Борисов Леонид Иванович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Борисов Леонид Иванович

Борисов Леонид Иванович

Родился в 1916 году в деревне Пыжово, ныне Зарайского района Московской области. С 1937 года в рядах Красной Армии, призван Сталинским РВК  (Сталинский район города Москвы). Окончил Одесскую школу лётчиков.

С 22 июня 1941 года младший лейтенант Л. И. Борисов на фронтах Великой Отечественной войны. По ноябрь 1942 года сражался в составе 43-го ИАП, затем - 581-го ИАП  (55-го Гвардейского ИАП). Летал на И-16 и Як-1.

20 сентября 1941 года командир звена 43-го истребительного авиационного полка  (ВВС 21-й армии, Юго - Западный фронт)  младший лейтенант Л. И. Борисов на подступах к Киеву на истребителе И-16 двойным таранным ударом сбил бомбардировщик противника. Совершил посадку на повреждённом самолёте. За этот бой награждён орденом Ленина.

В период боёв за Сталинград сбил тараном ещё один вражеский самолёт. Всего выполнил 426 боевых вылетов, провёл 128 воздушных боёв, сбил 17 вражеских самолётов лично и 10 в группе с товарищами.

10 июля 1943 года Гвардии капитан Л. И. Борисов не вернулся с очередного боевого задания  (погиб от взрыва в воздухе сбитого им самолёта противника).

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени.

*     *     *

"Дважды два - четыре", "Уши выше лба не растут"... Подобные азбучные истины, скрытая в них житейская философия смирения никогда не прельщали Леонида Борисова.

В первый, самый гнетущий период немецко - фашистского нашествия, под натиском моторизованных и сильно вооружённых полчищ многие растерялись, иные приниженно шептали: "Плетью обуха не перешибёшь..."   Образ мыслей и действий младшего лейтенанта Борисова был иной. Фашисты господствуют в воздухе, у нас мало самолётов ?   Что ж, значит, нужно драться за двоих !

В одном из первых боёв он свалил "Юнкерса", но потерял и самолёт из своего звена.

- Такая арифметика нам не подходит, - зло сказал Леонид. - Надо учиться, надо бить их наверняка.

И командир звена учил, увлекал за собой прежде всего личным примером. К 19 сентября 1941 года уничтожил 8 самолётов врага. А 20 сентября на подступах к Киеву разыгрался особый бой, непохожий на другие.

...Патроны кончились внезапно, и тотчас "Юнкерс" выскользнул из прицельной рамки и пропал в облаках. Скорее за ним !   На несколько секунд исчезла из поля зрения широкая лента Днепра, молочная мгла окутала истребитель. Но вот Леонид пробился сквозь жидкую облачность и совсем рядом увидел чёрные кресты. Ещё ближе...

Ударом винта он повредил рули поворота "Юнкерса" и, торжествуя победу и чуть расслабясь, отвернул в сторону. Но что это ?   Бомбардировщик продолжал полёт. Вновь мобилизовав волю, Борисов вторичным ударом "предал земле" врага. Это был один из редких двойных таранов - образец находчивости, отваги и мастерства.

Защищая столицу Украины, Леонид ежедневно по 5 - 6 раз поднимался в воздух, чтобы смертоносным вихрем пронестись над колоннами моторизованной пехоты, над мостами и батареями противника. За штурмовые полёты в окрестностях Киева, 9 декабря 1941 года он был награждён орденом Ленина.

2 ноября 1942 года за отличие в боях на Харьковско - Изюмском направлении командир эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка   (220-я истребительная авиационная дивизия)  старший лейтенант Л. И. Борисов был представлен к званию Героя Советского Союза. К тому времени он совершил 363 боевых вылета, из них на штурмовку наземных сил противника - 76, на разведку войск противника - 49, на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков - 66. Проведя 89 воздушных боёв, сбил лично 10 и в составе группы 9 самолётов противника.

Борисов Леонид Иванович

Однако, Героем он не стал. Приказом по войскам Донского фронта № 63/н от 25 ноября 1942 года был награждён только орденом Красного Знамени.

В битве под Сталинградом штурман истребительного полка Борисов прокладывал боевые маршруты товарищам и сам водил в бой эскадрилью. Как - то в паре со старшим лейтенантом Михаилом Уваровым он должен был прикрывать группу наших бомбардировщиков, отвлекать вражеские истребители, если они появятся. А те не заставили себя ждать: зайдя со стороны солнца, на Уварова насели 2 Ме-109. Одному из них немедленно навязал бой Леонид, поспешивший на выручку товарищу.

Первый "раунд" поединка, если говорить честно, закончился не в пользу Борисова. Под густым огнём противника краснозвёздная машина вздрогнула, оказалась пробитой масляная система. Немецкий пилот стал атаковать его в лоб. Что может сделать лётчик на повреждённой машине, когда ему навязан бой на встречных курсах ?   Столкновение означает верную смерть. Но свернуть в сторону, рвануться вверх или вниз - тоже не выход: подставишь самолёт под кинжальную, в упор пулемётную очередь. В общем, куда ни кинь - всюду клин, гибель неминуема, как дважды два...

"Такая арифметика нам не подходит !"   Молнией проносится в голове Борисова спасительная догадка. За миг до гибельного столкновения он слегка отвернул свой истребитель и ударил концом крыла по плоскости врага. От этого виртуозного и одновременно сокрушительного удара крыло "Мессера" разлетелось на куски, он камнем упал вниз. Леонид же смог выровнять и посадить свою повреждённую машину.  [ К сожалению, точной даты второго тарана Л. И. Борисова установить пока не удалось. ]

Получив в мае 1943 года краткосрочный отпуск по болезни, Борисов приехал домой, в Москву. В родных стенах нахлынули изо всех закоулков, обступили приметы детства и юности. Словно живой, возник образ рано умершего отца, инкассатора по профессии. Как бунтовал он мальчишкой против отцовской строгости и требовательности, доведённой порой до педантизма, и как пригодились ему в жизни, на военной службе именно эти черты характера !   Вспомнилось, как вырезал в глине две канавки крестом, залил туда припасённый заранее и расплавленный в жестянке свинец. Получилась маленькая модель самолёта. Перебрасывая с руки на руку ещё горячий металл, заявил домашним: "Скоро я буду летать на таком же !"

Но кто принимает всерьёз фантазии мальчишки ?   Да и жизнь повернулась к их семье отнюдь не своей "небесной" стороной, тяготила земными горестями. Похоронив отца и едва закончив 6-й класс, Ленька пошёл на завод "Красная звезда" - одной матери, работавшей подсобницей, не поднять маленьких сестрёнок. Спасибо заводу - помогал топливом, выучил разнорабочего Леньку на токаря. Подкидывали и премии, как он позже понял, больше авансом. Однажды принёс матери новенький патефон - большую роскошь по тем временам.

- Напрасно ты, сынок, - упрекнула Мария Даниловна, - с деньгами у нас туго, сам знаешь.

- Что ты, мама !   Это награда, ценный подарок. Вот смотри, - и показал на маленькую блестящую пластинку с надписью: "За ударный труд".

При поступлении в аэроклуб ему поставили условие: примем, если продолжишь учёбу. Пришлось "сражаться" на 4 фронта: работа на заводе, домашнее хозяйство, занятия в аэроклубе и школе рабочей молодёжи. Не считая обязанностей комсорга цеха. Тоже непростая получалась арифметика: неделями - без выходных, целыми днями - без отдыха. Потом школа военлётов. Многого стоили 2 крохотных рубиновых кубика в петлицах, полученные Леонидом в 1940 году.

Промелькнул краткосрочный отпуск. Борисов отбыл в полк, на Курскую дугу, где надвигалась небывалая по масштабам и ожесточённости битва. Знать бы, что та встреча с семьёй будет последней...

По нескольку раз в день Борисов отправлялся в разведывательные полёты над территорией противника. Следил за передвижением его войск по дорогам, подсчитывал количество машин на аэродромах, высматривал места сосредоточения бронетанковых резервов. Для предстоящей "битвы моторов" такие сведения представляли большую ценность. Очередное задание на разведку с воздуха он получил и 10 июля 1943 года.

Группа истребителей во главе с командиром эскадрильи Борисовым пересекла линию фронта. В районе села Тагино встретили около 20 вражеских самолётов, направляющихся к позициям советских войск. Комэск принимает решение атаковать - и первой же пулемётной очередью поражает одного из "Юнкерсов". Но тут случилось непредвиденное: вражеский самолёт, начинённый бомбами, со страшной силой взорвался в воздухе. Видимо, Леонид был тяжело ранен и потерял сознание. Единственное, что он успел сделать, - выключил двигатель, поэтому при падении "ястребок" не взорвался и не загорелся. Он глубоко вошёл в мягкий грунт.

В августе 1943 года Мария Даниловна получила казённое извещение: "Уважаемая... Ваш сын.., в боях за Советскую Родину..."   И больно ударили по глазам короткие слова: "пропал без вести". Шли годы, надежда сменялась отчаянием, но до конца своих дней мать так и не узнала о судьбе сына.

Между тем в начале 1980-х годов ширился всесоюзный поход комсомольцев и молодёжи по местам боевой славы. Это патриотическое движение достигло и села Тагино Глазуновского района Орловской области. Жители села братья Николай и Михаил Богдашкины припомнили эпизод далёкого послевоенного детства, когда они наткнулись в поле на торчащий хвост самолёта. Пришлось поработать лопатами целый день, чтобы к вечеру добраться до кабины. Там обнаружили останки лётчика, ордена на истлевшей гимнастёрке, рядом лежал планшет. Ничего не тронув, ребята привели участкового милиционера. Тот забрал ордена с документами и велел закопать необычную могилу, а вскоре и сам погиб при исполнении служебных обязанностей. Ниточка памяти опять прервалась...

Повзрослевшие на 30 с лишним лет юные следопыты обратились к учителю физики местной школы И. В. Куприянову. Илья Васильевич организовал и возглавил специальный поисковый отряд под названием "Самолёт". В конце концов вновь нашли место падения, провели раскопки. Извлекли обломки машины, пушку и пулемёт с боеприпасами, а главное - личное оружие. Вместе с райвоенкомом направили запрос в Министерство обороны СССР и получили ответ: пистолет принадлежал штурману 55-го Гвардейского истребительного авиаполка капитану Л. И. Борисову.

Отыскались родные и однополчане героя. Восстановили, воскресили по дням и эпизодам его короткую жизнь, вспомнили даже любимую присказку: "Такая вот арифметика..."   Права оказалась извечная народная мудрость: никто не забыт...

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана Л. И. Борисова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
120.09.1941 г.1  Ju-88  (тараном)р-н КиеваИ-16, Як-1.
222.08.1942 г.1  FW-189  (в паре - 1 / 2)район Сталинграда
31  Ме-109Кузьмичи
427.08.1942 г.1  Ме-109северо - западнее Рынок
528.08.1942 г.1  Ме-109Ерзовка
616.09.1942 г.1  Ме-109северо - восточнее Акатовка
717.09.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 3)северо - западнее Байбаев
801.12.1942 г.1  Ju-52  (в группе - 1 / 3)Мариновка - Карповка
920.12.1942 г.1  Не-111Алексеевский
1028.12.1942 г.1  Ме-109Питомник
1121.03.1943 г.1  Hs-126юго - восточнее Белгород
1205.07.1943 г.1  Ме-110Тёплое - Поныри
1306.07.1943 г.1  FW-190Поныри - Ольховатка
1410.07.1943 г.1  Ju-87Большое Скородное

       Всего сбитых самолётов - 17 + 10  [ 11 + 3 ];  боевых вылетов - 426;  воздушных боёв - 128.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz