Люлин Сергей Михайлович - советский военный летчик Герой Советского Союза. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Люлин Сергей Михайлович

С.М.Люлин.

Родился 17 Сентября 1915 года в деревне Куличиха, ныне Комсомольского района Ивановской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал токарем машиностроительного завода "Ивтекмаш". В Красной Армии с 1937 года. Окончил школу младших авиационных специалистов в 1937 году. Участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Украину 1939 года, в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов. Окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков - наблюдателей в 1941 году.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Сентябрю 1944 года штурман эскадрильи 124-го Гвардейского бомбардировочного Ленинградского Краснознамённого ордена Суворова авиационного полка (4-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) Гвардии капитан С. М. Люлин совершил 110 боевых вылетов на разведку и бомбардировку живой силы и техники противника. В воздушных боях лично сбил 3 и в составе группы 7 самолётов противника.

14 Сентября 1944 года при бомбардировке вражеского аэродрома Рига - Центральный самолёт был подбит и загорелся. Однако командир продолжал идти на цель, а после сбрасывания бомб направил горящую машину на железнодорожный переезд в середину колонны вражеских танков. 18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Суворова 3-й степени, Красной Звезды, медалями.

В родной деревне установлен обелиск, имя Героя носят улицы в городе Комсомольск (Ивановская область) и в городе Иваново.

*     *     *

По-своему неброско красивы окрестности маленькой деревни Куличиха  (Комсомольский район Ивановской области), где родился и рос Сергей Люлин. Минутное дело добежать до берега реки Уводи, поросшей свищем и осокой. Рукой подать до готбных и ягодных мест. Как все это любил маленький Сергей !   Как часто возвращался сюда издалека во сне, когда, закончив школу ФЗУ, стал работать токарем на заводе "Ивтекмаш".

В Марте 1937 года Сергея Люлина призвали в ряды Красной Армии. Как он был счастлив, когда ему предложили поступить в лётное училище !   Там он успешно овладел профессиями бортового стрелка - радиста и штурмана.

К началу Великой Отечественной войны Сергей Люлин имел уже немалый боевой опыт: он участвовал в походах Красной Армии в Западную Украину, Западную Белоруссию и Молдавию, сражался против белофиннов. Тогда им было совершено около 60 боевых вылетов. Его грудь украшала медаль "За отвагу".

В первые месяцы Отечественной войны штурман пикирующего бомбардировщика Сергей Люлин громит врага на Юго - Западном фронте. Потом идут - Западный, Донской, Северо - Кавказский, 3-й Белорусский, 1-й Прибалтийкий... Он наносит бомбовые удары по важным опорным пупктам и коммуникациям противника, штурмует скопления их войск, выполняет разведывательные задания...

Очень скупо сообщается об этом в коротких строках боевой характеристики мужественного лётчика. Вот несколько описанных в ней эпизодов.

"18 Октября 1941 года Люлин ведущим звена из 3-х самолётов Пе-2 с высоты 200 метров бомбардировал скопление танков и автомашин на северной окраине Рузы. Выполнению задания мешали низкая облачность, сильное противодействие огня зенитной артиллерии. Посмотри на это, пренебрегая опасностью, Люлин сделал 3 захода на цель, точно сбрасывая каждую бомбу на скопление врага. Кроме того, штурмовал огнём из пулемётов живую силу и автотранспорт. В результате меткого удара повреждено 8 фашистских танков, взорваны 3 цистерны с горючим, рассеяно и частью уничтожено до взвода живой силы. При выполнении этого задания при первом заходе на цель зенитным снарядом у самолёта Люлина была разбита правая плоскость, вырвана приборная доска лётчика... Преодолевая трудности управления самолётом и детальной ориентировки, Люлин привёл звено на свой аэродром.

28 Августа 1943 года. Ведущим группы из 9 Пе-2 с пикирования, одним заходом, бомбардировал живую силу и артиллерийско - миномётные батареи противника в районе Гнездилово. Метким ударом выведено из строя 5 батарей. В воздушном бою сбит вражеский самолёт Ме-109".

В характеристике сообщается и о других смелых вылетах Люлина, которого летом 1944 года выдвинули как лучшего специалиста на должность штурмана 124-го Гвардейского бомбардировочного авиаполка.

"24 Июня 1944 года. Люлин дважды водил полковую колонну на бомбардирование опорных пунктов врага Жавыки, Бавичи, Ступаки, Бреховцы. Заданные цели поражены исключительно точно.

Наземные части, воодушевлённые отличной работой лётчиков, смяли врага и продвинулись вперёд. Лётчикам объявлена благодарность командования наземных войск".

О лётном мастерстве, отваге и находчивости Сергея Люлина с восхищением вспоминают одпополчане.

- В полку все знали случай, происшедший с Люлипым в боях под Ленинградом, - рассказывает его друг Курочкин. - Однажды он с командиром эскадрильи вылетел на разведку в глубокий тыл противника. При возвращении их самолёт на высоте 7000 метров атаковали 2 "Мессера". Люлин и стрелок - радист подбили одного стервятника. Второй же продолжал наседать. От его огня загорелся левый мотор бомбардировщика. Отражая атаки, Люлин и стрелок - радист израсходовали все боеприпасы.

Немецкий лётчик, догадавшись об этом, обнаглел. Он подлетел так близко, что можно было разглядеть его лицо. Быстрый в решениях, Люлип выхватил сигнальную ракетницу и выстрелил из неё в упор. Немец, оторопел, круто отвалил в сторону. А за этот момент командир эскадрильи и Люлин, пользуясь большой высотой, сумели сбить пламя с мотора и уйти от преследования.

Боевой друг вспоминает и о таком случае, характеризующем изобретательность Люлина. Как-то полк получил приказ уничтожить переправу противника. Попытки сделать это оказались безуспешными: точно сбрасываемые бомбы пробивали настил переправы и рвались на глубине реки, причиняя незначительные повреждения переправе. Тогда Люлин предложил сбрасывать бомбы, попарно связанные короткими отрезками металлического троса. Такие должны задерживаться на настиле. Так и сделали. После первого же налёта переправа была разбита.

Отвага и мужество Сергея Люлина, его заслуги в воспитании молодого пополнения 124-го Гвардейского Краснознамённого ордена Суворова полка были оценены по достоинству. К осени 1944 года он был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 3-й степени, орденом Красной Звезды.

14 Сентября 1944 года, во второй половине дня, был получен приказ: всем полком обрушить бомбовый удар по аэродрому Риги, где немцы сосредоточили большое количество самолётов, прикрывавших эвакуацию своих войск морем. Аэродром плотно оборонялся с земли и с воздуха. Задание было исключительно ответственным и трудным. Поэтому на старт было вынесено Гвардейское знамя части.

И вот пикирующие бомбардировщики в воздухе выстраиваются в колонну. В экипаже ведущего самолета - командир полка Николаев, штурман полка Люлин, стрелок - радист Мамченко. Для Люлипа это был 168-й боевой вылет. Только пересекли линию фронта, как в районе Елгавы колонна самолётов оказалась в плотном огне вражеских зениток. Подполковник Николаев передал по радио приказ уклониться влево и выйти из зоны обстрела. Затем колонну дважды атаковали "Мессеры". Но истребители прикрытия их отогнали. Вот и залив, устье реки Лиелупе, город Рига с портом. С земли, с военных судов заполыхали залпы зениток, преграждая путь советским пилотам к цели. Огонь зенитной артиллерии распространялся на несколько ярусов, одновременно в воздухе рвалось до 400 снарядов !   Неся потери, полковая колонна упорно продолжала полёт к цели.

Тогда на колонну ринулось до 60 вражеских истребителей. В воздухе завязался ожесточённый бой. То советский, то немецкий самолёты выходили из строя... Цель близка. Оставшиеся в колонне бомбардировщики легли на боевой курс. Связанные маневром, они организованно отстреливались от прорывавшихся к ним вражеских истребителей. На флагманской машине задымился подбитый мотор. Истребитель со свастикой пошёл на следующий заход. Но вдруг, встреченный метким огнём пулемётов Люлина и Мамченко, вспыхнул и камнем рухнул вниз.

На флагманском самолёте задымился второй мотор. Николаев, не выпуская штурвала, протянул руку Люлину. Тот крепко пожал её, понимающе кивнул головой: за нами полк, наши действия - пример для остальных. Объятая пламенем флагманская машина строго выдерживала боевой курс.

В прицеле показалось поле вражеского аэродрома, замелькали стоявшие самолёты, постройки. Туда, на них, и обрушил свой смертоносный груз экипаж флагмана полка, а вслед за ним - остальные экипажи. Теперь - правый разворот, резкое снижение: может, удастся сбить пламя... Но нет, оно полыхает всё жарче, самолёт уже не подчиняется воле смельчаков. Вот он резко накренился и вошёл в отвесное пикирование, с каждой секундой неотвратимо приближаясь к земле.

Так оборвалась жизнь Сергея Михайловича Люлина, замечательного человека, отважного воздушного бойца.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz