Хлуд Борис Алексеевич - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Хлуд Борис Алексеевич

Хлуд Борис Алексеевич

Родился 24 июня 1917 года в городе Бежица  (ныне в черте города Брянска), в семье служащего. Окончил 2 курса Киевского механического техникума. Работал токарем на заводе "Арсенал", инструктором Центрального аэроклуба в Киеве. С 1938 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

С июня 1941 года лейтенант Б. А. Хлуд на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 146-го ИАП  (2 сентября 1943 года преобразован в 115-й Гвардейский ИАП). Воевал на Юго - Западном, Южном, Западном, Брянском, 1-м Украинском, 1-м Прибалтийском, 1-м Белорусском, 2-м Белорусском и 3-м Белорусском фронтах.

К августу 1943 года командир эскадрильи 146-го истребительного авиационного полка  (7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 1-я Воздушная армия, Западный фронт)  капитан Б. А. Xлуд совершил 327 боевых вылетов. В 52 воздушных боях лично сбил 11 и в составе группы 1 самолёт противника.

2 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил более 400 боевых вылетов, в 67 воздушных боях сбил 18 самолётов лично и 1 в группе.

С 1946 года Гвардии майор Б. А. Xлуд - в запасе. Жил в Киеве. Работал начальником автошколы Киевского ДОСААФ, начальником группы в НИИ. Умер 21 сентября 1991 года. Похоронен в Киеве на Городском кладбище "Берковцы".

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Мы нередко говорим о боевых традициях различных полков, чести российского воина, связывая с этим прежде всего свою готовность преданно служить Родине, защищать её мужественно и умело, как это делали те, кто прошёл через горнило сражений. Сегодня их сменили в боевом строю воины - интернационалисты. И бессменным ветераном одной из таких частей остаётся увенчанное орденами Гвардейское Боевое Знамя.

Молодых выпускников военных училищ, прибывших в часть, заместитель командира полка по инженерно - авиационной службе провозит на аэродром. Здесь они впервые увидят боевые машины полка - камуфлированные истребители с выгоревшими под солнцем Гвардейскими знаками, красными звёздами. Все они почти одинаковые, отличаются лишь номерами на фюзеляжах. Но на одном хорошо заметна аккуратно выведенная жёлтой краской надпись: "Советская Литва". Эта встреча на самолётной стоянке, посещение музея боевой славы заставляют обратиться к героическому прошлому.

МиГ-21 'Советская Литва'

МиГ-21 'Советская Литва'

...Пожелтевшие, кое - где начинающие крошиться страницы исторического формуляра части, бледно - фиолетовые строчки приказов, сводок, скупых сообщений о воздушных боях, первых победах и боевых потерях. "...Младший сержант Серов Сергей Васильевич произвёл 2 боевых вылета, 26 июня 1941 года погиб в воздушном бою..."   И далее - длинный перечень не вернувшихся с задания, пропавших без вести, погибших в воздушных поединках...

Мелькнуло знакомое название: эскадрилья "Советская Литва". В папке аккуратно подшитое обращение к воинам полка:

Передача самолётов эскадрильи 'Советская Литва'
Председатель Президиума Верховного
Совета  Литовской  ССР  Ю. Палецкис
передаёт  личному  составу  146-го  ИАП
эскадрилью самолётов "Советская Литва".

"Вручая вам от имени бойцов литовских национальных частей Красной Армии и трудящихся Литовской Советской Социалистической Республики самолёты "Советская Литва", мы даём вам боевой наказ - всегда быть в первых рядах...

Пусть краснозвёздные самолёты "Советская Литва" огненным мечом обрушатся на врага и помогут нашей героической Красной Армии разгромить кровавые орды фашистов и ускорить час, когда над городами и сёлами Советской Литвы вновь будут реять красные знамёна".


1 миллион 25 тысяч рублей в короткий срок собрали трудящиеся республики на постройку 12 истребителей, которые передали 20 февраля 1943 года 146-му авиаполку, находившемуся в то время на переформировании под Москвой, где он получал и новую авиационную технику. Лётчики эскадрильи клятвенно заверили, что первыми приземлятся на аэродроме освобождённого Каунаса. После этого эскадрилья сразу вылетела на первое боевое задание.

Як-7Б 'Советская Литва', весна 1943 года.

2 сентября 1943 года за боевые заслуги 146-му истребительному авиаполку было присвоено звание Гвардейского и он стал именоваться 115-м Гвардейским ИАП. Успешно действовала в его составе эскадрилья "Советская Литва". Командиром её был отважный лётчик, бывший токарь киевского завода "Арсенал" Герой Советского Союза Борис Алексеевич Хлуд. Только за месяц воздушных боёв лётчики эскадрильи сбили 52 фашистских самолёта, 10 из них - сам командир. В ходе Берлинской операции Гвардейцы авиаполка совершили 1215 боевых вылетов, уничтожив при этом 48 самолётов противника.

Борис Хлуд родился 24 июня 1917 года в городе Брянске в семье инженера - конструктора. Окончив семилетнюю школу, учился в 61-й школе фабрично - заводского ученичества на заводе "Арсенал" и работал токарем по металлу. В 1933 году его приняли в ряды Ленинского комсомола. Одновременно с обучением в школе ФЗУ он посещал аэроклуб. Видя горячее стремление юношей к овладению лётным делом, руководство завода приобрело за счёт средств общественности учебный самолёт, на котором Хлуд с успехом прошёл курс обучения. Затем он сам обучал будущих пилотов, работая в Киевском аэроклубе.

В апреле 1937 году Борис был призван в ряды Красной Армии. В 1938 году окончил Одесское авиационное училище и был зачислен кадровым лётчиком в истребительную авиацию.

С первых дней Великой Отечественной войны лейтенант Б. А. Хлуд в действующей армии. Молодой лётчик беззаветно сражался с фашистскими хищниками и не было ни одного случая, чтобы, вступив в воздушный поединок, он не вышел из него победителем.

В начале 1942 года Б. А. Хлуд командовал авиационным звеном. Свой непререкаемый авторитет и уважение товарищей Борис завоевал, подавая во всём личный пример. Командир звена первым вступал в бой с врагом, а когда требовала обстановка, не щадя себя, бросался на выручку попавшего в беду товарища.

Летом 1942 года Б. А. Хлуд получил направление в подмосковный санаторий для кратковременного отдыха. В его комнате стояла ещё одна незанятая кровать. Поздним вечером зашёл молодой лётчик с пышной чёрной шевелюрой и устало свалился на постель. Передохнув, сказал: "Натанцевался. Еле до комнаты дошёл. Учусь танцевать, понимаешь ?".

"О, теперь будешь иметь больше успеха среди красавиц на балу", - полушутя ответил Борис. На это пришедший лётчик промолчал. Вдруг что-то тяжёлое упало на пол. Протезы !   Откуда Хлуду было знать, что этот человек не щадил своих сил, обучаясь во время танцев устойчиво держаться на искусственных ногах. Быстро подружились отважные лётчики Алексей Петрович Маресьев и Борис Алексеевич Хлуд, дав слово в будущих боях сбить ещё как можно более вражеских самолётов. И они слово сдержали с честью, неоднократно участвуя в боевых вылетах.

Боевые дороги Б. А. Хлуда пролегали на Юго - Западном и Южном фронтах во время вынужденного отхода, а во время победоносного наступления - на фронтах Западном, Брянском, 1-м и 3-м Белорусских, с августа 1944 года и до конца войны - на 1-м Украинском. Особенно тяжёлые и непрерывные бои пришлось выдержать во время Орловской боевой операции летом 1943 года. Возглавляемая им эскадрилья произвела 258 вылетов, при этом было сбито 30 самолётов противника. Потери эскадрильи составили 5 самолётов и 3 лётчика.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года Гвардии капитан Хлуд Борис Алексеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 1111).

Годы суровой войны закалили характер отважного воздушного бойца. В 1944 году его назначили заместителем командира 115-го Гвардейского истребительного полка. К концу войны Гвардии капитан Б. А. Хлуд провёл 67 воздушных боёв, в которых лично сбил 18 самолётов противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 1 групповую победы лётчика. ]

25 апреля 1945 года поступил приказ: "Подготовить полк для полёта парадным строем 1 мая 1945 года над Берлином и сбросить Красное Знамя с надписью "Победа !" над зданием Рейхстага. Вылет в 12.00".

Истребители Як-3 не приспособлены для выполнения такой задачи, а конструировать подвески не было времени. Поэтому, 6-метровое алое полотнище с выведенным золотыми буквами словом "Победа" аккуратно уложили под посадочные щитки - закрылки самолёта Гвардии старшего лейтенанта К. В. Новосёлова.

Наступило 1 мая 1945 года. Самолёты чётким строем летели над центром Берлина. Внизу, среди дыма, пыли и гари, показался последний очаг сопротивления фашистов - Рейхстаг. Высота 800 метров. По команде ведущего, Гвардии старший лейтенант К. В. Новосёлов выпустил закрылки "Яка". Алый стяг с надписью "Победа !" - над Рейхстагом...

Сброс Красных Знамён над Рейхстагом.

За годы войны 11 лётчиков 115-го Гвардейского авиаполка стали Героями Советского Союза, в том числе и упомянутый выше Кузьма Васильевич Новосёлов.

С 1946 года Гвардии майор Б. А. Хлуд вышел в запас. Жил в Киеве. Работал начальником автошколы Киевского ДОСААФ, начальником группы в НИИ. Скончался 21 сентября 1990 года. Похоронен на Городском кладбище "Берковцы". В музее трудовой и боевой славы завода "Арсенал" экспонируются материалы о Герое Советского Союза Б. А. Хлуде.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана Б. А. Хлуда:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
101.01.1942 г.1  Ме-109РовенькиМиГ-3, Як-1,

Як-7, Як-9, Як-3.

216.08.1942 г.2  Ме-109Алешенка
31  Ме-109  (в паре - 1 / 2)Ракитино
421.06.1943 г.1  FW-190Буда Монастырская
512.07.1943 г.1  FW-190западнее Хотьково
614.07.1943 г.1  Ju-88южнее Сорокино
715.07.1943 г.1  FW-190северо - западнее Городничево
816.07.1943 г.1  FW-190севернее Нижняя Шкава
918.07.1943 г.1  FW-190западнее Каменка
1021.07.1943 г.1  FW-190севернее Карачев
1131.07.1943 г.1  Ju-87Дольский
1207.08.1943 г.1  FW-190Малое Юрьево
1317.10.1943 г.1  FW-190западнее озера Сенница
1406.11.1943 г.1  FW-190Трубачёво
1512.11.1943 г.1  Hs-126восточнее Панкино
1617.02.1945 г.1  Ме-109юго - восточнее Лаубан

      Всего сбитых самолётов - 16 + 1;  боевых вылетов - более 400.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz