Наградной лист Цапова. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Из наградного листа на И. И. Цапова

И.И.Цапов

В боевой биографии прославленного лётчика - истребителя Героя Советского Союза Ивана Ивановича Цапова немало смелых воздушных схваток с врагом, о чём красноречиво рассказывают многие документы военного времени. Описание его личных подвигов приведено и в наградном листе. 12 Июня 1944 года командир 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка 1-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии ВВС Краснознамённого Балтийского флота Гвардии Подполковник Катков писал:

"В Отечественной войне с немецко - фашистскими захватчиками принимает участие с 22 Июня 1941 года. За это время произвёл 530 боевых вылетов, провёл 65 воздушных боёв, в которых сбил лично 13 и в группе 11 самолётов противника. Совершил 134 вылета на бомбово- штурмовые действия по уничтожению живой силы и техники врага, 71 вылет провёл на разведку.

При выполнении боевых заданий в дни героической обороны города Ленинграда 1941 - 1942 годов, в прорыв блокады в Январе 1943 года и в период изгнания фашистских варваров из - под города Ленина в 1944 году Гвардии Капитан И. И. Цапов проявил себя как мужественный, смелый и решительный воздушный боец. В каждом боевом вылете он ищет противника, всегда находит его и, не считаясь с количеством встреченного врага, наносит ему смертельные удары. Своим личным примером воинской доблести и отваги увлекает лётный состав на смелые и решительные действия в боях.

Товарищ Цапов обладает чувством взаимной выручки в бою и, не считаясь с опасностью для себя, выручает товарищей в трудную минуту боя. Мастерски владея вверенной ему машиной, грамотно и эффективно используя её тактико - тактические данные, кропотливо, настойчиво и умело передаёт своё мастерство молодому лётному составу. Как командир боевой эскадрильи истребителей сумел сплотить в единый боевой коллектив лётчиков и техников на выполнение поставленных боевых задач.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, за уничтожение самолётов противника, живой силы и техники врага на земле, за проявление при этом доблести и мужества Гвардии Капитан Цапов награждён тремя орденами Красного Знамени и орденом Александра Невского.

В воздушных боях и при выполнении боевых заданий систематически проявляет исключительную смелость, решительность и героизм. При встречах с самолётами противника первый навязывает им бой, бесстрашно атакует врага, увлекая за собой подчинённых, и, как правило, в воздушных боях выходит победителем.

20 Августа 1941 года, вылетев на разведку сил противника в район города Тапо (Эстония) в составе трёх самолётов И-15бис, группа Цапова встретилась с тремя истребителями противника типа Ме-109. В воздушном бою, длившемся 27 минут, Цапов сбил один Ме-109, который упал в районе города Тапо, но и на его самолёте был пробит бензобак. Не растерявшись, Цапов спокойно довёл свою машину до аэродрома и нормально посадил её.

23 Августа 1941 года, вылетев на разведку в район Таллин - Тапо - Пари - Тюида в составе трёх самолётов И-15бис, группа Цапова встретила 4 Ме-109. В завязавшемся воздушном бою советские лётчики сбили один Ме-109, который упал в районе города Россики. Задание командования было блестяще выполнено.

Фоккер Д-21
Финский истребитель "Фоккер Д-21", 1941 год.

12 Декабря 1941 года группа в составе трёх самолётов И-153 во главе с Цаповым вылетела на охрану ледокола "Ермак" в район острова Сескар. Во время барража над ледоколом наши лётчики встретили пару финских истребителей ФД-21, завязали с ними бой и один из них сбили - он упал севернее Лавансари.

21 Августа 1942 года Цапов вылетел на обкатку вновь установленного на его самолёте мотора. Летая над аэродромом на высоте 2500 метров, он заметил ниже себя, на высоте 1000 - 1200 метров, самолёт противника "Юнкерс-88", производящий разведку, и атаковал его. После нескольких очередей левый мотор вражеского самолёта загорелся. В это время станция наведения навела на вражеского разведчика ещё одну пару наших самолётов, и совместной атакой они добили врага, который упал в районе Соммерс. Но и самолёт Цапова был повреждён ответным огнём. И только благодаря мужеству и выдержке он нормально посадил свою подбитую машину на аэродром.

15 Января 1943 года при выполнении боевого задания Цапов в паре с ведомым лётчиком Прасоловым встретили 8 Ме-109. Во время воздушного боя один "Мессер" зашёл в хвост ведомому Цапова. Гвардии Капитан Цапов смело и решительно атаковал Ме-109 и тремя очередями сбил его. "Мессер" упал в районе Шлиссельбурга.

23 Января 1943 года шесть ЛаГГ-3 охраняли наши войска в районе Дубровка - Синявино. Во время патрулирования получили сигнал по радио: "В районе Синявино атакуйте самолёты противника !". Получив команду, заметили 5 бомбардировщиков "Юнкерс-88" под прикрытием истребителей. Наша шестёрка внезапно атаковала врага. В результате воздушного боя, отличавшегося внезапностью и стремительностью, тактически грамотным взаимодействием между парами наших истребителей, из 4-х "Юнкерсов" ушёл лишь один. Остальные 4 бомбардировщика и 1 истребитель были подожжены и упали в районе рабочего посёлка № 6. Два "Юнкерса" были сбиты Цаповым в паре со своим ведомым.

24 Января 1943 года, вылетев в составе 5 самолётов ЛаГГ-3 на охрану наших войск в районе Шлиссельбург - Липки - Рабочий посёлок № 6, группа Цапова встретила да 10 самолётов противника Ме-110 и Ме-109. Гвардии Капитан Цапов, обеспечивая атаку ЛаГГ-3 по Ме-110, связал вражеских истребителей боем. Атаку произвёл на встречном курсе: сблизившись до 200 - 150 метров, дал длинную очередь. Один из "Мессеров" загорелся и упал в районе станции Мга.

14 Февраля 1943 года в составе 6 самолётов ЛаГГ-3 Цапов вылетел на прикрытие наших войск в район Колпино - Красный Бор - Степановка - Никольское. Во время барража лётчики заметили большую группу бомбардировщиков противника типа "Юнкерс-87" - до 50 самолётов - шедших под прикрытием до 8 истребителей Ме-109Ф и ФВ-190. Несмотря на количественное превосходство самолётов противника, шестёрка наших истребителей дерзко и энергично атаковала вражеских бомбардировщиков. В результате этих смелых и решительных атак "Юнкерсы" были рассеяны и сбросили бомбы бесприцельно. При этом в итоге воздушного боя, который длился 15 минут, было сбито 8 бомбардировщиков и 1 истребитель противника, из них 3 "Юнкерса-87" - Гвардии Капитаном Цаповым лично и в паре со своим ведомым.

ЛаГГ-3

Истребитель ЛаГГ-3.  На таких машинах сражались лётчики 3-го ГвИАП.

26 Июля 1943 года, вылетев парой на сопровождение Ил-2, при отходе от цели лётчики встретили пару ФВ-190, пытавшихся атаковать наши штурмовики. Не давая истребителям противника подойти к Ил-2, ведя воздушный бой на отходе, Цапов атаковал один из ФВ-190, который после нескольких очередей перешёл в пикирование и врезался в воду в 6 - 7 километрах северо - восточнее острова Гогланд.

14 Февраля 1944 года Гвардии Капитан Цапов четвёркой самолётов Ла-5 провёл смелый воздушный бой с численно превосходящей группой самолётов противника. Четвёрка Ла-5 во главе с Цаповым вылетела на прикрытие наших кораблей, отходящих от вражеского берега после высадки десанта, и встретила 18 вражеских бомбардировщиков типа "Юнкерс-87" под прикрытием 4 истребителей ФВ-190. Несмотря на то что в четвёрке были два молодых лётчика, Гвардии Капитан Цапов дерзко атаковал вражеские самолёты и, не допустив их к нашим кораблям, в ходе боя лично сбил 2 бомбардировщика и истребитель противника. Всего нашими лётчиками, ведомыми Цаповым, в этом бою было уничтожено 4 самолёта противника. Наша группа вернулась без потерь.

16 Мая 1944 года, сопровождая Ил-2 для нанесения бомбового удара по кораблям противника в районе севернее Азери, Цапов заметил пару ФВ-190, атаковал их и один поджёг. Горящим тот упал в районе станции Маху. На обратном пути в Нарвском заливе Гвардии Капитан Цапов встретил ещё 4 ФВ-190 и завязал с ними бой, в результате которого сбил ещё один вражеский самолёт.

28 Мая 1944 года отражая налёт 28 бомбардировщиков противника, идущих под прикрытием 18 истребителей на наши корабли в Финском заливе, Цапов, ведя шестёрку Ла-5, смело атаковал самолёты врага. В результате воздушного боя было уничтожено 3 самолёта. Один ФВ-190 сбил Цапов. Бомбардировщики противника не были допущены к прицельному бомбометанию.

30 Мая 1944 года Цапов вылетел ведущим четвёрки Ла-5 на поддержку истребителей, ведущих воздушный бой над нашими кораблями. В районе боя встретил 7 истребителей ФВ-190 и атаковал их, сбив сзади сверху один вражеский самолёт. Всего четвёркой Цапова в этом бою было сбито 3 машины противника. Наши лётчики потерь не имели.

Кроме указанных выше успешных боёв Гвардии Капитан Цапов за это время произвёл 47 эффективных бомбовоштурмовых ударов по живой силе и технике противника. Наиболее характерные из них:

20 Августа 1941 года, в составе 6 самолётов И-15бис, произвёл 3 вылета на бомбоудар и штурмовые действия по автоколонне противника в районе станции Тапо. Группой уничтожены 3 гружённые автомашины, 2 фургона и до 50 вражеских солдат и офицеров. Лично Цаповым зажжена автоцистерна с горючим.

21 Августа 1941 года, в составе 9 самолётов И-15бис, произвёл бомбоудар по колонне немецких бронемашин и танков в районе Амгиль - Кузаль. Прямым попаданием уничтожены и повреждены 2 тягача с артиллерийскими орудиями, 2 гружённые автомашины и 1 танкетка.

23 Августа 1941 года, в составе 9 самолётов, произвёл бомбоудар по автоколонне противника и живой силе в районе станции Яговаль. Группой уничтожены 3 гружённые автомашины, 1 легковая и до взвода живой силы противника.

19 Сентября 1941 года в районе города Пушкино, в составе группы самолётов, произвёл бомбоудар по скоплению немецких войск. Группой уничтожено 2 фургона, 5 мотоциклистов, до 15 солдат и подавлена 1 зенитно - пулемётная точка.

21 Сентября 1941 года производил бомбоудары и штурмовые действия по скоплению войск противника в районе Горбунки. Уничтожено: 1 фургон, 2 зенитно - пулемётные точки и до 20 немецких солдат.

22 Сентября 1941 года, производя бомбоудар по немецкой автоколонне на участке дороги Низино - Стрельна, имел прямое попадание в гружённую автомашину. После бомбоудара, штурмуя, пулемётным огнём зажёг 1 автоцистерну с горючим.

3 Февраля 1942 года в составе 5 самолётов И-153 произведены бомбоудары и штурмовые действия по автомашинам противника. Уничтожено 4 автомашины.

4 Февраля 1942 года в составе группы самолётов И-153 произведён бомбоудар по железнодорожному эшелону на станции Кингиссеп. Групой уничтожены и повреждены 1 паровоз, 5 вагонов, 3 зенитно - пулемётные точки и 5 автомашин.

4 Марта 1942 года, в составе 6 самолётов И-153, Цапов вылетел на разведку северного и южного побережья Финского залива и для нанесения бомбового удара по обнаруженной цели. Задание на разведку выполнено. В районе деревни Дубня произведён бомбовоштурмовой удар по автомашинам и зенитно - пулемётным точкам, в результате которого уничтожено 4 автомашины, подавлено 2 зенитно - пулемётные точки и убито до 10 солдат противника".

За мужество, отвагу и воинскую доблесть, проявленные при выполнении боевых заданий командования в борьбе с неприятелем, 530 произведённых боевых вылетов, из них 71 на разведку, 13 сбитых самолётов противника (во многих документах, почему - то, указывается на 15 сбитых самолётов) Военный совет Краснознамённого Балтийского флота ходатайствовал о присвоении Гвардии Капитану И. И. Цапову звания Героя Советского Союза. Бить врага так же, как и Гвардейцы из эскадрильи Ивана Цапова, призывала фронтовиков и листовка, выпущенная Политуправлением Краснознамённого Балтийского флота. Всего за годы войны бесстрашный воздушный боец совершил 543 боевых вылета, провёл 68 воздушных боёв, в которых уничтожил 24 вражеских самолёта различных типов лично и вместе со своими боевыми товарищами.

*   *   *

"БИТЬ ВРАГА ТАК, КАК БЬЮТ ЕГО ГВАРДЕЙЦЫ"

...Четвёрка балтийских истребителей, ведомая Гвардии Капитаном Цаповым, дружной стайкой поднялась в воздух. Лётчикам поручалось прикрыть с воздуха наши войска.

Погода не благоприятствовала полёту. Облака стлались почти над самыми водами залива. Видимость самая незначительная. Цапов в паре со своим ведомым Младшим лейтенантом Морозовым и второй парой "Лавочкиных", управляемых Младшими лейтенантами Шилковым и Головко, внимательно просматривал воздух. А внизу кипел бой. Вспыхивало пламя карабельных пушек. Вблизи берегов сновали быстроходные катера. На маленьком клочке земли группа смельчаков из морской пехоты отбивала ожесточённые атаки немцев.

Настороженность лётчиков была основательной. Вскоре Цапов обнаружил 12 "Юнкерсов" в сопровождении 4 истребителей, появившихся из - за облаков. На высоте 600 метров немцы перестроились в кильватор и приготовились с пикирования бомбить нашу пехоту. Они, видимо, в первый момент не заметили советские самолёты. Критический момент для боя наступил. Цапов вовремя подал сигнал своим ведомым. И вся группа с ходу стремительно врезалась в строй немецких бомбардировщиков.

Завязался бой: 4 против 16... Соотношение сил явно в пользу врага. Подойдя сзади сверху к одному "Юнкерсу" на дистанцию нескольких десятков метров, Цапов в упор расстрелял врага. Это был первый самолёт, сбитый отважным Гвардейцем в этом бою.

Не успели немецкие лётчики, ошеломлённые неожиданным ударом, опомниться, как Цапов атаковал второй пикировщик, и тот врезался в землю. Проследив взглядом падение вражеского самолёта, лётчик - истребитель огляделся. Это оказалось нужным и своевременным. К его ведомому в этот момент заходили в хвост два вражеских истребителя. Не раздумывая, Цапов поспешил на помощь боевому другу. Разворотом вправо из облаков он навалился на ведущего и со второй очереди прошил немецкий самолёт. Вражеская машина, разваливаясь в воздухе, рухнула на землю. Тем временем вторая пара балтийских лётчиков - Шилков и Головко расправились ещё с одним бомбардировщиком.

В самый яростный момент схватки балтийцы заметили, как к месту боя подошли ещё 6 "Юнкерсов". Но к этому времени первая вражеская группа самолётов была уже дезорганизована. Преследуемая нашими истребителями, все вражеские самолёты в панике повернули обратно. Им не удалось сбросить ни одной бомбы и помешать советским войскам выполнить боевую задачу.

И.И.Цапов

Воздушный бой продолжался всего 7 минут. Но за это короткое время из 22 самолётов враг потерял 4 машины, в том числе 3 из них сбил Гвардии Капитан Иван Цапов.

Так же отважно дерутся и его боевые друзья. Инициатива, отвага, стремительность удара, хладнокровный расчёт в каждое мгновение боя, а в целом высокое лётное мастерство обеспечили лётчикам - балтийцам блестящую победу.

Славой покрыты боевые знамёна крылатой Гвардии Балтики. Многому у них можно поучиться. Но и Гвардейцы обязаны продолжать совершенствовать своё боевое мастерство, множить боевой опыт, добиться... "чтобы боевой опыт и достижения передовых частей и соединений Красной Армии стали достоянием ВСЕХ наших войск, чтобы ВСЯ Красная Армия, ВСЕ её бойцы и офицеры научились бить врага по всем правилам современной военной науки..."

Это верный и надёжный путь к близкой и окончательной победе над врагом. Смерть немецким оккупантам !

(Листовка Политуправления КБФ. ГМ-135819 от 3 Марта 1944 года. Заказ № 69)


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz