Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Васильев Борис Михайлович

Б.М.Васильев

Родился 20 Ноября 1913 года в деревне Лебедкино, ныне Ядринского района Чувашской АССР, в семье крестьянина. С 7 лет воспитывался в детском доме. Окончил 7 классов неполной средней школы. С 1931 года заведовал сельской начальной школой, затем был секретарем комсомольской ячейки и председателем ревизионной комиссии колхоза. Окончил 2 курса Казанского авиационного института и аэроклуб в городе Казань. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил 2-я Краснознамённую военную школу лётчиков им. Осоавиахима в городе Борисоглебске. В 1941 году окончил курсы комиссаров - лётчиков при Качинской Краснознамённой военной авиашколе им. тов. Мясникова.

С 1941 года старший политрук Б. М. Васильев на фронтах Великой Отечественной войны. По Ноябрь 1941 года служил в 11-м ИАП; по Декабрь 1941 года - в Управлении 44-й ИАД; по Ноябрь 1942 года - в 92-м ИАП  (929-м ИАП); с Мая по Июнь 1943 года - в Управлении 303-й ИАД; по Апрель 1945 года - в 813-м ИАП; по Май 1945 года - в 866-м ИАП.

К Сентябрю 1941 года военный комиссар отдельной эскадрильи 44-й истребительной авиационной дивизии  (6-я армия, Южный фронт) старший политрук Б. М. Васильев совершил 35 боевых вылетов, в которых лично сбил 9 самолётов противника. 20 Ноября 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Герой Советского Союза.

С 1944 года Подполковник Б. М. Васильев командовал 813-м истребительным Осовецким Краснознамённым авиационным полком. Войну закончил под Берлином.

Всего совершил 126 боевых вылетов, провёл 67 воздушных боёв, сбил 10 самолётов лично и 11 в составе группы.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1953 года Полковник Б. М. Васильев - в запасе. Жил и работал в Ставрополе. 23 Февраля 1955 года трагически погиб в результате дорожно - транспортного происшествия.

Награждён орденами: Ленина, Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями.

*     *     *

В известной песне "С чего начинается Родина" есть такие замечательные слова: "...А, может, она начинается с той песни, что пела нам мать ?"   Да, ласковые песни наших матерей запоминаются на всю жизнь. Но Борис Михайлович не помнил своей матери, она умерла когда мальчику шёл 3-й год. Говорят, свет не без добрых людей. Учительница Екатерина Васильевна, очень душевная женщина взяла племянника к себе, любила и опекала его.

...Тяжёлый 1919 год. Ещё гремели пушки Гражданской войны. 7-летнего малыша устраивают в детский дом. Дружный детский коллектив, строгий распорядок жизни отеческая забота воспитателей и учителей.

Борис окончил Ядринскую 8-летнюю школу. Бывший учитель этой школы Пётр Николаевич Николаев хорошо помнил его, активного в общественной жизни школы успевающего в учёбе, и тепло о нём отзывался. Школа зажгла в мальчишке огонёк душевной неугомонности, научила любить Родину и быть преданным ей до конца своей жизни.

В 18 лет Борис Васильев заведует сельской начальной школой, работает секретарём комсомольской ячейки и председателем ревизионной комиссии колхоза. Он участвовал в классовой битве в период коллективизации.

В мире было не спокойно. В Германии к власти прорвались фашисты, они готовились к войне. Вожак сельской молодёжи Борис Васильев, читая газеты, чутьём улавливал приближение беды и твёрдо решил учиться военному делу. В 1935 году, окончив подготовительные курсы, Васильев поступает в Казанский авиационный институт, одновременно учится в аэроклубе Осоавиахима. Там он впервые берёт в свои руки штурвал учебного самолёта и с радостью ощущает, что не боится высоты. Чудесная машина, набирая скорость, послушна и податлива...

В 1937 году, оставив 3-й курс института, он добровольно уходит в ряды Красной Армии, поступает в Борисоглебскую школу военных лётчиков и в 1939 году успешно её заканчивает.

В части, куда он прибыл для прохождения службы, в молодом командире, командование сразу подметило общественно - партийный накал, умение руководить коллективом. Его назначают помощником комиссара части по комсомольской работе. Через год Борис Михайлович становится комиссаром авиационной эскадрильи. А вскоре началась война...

На этом трудном посту особенно проявились его способности быть продолжателем боевых традиций военных комиссаров гражданской войны. На войне он словом и делом выковывал волевые, сильные, целеустремленные патриотические характеры.

В боевой жизни его близким другом стал командир эскадрильи капитан Фарид Фаткуллин, в прошлом рабочий казанской фабрики "Светоч", за время службы в армии в совершенстве овладевший командирскими навыками и лётным мастерством.

Командир и комиссар, оба отменные лётчики - истребители, летали на устаревших самолётах И-153 во главе эскадрильи, сбивали вражеские самолёты, штурмовали наземные войска, личным примером увлекали за собой коллектив лётчиков. Чаще они летали на разных высотах, "этажеркой", каждый возглавлял группу истребителей.

Между боями вместе составляли планы, продумывали тактику действия, а когда вспыхивала ракета, оба снова становились лётчиками и сливались с краснозвёздной машиной.

- Где командир и комиссар вместе, там вражеским самолётам не пройти, - говорили лётчики.

Вот выдержки из наградного листа Бориса Михайловича:

"8 Сентября 1941 года тов. Васильев во главе звена в районе переправы через Днепр у Ломовки прямым попаданием бомбы взорвал бензосклад. Во время налёта огнём противника был изрешечён самолёт Васильева, в котором было 6 пробоин, но несмотря ни на что, он смог произвести посадку на свой аэродром...

14 Сентября тов. Васильев во главе эскадрильи вылетел на штурмовку аэродрома противника у станции Верховны. В результате прямых попаданий бомб уничтожено 7 самолётов противника...

19 сентября, вылетев на штурмовку переправы у Ломовка, самолёт тов. Васильева был обстрелян зенитной артиллерией противника. Снарядом пробит бак. Тов. Васильев, действуя мужественно и стойко, привёл самолёт с пробитым баком на свою территорию и произвел посадку..."

На этом наградном листке приписано: "Достоин присвоения звания Героя Советского Союза" с подписями командующего 6-й армии генерала Малиновского и командующего Юго - Западным фронтом маршала Тимошенко.

В Декабре 1941 года отдельная эскадрилья 44-й истребительной авиационной дивизии была преобразована в 92-й истребительный авиационный полк, командиром которого стал теперь Герой Советского Союза майор Фарид Фаткулин, комиссаром был назначен его боевой друг, получивший звание Героя в одном с ним Указе Президиума Верховного Совета СССР, батальонный комиссар Борис Михайлович Васильев. Ему была вручена медаль "Золотая Звезда" № 643.

Теперь командир и комиссар с ещё большей энергией работают над сколачиванием большого коллектива, обучают личный состав на боевых примерах.

Летом 1942 года истребительный авиационный полк под Сталинградом наносит ощутимые удары по врагу, увеличивает боевой счёт. Но враг был ещё силён, наступал.

27 Июля 1942 года лётчики полка вели тяжёлые бои в районе города Калач-на-Дону. Тяжёлый бой с "Юнкерсами" провела группа 929-го ИАП, вылетевшая на перехват вражеских самолётов. Не вернулся командир полка Герой Советского Союза Майор Ф. М. Фаткулин. Комиссар полка Герой Советского Союза Б. М. Васильев с ведомым сержантом И. И. Текиным врезались в гущу бомбардировщиков, не допустили их к переправе, заставив беспорядочно сбросить бомбы вдалеке от неё. В течение нескольких минут комиссар дрался один против 3-х немцев.

Во второй половике дня в районе Калача истребители снова отражали налёт бомбардировщиков. Потом полк под командованием батальонного комиссара Б. М. Васильева перебазировался, в короткий срок отремонтировал самолёты и снова вступил в бой. Командование полком принял Борис Михайлович Васильев.

Обстановка между Волгой и Доном всё более сгущалась. Днём и ночью шли напряжённые бои и на земле и на небе. За день истребители поднимались в воздух по несколько раз. Горели самолёты, и гибли лётчики.

...Поступил новый приказ. Вновь вспыхнула ракета старта. По тревоге поднимается группа истребителей во главе с командиром полка Б. Васильевым для сопровождения наши штурмовиков. Задача - бить по вражеским самолётам. Их было 4. Они разбились на 2 группы, попарно.

Наши, поднявшись ввысь, сразу встретили группу вражеских истребителей. С ними вступили в бой командир эскадрильи капитан Н. Волынкин со своим напарником, как было договорено заранее, на земле. Б. Васильев и его ведомый лейтенант А. Хесин продолжали охранять штурмовиков.

"Шестёрка"  (это был позывной Васильева), на вас идут 11 "Мессеров" - услышал в наушниках батальонный комиссар из наземного пункта наведения.

- "Вижу !   Иду в атаку !" - ответил коротко командир.

Б. Васильев и А. Хесин разом выпустили пулемётные очереди. Немцы в лобовую не пошли, решили перехитрить, стал маневрировать, заходить к нашим в тыл. В перестрелке самолёт А. Хесина получил тяжёлое повреждение, он пошёл на вынужденную посадку. Б. Васильев один оказался в окружении вражеских истребителей, но это опытного лётчик не смутило, он не растерялся. Вражеские, самолёты не могли вести прицельный огонь по советской машине, боясь поразить своих. Васильев гнался за вражеским стервятником. Противник пытался оторваться, сделал резкий поворот вправо, но не успел, попал под пулемётный огонь. "Сгорел один "Мессер" - услышал в наушниках Васильев с пункта наблюдения.

Герой подбодрился, с ещё большим напряжением, и волей стал гнаться за вражескими самолётами.

"Ура !   Сегодня есть и второй фриц !" - прозвучал в наушниках голос батальонного комиссара.

Вражеских истребителей становилось всё меньше. Но внезапно резко качнулась машина Васильева, она стала неуправляемой, готова была в любой момент сорваться в штопор. По всему телу лётчика разлилась кровь. Васильев, проявив последние усилия, вылез из кабины и выбросился на парашюте. Его, уже потерявшего сознание, подобрали в степной балке наши пехотинцы и оказали первую помощь.

После излечения в госпитале Борис Михайлович вновь вернулся на фронт. Его назначили сначала заместителем командира дивизии по политчасти, затем заместителем по строевой части. Но он стремится туда, где можно чаще самому летать и участвовать в боях. Ему по душе был ближний бой. По личной просьбе его назначают командиром истребительного авиационного полка.

К этому времени относится боевая характеристика данная ему вышестоящим командованием:

"...Имея большой боевой опыт, грамотно передаёт лётному составу тактику воздушного боя, личным примером в воздушных боях воодушевляет лётчиков на героические подвиги. На все боевые задания летает с большим желанием, подлинный и отважный сокол - истребитель".

В личном деле Бориса Михайловича Васильева записано, что он на фронте он произвёл 129 успешных боевых вылетов, участвовал в 67 воздушных боях, сбил 10 самолётов противника лично и 11 - в составе группы.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 14 воздушных побед. ]

Войну закончил со своим боевым полком в логове врага под Берлином. Односельчане пристально следили за боевыми подвигами своего Героя - земляка и с утроенной энергией работали в тылу, собирали деньги для строительства новых самолетов. Вот исторический документ:

Б.М.Васильев

"...Моргауши, Чувашская АССР. Бригадиру полеводческой бригады колхоза "Красное Сормово" тов. Смелову, счетоводу тов. Волкову, председателю колхоза "Красный пахарь" Ишлейского района тов. Лебедеву, полевая почта 21310, тов. Васильеву Борису Михайловичу.

В соответствии с указанием Верховного Главнокомандующего маршала тов. Сталина на внесённые вами средства построен самолёт. Согласно вашего желания, самолёт передается авиачасти Военно - Воздушных Сил Красной Армии Героя Советского Союза подполковника Васильева Бориса Михайловича.

Заместитель командующего ВВС Красной Армии генерал - полковник Никитин".

Это ли не пример того, как героизм советских воинов на фронте подкреплялся трудовыми подвигами советских тружеников в тылу.

В 1955 году в возрасте 42 лет при дорожном происшествии трагически оборвалась жизнь Б. Васильева. Мало жил он, но его героизм на фронтах Великой Отечественной войны навсегда останется в памяти народа.

*     *     *

Список всех известных побед Подполковника Б. М. Васильева:
(Из книги М. Ю. Быкова "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
126.07.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 5)р-н СталинградаЯк-1, И-153, Як-7,

Ла-5, Як-3.
217.08.1942 г.1  Ме-109Кислов
319.08.1942 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)р-н Сталинграда
402.09.1943 г.1  FW-190юго - вост. Малая Нежода
507.07.1944 г.1  FW-190Полонка

      Всего сбитых самолётов - 14  [ 3 + 2 ];  боевых вылетов - 129;  воздушных боёв - 67.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz