Чепелюк Сергей Георгиевич - советский военный летчик Герой Советского Союза. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Чепелюк Сергей Георгиевич

С.Г.Чепелюк.

Он родился 9 Сентября 1921 года в городе Иман, ныне Дальнереченск Приморского края, в семье служащего. Жил в городе Грозный Чечено - Ингушской АССР. Окончил 10 классов. С 1942 года в рядах Красной Армии. Менее чем за год был выпущен младшим пилотом Оренбургской военной авиационной школой пилотов.

С Декабря 1942 года сержант С. Г. Чепелюк на фронтах Великой Отечественной войны. Сначала были бои на Северной Кавказе, затем - Курская дуга, сражение за Днепр, бои над Правобережной Украиной, участие в Ясско - Кишинёвской операции, освобождение Румынии, Болгарии, Венгрии.

Известной стала его штурмовка войск противника, окружённых в районе Бялы Камень. О силах окружённого врага имелись явно недостаточные сведения, поэтому штурмовку Чепелюк предварил разведкой. Видимость в районе цели была плохой - мешал дым от пожаров.

Воспользовавшись тем, что зенитная артиллерия противника в целях маскировки не открывала огонь по штурмовикам, Чепелюк с ведомыми сделал несколько проходов на малой высоте, позволивших ему определить основные цели. После 6 штурмовых заходов, сделанных группой Чепелюка  (22 самолёта Ил-2 и 12 Як-9), сопротивление противника в значительной степени было подавлено, что позволило наземным войскам в тот же день покончить с окружённой группировкой.

К Июню 1944 года заместитель командиpa эскадрильи 144-го Гвардейского штурмового авиационного полка  (9-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт)  Гвардии младший лейтенант С. Г. Чепелюк совершил 155 боевых вылетов, в 44 воздушных боях сбил лично 3 и в группе 2 самолёта противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 Октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К концу войны совершил около 200 боевых вылетов, уничтожил на земле большое количество живой силы и техники, в 50 воздушных боях лично сбил 3 и в группе 3 самолёта противника.

После войны продолжил службу в ВВС. Освоил реактивные боевые машины. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1954 году - адъюнктуру при академии. Командовал полком, дивизией. В 1976 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Генерал - майор авиации С. Г. Чепелюк занимал ответственные должности в Министерстве обороны СССР. Ушёл в отставку в 1984 году. Жил и работал в Москве. Умер 19 Июля 1985 года.

Награждён орденами: Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени  (дважды), Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, Славы 3-й степени; медалями.

*     *     *

Действия штурмовики по окружённым войскам противника.

С.Г.Чепелюк.

21 Июля 1944 года примерно в середине дня командир полка поставил мне задачу: группой в составе 6 Ил-2 нанести штурмовой удар по остаткам окружённой группировки противника в районе севернее Вялы Камень.

Обстановка в районе цели была неясной: точное местонахождение и расположение немцев не установлено.

КП командира штурмового корпуса находился далеко впереди, так как наши войска уже подошли ко Львову.

Всё это требовало от ведущего и от всех лётчиков большого внимания при отыскании цели, чтобы не ударить по своим войскам.

Этому вопросу при подготовке к вылету я уделил особое внимание. Лётчики хорошо знали район полёта по предыдущим вылетам, но тем не менее каждому была выдана подробная карта и изучены характерные ориентиры в районе цели.

Штурмовой удар я решил нанести звеньями, бомбометание по ведущему в звене. Самолёты были снаряжены осколочными бомбами "АО-25", некоторые имели по 12 люка "ПТАБ".

Наши действия прикрывались четвёркой Як-7, базировавшейся на одном с нами аэродроме.

Подавление ЗА противника было возложено на второе звено и истребителей прикрытия  (в случае отсутствия воздушного противника).

Перед взлётом лётчики настроили свои радиостанции по ведущему в 14:50 группа, собравшись в боевой порядок "левый пеленг звеньев; звенья в клину", под прикрытием четвёрки Як-7 легла на курс. На маршруте облачность была 7 - 8 балллов, высота 800 - 1500 метров, горизонтальная видимость хорошая. Но в районе цели горизонтальная видимость резко ухудшилась из-за дыма от пожаров.

Над целью были отдельные облака, и группа, проходя в разрывы между ними, неожиданно появилась над позициями немцев. Теперь необходимо было отыскать места сосредоточения войск и огневых средств противника. Решив сделать холостой заход, я подал по радио команду: "Холостой заход !" и начал маневр.

Безотказная радиосвязь и хорошая слётанность лётчиков дали возможность ведущему свободно маневрировать при отыскании цели.

При появлении штурмовиков немцы прекратили огонь артиллерии, но эта хитрость им не помогла. Заметив расположение позиций, я прошёл дальше и с высоты 300 - 400 метров просмотрел весь заданный район, ЗА немцев молчала. Разворотом вправо группа вышла на свою территорию, решив повторить холостой заход на более ограниченном участке, там, где были намечены артпозиции немцев. Группа зашла на цель с правым кругом для ложной атаки и уточнения целей.

При втором заходе наши наземные войска дали несколько ракет в направлении немецких позиций.

С малой высоты детально просмотрели расположение немецких войск и орудий, замаскированных в кустах. Атака производилась в направлении, приблизительно 45° у линии позиций немецких войск с нашей стороны. Концентрация немецких войск в этом районе была наиболее сильной. Очевидно, здесь немцы хотели прорвать окружение, и целесообразнее было именно тут нанести удар.

Атака цели производилась по звеньям, бомбометание с планирования с высоты 300 метров по ведущему звена, причём в один заход сбрасывалось не более одной - двух кассет.

Первое звено атаковало орудия, замаскированные в кустах, бомбы разорвались в расположении батареи. Цель звеном была накрыта хорошо. Второму звену я указал цель - миномётные батареи. После атаки второго звена экипажа наблюдали сильный взрыв, очевидно, взорвался склад боеприпасов.

Следующий заход на бомбометание произвели по этим же целям. Для стрельбы были сделаны 2 захода. Перед атакой на стрельбу самолеты увеличили дистанции и интервал в звеньях. Выбор и обстрел цели производились каждым лётчиком самостоятельно, не нарушался только общий строй звена. Один заход на стрельбу и сбрасывание бомб, оставшихся после первых заходов, были произведены по скоплению автомашин и живой силе вдоль дороги Бялы Камень - Ушно. Здесь лётчиками второго звена были зажжены 2 автомашины.

Пробыв над целью 30 минут, группа сделала 6 заходов. По МЗА действовать штурмовикам не пришлось, так как пара истребителей прикрытия атаковала установки "Эрликон", открывшие было огонь по штурмовикам. Кроме того, истребители прикрытия, предупрежденные при последнем заходе, проштурмовали основную цель.

Группа в полном составе вернулась на свой аэродром. В условиях неясной наземной обстановки наша группа, после уточнения целей на местности, нанесла успешный штурмовой удар, нанеся большой урон противнику.

(Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz