Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Игнатьев Михаил Трофимович

М.Т.Игнатьев.

Родился 21 Ноября 1920 года в селе Тетлега, ныне Чугуевского района Харьковской области, в семье крестьянина. Окончив начальную школу, работал токарем на одном из машиностроительных заводов в Харькове. В 1937 окончил рабфак и аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1942 года Младший лейтенант М. Т. Игнатьев в действующей армии. По Август 1942 года служил в 440-м ИАП; с Октября 1942 года по 1944 год - в 13-м ИАП  (111-м Гвардейском ИАП); с Июня 1944 года - в 5-м Гвардейском ИАП.

К Маю 1943 года заместитель командиpa эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка  (201-я истребительная авиационная дивизия, 2-й смешанный авиационный корпус, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт)  Лейтенант М. Т. Игнатьев совершил 171 боевой вылет, в 70 воздушных боях сбил лично 10 самолётов противника и 7 - в составе группы.

24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны довёл число своих побед до 28, одержанных в 339 боевых вылетах и 100 воздушных боях.

С 1946 года Гвардии капитан М. Т. Игнатьев - в запасе. Жил в городе Майкопе  (Краснодарский край). Работал браковщиком в мебельно - деревообрабатывающем объединении "Дружба". Умер 27 Ноября 1973 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Михаил Трофимович родился в семье крестьянина. После окончания неполной средней школы работал токарем на заводе имени Коминтерна  (теперь - завод тяжёлого транспортного машиностроения имени Малышева)  и одновременно посещал Харьковский аэроклуб. В 1939 году закончил авиационное училище и прослужил в Советской Армии до 1946 года.

Войну Младший лейтенант М. Т. Игнатьев встретил в составе 440-го истребительного авиационного полка, в котором прослужил до 1942 года. К сожалению, информации о его боевой работе в этот период времени не имеется.

С осени 1942 года он служил уже в 13-м истребительном авиационном полку.

2 Августа 1942 года, прикрывая переправы через Дон в районе Калача, Лейтенант Михаил Игнатьев в ожесточённом воздушном бою сбил 2 вражеских самолёта.

Советским лётчикам и наземным войскам в это время причинял немало беспокойства немецкий ас, летавший на многоцелевом самолёте Ме-110 с бортовым знаком "S-9". Игнатьев и его товарищи не один раз встречались с ним в воздухе, но фашист всегда выходил, как говорят, сухим из воды. Командир полка приказал во что бы то ни стало уничтожить обнаглевшего гитлеровца. Для выполнения этого задания было решено послать 3 четвёрки, эшелонируя их по высоте. Михаил Игнатьев со своей четвёркой шёл во втором эшелоне. В лобовой атаке он вплотную столкнулся с фашистским асом. Из кабины своего самолёта Игнатьев хорошо разглядел его.

Немецкий самолёт Мe-110G-4.

Бой был недолгим, но упорным. Вражеская машина получила несколько пробоин. Немецкий лётчик очутился в огненном кольце, из которого было невозможно вырваться. Через несколько минут объятый пламенем вражеский самолёт упал на землю. По документам, найденным среди обломков, выяснилось, что сбитый лётчик награждён многими орденами, в том числе Рыцарским крестом.

В Ноябрьские и Декабрьские дни 1942 года большое развитие получил такой вид боевых действий истребителей, как "свободная охота". Лётчикам - "охотникам" разрешалось вылетать на задание при низкой облачности, плохой видимости, а также в сумерках и на рассвете. На наиболее вероятных трассах пролёта противника "охотники" энергично производили его поиск и уничтожение. Они выбирали также и другие цели на вражеской территории - автомашины, железнодорожные составы, самолёты на аэродромах и так далее. Суть "свободной охоты" состояла в том, чтобы не давать врагу покоя даже при самой плохой погоде.

О том, что этому виду боевых действий придавалось большое значение, говорит такой факт: командир 2-го авиационного корпуса Генерал И. Т. Ерёменко отдал приказ о создании группы "охотников" в каждом истребительном полку.

В группы "охотников" подбирались наиболее подготовленные лётчики, имеющие боевой опыт и летающие в сложных метеорологических условиях и ночью. Боевую задачу в воздухе они выполняли самостоятельно, не связанные конкретной целью, в строго определённом квадрате. В условиях низкой облачности и ограниченной видимости нелегко было обнаружить вражеский самолёт, встречи чаще всего были неожиданными, а бои скоротечными.

Лётчики "охотились" в основном парами, иногда очень удачно. Вот один из таких примеров. Перед вечерними сумерками 7 Декабря 1942 года Лейтенант М. Т. Игнатьев с ведомым Старшим лейтенантом В. А. Прошиным шли на высоте 100 метров в заданный район. Через некоторое время "охотники" одновременно заметили, как из облаков прямо на них выскочил бомбардировщик. Однако, пока "Лавочкины" сделали разворот, "Юнкерса" и след простыл - скрылся в облаках. Лётчики догадались, где фашист должен выйти из облаков, сделали круг с небольшим креном и не ошиблись. Многомоторный хищник выглянул из-под низкого облака и мгновенно был сбит. Игнатьев испытывал большую радость: теперь на его боевом счету было 7 сбитых самолётов противника.

- Командир, ещё "Юнкерс" ! - закричал по радио Прошин.

- Вот и отлично !   Атакуй ! - приказал Игнатьев.

И Старший лейтенант Прошин атаковал. "Юнкерс-52", весь изрешечённый, упал на землю.

На обратном пути в районе Басаргино "охотники" обнаружили посадочную площадку и оказались над ней в тот момент, когда фашистский транспортный самолёт произвёл посадку и пополз под разгрузку. Лейтенант Игнатьев сделал 2 захода на штурмовку и зажёг "Юнкерс-52", который тотчас же взорвался.

Дивизии 2-го смешанного авиационного корпуса успешно вели борьбу с фашистскими транспортными самолётами, выделенными для полётов в район окружённой армии Паулюса. Только за 2 недели Декабря лётчики уничтожили и повредили в воздушных боях и на аэродромах 195 вражеских самолётов, из которых 37 были сбиты истребителями и штурмовиками, вылетавшими на "свободную охоту". В эти дни отличились лётчики 201-й истребительной авиационной дивизии офицеры П. А. Гнидо, С. Я. Жуковский, М. Т. Игнатьев, С. М. Петухов, В. А. Прошин, И. В. Новожилов, В. Н. Орлов, уничтожившие по 6 "Юнкерсов" и "Хейнкелей".

В Феврале 1943 года войска Южного фронта, преодолевая упорное сопротивление противника, продолжали наступление. Части 2-го смешанного авиационного корпуса, тесно взаимодействуя с 5-й ударной, 2-й Гвардейской, 51-й в 28-й армиями, содействовали им в успешном продвижения в направлении на Шахты, Новочеркасск, Ростов, Матвеев Курган.

8 Февраля авиационные полки дивизии с рассвета прикрывали подвижные соединения 5-й ударной и 2-й Гвардейской армий. Летный состав соединения вёл тяжёлые воздушные бои. Так, группа Капитана С. Я. Жуковского в составе 4 Ла-5 над районом Красный Сулин в ожесточённой схватке с 9 Не-111 и 6 Ме-109 разметала их в разные стороны. Все 4 пилота группы - С. Я. Жуковский, И. В. Новожилов, М. Т. Игнатьев и А. А. Микелич - сбили по одному вражескому самолёту.

...28 Февраля 1943 года полк, в котором служил Михаил Игнатьев, базировался в 10 километрах от линии фронта - возле Матвеева Кургана. Тяжёлая артиллерия противника методически обстреливала позиции советских войск.

Погода была крайне неблагоприятной для полётов: тяжёлые низкие облака, видимость до 100 метров. Но командование дало задание вылететь на подавление вражеской артиллерии. Выполнить его поручили Михаилу Игнатьеву и Алексею Губанову. Немецкие зенитчики открыли по нашим самолётам ураганный огонь. Умело маневрируя, лётчики сделали несколько заходов и подавили артиллерийские батареи. За выполнение этого задания командование объявило отважным пилотам благодарность.

Весной 1943 года части 201-й истребительной авиационной дивизии вели бои в небе Крыма, куда прибыли 18 Апреля.

Упорные бои шли в районе Мысхако под Новороссийском. На протяжении короткого времени лётчики полка сбили здесь свыше 10 вражеских истребителей. Командующий Воздушной армией поблагодарил лётчиков за отличную службу, добавив:

- Вы бьёте истребителей, а нужно уничтожать также и бомбардировщики.

Боевая задача, поставленная на первые 6 дней боевых действий - с 19 по 24 Апреля, - заключалась в следующем: в тесном взаимодействии с наземными частями 18-й армии под командованием Генерала К. Н. Леселидзе бомбово - штурмовыми действиями уничтожать огневые средства и живую силу противника в районе Мысхако, Новороссийска; надёжно прикрыть боевые порядки десантных частей на Малой земле. В эти дни 201-я дивизия должна была прикрыть десантные части на Малой земле и сопровождать штурмовиков 214-й дивизии в район Новороссийска.

Во второй половине дня 18 Апреля группу Ла-5 в составе 16 машин повёл в бой заместитель по политической части командира 13-го авиаполка Майор В. В. Байков. В районе прикрытия советские лётчики встретили большое количество "Хейнкелей" в сопровождении истребителей. Правильно распределив силы и заняв выгодную позицию, группа смело вступила в бой и вышла победителем без потерь, сбив 4 самолёта.

В этот же день в районе Малой земли лётчики Я. Мурашкин, М. Игнатьев, Н. Гринько, Е. Столбов в неравном воздушном бою не допустили противника к цели, сбив 3 "Юнкерса".

21 Апреля 1943 года Михаил Игнатьев поднялся в воздух, чтобы помочь своему товарищу Алексею Масневу. Набрав высоту почти 5000 метров, он ринулся к месту, где кипел горячий бой.

Игнатьев на ходу выбрал цель для атаки - один из "Мессеров" - и открыл огонь из пушки. Вражеская машина потеряла равновесие и окутанная чёрным дымом рухнула на землю. Через несколько минут Игнатьев сбил ещё одного фашиста... Дело сделано, можно возвращаться на аэродром, но в это время на горизонте появилась большая группа фашистских бомбардировщиков. Они шли на бомбёжку Мысхако. "Нет, - подумал Игнатьев, - возвращаться ещё рано". И пошёл на сближение с врагом. Когда до самолёта противника оставалось около 100 метров, он ударил по "Хейнкелю". Михаил увидел сначала белую пелену дыма, а затем пламя на крыле фашистского бомбардировщика.

"Три машины за один день - совсем не плохо", - решил Игнатьев, но охваченный боевым азартом решил вступить в схватку ещё с одной вражеской машиной, Именно в эти секунды самого Игнатьева атаковали 3 Ме-109. В неравном бою самолёт получил серьёзные повреждения, был тяжело ранен и сам лётчик. На плохо управляемой машине, истекая кровью, он всё же сумел добраться до своего аэродрома.

Около 2-х месяцев пролежал Игнатьев в Центральном авиационном госпитале в Москве. Надо бы ещё полечиться, но врачи уступили настоятельным просьбам лётчика и разрешили ему вернуться в часть. 23 Июля 1943 года он прибыл в свой авиаполк. Сразу хотел было приступить к полётам, но командир дивизии Генерал - майор А. П. Жуков сказал ему: "Приказываю отдыхать. Появляться на аэродроме пока не разрешаю".

Это были очень томительные и тоскливые дни. Везде кипела подготовка к вылетам на Курскую дугу, а он, опытный истребитель, должен сидеть без дела...

Только 3 Августа ему разрешили совершить пробный вылет в зону, а 4 Августа он возглавил восьмёрку истребителей, сопровождавших штурмовиков.

Вот командир 2-й эскадрильи Старший лейтенант П. Гнидо получил особое задание: прикрывать своей десяткой 2 самолёта Ил-2 из 60-й корректировочной эскадрильи.

Ла-5ФН поднялись в воздух. Авиаразведчики - корректировщики прибыли в указанный район, и их экипажи занялись своим делом, непрерывно маневрируя от зенитного огня противника. Данные о местонахождении танков, об артиллерийских позициях противника поступали командованию своевременно. Сообщались также результаты огня своей артиллерии, корректировался огонь "катюш". Но вот появились вражеские самолёты. Группа из 20 бомбардировщиков под прикрытием 8 Ме-109 шла бомбить боевые порядки советских танков в полосе наступления.

П. Гнидо во главе 6 истребителей устремился в атаку. Самолёты противника начали маневрировать, но их настигали меткие очереди. Лётчики П. Гнидо, М. Чабров, П. Парахин, Д. Ткачев, М. Игнатьев, В. Ерохин сбили 4 тяжёлых бомбардировщика, сломали их строй, заставили остальных сбросить бомбы неприцельно и уйти из района. Та же участь постигла и второй эшелон в составе 30 Ju-88, которые прикрывали 16 Ме-109.

Так снова Игнатьев вошёл в строй, снова начались для него боевые дни, воздушные схватки... И он опять почувствовал себя необыкновенно счастливым.

В течение 3 - 6 Августа 1943 года лётчики 201-й истребительной авиационной дивизии произвели 768 боевых вылетов и сбили 66 самолётов противника. В воздушных боях в эти дни отличились многие лётчики, сбив по 2 - 3 самолёта. Вот имена героев: П. И. Наумов, И. В. Новожилов, С. М. Петухов, В. Д. Ермаков, В. Д. Ерохин, Н. Ф. Фролов, В. А. Рогожин, М. С. Чабров, А. В. Калмыков, И. Г. Медведев, Я. А. Мурашкин, А. И. Балясников, К. П. Фомичев и другие. Особо отличился в этих боях замечательный воздушный боец, заместитель командира эскадрильи Лейтенант М. Т. Игнатьев. Он лично уничтожил 6 самолётов противника и довёл свой личный счёт до 16.

М.Т.Игнатьев.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Августа 1943 года Гвардии старшему лейтенанту Михаилу Трофимовичу Игнатьеву и нескольким его боевым товарищам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Этому событию 29 Августа 1943 года красноармейская газета "Крылатый богатырь" посвятила передовую статью, в которой писала:

"...В эти дни, когда вся страна отмечает величайшую победу под Харьковом и наш народ чтит своих героев, Родина воздаёт высшие почести воинам, прославившимся своими ратными подвигами... Слава героям !   Пусть подвиги их послужат для нас благородным примером самоотверженного мужества. Так воевать !   Так драться за каждую пядь родной украинской земли !   Так бить врага !"

С лето 1944 года Михаил Игнатьев сражался уже в составе 5-го Гвардейского истребительного авиаполка.

К началу Июля 1944 года наши войска фронта вышли на рубеж Ковель - Чертков - Коломыя, а 13 Июля силами 3-й Гвардейской и 13-й армии перешли в наступление. Враг оказывал сопротивление, особенно в районе города Горохов. Сразу началась интенсивная боевая работа полка. По 5 - 6 раз лётчики вылетали на боевые задания, главным образом на сопровождение штурмовиков. Кроме того, вели непрерывную воздушную разведку на глубину 80 - 120 километров, прикрывали наступающие войска над полем боя от ударов вражеской авиации. Мелкими группами, парами, четвёрками "охотились" в тылу противника, действуя по коммуникациям и ближайшим тыловым резервам, препятствуя немцам совершать переброски к линии фронта как живой силы, так и техники.

В один из дней группа "Лавочкиных" поднялась на сопровождение штурмовиков. Зорко просматривали небо лётчики. Неожиданно на горизонте появилась большая группа немецких пикировщиков Ju-87. Оставив у группы штурмовиков одно звено, 8 Ла-5 на большой скорости с высоты устремляются на противника. Надо его упредить, встретить как можно раньше, до подхода к линии фронта.

Ла-5ФН из 5-го ГвИАП.

Истребитель Ла-5ФН из состава 5-го Гвардейского ИАП.  Лето - осень 1944 года.

Восьмёрка врезалась в головную группу врага. Разбив его строй, сразу же начала выбирать себе цели. "Юнкерсы" стали оттягиваться чуть севернее, пытаясь как - нибудь замкнуть оборонительный круг и наладить традиционную "карусель". Но группа Игнатьева парами атаковывала бомбардировщиков, начисто срывая замысел врага. Отсутствие фашистских истребителей облегчало задачу. В какую-то долю секунды нерешительно повёл себя ведущий "лаптёжников". Игнатьев зашёл ему в хвост и ударил по стрелку. Тот сразу осел, ствол его пулемёта развернулся в сторону и застопорился. Сквозь лобовое стекло отчётливо видны были рубленые формы застеклённой кабины лётчика да точно когти хищника - неубирающиеся шасси. Огонь !   И прошитый меткой очередью "Юнкерс" пошёл к земле.

За ним вскоре последовало ещё 2 вражеских самолёта. Падая, они взорвались в расположении своих войск, как раз в том месте, где действовали наши штурмовики. Остальные фашистские бомбардировщики, освободившись кое-как от бомб, оттягивались на запад. Сделав своё дело, группа Игнатьева тут же примкнула к штурмовикам.

Осенью 1944 года лётчики 5-го Гвардейского полка несколько дней вылетали на Сандомирский плацдарм, охотясь за кочующей тяжёлой батареей немцев на левом берегу Вислы. Предполагали, что она установлена на железнодорожных платформах и совершает маневр по дороге, проходящей параллельно реке. С наступлением ночи или плохой погоды батарея подтягивалась к линии соприкосновения и методически обстреливала не только наши наземные войска, но даже близко расположенные к линии фронта полевые аэродромы. Отстрелявшись, фашисты поспешно увозили орудия в тыл и тщательно маскировали.

Огневыми налетами вражеская батарея не давала никому покоя. Она, казалось, была неуязвима с воздуха. В который раз посылались на эту цель штурмовики, но всё безуспешно - та ускользала, точно невидимка.

Отправляя лётчиков в разведывательный полёт, командир полка напутствовал их: "Имейте в виду, вражеская батарея хорошо маскируется, быстро меняет свои позиции. Она надёжно прикрыта зенитной артиллерией. Чтобы её обнаружить, действовать надо хитро, решительно".

Просмотрены почти каждое ответвление и тупик, разбегающиеся по обе стороны от основной железнодорожной магистрали. Много раз противник встречал наши самолёты на малой высоте внезапным зенитным огнём, и тогда они возвращались на аэродром искромсанные осколками. И вот однажды, вернувшись с разведки, Гвардии капитан Игнатьев доложил: "Батарею обнаружил. Прикрыта "эрликонами", маскируют в овраге".

Но контрольное фотографирование помогло разоблачить фашистов. Они организовали ложную батарею. И снова разведка. Всё тот же Игнатьев обратил внимание на 6 крытых вагонов в железнодорожном тупике. Через день 6 крытых вагонов он обнаружил уже в другом месте, за 20 километров, Пока на докладывал об этом командованию. Потребовался ещё один вылет, чтобы обосновать предположение. Эти крытые вагоны и были вражеской батареей.

На обнаруженную цель немедленно выслали большую группу штурмовиков. Первая же атака Ил-2 доказала, что разведчик прав. Взрывной волной сорвало один вагон, и на платформе оказалось тяжёлое орудие. Фашистские зенитки пытались защитить батарею, но бессильны были помешать атакующим штурмовикам и истребителям. Артиллерийские налёты сразу прекратились...

М.Т.Игнатьев.

14 Февраля 1945 года лётчики 5-го Гвардейского ИАП несколько раз в день вылетали на прикрытие наших войск в район города Заган - Зорау. Находясь над полем боя, они вели напряжённые воздушные бои с большими группами истребителей FW-190. Эти самолёты использовались немцами как штурмовики, поэтому перегружались за счёт подкрыльных пушечных установок. Однако, как истребители, они были весьма маневренны. Требовалось большое мастерство и умение наших лётчиков, чтобы зайти им в хвост. И всё же Гвардейцы сбили 7 самолётов противника. Отличились в воздушных боях Глинкин, Глазков, Макаренко, Игнатьев, Васильев, Штоколов и Маслобойников.

Войну Гвардии капитан М. Т. Игнатьев закончил на подступах к Берлину. За 4 года он совершил 339 боевых вылета, уничтожил 28 самолётов противника (возможно, с учётом сожжёных на земле при штурмовке вражеских аэродромов).   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 17 личных и 7 групповых побед. ]  Кроме того М. Т. Игнатьев участвовал в нанесении бомбовых ударов по наземным войскам противника и совершил около 100 разведывательных полётов.

В послевоенные годы Гвардии капитан запаса М. Т. Игнатьев жил со своей семьёй в городе Майкопе Адыгейской АССР и работал браковщиком в ордена Трудового Красного Знамени мебельно - деревообрабатывающей фирме "Дружба". Он принимал активное участие в работе партийной организации предприятия и города, в военно - патриотическом воспитании молодёжи, за что неоднократно награждался Почётными грамотами.

М.Т.Игнатьев с семьёй.

М. Т. Игнатьев проводил политзанятия с комсомольцами цеха, выступал с лекциями и докладами о международном и внутреннем положении страны, был частым гостем в школах, учебных заведениях и учреждениях Майкопа, делился воспоминаниями о борьбе советского народа против немецко - фашистских войск, рассказывал о героизме советских людей. О себе почти ничего не говорил. Его скромность и простота привлекали сердца людей. Для каждого он находил доброе слово, каждому готов был оказать помощь и поддержку. Когда в одной из местных школ изучали "Повесть о настоящем человеке", Игнатьев пришёл к ребятам, чтобы рассказать о личных встречах с лётчиком Маресьевым.

27 Ноября 1973 года после тяжёлой болезни Михаил Трофимович скончался.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана М. Т. Игнатьева:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
131.07.1942 г.1  Ме-110р-н СталинградаЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7.
201.08.1942 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)р-н Сталинграда
302.08.1942 г.1  Ме-110  (в группе - 1 / 4)р-н Сталинграда
41  Ме-109р-н Сталинграда
524.11.1942 г.1  Ju-52  (в группе - 1 / 3)Цибенко
602.12.1942 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)Большая Россошка
707.12.1942 г.1  Ju-52Басаргино
810.12.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 4)Ново - Максимовка
912.12.1942 г.1  Ме-109зап. Зеты
1018.12.1942 г.1  Ме-109Шестаково
1109.01.1943 г.1  Ме-109юж. Зимовники
1221.04.1943 г.1  Не-111Цемесская бухта
1304.08.1943 г.1  Ju-88Томаровка
1405.08.1943 г.1  Ме-109Калиновка
151  Hs-123Бессоновка
161  Ju-88Редиловое
1706.08.1943 г.1  Ме-109Томаровка
1806.08.1943 г.1  Ju-87Коминтерн
1915.02.1945 г.1  FW-190Наумбург - Заган

      Всего сбитых самолётов - 17 + 7  [ 14 + 5 ].


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz