Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Гуськов Гаврил Гаврилович

Г.Г.Гуськов.

Родился в 1923 году в деревне Шахово, ныне Урицкого района Орловской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов и аэроклуб. Работал счетоводом в Малоярославсяком мехлесопункте Калужской области. С Апреля 1941 года в Красной Армии, в этом же году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С Ноября 1942 года сержант Г. Г. Гуськов в действующей армии. По Февраль 1943 года служил в составе 653-го ИАП; по Апрель 1943 года - в 875-м ИАП  (66-м Гвардейском ИАП); затем - в 65-м Гвардейском ИАП. Летал на Як-1 и Як-7.

К Апрелю 1943 года командир звена 65-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт)  Гвардии младший лейтенант Г. Г. Гуськов произвёл 105 боевых вылетов. В 35 воздушных боях сбил 10 самолётов противника.

24 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

17 Июля 1943 года погиб в воздушном бою. Похоронен в посёлке городского типа Нарышкино Урицкого района Орловской области.

Всего выполнил около 150 боевых вылетов. Проведя около 50 воздушных боёв, сбил 16 самолётов противника.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Его именем названы улица в Нарышкино. Навечно зачислен в списки воинской части.

*     *     *

Гавриил Гуськов рос в крестьянской семье. Окончил 7 классов и аэроклуб. Весной 1941 года добровольно вступил в Красную Армию, стал курсантом Качинской военной авиационной школы. После выпуска летом 1942 года и короткой переподготовки в запасном авиаполку молодой лётчик Гуськов осенью прибыл в 653-й истребительный авиационный полк, сражавшийся на Калининском фронте.

Полк, в котором служил Гуськов, имел в своём составе много молодых необстрелянных лётчиков. Оберегая неопытную молодёжь, командование не спешило выпускать её на боевые задания. Поэтому Гуськову, как и другим молодым лётчикам, первое время приходилось осваивать материальную часть и технику пилотирования самолёта Як-1, учиться метко стрелять, отрабатывать воздушные бои на вертикалях, маневрировать в боевых порядках эскадрильи и полка, взлетать и садиться в составе эскадрильи.

Терпеливо училась молодёжь у опытных боевых лётчиков - командиров эскадрилий, их заместителей и командиров звеньев искусству побеждать врага. И это вскоре окупилось сторицей. Уже на Калининском фронте Гуськов дрался умело и мужественно.

6 Марта 1943 года лётчики 875-го ИАП, в котором теперь служил Гуськов, провели успешный воздушный бой. Шестёрка Як-7Б, ведомая лейтенантом В. В. Скоруком, вылетела на сопровождение штурмовиков, наносивших удар по войскам противника восточнее реки Ловать. "Илы" шли двумя звеньями с уступом вправо. Истребители сопровождения попарно расположились на флангах строя, а одна пара шла сзади и чуть выше. Через 10 - 12 минут полёта лётчики заметили впереди чёрные шапки разрывов зенитных снарядов. Это значило, что группа подходила к цели. Искусно маневрируя, "Илы" обрушили на заданный объект свой бомбовый груз. Истребители зорко следили за воздухом, стараясь как можно раньше обнаружить истребителей противника, в появлении которых сомнений не было.

В момент отхода штурмовиков от цели появились 6 Ме-109G и 2 FW-190. Хотя "Илы" уже уходили, без прикрытия их оставлять было всё равно нельзя. Лейтенант Скорук принял решение частью сил атаковать и связать боем вражеские истребители. По его команде первым вступил в бой с фашистами старший сержант Г. Г. Гуськов в паре с сержантом А. И. Поповым. Два Ме-109, отделившись от группы, одновременно атаковали Гуськова справа. Но старший сержант перехитрил врага - он резко убрал газ, и немцы проскочили мимо. Затем пилот круто развернул самолёт на 180° и зашёл "Мессеру" следующей пары в хвост. С дистанции 50 метроы дал по нему очередь из всех своих огневых точек. Фашист, распустив шлейф темного дыма, камнем свалился вниз.

Г.Г.Гуськов.

Второй "Мессер" со снижением стал уходить. Гуськов бросился было его преследовать, но вовремя оглянулся назад и заметил, что третий Ме-109 заходит ему в хвост. Гуськов мгновенно оценил обстановку, резко развернулся на обратный курс и пошёл в лобовую атаку. Ведя встречный огонь, противники проскочили мимо друг друга и стали в левый вираж, стараясь зайти один другому в хвост.

Сержант Попов зорко следил за своим командиром. До сих пор он не вмешивался в бой, видя, что командир в помощи не нуждается. Но тут наступила минута, когда во время виража "Мессер" подставил ему свой живот. Сержант Попов длинной очередью расстрелял фашиста.

Ведущий второй пары старшина М. С. Ворожейкин, потеряв своего ведомого, дрался один с 3 "Мессерами" и 2 из них сбил. По одному фашистскому истребителю уничтожили сержант А. Г. Кулиев и ведущий группы лейтенант Скорук. Всего было уничтожено 6 из 8 самолётов противника. Ни штурмовики, ни группа истребителей потерь не имели.

24 Мая 1943 года в центральных газетах был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении одному из лучших лётчиков 65-го Гвардейского полка Гвардии младшему лейтенанту Гаврилу Гавриловичу Гуськову звания Героя Советского Союза. Эту весть с радостью встретил не только личный состав его полка, но и все авиаторы 4-й Гвардейской истребительной авиадивизии, так как героизм и отвага, проявленные Гуськовым в боях, были известны далеко за пределами полка. Он одержал свою первую победу З Января 1943 года в районе Великих Лук, где в воздушном бою сбил истребитель Ме-109. А к концу Марта 1943 года он имел на своём счету уже 11 лично сбитых самолётов врага. Теперь отважному лётчику предстояло участвовать в боях за освобождение родных мест - города Орёл и Орловской области.

В конце Мая 1943 года, перед Курской битвой, 65-й Гвардейский ИАП перебазировался на аэродром в полосе Брянского фронта, где получил задачу прикрывать войска правого крыла Центрального фронта, а с 12 Июля участвовал в наступлении Брянского фронта на Орловском направлении.

Накануне боёв на Курской дуге Герой Советского Союза Гвардии младший лейтенант Г. Гуськов провёл ряд полезных бесед с молодыми лётчиками. В одной из них он рассказал о важности обладать высотой во время боя.

- Если проскочишь мимо атакуемого самолёта, - говорил агитатор, то сам попадёшь в невыгодное положение. Если у тебя нет высоты, то тебе будет очень трудно драться. Поэтому всегда стремись к господству в высоте, настойчиво борись за это. После того как атаковал противника сверху, сразу же уходи опять вверх и занимай выгодное положение для новой атаки.

В первый же день контрнаступления наших войск на Курской дуге командир звена Гавриил Гуськов снова отличился. Ведомая им группа вступила в бой с превосходящим воздушным противником над переправами на Оке. Мгновенной атакой Гвардии лейтенант разбил строй вражеских бомбардировщиков, один из них сбил сам.

Спустя 3 дня Гуськов за 2 вылета уничтожил ещё 3 фашистских истребителя FW-190. Сражаясь в родном небе Орловщины, Гуськов успел уничтожить 5 самолётов врага.

Наступлению советских войск на Орловском направлении содействовали и наши истребители, непрерывно патрулировавшие в воздухе. Они надёжно прикрывали боевые порядки частей и соединений от ударов вражеской авиации и наносили бомбардировщикам противника значительные потери.

15 Июля группа из 6 истребителей под командованием Героя Советского Союза Гвардии майора В. Н. Кубарева получила задачу прикрыть переправу наших войск через реку Ока. На 28-й минуте патрулирования появились 4 Ju-88 под прикрытием 8 FW-190, которые направлялись к переправе. Это были разведчики. За ними шли 27 бомбардировщиков Ju-88 и 20 истребителей FW-190. Воспользовавшись благоприятной погодой советские истребители внезапно атаковали вражеские самолёты и сбили 4 "Юнкерса" и 2 "Фоккера". При этом особенно отличились Герой Советского Союза Гвардии лейтенант Г. Гуськов и старший лейтенант Килоберидзе, которые сбили по 2 фашистских самолёта.

Г.Г.Гуськов.

Тяжёлым для Гвардейцев выдался день 17 Июля. Во второй половине дня четвёрку истребителей под командованием Гуськова, прикрывавшую наземные войска, атаковали 12 "Фоккеров". Спустя несколько минут к фашистам подошло подкрепление. Теперь 4 советских истребителя сражались против 30 вражеских самолётов, эшелонированных по высоте. Отчаянно дралась четвёрка Гуськова. Лётчикам в такой обстановке оставалось одно - драться до полной выработки горючего и израсходования боеприпасов. Победа или смерть !   Так и окончился этот тяжёлый бой. Смертью храбрых вместе с командиром погибли комсомольцы лётчики В. Г. Пономарёв, С. С. Альбинович, парторг эскадрильи А. В. Лебедева.

...Спустя 20 лет у деревни Бетово Волховского района Орловской области на глубине 4 метров были найдены обломки самолёта. По орденам лётчика было установлено, что они принадлежали Гавриилу Гавриловичу Гуськову. Его останки с воинскими почестями захоронены в посёлке городского типа Нарышкино Урицкого района Орловской области. На могиле героя воздвигнут памятник: в шлемофоне навстречу ветру устремлён лётчик... Его имя носят улица в Нарышкино. Имя Героя долгое время носила и пионерская дружина Архангельской средней школы Урицкого района, в которой он учился.

*     *     *

Список известных побед Гвардии лейтенанта Г. Г. Гуськова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
130.12.1942 г.1  Ме-109Великие ЛукиЯк-1, Як-7.
214.01.1943 г.1  FW-190Волчки
326.01.1943 г.1  Me-109юж. Новосокольники
427.01.1943 г.1  Me-109р-н Великих Лук
527.02.1943 г.2  FW-190Берёза - Гущино
606.03.1943 г.1  Me-109Теремово
707.03.1943 г.1  Me-109Сенцы
809.03.1943 г.1  Me-109Астратово
91  Нe-111Астратово
1015.03.1943 г.1  Ju-87Черенчицы
1116.03.1943 г.1  FW-190Щелгуново
121  Ju-87Байково
1312.07.1943 г.1  Ju-87Хмелевая
1415.07.1943 г.2  FW-190р-н Малоархангельска

       Всего сбитых самолётов - 16 + 0;  боевых вылетов - около 150;   воздушных боёв - около 50.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz