно сбрасывать бомбы, уходить на свою территорию.

Боевая задача была выполнена, запас горючего на машинах наших лётчиков подходил к концу, вдобавок появились ещё 4 Ме-109, очевидно, поднятые в помощь своим, и Смирнов вывел звено из боя.

Так сражался в небе Югославии Олег Смирнов. За короткое время он сбил 4 фашистских самолёта, за что был награждён югославским золотым орденом "Партизанская звезда" 1-й степени.

Позднее Олег Смирнов участвовал в боях за освобождение Венгрии и Австрии.

С апреля 1945 года заместитель командира эскадрильи 31-го ИАП старший лейтенант О. Н. Смирнов летал на Ла-7 с бортовым номером "37", в стандартном камуфляже полка того времени: серо - голубой низ самолета, тёмно - зелёный с чёрными пятнами верх.

9 мая 1945 года наступил день Победы над фашистской Германией. В это время Гвардии капитан Смирнов находился в Чехословакии. Для него война ещё не кончилась. Он участвовал в разгроме фашистской группы войск, отказавшихся капитулировать. Это были последние атаки, принесшие окончательное освобождение народам Европы от коричневой чумы.

За время Великой Отечественной войны он провёл 127 воздушных боёв, совершил 404 успешных боевых вылета, сбил 21 вражеский самолёт лично и 6 в группе с товарищами.  [ По другим источникам: 20 лично и 7 в группе. ]

Родина высоко оценила подвиг своего сына. Бесстрашный воздушный боец награждён 6 орденами, югославским орденом "Партизанская Звезда" 1-й степени, болгарской медалью "Отечественная война 1945 года", медалью "За отвагу" и многими другими медалями.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Таков его итог войны. Ну, а когда Олег Николаевич начинал вспоминать о прошедшей войне, то в памяти его всегда всплывало совсем иное. Не цифры, не награды, а люди, места, события. Люди - боевые товарищи и враги. Места - родные и зарубежные. События - суровые, с победами и невозвратимыми потерями...

Когда ветерана войны спрашивали, что способствовало его боевым успехам в небе, он отвечает, что это физическая закалка, спорт, затем богатый опыт старших фронтовых товарищей, перенимая который, он вырабатывал свой "почерк" ведения боя, а также высокие лётные качества и мастерство лётчиков его эскадрильи, его воспитанников.

В 1947 году лётчик демобилизовался из армии, работал на Московской фабрике художественных изделий. Выйдя на пенсию, вёл большую общественную и военно - патриотическую работу среди молодёжи.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана О. Н. Смирнова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
105.07.1943 г.1  Ме-109вост. Нижний ОльшанецЛа-5, Ла-7.
227.08.1943 г.1  Ju-88юж. Долгенькая
31  Ме-109вост. Курулька-2
414.10.1943 г.1  Ме-109р-н Софиевка
528.11.1943 г.1  Ju-87юго - вост. Новониколаевка
604.12.1943 г.1  Ju-87Александровка
726.02.1944 г.1  FW-190зап. Мажаровка
810.05.1944 г.1  Ju-87юж. Балабанешти
922.10.1944 г.1  Ме-109сев - вост. Стара Пазова
1024.11.1944 г.1  FW-190юж. Удвар
1121.12.1944 г.1  FW-190юж. окр. Секешфехервар
121  FW-190сев. озера Веленце
1322.12.1944 г.1  FW-190зап. Валь
141  Ju-87сев. Лавашберень
151  FW-190сев - зап. Лавашберень
1624.12.1944 г.1  FW-190сев - вост. Чаквар
1717.01.1945 г.1  Ju-52юж. Пештхидечкут
1819.01.1945 г.1  FW-190юж. Бергенд
1920.01.1945 г.1  Ju-88юж. Фалу
2027.01.1945 г.1  FW-190сев - зап. Бичке
2118.02.1945 г.1  FW-190сев. Карва

      Всего сбитых самолётов - 21 + 6  [ 21 + 0 ];  боевых вылетов - 401;  воздушных боёв - 120.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz