Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Брызгалов Павел Александрович

П.А.Брызгалов

Родился 8 Сентября 1922 года в деревне Бекени, ныне Кунгурского района Пермской области, в семье рабочего. В 1940 году окончил среднюю школу города Пермь, учился в аэроклубе. С 1941 года в Красной Армии, год спустя окончил Руставскую военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1943 года сержант П. А. Брызгалов в действующей армии. Служил в составе 240-го истребительного авиационного полка. Сражался на Воронежском, Степном и 2-м Украинском фронтах.

К Марту 1945 года заместитель командира эскадрильи 178-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (14-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт)  Гвардии старший лейтенант П. А. Брызгалов совершил 248 боевых вылетов, в 61 воздушном бою лично сбил 19 самолётов противника и 1 уничтожил на земле при штурмовке аэродрома.

15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1959 года Гвардии подполковник П. А. Брызгалов - в запасе.

Жил в городе Ступино Московской области, работал старшим инженером в производственном объединении. Умер 30 Апреля 1998 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды   (дважды); медалями.

*     *     *

Свою боевую деятельность Павел Брызгалов начал в составе 3-й эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка летом 1943 года. Освоив лишь недавно поступившие в полк самолёты Ла-5, сразу принял участие в боях под Курском, где быстро отличился.

14 Августа 1943 года, уже в боях под Харьковом, сбил истребитель Ме-109. В боях над Днепром Брызгалов показал себя настоящим асом, сбив 5 самолётов противника  (2 Октября - истребитель Ме-109 и пикировщик Ju-87; 5 Октября - истребитель Ме-109; 29 и 31 Октября - бомбардировщики Не-111).

Вспоминая о тех днях дважды Герой Советского Союза Кирилл Евстигнеев пишет:

"Осенью 1943 года войска нашего фронта нацелились уже на Кривой Рог и Кировоград. Чтобы не отстать от наступающих частей, полк в конце Октября перелетает на полевой аэродром, расположенный в районе Кривого Рога, между рекой Ингулец и железной дорогой.

Двое суток идут непрерывные жаркие схватки. Жизнь на аэродроме - необычнее не придумаешь: через лётное поле на высоте 10 - 15 метров проносятся "Мессершмитты", взлетающие с площадки, расположенной совсем рядом, по соседству. Взаимной штурмовкой ни нам, ни противнику заняться некогда - все усилия сосредоточены на передовой, откуда слышится гул боёв, пулемётно - пушечная трескотня дерущихся в воздухе самолётов. Купола парашютов раскрываются совсем близко к аэродрому, там же падают горящие машины.

А сражение на земле напоминает Прохоровку: на подступах к Кривому Рогу, на северо - западной его окраине, разгорелся танковый бой. Сотни машин стоят одна против другой, как дуэлянты, на открытом поле.

Но у нас в небе свои дела - идёт схватка с девяткой "Юнкерсов" и восьмёркой Ме-109. Наших на этот раз много: четыре четвёрки !   Мы бьёмся почти над танкистами. Разгорается бой не на жизнь, а на смерть. "Юнкерсы" полыхают и падают на землю. Я вижу, как одного из них, отколовшегося от группы, добивает Павел Брызгалов: при выходе из атаки он не отходит далеко от "Юнкерса", а пикирует сверху и с малой дистанции дает очередь. У фашистского бомбардировщика отваливается правая плоскость, и он, кувыркаясь, падает вниз...

Брызгалов из эскадрильи Ивана Кожедуба. Ходил он ведомым своего командира, потом сам водил в бой пару, возглавлял четвёрку в сковывающей группе. Паша - крепыш среднего роста, с полным румяным лицом, гордой осанкой, уверенным взглядом - сильный воздушный боец. И в этом слове сказано много !   И посадка в кабине у Паши под стать выправке на земле - горделивая: лётчик зорко наблюдает за воздухом, отыскивая противника на всех высотах".

30 Января 1944 года в схватке над Кировоградом Павел Брызгалов уничтожил пикировщик Ju-87. А вскоре, 14 Марта 1944 года, был подбит и сам, но совершил удачную вынужденную посадку.

В Мае 1944 года полк вёл бои уже над Прутом. Там самолёт Брызгалова был вновь подбит, и он вернулся в часть пешком.

Когда в конце Июня 1944 года Иван Кожедуб, лучший лётчик 240-го ИАП, был переведён в другой полк, Брызгалову достался его самолёт Ла-5Ф, на котором была дарственная надпись от колхозника Конева. На этой машине Павел совершил несколько боевых вылетов.

Ла-5Ф колхозника Конева

Истребитель Ла-5Ф из состава 240-го ИАП, на котором весной - летом 1944 года
летал Капитан И. Н. Кожедуб. Позднее на этой машине также совершали боевые
вылеты и другие лётчики, например П. А. Брызгалов и К. А. Евстигнеев.

18 Октября 1944 года заместитель командира эскадрильи Гвардии старший лейтенант П. А. Брызгалов во главе шестёрки "Лавочкиных" прикрывал с воздуха войска, вошедшие в прорыв около Деречко, небольшой румынской деревеньки.

Брызгалов был 2 года в беспрерывных боях и знал, что это задание не легче других, поэтому отнёсся к нему с чувством высокой ответственности. Он собрал лётчиков, рассказал о полученной задаче, произвёл розыгрыш полёта. Всё было предусмотрено: каким строем пойдут "Лавочкины", как будут действовать сковывающая и ударная группы в том случае, если произойдёт встреча с вражескими самолетами. Обстановка подсказывала, что немцы попытаются бомбить наступающие советские войска.

И вот 6 советских истребителей в воздухе. Лётчики всматриваются в линию фронта. Они видят извилистые траншеи, чёрные хлопья разрывов и людей, бегущих за танками. Это наступающие войска. И может, кто - то из солдат даже посетовал на лётчиков, которые парили в небе, но ни разу не рванулись к земле для того, чтобы нанести штурмовой удар по окопам противника. Может, и Брызгалова подмывало бросить машины в крутое пике. Но их сдерживал боевой приказ - не допустить вражескую авиацию.

Вскоре Брызгалов заметил в небе чёрные точки. Около 20 бомбардировщиков противника в сопровождении истребителей шли двумя ярусами.

- Я - "Сокол". Выполняйте задание, прикрою ! - передал он по радио ведущему ударной группы Старшему лейтенанту Е. А. Карпову.

Четыре истребителя ринулись на врага. Атаковали стремительно, яростно, расчётливо. Вскоре не стало строя бомбардировщиков - они расползлись по небу, а один из них, нещадно дымя, врезался в землю. Вражеские истребители бросились своим на выручку, но навстречу им устремилась пара, ведомая Брызгаловым. Два против восьми !   Однако советские лётчики захватили инициативу. Уже через несколько секунд в воздухе осталось 7 Ме-109.

Два "Юнкерса" обила в этом бою ударная группа Е. А. Карпова, ещё 2 вражеские машины сбил лично П. А. Брызгалов. Понеся ощутимые потери, неприятельские лётчики предпочли выйти из боя.

20 Октября 1944 года Брызгалов возглавил четвёрку истребителей. В районе населённого пункта Терешт - Миклош встретили 4 Ме-109 и столько же FW-190. Павел Брызгалов с первой же атаки сбил один самолёт, ещё 2 - его товарищи.

3 Января 1945 года с 10 истребителями Павел Брызгалов прикрывал наступление наших войск. На наши самолёты обрушился огонь 8 вражеских истребителей. Вскоре к ним вскоре присоединилось ещё 8. Итого - 16 против 10. Однако наши лётчики вышли победителями и из этой схватки, было сбито 6 фашистских самолётов.

17 Февраля 1945 года четвёрка Ла-7 вступила в бой с 8 FW-190. Сбито 5 вражеских машин. Одна из них - на счету Брызгалова. На следующий день - ещё одна победа...

К концу войны на счету отважного воздушного бойца было более 280 успешных боевых вылетов и 67 проведённых воздушных боёв. Он сбил 19 вражеских самолётов лично и 2 в группе с товарищами, ещё 1 - уничтожил на земле.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 19 личных побед. ]

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана П. А. Брызгалова:
(Из книги М. Ю. Быкова "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
114.08.1943 г.1  Ме-109ИскровкаЛа-5.
202.10.1943 г.1  Ме-109Плоское
31  Ju-87Тарановка
405.10.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Бородаевка
529.10.1943 г.1  Не-111зап. Кривой Рог
631.10.1943 г.1  Не-111вост. Варваровка
714.03.1944 г.1  Ju-87Кутовка
811.04.1944 г.1  Ме-109юж. Мунтени
930.05.1944 г.1  Ме-109Захорна
1031.05.1944 г.1  FW-190Типилешти
1103.06.1944 г.1  FW-190ст. Мовилени
121  FW-190Ларга
1322.08.1944 г.1  Hs-123Бегешти
1418.10.1944 г.1  Ме-109сев. Хайду - Собосло
151  FW-190сев - вост. Хайду - Собосло
1620.10.1944 г.1  FW-190госп. двор Чорван
1703.01.1945 г.1  Ме-109сев. Дьердь
1817.02.1945 г.1  FW-190вост. Солдины
1918.02.1945 г.1  FW-190юж. Керт

      Всего сбитых самолётов - 19 + 0;  боевых вылетов - 283;   воздушных боёв - 67.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz