Джабидзе Давид Васильевич - советский военный летчик Герой Советского Союза. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Джабидзе Давид Васильевич

Д.В.Джабидзе.

Родился 23 Февраля 1916 года в селе Октомбери Чхорского   (ныне Тержольского)  района Грузии, в семье крестьянина. Окончил 10 классов школы, 3 курса химического факультета Тбилисского государственного университета и аэроклуб. Работал в городе Ткибули на руднике. С 15 Ноября 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года Младший лейтенант Д. В. Джабидзе в действующей армии. По Июль 1941 года служил в 158-м ИАП; с Августа 1943 года по Ноябрь 1944 года - в 43-м ИАП; по Май 1945 года - в 812-м ИАП. Сражался за Кавказ и Кубань, участвовал в освобождении Украины, Белоруссии, Польши.

К Марту 1945 года командир эскадрильи 812-го истребительного авиационного полка  (265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт)  Капитан Д. В. Джабидзе совершил 245 боевых вылетов, в 60 воздушных боях сбил лично 19 и в составе группы 2 самолёта противника, провёл 37 штурмовых ударов по боевым порядкам врага.

15 Мая 1946 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

По окончании войны, до 16 Июля 1947 года, продолжал служить в ВВС. Затем по болезни ушёл в запас, в звании Капитан. В 1955 году окончил исторический факультет и аспирантуру Тбилисского государственного университета. Защитил докторскую диссертацию, стал профессором. Работал преподавателем в Тбилисском государственном университете. Умер 15 Декабря 1982 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Читая лекции о Великой Отечественной войне, профессор Тбилисского государственного университета Давид Васильевич Джабидзе мысленно переносился в свою молодость. Тогда он, 22-летний выпускник Сталинградского авиационного училища в звании Младшего лейтенанта, впервые сел в кабину боевого самолёта и вылетел навстречу врагу.

Сельский паренёк в грузинской деревне Чхари помогал отцу ухаживать за виноградником, выращивать кукурузу, пасти скот. Потом работал в Ткибули на рудниках, по вечерам учился. Поступил на химический факультет Тбилисского университета. После 3-го курса по комсомольскому призыву пошёл в Сталинградское лётное училище.

Воевать начал с первого дня войны в 158-м истребительном авиаполку  (39-я истребительная авиационная дивизия)  на Ленинградском фронте, летая на И-16. Вскоре Давид Джабидзе подбил вражеский бомбардировщик и заставил его сесть на ленинградском аэродроме. В дальнейшем и до конца войны вся боевая работа Давида Джабидзе характерна многими подвигами, что свидетельствует о беспримерной отваге и большом таланте военного лётчика.

22 Июля 1941 года Младший лейтенант Д. В. Джабидзе, действуя на Ленинградском фронте, таранным ударом уничтожил вражеский бомбардировщик Ju-88 и благополучно посадил свой самолёт на аэродроме.

В 1980 году по приглашению Сибиряков ветераны 278-й авиадивизии приехали в город Новосибирск, откуда дивизия ушла на фронт. Сибиряки оказали им необыкновенное гостеприимство. В праздничных мероприятиях принимали участие руководители области, города и командующий авиацией Сибирского военного округа Генерал - лейтенант П. А. Сафронов. Были встречи с воинами близлежащих гарнизонов, с тружениками авиационного завода имени Чкалова, были они на предприятиях и подшефной школе № 15, где создан прекрасный музей боевой славы 278-й авиадивизии, плыли на теплоходе по реке Обь, любовались сибирской природой, которую в период войны не сумели разглядеть.

Новосибирское телевидение организовало передачу, в которой многие из ветеранов принимали участие. 9 Мая, во время телепередачи, ведущая обратилась к Давиду Васильевичу Джабидзе:

Д. В. Джабидзе с женщинами, спасёнными на станции Мшинская.
Д. В. Джабидзе с женщинами, спасёнными на
станции Мшинская. Новосибирск, 6.05.1980 г.

- Расскажите, пожалуйста, как в период войны вы спасли 800 детей из ленинградских детских домов.

И многие услышали то, чего раньше не знали.

Из Ленинграда на Большую землю прорывались последние эшелоны. На маленькой станции Мшинская застрял пассажирский состав. В нём ехали дети дошкольного возраста, воспитанники детских домов. Был тёплый ясный день. Малышей вывели из вагонов, а они ещё не понимая, что вокруг война, затеяли весёлые игры. И вдруг над эшелоном нависла зловещая тень и посыпались бомбы. Испуганные дети в страхе прижались к земле.

Первые бомбы упали левее эшелона в болото. Стало ясно, что в следующем заходе ошибок в бомбометании не будет. Внезапно появился одиночный "Як", подошёл к "Юнкерсу" и открыл огонь. Вражеский самолёт упал в болото, куда только что сбросил бомбы. Это была 5-я победа Давида Джабидзе.

Эшелон с детьми благополучно добрался до Сибири, где в селе Зырянском для них открыли детский дом. Потом по заметке в "Ленинградской правде", они отыскали лётчика и стали ему писать письма. Дети - сироты называли Давида Васильевича отцом и благодарили за спасение.

Когда Давид Васильевич закончил рассказ, в студию вошли две женщины примерно 40 лет с огромными букетами необычайно красивых роз. Они бросились к Давиду Васильевичу. Все трое застыли в объятии со слезами на глазах. Это были спасённые им женщины из Ленинградского эшелона.

Через несколько дней после совершённого подвига на станции Мшинская, Давид Джабидзе в составе тройки "Яков" сопровождал бомбардировщиков, вёл бой с 15 Ме-109. В этом бою, выручая командира звена, бросился ему на помощь и сбил "Мессера", но в то же время разорвался вражеский снаряд, осколки прошли сквозь плечо и застряли в левом лёгком. Теряя силы, лётчик выпрыгнул из горящего самолёта. Вражеский пилот набросился на беззащитного раненого парашютиста, но между ними возник советский истребитель. Друг корпусом своей машины прикрыл боевого товарища.

При спуске Давид повис на макушке сосны. Потом его сняли партизаны и на телеге увезли в свой лагерь. Кровь пошла горлом. Он был без сознания 15 дней !  Десятки людей ленинградского госпиталя боролись за жизнь офицера, сделали несколько операций, отдавали ему свою кровь, а потом по ледовой дороге жизни увезли в тыл. Ещё 8 месяцев пролежал он в госпиталях Челябинска и Златоуста.

При выписке из госпиталя председатель врачебной комиссии сказал ему:

- Вы не сможете летать. Высота, разрежённый воздух, маленькая простуда - и всё... Поймите, наконец, у вас одно лёгкое...

- А вы никому не говорите, что у меня одно лёгкое, - попросил лётчик.

В Августе 1943 года Старший лейтенант Джабидзе Давид Васильевич был назначен на должность заместителя 1-й эскадрильи 43-го истребительного авиаполка.

Стройный грузин, несмотря на трудные бытовые условия, строго следил за своим внешним видом: сапоги всегда начищены до блеска, гимнастёрка и брюки тщательно наглажены. Этим он очень отличался от других лётчиков, участвовавших в тяжёлых боях. Бытовых условий не было никаких, а Джабидзе, живя в одном помещении с лётчиками эскадрильи, ежедневно выглядел безукоризненно.

"Посмотрим, как этот пижон летать будет", - говорили некоторые. Другие удивлялись, как он может в таких условиях содержать в идеальном порядке обмундирование. Только непонятно, почему он в летнее время под гимнастёркой носит тёплый свитер.

О своей боевой работе в прошлом он никому не рассказывал. Когда начались полёты на боевые задания, Джабидзе действовал чётко, уверенно, грамотно, чувствовался большой опыт. Со временем все узнали, что прибыл он в полк уже обстрелянным лётчиком, имевшим на своём боевом счету 6 сбитых вражеских самолётов и один таран. Прекрасные отношения сложились у него с личным составом полка. Образованный, интеллигентный и скромный, он скоро снискал всеобщее уважение.

Попав после госпиталя в 43-й полк, он очень боялся летать над водой, боялся упасть в море и простудиться. Кроме того, он не умел плавать. Летал всегда в свитере, помня наставления врачей в госпитале: "Простуда для вас страшнее разрывных пуль".

С каждым новым вылетом ещё больше вырастало его мастерство, накапливался опыт. В решающие дни битвы за освобождение Крыма Давид Джабидзе был уже признанным мастером воздушного боя.

20 Марта 1944 года началось освобождение Крыма. Наши лётчики надёжно прикрывали переправы через Сиваш от налётов вражеской авиации, где сосредоточились войска 4-го Украинского фронта. Они много летали на прикрытие наших войск, завязывались жестокие бои.

Под Перекопом 4 наших "Яка" встретили 20 вражеских бомбардировщиков, прикрываемых 6 FW-190. Одна пара наших истребителей сковала действия "Фоккеров", а другая пара, ведомая Давидом Джабидзе, сбила 4 вражеских самолёта, остальных разогнали. Задание было выполнено, врага не допустили к переправе.

Противник силился остановить наши войска на подступах к Севастополю. Активно действовала его авиация. Большие группы "Юнкерсов" наносили бомбовые удары по советским механизированным частям.

Однажды эскадрилья истребителей под командованием Капитана Д. В. Джабидзе получила задание прикрывать наступающие войска, не подпустить к ним противника. Самолёты эскадрильи барражировали над трассой Симферополь - Севастополь. Лётчики видели нескончаемые ленты мотопехоты, форсированным маршем продвигавшихся к последнему рубежу немецкой обороны на полуострове.

Неожиданно в небе появилась большая группа бомбардировщиков врага - более 30 машин, идущая под прикрытием истребителей. Опытным взглядом Джабидзе мгновенно оценил положение. "Мессеры" держались выше бомбовозов. Если навязать им бой, то "Юнкерсы" могут беспрепятственно пройти в зону и сбросить бомбы на колонну наших танков. Значит, начинать следует с них. Так он и поступил.

Наши истребители зашли снизу, атаковали группу бомбардировщиков, затем врезались в строй "Мессеров". Несколько напряжённых минут боя - и лётчики эскадрильи сбили 5 самолётов врага.

12 Мая 1944 года Крым был полностью очищен от захватчиков. Берег моря был усеян вражескими трупами в мышиных мундирах и техникой. И сразу же жители Крыма стали очищать город от трупов фашистской нечисти.

За выдающиеся боевые успехи 43-му ИАП было присвоено наименование "СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ". На Сапун - горе на гранитных стелах высечены номера воинских частей, отличившихся при освобождении Севастополя, среди них и 43-й истребительный авиаполк. Среди имён Героев Советского Союза, получивших это звание за освобождение Севастополя, высечены фамилии лётчиков Давида Васильевича Джабидзе и Александра Дмитриевича Осадчиева.

После освобождения Крыма полки 278-й Краснознамённой Сибирской Сталинской истребительной авиадивизии перебазировались в Белоруссию. И в небе Белоруссии Д. В. Джабидзе не раз вгонял в землю вражеские самолёты. Над нашими позициями он сбил немецкий корректировщик FW-189.

В Ноябре 1944 года, в связи с перемещением личного состава, Капитан Д. В. Джабидзе был назначен на освободившееся место командира эскадрильи в 812-м авиаполку  (265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт).

Як-9Т из состава 812-го ИАП.

Весь личный состав 43-го полка, относившийся с большим уважением к Давиду Васильевичу, искренне сожалел о его уходе из полка и одновременно радовался оказанному ему доверию. В этой должности он воевал до конца войны, совершив ещё немало подвигов.

К Марту 1945 года совершил 245 боевых вылетов, в 60 воздушных боях сбил лично 19 и в составе группы 2 самолёта противника, провёл 37 штурмовых ударов по боевым порядкам врага.

Свои последние победы Капитан Д. В. Джабидзе одержал весной 1945 года в небе Германии. Вспоминает бывший командир 3-го истребительного авиационного корпуса дважды Герой Советского Союза Евгений Яковлевич Савицкий:

Д.В.Джабидзе

"16 Января 1945 года при вылете на штурмовку наземных целей отличился Капитан Д. В. Джабидзе, считавшийся в корпусе одним из лучших лётчиков и заслуженно пользовавшийся высоким авторитетом у своих товарищей.

Наши танкисты обстреляли двигавшийся на предельной скорости немецкий железнодорожный состав. Однако догнать его не смогли - на гусеницах за колёсами не угонишься. Эшелон уходил, что называется, на всех парах. Тут - то в дело и вмешался Джабидзе. Четвёрка "Яков" с первого же захода вывела из строя паровоз. Остальное довершили подоспевшие к остановившемуся эшелону танки... В тот же день комэск Джабидзе уничтожил по наводки с земли "раму" - так называли неприятельский самолёт - разведчик FW-189. В связи с этим его портрет и небольшую заметку напечатали во фронтовой газете".

В последних числах Апреля 1945 года, в районе Берлина, командир эскадрильи Капитан Д. В. Джабидзе сбил свой последний вражеский самолёт.

За время Великой Отечественной войны отважный лётчик произвёл 274 успешных боевых вылета, участвовал в 64 воздушных боях, лично сбил 22 самолёта врага. Воевал на И-16, Як-1, Як-7, Як-9, Як-3.

"Пощады   не   давал   врагам
Он  на  войне  почти  4  года,
И обеспечена была победа там,
Где дрался сын грузинского народа".


Всего же, за период своей боевой деятельности  (с учётом Советско - Финляндской войны), выполнил около 400 боевых вылетов. На его счету 27 самолётов противника, уничтоженных лично и в группе с товарищами.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1946 года Капитан Джабидзе Давид Васильевич был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

*     *     *

Список всех известных побед Капитана Д. В. Джабидзе:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
129.06.1941 г.1  Ju-88оз. ПсковскоеИ-16, Як-7,

Як-1, Як-9.
223.07.1941 г.1  Ju-88Луга
307.04.1944 г.1  Ме-109юго - вост. Тархан
410.04.1944 г.1  Ме-109сев. - зап. Ясная Балка
512.04.1944 г.1  Ме-109зап. Вакуф-Кирк - Байлар
61  Hs-129Вакуф-Кирк - Байлар
715.04.1944 г.1  Hs-126вост. Мекензиевы Горы
817.04.1944 г.1  FW-189юго - вост. Колендо
909.07.1944 г.1  FW-190вост. Тракай
1016.01.1945 г.1  FW-190юж. Пшитык
1120.01.1945 г.1  FW-190ст. Сендзице
1207.02.1945 г.1  FW-190Дроссеш
1309.02.1945 г.1  FW-190Наймюль
1411.02.1945 г.1  FW-190Ортвич
1523.03.1945 г.1  FW-190Подельциг
1615.04.1945 г.1  FW-190юго - вост. Геншмаар
1716.04.1945 г.1  FW-190сев. Нейхов
1818.04.1945 г.1  FW-190Лечин

       Всего сбитых самолётов - 22  [ 18 ]  + 0;  боевых вылетов - 274;  воздушных боёв - 64.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz