Владимр Левитан - Запорожец над Кубанью. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Запорожец над Кубанью

Левитан В.С

В 1918 году, спасаясь от погромов, Самуил Вульфович Левитан увёз из Александровска  (ныне Запорожье)  в село Жеребец   (ныне Кирово)  свою беременную жену Клару. Там 1 Мая и родился его сын Владимир.

Вскоре молодая семья вернулась в родной город. Володя подрос, пошёл в школу. Под влиянием прочитанных книг у него проявился интерес к мореплаванию. Буквально каждую свободную минуту мчался с друзьями на Днепр, где вместе мастерили парусные лодки и плавали далеко по реке. По окончании семилетки Владимир поступил в ФЗУ, а после обучения там пошёл работать на завод токарем.

В 1935 году Владимир попытался поступить в военное училище. К большому огорчению, ему не удалось пройти медкомиссию из-за частичного дальтонизма. Однако это не мешало ему заниматься в Запорожском аэроклубе, где на следующий год Левитан закончил обучение на самолёте У-2.

Он снова попытался попасть в военное училище, на сей раз лётное, а затем и в училище полярных лётчиков Главсевморпути, но преодолеть барьер строгих окулистов вновь не удалось. Пришлось продолжить подготовку в аэроклубе в группе пилотов - инструкторов. В 1937 году и этот этап был пройден.

Владимира и его друга А. Бутырина приметил представитель Качинского военного училища и направил на учёбу в это престижное заведение. По прибытии в Качу, боясь, что снова не удастся пройти медкомиссию, Левитан уговорил своего товарища Н. Летуна посетить вместо него окулиста. Уловка удалась, и Владимир был зачислен курсантом в эскадрилью истребителей ускоренного обучения. Через полгода он уже совершил первый самостоятельный вылет на И-16. Однако при очередной медкомиссии врачи всё же выявили его дальтонизм, и Левитан оказался на грани отчисления, но в судьбу молодого лётчика вмешался начальник училища генерал Иванов. Учитывая индивидуальные способности в овладении сложной авиатехникой, он разрешил дальнейшую учёбу, но не в истребительной, а бомбардировочной группе. Пришлось Владимиру осваивать Р-5.

Однако вскоре ему снова повезло. По опыту боевых действий в Испании ВВС РККА потребовалось больше истребителей, для подготовки которых в училище был сформирован дополнительный отряд из лучших курсантов - бомбардировщиков, куда попал и Левитан. К концу года он закончил переучивание на самолёте И-15бис.

В 1938 году Владимир закончил училище и получил своё первое офицерское звание - Младший лейтенант. Положенный 12-дневный отпуск он провёл в родном городе. Этой короткой побывки хватило, чтобы познакомиться с Галиной Величко и жениться на ней. По окончании отпуска Левитан отправился в Новосибирск для прохождения службы в 5-м истребительном полку, которым командовал участник боёв в Испании полковник В. Т. Лисин. Левитан попал в эскадрилью капитана Кравцова.

В конце 1939 года командование решило направить эскадрилью Кравцова в Монголию. Однако по пути следования её задержали в Абакане - Минусинске, а затем передислоцировали под Красноярск. Здесь эскадрилья влилась в 13-й смешанный авиаполк. Весной 1940 года, в связи с обострившейся обстановкой на Западе, из лучших лётчиков этой части была сформирована 38-я эскадрилья, которую откомандировали в станицу Апшеронскую Краснодарского края. Левитан вошёл в состав этого подразделения и вскоре вместе с другими пилотами переучился на И-153.

В начале 1941 года Владимиру опять пришлось сменить полк - его эскадрилью передали в формировавшийся 264-й ИАП. Здесь Левитан возглавил звено в эскадрилье капитана Куманцева. Он снова оказался в кабине уже знакомого И-16 и во время сборов в Ростове полностью овладел навыками ночных полётов на этом истребителе.

Начало войны застало полк в станице Тимашевской. Однако Левитану не довелось сразу принять участие в боевых действиях, так как эскадрилья Куманцева была направлена на Таганрогский авиазавод для получения и освоения ЛаГГ-3. В начале Октября эскадрилью буквально с завода перебросили на Мелитопольское направление Южного фронта, где сложилась крайне угрожающая обстановка. Лётчикам пришлось с ходу включиться в тяжёлые оборонительные бои и выполнять по 7 - 8 вылетов в день. В одном из них на ЛаГГ-3 Левитана при посадке не вышла правая стойка шасси. Сложный пилотаж с большими перегрузками не помог, и тогда вопреки запрету командования он успешно посадил самолёт на одну "ногу".

ЛаГГ-3

На таком самолёте Владимир Левитан летал до лета 1943 года.

События на фронте развивались стремительно: 7 и 8 Октября войска противника овладели Бердянском и Мариуполем, а 17 они захватили Таганрог. За эти дни Левитан был дважды сбит. Сначала во время штурмового удара по Таганрогскому аэродрому осколок снаряда пробил систему охлаждения. Лётчик успел уйти в сторону залива и, когда мотор заклинило, смог посадить самолёт на воду, плавно "сглиссировав" по волнам. Машина стала быстро тонуть, но Владимир успел выбраться из кабины и отстегнуть парашют. Он оказался в по-осеннему холодной воде, а до берега было ещё очень далеко. Лётчику повезло: когда сил уже совсем не оставалось, его заметили с баркаса и спасли.

В другой раз, в бою под Ростовом, Левитану пришлось покидать горящий самолёт с парашютом. Ещё в один день сражения за Ростов пилотировавшие "ЛаГГи" Левитан и Мищенко, а также летевший на И-16 Куманцев вступили в бой в 8 Ме-109. Общими усилиями один вражеский истребитель удалось уничтожить, но Куманцев тоже был сбит. Левитан и Мищенко на повреждённых самолётах вернулись на свой аэродром.

В. Левитан (в центре). Лето 1942 г.
Лётчики 170-го ИАП.  Стоит первый слева капитан
Карташов, в центре - старший лейтенант Левитан.

Вскоре из-за больших потерь эскадрилью расформировали. Звено Левитана передали в 170-й ИАП, который с Декабря 1941 года по Январь 1942 года находился в тылу, получая ЛаГГ-3 на Горьковском авиазаводе, а в Феврале вновь вступил в боевые действия на Южном фронте. Лётчикам довелось часто встречаться в воздухе с итальянскими истребителями Macci МС-200. 23 Марта, сбив именно такую машину, Левитан открыл счёт своим победам. В Апреле ему в составе семёрки 170-го ИАП под командованием капитана Устинова пришлось участвовать в бою против 26 вражеских истребителей: 14 МС-200 и 12 Ме-109. Советские лётчики смогли сбить 2 "Макки" и без потерь вернулись на свой аэродром.

В Мае 170-й ИАП поддерживал с воздуха наступающие южнее Харькова войска, а затем прикрывал части, выходящие из окружения в районе Изюма - Барвенково.

При общем отступлении полк оказался у Терека. В тяжёлых летних боях он понёс серьёзные потери, поэтому в конце Августа был снят с фронта и направлен в Аджикабул. Здесь 170-й ИАП получил новые ЛаГГ-3 с Тбилисского авиазавода и был пополнен недавними выпускниками лётных училищ. Левитан в это время стал заместителем командира 2-й эскадрильи, которую возглавил капитан М. В. Карташов.

170-й ИАП уже был готов к отправке на фронт, но тут в ВВС затеяли реформирование частей, при котором авиаполки стали преобразовывать в трехэскадрильные, а часть двухэскадрильных расформировали. В их число попал и 170-й ИАП, прекративший свое существование 21 Декабря. Эскадрилью Карташова направили на Моздокское направление и включили в 166-й ИАП майора С. С. Рымши, который входил в состав 217-й авиадивизии. 15 Января 1943 года Карташов был назначен штурманом полка, а старший лейтенант Левитан стал командиром эскадрильи.

Южный фронт в это время наступал. Лётчики прикрывали наземные войска и штурмовую авиацию, вели разведку сами штурмовали отступающие вражеские части в районах: Журавская, Березанская, Асыко - Ейская, Ново - Михайловская. Кроме того, доводилось бомбить мосты и переправы. Действовать пришлось в крайне тяжёлых погодных условиях, при частой смене полевых аэродромов - только за Январь полк Рымши сменил 6 точек базирования. До конца наступательной операции эскадрилья Левитана не утратила ни одного самолёта и ни одного лётчика, в то время как дивизия понесла большие потери. За умелое руководство комэск был награждён орденом Красного Знамени.

8, 9 и 10 Февраля полки 217-й ИАД нанесли удары по вражеским аэродромам Тимашевская и Славянская, которые использовались для переброски войск на планерах. По документам 166-го ИАП, 8 Февраля на аэродроме Тимашевская лётчиками полка было сожжено 3 FW-189 и 1 Не-111, ещё 4 "расстреляно"   [ Так отражено в документе. ]  и 9 FW-189 повреждено  (возможно, речь идёт о десантных планерах Go-242, имевших такую же, как и FW-189, двухбалочную конструкцию). Всего пилоты дивизии заявили об уничтожении 33 самолётов из 40, находившихся на аэродроме.

Перед боевым вылетом, 1942 год.
Перед боевым вылетом.
Армавир, Февраль 1943 г.

10 Февраля 1943 года Левитан возглавлял группу истребителей, атаковавших аэродром Славянская. В результате было уничтожено 6 Ju-52 на земле, 2 Ме-109 на взлёте и ещё один Ju-88 с планером в воздухе. Но из вылета в тот день не вернулись лётчики Б. Артюхин и С. Окороков, сбивший Ju-88.

После двухмесячных боёв на Кубани в лётной книжке Левитана появилась запись, гласящая, что он лично "...рассеял и уничтожил до 250 солдат и офицеров противника, 25 автомашин с грузами, 20 повозок с грузами, 1 паровоз в эшелоне, 1 зенитную батарею, 1 бензоцистерну и 1 мост через реку".

Вскоре 166-й ИАП убыл в город Иваново. Там в течение Марта - Апреля полк доукомплектовался лётным составом и получил новые Ла-5, в том числе в торжественной обстановке были вручены 15 истребителей, построенных на средства колхозников Горьковской области. 25 Апреля полк снова прибыл на фронт. 3 Мая личному составу зачитали приказ о присвоении их части нового наименования - 88-й Гвардейский ИАП. Тем же приказом 217-ю ИАД переименовали в 8-ю Гвардейскую и передали в состав 2-й Воздушной армии.

С 12 Мая 88-й ГвИАП принял участие в боевых действиях в районах Обояни, Свободы, Коротояка, Острогожска. В конце Мая эскадрилье Левитана была поставлена задача: не допускать вражеские самолёты - разведчики к местам переброски и рассредоточения наземных войск. Около месяца истребители находились в засадах буквально в нескольких километрах от линии фронта. Со своей миссией они справились, уничтожив десяток FW-189. Поскольку на перехват "Рамы" поднималось одно или два дежурных звена, то сбитые записывались на общий счёт.

2 Июля эскадрилья Левитана была задействована при отражении массированного налёта на Курск. За мужество и отвагу, проявленные в оборонительных боях под этим городом, Левитан был награждён вторым орденом Красного Знамени.

На рассвете 5 Июля, когда началась Курская битва, 8-я Гвардейская ИАД оставалась в резерве. Только в 11 часов майор Рымша построил полк и поставил боевую задачу на перехват вражеских бомбардировщиков в районе Красной Ялуги. В тот день Левитану увеличить свой счёт не удалось. Однако на следующий он в одном бою сбил сразу 2 "Мессершмитта". Схватка была жаркой, лётчики полка над Яковлево дрались против 27 Ju-87 и 6 Ме-109, сбили 2 пикировщика и 5 истребителей прикрытия.

7 Июля 8-я Гвардейская ИАД получила задачу не допустить самолёты противника к станции Прохоровка, на которой выгружались и с ходу шли в бой танкисты Генерала М. Е. Катукова. Лётчикам удалось сорвать удар по Прохоровке, уничтожив над ней 17 вражеских машин, и не понести при этом потерь.

Ла-5 из 88-го ГвИАП.
Ла-5 из 88-го ГвИАП.

Самолёт Ла-5 из состава 88-го Гвардейского ИАП.  Весна - лето 1943 года.

Но на войне без утрат не бывает. 8 Июля стал "чёрным днём" для 8-й Гвардейской ИАД - на аэродромы не вернулись самолёты командиров всех 3-х полков. В тот день погиб командир 88-го Гвардейского ИАП майор С. С. Рымша. Он вместе со штурманом полка М. В. Карташовым, начальником воздушно - стрелковой службы Щербаковым и старшим сержантом Петровым взлетел по тревоге для отражения удара по танковой бригаде подполковника Петрова. Однако Щербакову из-за проблем с мотором пришлось пойти на посадку, а за ним из-за отказа пушек вернулся и Карташов. Рымша с Петровым пристроились к вылетевшей ранее второй эскадрилье. В завязавшемся бою командир полка связал истребительное прикрытие и сбил 3 Ме-109. При атаке бомбардировщика Не-111 истребитель Рымши загорелся и врезался в атакуемый самолёт. Последние слова командира: "За Родину !" - слышал весь полк.  [ На счету майора Стефана Стефановича Римшы числится 8 личных побед. ]  Ла-5 Петрова также был подбит, лётчик выпрыгнул с парашютом и с сильными ожогами попал в госпиталь.

В тот же день в воздушном бою погиб командир 40-го Гвардейского ИАП Герой Советского Союза М. С. Токарев. Вскоре получил повреждения самолёт командира 41-го Гвардейского ИАП П. Ф. Чупикова, который посадил свой истребитель на минное поле и добраться в свой полк смог только утром следующего дня.

Однако в целом итог боёв на Курской Дуге для лётчиков 8-й Гвардейской ИАД был позитивным. В воздухе они уничтожили около 250 самолётов, из них 22 на счету эскадрильи Левитана. За умелое руководство подразделением во время наступления летом 1943 года он был награждён орденом Кутузова 3-й степени.

Вскоре воздушные бои разгорелись над Украиной. 11 Августа стал самым знаменательным днём в боевой биографии Левитана. Возглавляемая им шестёрка Ла-5 встретила 30 бомбардировщиков противника, которых прикрывали 8 истребителей. Летящий впереди группы Левитан с ходу ворвался в строй вражеских самолётов и в первой же атаке сбил 2 Ju-87. Его товарищи разогнали остальных. А через 2 часа - опять тревога. На сей раз эскадрилья атаковала группу из 15 Ju-87, которых прикрывали 15 Ме-109. И снова Левитану удалось уничтожить 2 бомбардировщика. Этот успех лётчика - 4 сбитых самолёта в один день - был отмечен командованием, его портрет появился на обложке журнала "Огонёк".

Осенью при вражеском налёте на аэродром получил тяжёлые ранения командир 88-го Гвардейского ИАП В. П. Бобков. На время его отсутствия Левитан был назначен исполняющим обязанности командира полка и возглавлял часть при освобождении Киева, Фастова и Белой Церкви, а также во время Корсунь - Шевченковской операции. После освобождения столицы Украины в газете 2-й Воздушной армии "Крылья Победы" была опубликована статья "Герои Киева", в которой были такие слова: "...Наши наступающие части погнали врага дальше на запад, к границам нашей великой Отчизны. Туда сейчас идут армады наших самолётов. А над Киевом несут боевую вахту герои его освобождения: Герои Советского Союза капитаны Китаев и Павлов, лучшие лётчики нашего фронта Щербаков, Левитан, Бородачёв, Куманичкин, Семенюк, Носов..."

В Январе 1944 года в полк вернулся Бобков, а Левитан снова принял свою эскадрилью. Во время зимнего наступления 88-й Гвардейский ИАП участвовал в боях по освобождению Винницы и Тернополя. 23 Января  (по другим данным, на день раньше)  Левитан в паре со своим заместителем старшим лейтенантом П. С. Высочиным ранним утром вылетели на разведку в районах: Ильинцы, Липовцы, Сорокино  (около Винницы). Не долетая до линии фронта, они встретили 4 вражеских истребителя, с ходу атаковали их и сбили 2 самолёта. Но подоспевшая к месту боя пара FW-190 подожгла Ла-5 П. С. Высочина. Выпрыгнувший с парашютом, раненый лётчик попал в плен и был освобождён только 8 Мая 1945 года.

В 1944 году 88-му Гвардейскому ИАП довелось действовать над Польшей. Авиация противника особой активности не проявляла, воздушных боёв было мало. К тому времени место Бобкова занял другой офицер, и действия эскадрильи Левитана перестали находить должную оценку. Комэска трижды представляли к званию Героя Советского Союза, но разные инстанции тормозили это награждение по причине "сожительства с подчинённым". Подчинённым была оружейник - стрелок ефрейтор Валентина Кутукова из наземного экипажа Левитана. Познакомились они ещё в 1942 году и вместе прошли всю войну, а после её окончания поженились  (первая супруга Левитана умерла при родах). Только в Октябре 1944 года Владимиру Самойловичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

В.Левитан (в фуражке)
В. С. Левитан  (в фуражке)  проводит занятие
с молодыми лётчиками. Чехословакия, 1945 г.

19 Января 1945 года при сопровождении группы Пе-2 юго - западнее Кракова В. С. Левитан сбил FW-190. Это был последний самолёт, уничтоженный им за годы войны. В Марте 1945 года 8-я Гвардейская ИАД убыла в Горький за новыми истребителями Ла-7. Эскадрилья Левитана всё это время оставалась на фронте, а 26 Марта комэск совершил свой последний боевой вылет. В начале Апреля он был направлен на Высшие курсы воздушно - стрелковой подготовки в город Липецк. День Победы застал Левитана дежурным по гарнизону, и он имел большое счастье оповестить весь городок об окончании войны.

За время пребывания на фронтах Великой Отечественной войны Владимир Самойлович Левитан совершил 352 боевых вылета  (из них 178 - на ЛаГГ-3, 173 - на Ла-5 и 1 - на Ла-7), провёл более 100 воздушных боёв, сбил 20 самолётов противника лично и 12 - в группе.

Официальные победы Левитана.

В Июне 1945 года Левитан вернулся в свой полк, находившийся в Чехословакии, на должность помощника командира части по воздушно - стрелковой службе. Осенью того же года он был зачислен слушателем Военно - Воздушной академии и в Январе 1946 года отправился в Москву. Однако попасть на учёбу лётчику не довелось. В поезде его попутчиками были бывший командир полка В. П. Бобков, командир эскадрильи 41-го Гвардейского ИАП С. Я. Жуковский и ещё один лётчик. В пути между Жуковским и этим пилотом возник спор, причём в качестве решающего аргумента разгорячившийся комэск выхватил пистолет. Видя, что "дискуссия" может закончиться трагически, Левитан схватил Жуковского за руку и резко отвёл её вниз, но тот непроизвольно нажал на курок: Левитан был ранен в ногу и вместо академии попал в Московский военный госпиталь им. Бурденко. После довольно длительного лечения ему пришлось вернуться на прежнее место службы.

Весной 1947 года 88-й Гвардейский ИАП расформировали. Левитана перевели на должность заместителя командира 163-го Гвардейского ИАП, который находился в Польше. Через год он поднялся ещё на одну ступень в своей военной карьере, возглавив 979-й ИАП. В 1950 году Левитан был зачислен слушателем годичных Высших академических лётных курсов в Липецке. Однако встреча с местной медкомиссией не только не позволила ему учиться там, но и вообще поставила точку в лётной биографии. Сказался всё тот же дальтонизм. Но с ВВС Левитан не расстался, он с отличием окончил курсы подготовки начальников штабов и получил назначение в Северный военный округ, в город Петрозаводск на должность начальника командного пункта штаба Воздушной армии. В дальнейшем он стал заместителем начштаба этого соединения и получил звание Полковника. В Петрозаводске Левитан прослужил до 1957 года, затем был переведён на ту же должность в Ташкент  (Узбекистан). В Марте 1959 года его по болезни комиссовали и уволили в запас.

В том же году Левитан вернулся в родное Запорожье и поступил на завод "Коммунар" мастером в экспериментальном цехе. В конце года в связи с началом производства "Запорожцев" он был командирован в Горький и Москву для приобретения опыта работы на автомобильных предприятиях, после чего стал начальником гарантийной станции своего завода. В 1960 - 1970 годах Левитан создавал гарантийную сеть ЗАЗа в Советском Союзе, затем был переведён на должность директора спортсооружений "Коммунара". В 1973 году его опыт работы в автосервисе решил использовать ВАЗ, предложив организовать сеть обслуживания "Жигулей" в Запорожской области. С порученным делом ветеран Великой Отечественной войны справился успешно. Владимир Самойлович продолжал трудиться до 1987 года, затем вышел на пенсию, а в Сентябре 2000 года его не стало.

Дмитрий Карленко.

(Статья опубликована в журнале - "Авиация и время", 2001 год, № 2.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz