Истрашкин Владимир Иванович - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Истрашкин Владимир Иванович

Истрашкин Владимир Иванович

Родился 13 февраля 1916 года в посёлке Иващенково, ныне город Чапаевск Самарской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов, школу ФЗУ   (ныне ПТУ № 16), работал на заводе и одновременно учился на рабфаке. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил на Дальнем Востоке.

С 10 августа 1941 года лейтенант В. И. Истрашкин на фронтах Великой Отечественной войны. С 19 сентября 1941 года сражался в составе 131-го ИАП на Южном фронте, летал на И-16 и ЛаГГ-3. Затем воевал в 446-м САП на Южном, Юго - Западном, Северо - Кавказском и Закавказском фронтах. 12 марта 1942 года был ранен при штурмовке позиций противника. С июня 1943 года сражался в 979-м ИАП на Северо - Кавказском, 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах, летал на Ла-5.

К августу 1944 года помощник командиpa 979-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе  (229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт)  майор В. И. Истрашкин совершил 508 боевых вылетов, в 94 воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника и 6 - в группе с товарищами.

26 октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны совершил 525 успешных боевых вылетов. Проведя более 100 воздушных боёв, довёл свой личный счёт до 18 сбитых самолётов.

В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, в 1956 году - курсы усовершенствования офицерского состава при Военнно - Воздушной академии. С 1949 года служил в Войсках ПВО. С 1957 года полковник В. И. Истрашкин - в запасе, жил в Москве. Работал преподавателем учебного подразделения Московского транспортного управленмя Гражданской авиации. Умер 12 января 1987 года.

Haгpаждён орденами: Ленина, Краевого Знамени  (четырежды), Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды  (дважды); медалями.

*     *     *

Родился Владимир в городе Чапаевске в семье потомственного рабочего. После окончания семилетки работал на заводе. Там его приняли в комсомол. Юноша работал и одновременно учился на рабфаке. В 1936 году по призыву комсомола "Дадим стране 150 тысяч лётчиков !" он поступил в лётное училище. Закончив учёбу, служил на Дальнем Востоке, где незадолго до этого японские самураи устроили провокационный конфликт в районе озера Хасан.

Истрашкин, как и другие летчики полка, тщательно отрабатывал способы боевых действий истребителей, изучал опыт воздушных боёв в Испании, Китае, на Халхин - Голе.

В конце июля 1941 года 131-й ИАП полк прибыл на Южный фронт. Обстановка в то время там была очень сложной. Противник сосредоточил на этом направлении большие силы и располагал хорошо организованной ПВО. Случалось, лётчики делали по 5 - 6 боевых вылетов в день. Владимир сразу же принял активное участие в воздушных боях с врагом, проявив отвагу и высокое лётное мастерство.

Истрашкину была свойственна высокая, можно сказать, беспощадная требовательность к себе. Его товарищам приходилось быть свидетелями того, как он тщательно готовился к каждому вылету, подробно разбирал с подчинёнными возможные варианты встречи с противником.

- Нужно умело использовать маневренные возможности И-16, - говорил он лётчикам. - Смело и настойчиво атакуйте противника, навязывайте ему свою волю.

Владимира уважали за высокое лётное мастерство, личный героизм, стремление выручить товарища в бою. Вот характерный эпизод. 27 ноября 1941 года в составе группы из 12 И-16 и 1 И-153 он в 3-й раз вылетел на штурмовку войск противника в районе города Ростова. На малой высоте в паре с Вадимом Фадеевым выполнил 7 атак по механизированным колоннам. Враг стрелял по нашим самолётам из всех видов оружия.

- Во время 8-й атаки, - вспоминает Истрашкин, - осколком снаряда пробило маслобак на самолёте Фадеева. Истребитель начал резко терять высоту. Я дал Вадиму направление посадки и, маневрируя и уничтожая огневые точки, сопровождал его до приземления на нейтральной полосе. Быстро покинув кабину, Фадеев под ураганным огнём противника перебрался в расположение наших войск.

Остаётся добавить, что Истрашкин не покинул товарища, пока не убедился, что он находится в полной безопасности.

В марте 1942 года капитана В. И. Истрашкина назначили командиром эскадрильи. И в первый же день он получил задачу обнаружить местонахождение и численность вражеских танков.

- По данным наземной разведки, - рассказывает Владимир Иванович, - танков в этом районе было много, но немцы их тщательно замаскировали. Противник готовился к наступлению и всячески стремился, чтобы танковые подразделения не были обнаружены с воздуха. Задача для нас оказалась непростой. На другой день я полетел вместе с Георгием Плотниковым в заданный район. На хуторе Орехово, где всего и домов - то было чуть больше десятка, на единственной улице мы обнаружили танк. Подумал; если один танк здесь, то где - то поблизости должны быть и другие. Но где ?   Снизились к дороге в надежде, что следы приведут к цели. И не ошиблись. Танки стояли в поле. Для них были вырыты капониры, а сверху немцы уложили дощатые настилы, на которые набросали комья мёрзлой земли и снега. Отметив на планшете скопление боевой техники противника, мы направились обратно. Всё бы хорошо, да над самой линией фронта нас обстреляли. Пуля раздробила мне пяточную кость на левой ноге. Правда, это я уже после узнал от врачей, а тогда обожгла боль. Чувствую - дело плохо: кровь течёт и нога немеет. А до аэродрома ещё далеко. Увидел ровный луг и посадил самолёт. Смотрю в небо, а Плотников круги надо мной описывает. Затем пошёл на посадку. Остановил самолёт рядом с моим, выпрыгнул из кабины и - ко мне:

- Командир, жив ?

- Как видишь. Заметил танки ?

- Заметил.

- Ну тогда бери мой планшет и немедленно возвращайся в полк.

- Понял. Только скажи, как рана ?

- А что с ней сделается !   Видишь, едут наши. Сейчас заберут в санчасть. Давай, Жора, в полку ждут...

Истрашкин на какое - то мгновение задумался, потом продолжал:

- Когда Плотников взлетел, я забыл и о боли, и о крови, пропитавшей лётный комбинезон: слушал, как с той стороны начали бить зенитки. Беспокоило, что именно на взлёте И-16 становится менее маневренным, наиболее уязвимым. Попади в него в это время снаряд, выйди он из - под контроля лётчика даже на самое малое время, и катастрофа неизбежна. К счастью, всё обошлось благополучно, и данные были своевременно доставлены в штаб полка...

Лётчики эскадрильи на самолётах И-16 уничтожали живую силу и технику противника, вели разведку, обеспечивали боевые действия штурмовиков и, главное, успешно вели воздушные бои, сбивая даже хвалёных фашистских лётчиков. Вспоминается такой случай.

В апреле 1942 года неблагоприятная воздушная обстановка сложилась на аэродроме Славяносербск. По существу, противник его блокировал. Ежедневно пара "Мессеров" с жёлтыми коками винтов на бреющем летала над взлётно - посадочной полосой. Однажды старший начальник решил поднять в воздух И-16 Истрашкина и Плотникова. Немцы, видимо, решили, что эти "ястребки" на взлёте можно и не трогать. Дескать, всё равно они будут сбиты. Истрашкин и Плотников начали набирать высоту, и тут "Мессеры" их атаковали. Завязался воздушный бой. Немцы пустились на хитрость - ушли в сторону.

- Смотрю на землю, - вспоминает Владимир Иванович, - посадочного "Т" нет. Это означает, что противник находится где-то рядом. Осмотрелся и вижу: один "Мессер" идёт на бреющем над полосой, готовясь к атаке снизу. Но я его опередил, атаковал сначала под ракурсом 1 / 4, а затем прошил очередью из пушек и пулемётов хвост. Самолёт задымил и стал падать. Второй мгновенно исчез. Так мы проучили противника: 3 дня они не показывались.

В октябре 1942 года 4 И-16 полка были направлены в Нальчик. Истрашкина, как старшего группы, вызвал на КП командующий 37-й армией и поставил задачу: сбить FW-189, который ведёт корректировку огня и разведку наших войск.

Истрашкин прикинул возможности И-16. Чтобы облегчить самолёты, сняли с них бронеспинки и аккумуляторы. Утром следующего дня парой на бреющем подошли к линии фронта  (он проходил всего лишь в 10 км от города). Вскоре обнаружили противника. Набрали высоту и атаковали его. "Рама" взорвалась при ударе о землю. Вскоре зенитчики разыскали консоль самолёта и привезли её в штаб.

- Молодец, - сказал командующий Истрашкину. - Сбил фашиста !   Для нас это очень важно - лишить противника "глаз".

В те дни все горели желанием бить врага. Этому способствовала и целеустремлённая партийно - политическая работа. Секретарь партбюро полка, парторги и комсорги эскадрилий всегда находились на аэродроме среди личного состава: беседовали с людьми, информировали их о положении на фронтах, рассказывали об отличившихся в боях лётчиках. Нередко сами надевали комбинезоны и помогали техникам готовить самолёты к боевому вылету.

Вспоминается партийное собрание с повесткой дня "Об авангардной роли коммунистов". Тогда Истрашкин сказал:

- Главное партийное поручение для всех нас в настоящее время - бить фашистов !

И он их бил. В суровые дни, когда немецкие войска подошли к Тереку и готовились к наступлению на Грозный и Баку, В. Истрашкин вместе со своими боевыми товарищами защищал родную землю. Вражеская авиация имела в то время явное численное превосходство. Советским лётчикам приходилось вылетать по нескольку раз в день. Но вскоре наступил перелом. Враг вынужден был остановиться, а затем и начать отступление под ударами советских войск.

К этому времени полк, в котором служил В. Истрашкин, получил новые самолёты ЛаГГ-3. Период переучивания был кратким. Осваивать новые самолёты приходилось в воздушных боях, и здесь ярко проявились замечательные качества лётчика - истребителя Владимира Истрашкина. Он был одним из многих советских лётчиков, которые творчески подходили к развитию тактики истребительной авиации. Особенно много вложил труда В. Истрашкин в совершенствование методов сопровождения штурмовиков Ил-2. Вместе с другими лётчиками В. Истрашкин предложил при сопровождении штурмовиков изменить боевой порядок прикрывающих истребителей: эшелонировать по высоте группы непосредственного прикрытия и ударную группу. Это давало возможность ударной группе иметь свободу маневра.

В дальнейшем от действий небольшими группами штурмовики перешли к полётам большими колоннами. Лётчики полка на специально созванной тактической конференции обобщили боевой опыт лучших лётчиков - В. Федоренко, В. Истрашкина и других - и разработали новые методы прикрытия штурмовиков.

В числе многих способов прикрытия штурмовиков был предложен и такой: по обеим сторонам колонны штурмовиков попарно следовали истребители, эшелонируясь по высоте. Каждая пара, выполняя общую задачу прикрытия всей колонны, прикрывала одну - две определенные группы; над этими истребителями шли свободные пары других истребителей. Если истребители, прикрывавшие какую - нибудь группу штурмовиков, оказывались связанными боем истребителями противника, свободная пара занимала их место и продолжала сопровождать штурмовики.

В. Истрашкин был одним из первых лётчиков полка, отказавшимся от тактики замкнутого оборонительного круга и освоившим вертикальный маневр. Высокое воинское мастерство позволяло ему отлично выполнять боевые задачи.

Однажды 6 истребителей под командованием Истрашкина, прикрывая свои войска в районе станицы Абинской, заметили 18 бомбардировщиков врага в сопровождении 8 истребителей. Несмотря на явное превосходство противника, советские лётчики атаковали его. В первой же атаке командир группы сбил ведущий бомбардировщик. Это вызвало замешательство в группе врагов. Воспользовавшись этим, Истрашкин вывел из строя ещё один бомбардировщик, но сам был атакован 4 "Месерами". Применив сложный маневр, он вышел из - под огня истребителей противника и, осмотревшись, увидел падающий горящий самолёт со свастикой. Оказывается, Ме-109 пытался зайти в хвост самолету Истрашкина, но вовремя был сбит Василием Шумовым, пришедшим на выручку своему командиру.

Потеряв 3 самолёта, вражеские бомбардировщики скрылись в западном направлении, беспорядочно сбросив бомбы. Советские истребители без потерь вернулись на свой аэродром. На командном пункте полка Капитан В. Истрашкин в присутствии лётчиков и техников крепко расцеловал Василия Шумова за выручку в бою.

Командуя эскадрильей, Истрашкин проявил себя незаурядным воспитателем подчинённых. Много внимания уделял он обучению и воспитанию лётчиков, особенно молодых.

В 1943 году Истрашкин принимал участие в ряде наступательных операций советских войск: Северо - Кавказской  (1 января - 4 февраля), Краснодарской  (9 февраля - 16 марта), Новороссийско - Таманской   (9 сентября - 10 октября), Керченско - Эльтигенской (в ноябре).

В.И.Истрашкин. Лето 1944 г.

В апреле - июне 1943 года, в период воздушных сражениях на Кубани, В. И. Истрашкин в составе свой дивизии вёл бои за завоевание советской авиацией господства в воздухе. Весной 1944 года принимал участие в освобождении Крыма. В июле - августе 1944 года на 2-м Белорусском фронте поддерживал наземные войска в Белорусской стратегической операции.

Летом 1944 года фото Владимира Истрашкина было опубликовано в центральной газете "Красная Звезда"  (№ 168 от 16 июля).

В августе 1944 года майор В. И. Истрашкин был представлен к высшей степени отличия. В материалах наградного листа указывалось:

"За время боевой работы совершил 508 успешных боевых вылетов на прикрытие самолётов Ил-2 и штурмовку войск противника, из них 298 боевых вылетов на самолёте И-16, 188 - на самолёте ЛаГГ-3 и 22 - на самолёте Ла-5. За этот же период провёл 94 воздушных боя, зачастую - с превосходящими силами противника, в результате которых сбил лично 15 и в группе - 6 самолётов противника. Действуя в составе 446-го смешанного авиационного полка, на самолёте И-16 произвёл 136 боевых вылетов на штурмовку техники и живой силы противника, где имел отличные оценки выполнения боевых задач.

Будучи в составе 979-го истребительного авиационного полка, Истрашкин проявил себя как смелый, мужественный лётчик, отлично владеющий техникой пилотирования. В сложной боевой обстановке, будучи ведущим группы, всегда принимает правильные решения, в силу чего в бою с численно превосходящим количеством самолётов противника выходит победителем.

Как помощник командира полка по воздушно - стрелковой службе вполне обеспечивает свой участок работы, часто, оставаясь за командира полка, обеспечивает его боевую работу. Летая на самые ответственные задания ведущим группы, он всегда идёт с желанием и уверенностью в победе. Его отвага и героизм характеризуются такими примерами боевых эпизодов:

16 апреля 1943 года наша группа истребителей в составе 6 самолётов ЛаГГ-3 прикрывала боевое порядки наших войск в районе станицы Абинская. В 15 часов 38 минут она встретилась с группой из 8 самолетов Ме-109, которые прикрывали до 18 бомбардировщиков Ю-87. Майор Истрашкин быстро принял решение атаковать врага и передал приказание по радио. Фашистские самолёты, имея большое численное превосходство, вступили в бой и проявили особую инициативу действий, однако ввиду правильной расстановки своих сил и бесстрашия советских лётчиков бой принял ожесточённый характер, в процессе которого майор Истрашкин подбил один самолёт Ю-87 и один Ю-87 сбил. Остальные самолёты противника неприцельно сбросили груз и поспешно покинули поле боя. Наши истребители благополучно возвратились на свой аэродром.

15 сентября 1943 года майор Истрашкин в паре со своим ведомым вылетел на прикрытие 4 Ил-2. В районе Кеслерово пара встретилась с 4 Ме-109, которые, пользуясь низкой облачностью, сразу же сбили ведомого. Майор Истрашкин, оставшись один, продолжал отражать нападение фашистов. В результате он сумел не дать возможность ни одному немцу атаковать "Илы", которые, выполнив своё задание, возвратились без потерь на аэродром.

14 ноября 1943 года майор Истрашкин в составе группы из 4 ЛаГГ-3 вылетел на прикрытие боевых действий штурмовиков. В районе цели группа встретилась с группой из 10 Ме-109, прикрывавшей 12 Ю-87. Истрашкин принял решение вступить в неравный бой, отдал приказание по радио и смело пошёл на врага. В результате жаркой схватки были сбиты 3 самолёта противника, 2 из которых - сбиты Истрашкиным. Наши штурмовики, выполнив задание, благополучно возвратились на аэродром вылета.

30 ноября 1943 года майор Истрашкин, будучи ведущим группы из 4 ЛаГГ-3, вылетел на прикрытие штурмовиков. В районе Н. Бурун завязался воздушный бой с 4 Ме-109, в результате которого Истрашкин увеличил счёт сбитых им самолётов ещё на одного.

11 января 1944 года в составе группы из 4 ЛаГГ-3 майор Истрашкин вылетел на прикрытие штурмовиков. В районе Поповка группа встретилась с 30 Ю-87, которых прикрывали до 15 истребителей. Встретив противника, майор Истрашкин принял решение немедленно атаковать строй противника и, передав приказание по радио, устремился на врага. В первой же атаке строй вражеских самолётов был разрушен, и бомбардировщики начали беспорядочно и неприцельно сбрасывать свой груз. Таким образом, завязался воздушный бой с противником, численно превосходящим наши самолёты в несколько раз. Однако и в этом случае, благодаря мужеству и героизму майора Истрашкина, а также его умению руководить боем, наши лётчики сбили 2 самолёта противника, из которых одного сбил майор Истрашкин. Штурмовики, выполнив задание, без потерь возвратились на свой аэродром".

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года майор Истрашкин Владимир Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 4843).

В январе - апреле 1945 года в составе 2-го Белорусского фронта В. И. Истрашкин участвовал в Восточно - Прусской  (13 января - 25 апреля)  и Восточно - Померанской  (10 февраля - 4 апреля)  стратегических операциях.

К концу войны заместитель командира 979-го истребительного авиационного полка майор В. И. Истрашкин совершил 525 успешных боевых вылетов. Проведя более 100 воздушных боёв, довёл свой личный счёт до 18 лично сбитых самолётов противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 личных и 6 групповых побед лётчика. ]

После войны В. И. Истрашкин продолжал службу в ВВС. Участвовал в первом послевоенном Параде Победы на Красной площади в Москве. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, а в 1956 году - курсы усовершенствования офицерского состава при Военно - Воздушной академии. С 1949 года служил в войсках ПВО командиром полка, заместителем командира дивизии. За время службы в авиации внёс большой вклад в освоение реактивной техники. Правительство высоко оценило его боевые подвиги. Грудь отважного воздушного бойца украсили "Золотая Звезда" Героя Советского Союза, 14 орденов и медалей.

С 1957 года полковник В. И. Истрашкин - в запасе. Уволившись по болезни  (из-за тяжёлого ранения в годы войны), он успешно трудится в Гражданской авиации, работал преподавателем учебного подразделения Московского транспортного управления. К военным наградам Героя прибавились медаль "Ветеран труда" и знак "Отличник Аэрофлота СССР". Скончался 12 января 1987 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

*     *     *

Список всех известных побед майора В. И. Истрашкина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
115.04.1943 г.1  Ju-88сев. ШептальскийИ-16, ЛаГГ-3, Ла-5.
216.04.1943 г.1  Ju-87Крымская
317.04.1943 г.1  Ме-109Мысхако
421.04.1943 г.1  Ме-109  (в звене - 1 / 3)западный берег озера Солёное
524.04.1943 г.1  Ме-109северо - восточнее Кабардинка
623.07.1943 г.1  Ме-109Молдаванское
711.01.1944 г.1  Ме-109высота 88,5  (Крым)
824.06.1944 г.1  Ju-87Хорошки

       Всего сбитых самолётов - 15 + 6  [ 7 + 1 ].


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz