Голодников Николай Герасимович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Голодников Николай Герасимович

Голодников Николай Герасимович

Каждое утро из дома № 213 по улице Ленина в городе Ставрополе выходил в краевой штаб ДОСААФ уже немолодой, поседевший, но бодрый и энергичный человек в военной форме. Это ветеран Великой Отечественной войны генерал - майор авиации Николай Герасимович Голодников.

Немногие в Ставрополе знают, что Н. Г. Голодников - человек удивительного мужества, необычайной судьбы. Он родился 5 декабря 1921 года в городе Ейске Краснодарского края. В прошлом лётчик - истребитель, в годы войны совершил 212 боевых вылетов, сбил в воздушных боях 7 вражеских самолётов лично и 8 группе с товарищами , участвовал в штурмовках вражеских войск и кораблей, прикрывал с воздуха торпедные катера Северного флота и конвои союзников, сопровождал штурмовики и торпедоносцы, блокировал вражеские аэродромы.

Если бы кто - нибудь из фронтовых друзей Николая Герасимовича посмотрел на него в 1938 году, вряд ли допустил бы мысль, что этот 16-летний чумазый ученик слесаря может стать прославленным асом Заполярья.

А между тем он, этот ученик слесаря, спустя 2 года без отрыва от производства закончил Таганрогский аэроклуб и поступил в Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков имени И. В. Сталина, которое успешно закончил в июне 1941 года. После выпуска, сержант Н. Г. Голодников был назначен инструктором - лётчиком в том же училище.

С началом войны, с июня 1941 по март 1942 года, училище неоднократно перебазировали. За это время, Николай неоднократно подавал рапорты о назначении в действующий полк.

Его просьба была удовлетворена только в марте 1942 года, когда он был направлен на Северный Краснознамённый флот, в 72-й смешанный авиационный полк ВВС КСФ. Воевать он начал на истребителе И-16 тип 28, на котором совершил около 10 боевых вылетов, провёл 2 - 3 воздушного боя. Позже полк станет 2-м Гвардейским, а после гибели его командира дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова, будет носить его имя.

В этом полку Н. Г. Голодников и провоевал всю войну, последовательно занимая должности лётчика, старшего лётчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи и, уже после войны, командира эскадрильи.

Аэродром 72-го СМАП располагался в 40 км от линии фронта, поэтому в задачу сафоновцев входило и прикрытие наших наземных войск. Пилоты возвращались возбуждённые недавним боем, с почти пустыми бензобаками и патронными ящиками. На них с восторженным благоговением смотрели только что прибывшие в часть молодые пилоты. Среди них был и Николай Голодников - русоволосый, невысокий, худощавый. Он внимательно слушал рассказы бывалых воздушных бойцов. Преодолевая застенчивость, расспрашивал о мельчайших деталях схваток с врагами.

И-16 из состава 72-го САП ВВС СФ.

И вот наступил долгожданный день, когда сержант Голодников поднялся на своей боевой машине, чтобы вместе с другими лётчиками эскадрильи отразить налёт вражеских бомбардировщиков на населённый пункт Полярное. Встретив большую группу немецких истребителей, наши лётчики вступили с ними в бой. Павел Орлов с близкой дистанции сбивает одного из "Мессеров". Николай, засмотревшись на падающий самолёт врага, сам был атакован неприятелем: над его машиной пронеслись пулемётные трассы.

Забыв обо всём на свете, Николай бросился за атаковавшим его "Мессером". Дрожа от нетерпения дал одну длинную очередь, вторую, третью... Но "Мессер" летел как ни в чём не бывало, ни одна из трасс не задела его. Внезапно Николай услышал в наушниках голос командира, приказывающего прекратить погоню и занять место в боевом строю. Погнавшись за немцем, Голодников оторвался от группы, бросив Орлова, и теперь, растерянный и пристыженный, поспешно развернул машину в указанном ему направлении.

На аэродроме Павел Орлов, без свидетелей, провёл с Николаем воспитательную беседу. Рассказал, что надеясь на своего ведомого, он в горячке боя не заметил, как немецкий истребитель подкрался ему в хвост. Хорошо, что немец промазал. Орлов сбил этого "Мессера", однако могло быть и иначе...

На всю жизнь запомнилась Николаю Голодникову эта беседа. Он стал более сдержан, осмотрительнее в бою.

Вскоре, пересев уже на английский истребитель "Харрикейн", одержал свою первую победу - сбил истребитель Ме-109. Вспоминает сам Николай Герасимович:

- Я тогда ведомым был, а он атаковал ведущего, но не дотянул. Влез между мной и ведущим, я его и рубанул, метров с 15 - 20-ти...

Харрикейн

Истребитель "Hurricane" MK.IIb.  На такой машине летал Н. Голодников во 2-м ГвИАП СФ.

На "Харрикейне" он совершил около 20 боевых вылетов и провёл 3 - 4 воздушных боя. Потом пересел на Р-40: сначала на "Томахаук", затем на "Киттихаук". На этих машинах Николай совершил около 50 боевых вылетов и провёл 10 - 12 воздушных боёв. Потом полк в очередной раз сменил матчасть на Р-39 "Аэрокобра". Вспоминает Николай Герасимович:

- На "Кобре" я начал летать с ноября 1942 года. Первые машины мы получали в Москве, в контейнерах. Собирали и на них же учились. Это были машины Р-39Q, наверное, 1-го или 2-го типа, из "английского заказа". В жёлтом камуфляже, для Сахары... Потом уже нам "Кобры" перегоняли или мы брали в Красноярске, это были типы Q-5, Q-10, Q-25, Q-30 и Q-35. Эти уже специально для СССР делались. Мы всю войну только на серии "Q" воевали.

На "Кобре" я совершил более 100 боевых вылетов, из них 30 - на разведку и провёл 17 воздушных боёв. Это машина мне очень нравилась: она не уступала противнику ни по скорости, ни по динамике разгона, ни по вертикальной и горизонтальной маневренности. Очень сбалансированный был истребитель.

Н. Г. Голодников

Н. Г. Голодников у своей "Аэрокобры".  Североморск, 1942 год.

Именно на "Аэрокобре" Николай закрыл свой боевой счёт, уничтожив в одной из воздушных схваток сразу 2 вражеских самолёта. Сам он вспоминает об этом так:

Н.Г.Голодников

- 15 сентября 1944 года расковыряли наши торпедные катера немецкий конвой. Большинство, так или иначе, были подбиты, но всё же уходят. Один наш катер тоже был сильно подбит: еле - еле тянул. К нему устремились немецкие "охотники". Один совсем близко подошёл. То ли добить решил, то ли в плен взять. Нас тогда 8 было, мой комэск Витя Максимович, он парой чуть раньше ушёл, на разведку конвоя и я ведущим шестёрки. Мы переговоры катеров слышим, подбитый и говорит: "Наседают !". Мой комэск ему: "Не дрейфь !   Щас я его !". Зашёл он и дал очередь из 37-мм пушки... Заполыхал этот "охотник" любо - дорого !

А тут подошла шестёрка Ме-109F: на прикрытие конвоя и обеспечения удара по нашим катерам. Но подоспел и я со своей шестёркой. Закрутили карусель...

Я в том бою два "Мессера" сбил и один подбил  (потом этот подбитый разведка подтвердила). Приземлиться ещё не успели, а с подбитого катера уже по радио доложили, что одна и та же "Кобра" сбила два "Мессера"   (это были мои 6 и 7 победы), а другая зажгла "охотник". Всё ж у них на глазах было. Нам потом адмирал Кузьмин, командир бригады торпедных катеров, личную благодарность нам выразил. Все подбитые катера на базу вернулись.

Лётчик - истребитель Н. Г. Голодников сражался в составе 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка Краснознамённого Северного Флота имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова  (бывший 72-й смешанный авиационный полк ВВС КСФ)  с марта 1942 года и до окончания боёв в Заполярье. В жестоких воздушных боях уничтожил 15 самолётов противника, участвовал в потоплении 1 танкера.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 5 личных и 1 предполагаемую победы лётчика. ]

После окончания Великой Отечественной войны Николай Герасимович служил в морской авиации, стал лётчиком 1-го класса, командовад эскадрильей. Затем был назначен начальником воздушно - стрелковой подготовки ВВС КСФ, а затем старшим инспектором по технике пилотирования и теории полёта лётной инспекции ВВС КСФ, летал на многих типах реактивных самолётов. Затем учился в Военно - Морской академии имени К. Е. Ворошилова в Ленинграде. После её окончания вновь служил в авиации ВМФ и ПВО страны, на самых различных командных должностях. Уже в мирное время был награждён двумя орденами Красной Звезды и орденом Трудового Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено почётное звание "Заслуженный военный лётчик СССР". Сейчас генерал - майор авиации Н. Г. Голодников - в отставке.

Н.Г.Голодников

В Вооружённых Силах СССР Н. Г. Голодников прослужил 39 лет. С 1969 по 1978 год боевой генерал возглавлял Ставропольское высшее военное авиационное училище лётчиков и штурманов противовоздушной обороны имени Маршала авиации Судца, которое было создано под его руководством.

После ухода в запас на протяжении 10 лет руководил Ставропольской краевой организацией ДОСААФ, которая входила в первую десятку лучших организаций ДОСААФ Советского Союза.

С 1987 года являлся первым заместителем, а с декабря 2003 года избран председателем Ставропольской краевой общественной организации ветеранов   (пенсионеров)  войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов. За годы работы он много сил и внимания уделял и уделяет укреплению первичных организаций и структурных ветеранских подразделений, которых насчитывается в крае более 1000, объединяющих в своих рядах около 700 тысяч ветеранов   (пенсионеров).

При непосредственном ходатайстве Н. Г. Голодникова перед Правительством края и Государственной Думой края в городе Ставрополе построен социальный дом для участников Великой Отечественной войны, завершено строительство реабилитационного центра краевого госпиталя инвалидов войн. За 2002 - 2004 годы, работая совместно с Министерством труда и социальной защиты населения края, он способствовал тому, что инвалиды получили 1713 автомобилей, было установлено 2350 телефонов, более 100 тысяч ветеранов получили адресную помощь.

Н.Г.Голодников

Около 15 лет Н. Г. Голодников избирался депутатом краевого Совета народных депутатов, неоднократно входил в состав Ставропольской городской избирательной комиссии.

25 лет Николай Герасимович являлся командующим краевых юношеских игр "Орлёнок", "Зарница", возглавлял краевой штаб юнармейского движения. Систематически организовывал выступления и лично сам выступал в школах, учебных заведениях и на призывных пунктах военных комиссариатов.

Героизм и мужество, проявленные Николаем Герасимовичем в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, большой личный вклад в подготовку военных специалистов, активная общественная деятельность, направленная на развитие ветеранского движения и воспитание подрастающего поколения в крае неоднократно отмечены высокими государственными наградами СССР, Российской Федерации и наградами Ставропольского края: двумя орденами Красного Знамени  (1943, 1944), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени  (1945, 1985), орденом Трудового Красного Знамени  (1975), тремя орденами Красной Звезды  (1944, 1954, 1968), орденом Почёта  (1999), орденом Дружбы  (2005)  и 24 медалями.

Почётный гражданин города Ставрополя и Ставропольского края, Н. Г. Голодников пользовался заслуженным авторитетом и уважением в крае среди молодёжи и старшего поколения.

Председатель Ставропольской краевой общественной организации ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов покинул мир на 89 году жизни, 25 мая 2010 года.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана Н. Г. Голодникова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
118.07.1942 г.1  Ме-109Роста"Харрикейн",

"Киттихаук",

"Аэрокобра".

229.04.1943 г.1  Ме-109юго - западнее Мурманска
307.05.1943 г.1  Ме-109  (предположительно)Ваенга - Мурманск
423.08.1944 г.1  Ме-109Луостари
515.09.1944 г.1  Ме-109южнее Хейне - Саари
61  Ме-109западнее полуострова Рыбачий

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0  (и 1 + 0 сбито предположительно);   боевых вылетов - около 200.

*     *     *

Мой боевой товарищ Николай Голодников.

Н.Г.Голодников (справа), лето 1942 г.

Безлунная октябрьская ночь плотно окутала город. Стало так темно, что контуры зданий слились с чёрными провалами улиц и переулков. Не слышно ни людских голосов, ни гудков автомобилей. Только шум моря - привычный, почти не замечаемый теми, кто живёт здесь всю жизнь. Но вот высоко над землёй то нарастает, то затихает сдержанный, грозный рокот мотора. "Наш !" - узнают горожане и успокаиваются. И так каждый вечер, каждую ночь.

Сегодня барражирует над портом Николай Голодников. Опытный истребитель, настоящий сафоновец, который не даст пройти к городу ни одному самолёту с крестом и свастикой. Не только пройти, но и уйти не даст, если тот повернёт обратно. Нельзя допустить, чтобы враг сбросил бомбы на головы мирных жителей, чтобы нарушил работу порта, где день и ночь разгружаются транспорты с военным снаряжением, с продовольствием для фронта.

Голодников не допустит. Если фашистских самолётов будет много, вызовет на помощь товарищей. Если мало - справится сам. Голодников - опытный истребитель.

...Приближалась третья военная зима. Краснознамённый Гвардейский авиаполк имени Бориса Феоктистовича Сафонова самоотверженно защищал от налётов врага Мурманск и караваны судов, направлявшиеся к нему с военными грузами. Немецкое командование сосредоточило на прибрежных аэродромах Северной Норвегии и в Финляндии большое количество авиации. Вражеские бомбардировщики, сопровождаемые истребителями, стремились во что бы то ни стало прервать нашу важную морскую коммуникацию. То и дело в воздухе завязывались ожесточённые схватки.

Сержанту Голодникову выпало летать с капитаном Орловым. Ученик Сафонова, Павел Орлов с первого дня дружелюбно отнесся к новичку. Ему понравился этот скромный застенчивый парень, страстно мечтавший скорее вступить в бой.

- Спокойно, Коля, - утешал его капитан. - Твои самолёты от тебя не уйдут, скажу ребятам, чтоб не сбивали...

И вот наступил долгожданный день, когда сержант Голодников поднялся на своей боевой машине, чтобы вместе с другими лётчиками эскадрильи отразить налёт фашистских бомбардировщиков на населённый пункт Полярное. Истребители стремительно неслись над невысокими сопками, покрытыми низкорослым лесом. Под крылом самолёта мелькали то ржавые пятна болот, то зеркальца озер. В беспорядке громоздились огромные гранитные валуны. На всём лежал отблеск неяркого северного солнца. Впрочем, любоваться своеобразным полярным пейзажем Николаю пришлось недолго.

- "Кама-9", "Кама-9" - послышался в наушниках голос Орлова. - Набираем высоту, внимательно следите за воздухом !

Зоркие глаза сержанта окинули пространство вокруг. Небо чисто. И вдруг...

- "Кама-5" ! - доложил он срывающимся от волнения голосом. - Внизу, сзади - "Мессеры" !

- Вижу ! - Орлов положил свой самолёт в глубокий вираж.

Николай последовал за ним.

- Наши зенитки ведут заградительный огонь ! - предупредил ведущего.

"Мессершмитты" пытались маскироваться на фоне местности, пользуясь своим коричневым и блекло - зелёным камуфляжем. Наши истребители развернулись, пошли им навстречу. Николай услышал в наушниках указание наземной радиостанции:

- Идите к Полярному !   Набирайте запас высоты ! - И спокойный голос Орлова: - Я -"Кама-5". Выполняю !

- "Кама-9" - предупредил капитан ведомого, - будьте внимательны !

Наши истребители, быстро набирая высоту, мчались к населённому пункту Полярное. Николай Голодников не испытывал страха, он жаждал боя. В нетерпении оглядывал воздух. Небо было чисто. Может быть, на КП ошиблись ?   Упустили врага ?   И тут же различил хорошо изученные контуры вражеских самолётов.

- Группа "Мессеров" слева !

- Идём в атаку ! - ответил капитан.

Николай на секунду взглянул вниз: восточнее Полярного уже пылают на сопках сбитые самолёты. Задумываться некогда, "Мессеры" уже рядом. Неожиданно они делают левый разворот. Уходят ?

- "Кама-5", атакуйте ! - приказывает голос с КП.

Истребитель Орлова врезался в строй вражеских машин. Голодников неотступно следовал за ведущим. Капитан короткой пулемётной очередью с близкой дистанции прошил "Мессершмитт", и тот, оставляя в небе клубы чёрного дыма, рассёк поверхность моря...

Голодников впервые видел сбитый самолёт врага. Всё в нём ликовало: "Молодец капитан !   Как срезал !"

И в тот же момент над его самолётом простучала пулемётная очередь. Кажется, прошила крыло. "Чёрт, засмотрелся..."

"Мессер" отходил с набором высоты. Николай в ярости бросился за ним. Развив максимальную скорость, продолжал погоню, пока явственно не увидел чёрно - белые кресты на плоскости вражеского самолёта. Пора, а то ускользнёт... Дрожа от нетерпения, дал длинную пулемётную очередь Вторую, третью. "Мессер" летел как ни в чём не бывало, ни одна из трасс не задела машину.

Голодников принялся лихорадочно ловить "Мессершмитт" в сетку оптического прицела. Но это никак не удавалось, собственный самолёт плохо слушался его.

- Всё равно я тебя доконаю, проклятый фашист ! - вслух выкрикнул Николай, раз за разом нажимая гашетку.

И вдруг он услышал голос капитана:

- "Кама-9", ваше место ?   Я в районе Губа Грязная, высота 2500...

"Забыл о ведущем !.."   Растерянный, пристыженный Николай поспешно развернул машину и поспешил в указанное место.

- "Кама-9", где были ? - запросил Орлов.

- Атаковал "Мессера", - виновато признался он.

Капитан ничего не ответил. Николай так расстроился, что, садясь на аэродром, "дал козла". Таких неудачных посадок у него не бывало даже в училище. Зарулив на стоянку, вылез из кабины и непослушными дрожащими пальцами стал отстегивать парашют. Зарвался... Бросил командира в бою !   Больше Орлов никогда не полетит с ним. Вообще вряд ли кто полетит. Отставят от полётов...

Ну вот, так и есть !   К нему бежал один из мотористов:

- Командир эскадрильи приказал немедленно явиться на разбор полёта !

- Ну да, отлетался...

И вдруг разозлился. А если бы сбил ?   Ведь чуточки не хватило !   Не позови его капитан...

Орлов был в землянке один. Взглянул чуть устало.

- Садись, Николай, отдыхай. Как самочувствие ?   Не сбил фашиста ?

Николай молчал, глядя на носки своих унтов.

- Не сбил, спрашиваю ?

- Ещё бы маленько...

- И сбил бы ?

- Ага... Возможно. Ведь я его... Чуть - чуть оставалось...

- Вот, вот. И ему оставалось чуть - чуть. Немцу, что в хвост мне пристроился незаметно. Я ведь не очень оглядывался, надеялся на тебя. И вдруг - трасса над самой кабиной !   К счастью, тоже такой как ты оказался - "чуть-чуть". Я с ним разделался, как бог с черепахой...

- Виноват, товарищ капитан, - неожиданно для себя встал Голодников - Конечно, допустил глупость. Больше, если со мной полетите...

- Подумаю, - серьёзно сказал командир. - И ты подумай. Ты же настоящим сафоновцем хочешь стать. Так ведь ?   Так вот послушай. В самом начале войны это было. Прибыли к нам черноморцы, не такие и новички. Но натерпелись у нас в "безлошадниках", рвались в небо. Потом получили "МиГи", новенькие, класс !   Был среди них один лётчик. Теперь... Ну да ты о нём слышал, сейчас называть не буду. Хороший пилот был уже и тогда. Сафонов в первый полёт назначил его к Кухаренко ведомым. Кухаренко сбил "Юнкерс" или, не помню уж, два. А ведомый его погнался за "Мессером". Погнался, догнал и...

- Не сбил ? - не стерпел Николай, покраснев до ушей.

- Сбил, почему же. Хороший был лётчик.

Николай молчал, не понимая.

- Он-то сбил... - проговорил, подавляя вздох.

- И получил 5 суток ареста, - закончил Орлов. Но не это его огорчило. Больше всего огорчили слова, сказанные тогда Сафоновым. "У нас так не поступают", - вот что Борис Феоктистович ему сказал...

Прошло около 2-х лет после того первого неудачного боя сержанта Голодникова и его памятной беседы с капитаном Орловым. Николай стал уже старшим лейтенантом, отличным лётчиком - истребителем. На его кителе уже блестели два ордена Красного Знамени и орден Отечественной войны 1-й степени. Он сам теперь водил в бой молодых пилотов, стараясь облегчить им первые шаги.

Как-то раз группа истребителей под его командой прикрывала налёт бомбардировщиков на аэродром врага. Противник не ожидал атаки, и всё же с аэродрома успела подняться шестёрка "Мессеров". Маскируясь за сопками, ушла в западном направлении.

- Будьте внимательны, они вернутся ! - предостерёг Голодников своих ведомых.

И вскоре в эфире раздался голос одного из лётчиков:

- Впереди, ниже нас - группа "Мессеров" !

Бомбардировщики к этому времени уже сбросили свой груз и легли на обратный курс. "Мессершмитты" увязались за ними. Голодников первым бросился в атаку и с ходу сбил один из самолётов противника. И тут же услышал голос своего ведомого молодого лётчика Гредюшко:

- Товарищ командир, вас атакуют !

- Приотстань, зайди ему в хвост !

Голодников заложил глубокий вираж, "Мессер" пронёсся мимо и тут же попал под огонь пулемётов Гредюшко.

- Молодец, хорошо усваиваешь сафоновскую науку, - похвалил Николай на земле новичка.

Наверно, вспомнил он, как самому ему давалась эта наука. Но зато теперь он владел ею в совершенстве. Провёл много успешных боёв, имел на личном счету 5 сбитых самолётов врага и 7 в составе группы. И главной своей заботой считал поэтому помощь новичкам, передачу им сафоновского стиля ведения боя, которым овладел под руководством своего первого командира и учителя капитана Павла Ивановича Орлова.

- Попросись слетать с Колей, - советывали новичкам молодые друзья Николая Голодникова, которых становилось всё больше и больше.

(Из книги З. А. Сорокина - "Звёзды на фюзеляже".  Москва, издательство ДОСААФ СССР, 1977 год.)



Интервью с Н. Г. Голодниковым в книге А. Драбкина.

Возврат

Н а з а д

Ультрафиолетовый обеззараживатель воды на чем основана работа обеззараживателя.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz