Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Маковский Спартак Иосифович

Маковский Спартак Иосифович

Родился 27 ноября 1920 года в городе Павлодар  (Казахстан), в семье рабочего. Окончил 7 классов в городе Запорожье. Работал на заводе "Запорожсталь", учился в аэроклубе. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С апреля 1943 года старший лейтенант С. И. Маковский в действующей армии.

8 мая 1943 года вблизи станицы Крымская Краснодарского края командир звена 43-го ИАП С. И. Маковский таранным ударом на встречном курсе сбил истребитель врага.

К январю 1944 года командир эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка  (278-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт)  старший лейтенант С. И. Маковский совершил 92 боевых вылета, в 49 воздушных боях сбил лично 18  (в том числе 1 - тараном)  и в группе 1 самолёт противника.

13 апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1958 года подполковник С. И. Маковский - в запасе. Жил в Свердловске. Умер 27 марта 2000 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

"Как мы всё - таки плохо знаем своих героев !   Тот же Спартак Маковский 215 боевых вылетов сделал, провёл 76 воздушных боёв, сбил 30 вражеских самолётов лично и 7 в группе. А что о нём написано ?   Часто ли вспоминается его имя ?"

Такими вот строчками начинается рассказ о лётчике - истребителе С. И. Маковском в одной из книг, изданных ещё в 1960-х годах уже прошлого, то есть 20-го, века. Ну что же, попробуем восполнить этот пробел в истории отечественной авиации и рассказать всё, что нам известно об этом человеке...

Некоторую информацию о фронтовой деятельности С. Маковского можно найти в книге А. Е. Чернаткиной - "От Кавказа до Берлина"  (боевой путь 43-го ИАП в годы Великой Отечественной войны). Вот что она пишет:

"18 февраля 1943 года полк выехал на фронт. Расстыкованные самолёты закрепили на платформах, а личный состав ехал в вагонах - теплушках. В конце состава прицепили вагон с замороженными пельменями - подарок сибиряков.

3 марта состав прибыл в подмосковные Люберцы, где самолёты собрали и облетали. А 9 апреля начали перебазировку техники и личного состава на аэродром Кленовец близ Старого Оскола. Аэродром был плохо оборудован, что затрудняло посадку наших самолётов. Почти не было капониров и выкопанных в земле щелей на случай вражеских бомбардировок. Несколько дней ушло на подготовку к боевой работе.

Командир полка капитан А. А. Дорошенков сразу организовал службу ВНОС, установил 2 пункта наблюдения с телефонами. На старте дежурил самолёт на случай внезапного нападения вражеских самолётов.

15 апреля 1943 над аэродромом на высоте примерно 2000 метров появился Ме-110. Лётчик А. В. Кочетов мгновенно поднялся в воздух и погнался за "Мессером". Поняв, что его преследует опытный пилот, противник увеличил скорость и скрылся.

Но обнаружив аэродром, немцы уже не оставляли его в покое. Вскоре послышался гул вражеских самолетов и на фоне облачности показалась девятка Ме-110, а за ней ещё... Посыпались бомбы на стоянки.

В следующие мгновения после разрывов первых бомб взлетели капитан Шепель, лейтенанты Маковский, Осадчиев и другие лётчики. Благодаря их мужеству и решительным действиям враги не сумели нанести большого вреда. Во время атаки неприятельских самолётов Маковский одного сбил".

Через 3 недели после прибытия на фронт - 8 мая 1943 года, он таранил вражеский истребитель и на сильно повреждённой машине сумел совершить посадку.

В тот день 6 истребителей 43-го полка вели воздушный бой. Находясь сверху, Маковский наблюдал за боем и следил за небом. Вдруг со стороны солнца показался ещё один Ме-109. Маковский набрал высоту, бросился навстречу врагу. Самолёты сближались с огромной скоростью.

Маковский С.И.

...700, 500, 300 метров... С бешеной скоростью пожирали оставшееся между ними расстояние немецкий "Мессер" и советский "Як". Что испытывает лётчик в эти последние мгновения, какие мысли проносятся в мозгу перед лобовым тараном ?   Не будем гадать и строить предположения. Предоставим слово оставшемуся в живых пилоту того самого "Яка" - лейтенанту Спартаку Маковскому:

"Думал ли я в тот момент о своей жизни, понимал ли, что столкновение может быть гибельным ?   Нет, не думал. Я знал, что внизу бъются мои друзья, что им тяжело, и если враг прорвётся туда, им станет ещё тяжелее. Значит, надо уничтожить его любым способом. И если я вообще о чём - нибудь думал в эти секунды, когда дистанция между нами сокращалась, то только об одном: не дать врагу подойти к месту воздушного боя".

В последнем мгновении "Мессер" немного отклонился влево, но удара избежать не удалось. Оба самолёта перевернулись и полетели вниз.

Вражеская машина начала разваливаться на лету, но и перевернувшийся от столкновения "Як" свалился в штопор. Первая попытка спасти самолёт окончилась ничем. Выбрасываться с парашютом тоже было нельзя: бой разыгрался в районе станицы Крымская, где ещё хозяйничали оккупанты.

После нескольких попыток, в 800 метрах от земли, Маковскому всё же удалось вытащить машину в горизонтальный полёт. Растерзана она была до неузнаваемости: в плоскостях зияли рваные дыры от пулемётных очередей, половина правого крыла отсутствовала.

Маковский взял курс на свой аэродром и увидел приближавшийся вражеский истребитель. Под угрозой потери управления и нового штопора Спартак был лишён любой возможности маневрировать и представлял собой идеальную мишень для упражнения в стрельбе. Подумалось почти обречённо: "Сейчас меня будут добивать..."

Он казался им лёгкой добычей. Но сработала заповедь фронтового братства. Его напарник Лукьян Каширин, неотступно следивший за командиром, был начеку. Ведовый вырвался на перехват и пробил очередью мотор Ме-109. Дорога на родной аэродром была свободна.

На своих полутора крыльях Спартак кое - как дотянул до посадочной полосы. Нормально совершить посадку он не мог, отказал мотор. На большой скорости сел на фюзеляж прямо в поле. Сильный удар вдребезги разрушил кабину, а самолёт, к счастью, не загорелся.

Подоспели товарищи, хотели отвезти в госпиталь, но Спартак отказался, остался в полку. Он пролежал в санчасти 10 дней. Удар не прошёл бесследно... Он даже на несколько дней лишился речи. Молодой организм и страстное желание снова летать, бить врага победили.

Як-7Б 3-го ИАК

Як-7Б из состава 3-го истребительного авиационного корпуса.  Весна 1943 года.

Упорство и настойчивость в достижении цели были ему всегда присущи. Так было ещё тогда, когда он решил стать лётчиком. Это было его заветной мечтой. Медицинская комиссия обнаружила у него цветовую аномалию - дальтонизм и по этой причине ему отказали в приёме в аэроклуб. Спартак настойчиво просил своего отца помочь, пойти хлопотать, доказывал, что выводы комиссии безосновательны, что у него хорошее зрение. Отец понимал стремление сына и решил его поддержать. Пошёл к руководству аэроклуба, в результате новое тщательное обследование установило, что он может быть допущен к учёбе.

После учёбы в Запорожском аэроклубе Спартак поступил в знаменитую Качинскую Краснознамённую лётную школу, которую окончил в 1939 году. Весь выпуск Качинской школы был направлен на Дальний Восток.

Перед отъездом отец Спартака Иосиф Иванович передал сыну написанную им свою короткую биографию, которую тот носил с собой всю войну. Она была для него напутствием на всю жизнь. Отец был для него примером честности, справедливости и беззаветного служения Родине.

...Совсем не случайно мальчишка, родившийся в 1920 году в захолустном городе Павлодаре, что в Казахстане, был наречён Спартаком, по имени вождя восставших рабов. Так решил отец, Иосиф Иванович Маковский, человек незаурядной и героической судьбы. Он храбро сражался в рядах Красной Гвардии, был комиссаром отряда особого назначения, партизанил, боролся с контрреволюцией в Сибири и Казахстане.

В семейном архиве Маковских хранится документ, необычный даже по названию: "История болезни, причинённой белым террором".

В августе 1918 года Иосиф Иванович являлся начальником штаба рабоче - крестьянского повстанческого движения, захлестнувшего Павлодарский и Славгородский уезды. Белогвардейские каратели жестоко подавили восстание, а Маковский после двухмесячного преследования был схвачен и брошен в уездную тюрьму 7 ноября 1918 года - в день первой годовщины Октябрьской революции. В тюрьме он пробыл 13 месяцев. Вынужденные отступить, колчаковцы 27 ноября 1919 года зверски расправились с 35 заключёнными. Среди них был исколотый штыками начальник штаба повстанцев.

Дальнейшее настолько невероятно, что лучше будет дословно процитировать упомянутый документ:

"Тов. Маковский пролежал в трупах до прихода советских войск. 29 ноября 1919 года был извлечён из трупов солдатами 26-й советской дивизии 5-й армии и перевезён из тюрьмы в павлодарскую уездную больницу со следующими штыковыми ронениями: 5 ран в грудь, из которых 4 с поражением лёгких  (выход воздуха), 1 в живот, 6 в спину и бока, не считая ранений в ноги и руки. Приведён был в сознание... Температура повысилась до 39 градусов. Пролежал в больнице до 28 декабря 1919 года. Благодаря здоровой натуре, выздоровел..."

Год спустя, в декабре 1920 года, Иосиф Иванович уже делегат VII Всеросийского съезда Советов, где был принят знаменитый план электрофикации России - ГОЭЛРО.

Можно сказать, что Маковскому - младшему досталось от отца богатейшее наследство - вся его огромная страна, которую предстояло благоустраивать и защищать от всяческих посягательств. Пример отца и собственное гордое имя никак не позволяли Спартаку плестись в хвосте. Он отлично учился в школе, особенно налегая на любимые предметы - физику и математику. Потом выбрал самую престижную для своего времени профессию лётчика, успешно занимался в Свердловском аэроклубе и на "отлично" закончил школу военных лётчиков. После чего был зачислен в 43-й истребительный авиаполк 278-й авиадивизии.

Маковский попал на фронт лишь в апреле 1943 года. Сама судьба закалила этого мужественного человека, сразу бросив его в огонь самого жестокого воздушного сражения - в битву на Кубани. За 2 года своей фронтовой жизни он совершил, как минимум, 3 высочайших подвига, каждый из которых достоин высшей награды.

Перед войной отец вручил ему как напутствие автобиографию с короткой припиской: "Дорогой сын мой, Спартак !   Даю тебе свою краткую биографию, которая будет тебе заветом на всю жизнь для преданности своей Родине".

Напутствие отца Спартак достойно пронёс через всю войну и намного преумножил славу семьи Маковских. За свои боевые подвиги удостоен звания Героя Советского Союза, награждён многими орденами и медалями...

Но сильно ошибается тот, кто полагает, что жизнь героев проходит безоблачно и ликующе, под бравурные марши духовых оркестров. Вот и для Спартака радость Победы была омрачена личным горем. В сентябре 1945 года он получил краткосрочный отпуск и приехал на родину отца, в город Запорожье. Туда же вот - вот должен был вернуться Иосиф Иванович, который по поручению обкома партии находился в районах области и помогал в проведении уборки. Но сыну не довелось обнять отца - его злодейски убили бандиты, бывшие пособники оккупантов...

Помимо наград, сын принёс с войны ранение и пошатнувшееся здоровье. Уволившись в запас, подполковник С. И. Маковский поселился в Свердловске и возглавил тот самый аэроклуб, который дал ему когда - то путёвку в небо. Среди свердловчан, особенно среди школьников и молодёжи, он прослыл горячим, искренним пропарандистом боевых традиций нашей авиации. О смертельных схватках и подвигах он рассказывал не понаслышке.

С. И. Маковский у своей машины
С. И. Маковский у своего истребителя Як-9.

...В январе 1944 года страна услышала в сводке Совинформбюро это гордое имя - Спартак.

3 января 1944 года командир 1-й эскадрильи 43-го истребительного авиаполка лейтенант Спартак Маковский повёл группу на штурмовку вражеского аэродрома в районе Апостолово.

В своей книге "Полвека с небом" Маршал авиации Е. Я. Савицкий писал, что специалистами по штурмовке считались 812-й и 43-й авиаполки. Именно им чаще всего поручали наносить внезапные удары по вражеским аэродромам.

В воздушном бою над аэродромом Апостолово было сбито 4 и на земле во время штурмовки уничтожено 3 самолёта противника.

Потом атаковали переправу на Днепре. Зенитки открыли сильный огонь. За самолётом ведомого командира, младшего лейтенанта Виктора Кузнецова потянулся шлейф дыма. Подбитая машина падала на территорию, занятую противником...

Кузнецов пошёл на посадку и с трудом посадил самолёт в развилке двух дорог. По этим двум дорогам, примерно в 1,5 - 2 км от места посадки самолёта пешком двигались немецкие войска. Они побежали к самолёту и даже не стреляли - добыча была очевидной. С высоты Маковский видел, как Кузнецов выбрался из самолёта. Времени на раздумья не оставалось. Он понимал, что рискует жизнью, но иначе поступить не мог.

"Сам погибай, а товарища выручай !" - словно приказал Спартаку властный внутренний голос. Он сделал круг на малой высоте, ударил по бегущим немцам из пулемётов и заставил их залечь. Зашёл на посадку, чтобы приземлиться рядом с Виктором, но вдруг увидел, что поле пересекает линия связи. Быстро сориентировался, пошёл на второй круг и совершил посадку рядом с Кузнецовым. Крикнул:

- Садись быстрее !   Левую ногу - в кабину, голову - под казырёк. Да крепче держись руками за поручни прицела. Быстрее, Витя, иду на взлёт !

С. Маковский и В. Кузнецов в кабине 'Яка'

Спартак Маковский и спасённый им Виктор Кузнецов в кабине "Яка".

В тесной одноместной кабине поместилась только одна нога Виктора. Его голова закрыла Маковскому приборную доску. Вражеские войска приблизились и открыли по ним автоматный огонь. До самолёта оставалось не более 100 метров. Надрывно гудя, перегружённый самолёт с трудом оторвался от земли и взлетел над головами немцев, унося двоих пилотов на свой аэродром.

Оставшиеся 6 самолётов эскадрильи совершили посадку без командира и его ведомого. Люди на аэродроме в тревоге вглядывались в небо. Потом послышался гул и показался самолёт. Когда Маковский заходил на посадку, трудно было понять что с самолётом. Высказывали предположение, что в воздухе сорвало капот. После посадки всё стало ясно.

Самолёт ещё не успел подрулить к стоянке, как был окружён чуть ли не всем личным составом полка. Боевых друзей вынесли из кабины на руках. Виктора, получившего ушиб ноги, отправили в санчасть, а Спартака бросились обнимать и долго качали.

Маковский С.И.

Вскоре на аэродром прилетели командир корпуса генерал Е. Я. Савицкий и командир дивизии полковник В. Т. Лисин. Построили полк. Генерал с восхищением говорил о совершённом подвиге. Затем, вызвав Маковского из строя и крепко обняв, Евгений Яковлевич сказал:

- Ваш подвиг не забудется. Преклоняюсь перед вашей храбростью и представляю вас к высшей правительственной награде - званию Героя Советского Союза.

Президиум Верховного Совета СССР утвердил 13 апреля 1944 года представление фронтового командования. 14 апреля 1944 года в полк приехал командир дивизии полковник В. Т. Лисин. Перед строем личного состава был зачитан Указ о присвоении старшему лейтенанту С. И. Маковскому высокого звания Героя Советского Союза.

Евгений Яковлевич Савицкий, уже будучи Маршалом авиации и дважды Героем Советского Союза, часто вспоминал добрым словом о Спартаке Маковском:

"Это был талантливый лётчик. И не просто лётчик, а командир, организатор боя. Ему поручались наиболее ответственные и сложные задания. Нередко бывало, что я возглавлял общую авиагруппу, а он вёл одну из подгрупп. Неоднократно бывал моим ведомым. Около 3 - 4 вражеских самолётов я сбил именно тогда, когда вылетал в паре с Маковским".

В апреле 1944 года наши войска вошли в Джанкой, затем в Биюк - Онлар  (ныне Октябрьское). Сутки лётчики 43-го полка находились близ Симферополя и подошли к совхозу "Табачный" под Севастополем, где базировались до полного освобождения Крыма.

Однажды через совхоз "Табачный" проходила группа раненых, шедших с севастопольских позиций. Среди них был брат Спартака Маковского - Пётр. Им суждено было встретиться, чтобы до конца войны не расставаться. Артиллерист старший лейтенант Пётр Иосифович Маковский имел несколько ранений. На этот раз был ранен в руку. По ходатайству командования Петра зачислили в полк на должность адъютанта 1-й эскадрильи. Он добросовестно выполнял свои обязанности. Старший брат с большой заботой относился к Спартаку.

С. Лебедев (справа) и С. Маковский.
С. Маковский  (слева)  и С. Лебедев.

Свои последние победы Спартак Маковский одержал в апреле 1945 года, сбив над Берлином несколько вражеских самолётов. Вот что можно найти о событиях тех дней в известной книге "Шестнадцатая воздушная...":

"Бои в воздухе 19 апреля 1945 года не прекращались до позднего вечера. Наши лётчики в 156 схватках уничтожили 112 немецких самолётов, показав при этом образцы боевого мастерства.

Снова отличились лётчики 3-го ИАК. Ведя активный поиск противника в воздухе, они провели 89 воздушных боёв и сбили 68 фашистских самолётов. При этом по 2 победы одержали майор С. И. Маковский, старший лейтенант Д. А. Шувалов, лейтенант Ф. П. Савицкий и младший лейтенант В. И. Самодед...

За 29 апреля истребители 16-й Воздушной армии провели 67 воздушных боёв и уничтожили 46 вражеских самолётов, потеряв при этом 2 своих. Наибольшее количество побед в воздухе в этот день одержали лётчики 3-го ИАК... За день они провели 39 воздушных боёв и сбили 33 самолёта противника. По 2 победы в воздухе одержали майор С. И. Маковский, лейтенанты В. И. Александрюк и И. Д. Радчиков..."

А. Е. Чернаткина в книге "От Кавказа до Берлина"  (её можно почитать на страницах сайта "Авиаторы Второй Мировой...")  указывая на победы Маковского, приведённые выше, дополняет их ещё и такой информацией:

"27 и 28 апреля стали переломными днями. Гитлеровцы теряли не только самолёты, но и аэродромы. Спартак Маковский сбил 2 самолёта".

И далее, подводя общий итог его боевой деятельности, она пишет:

"В период войны С. И. Маковский совершил 216 боевых вылетов, провёл 70 воздушных боёв, сбил лично 30 и в группе 7 самолётов противника. Его считали не только отважным воином, но и хорошим организатором в бою и в руководстве эскадрильей".

С.И.Маковский у своего Як-9К.

Як-9К из состава 3-го ИАК.

В заключении нашего рассказа хочется вернуться к его началу и отметить, что цифры, приведённые в той самой книге, ещё советских времён, (а так же, и А. Е. Чернаткиной - 30 лично и 7 в группе), не вполне соответствуют действительности. По имеющимся на сегодняшний день сведениям, за годы войны С. Маковский действительно совершил по различным источникам от 215 до 218 боевых вылетов и провёл 79 воздушных боёв. Сбитых же самолётов, согласно официальным документам, обнаруженным в архивах М. Ю. Быковым, на его счету числится 28 лично и 2 в группе. При этом, первая победа Маковского, датированная А. Е. Чернаткиной серединой апреля 1943 года, в список побед приведённый М. Ю. Быковым не попала. Даже если допустить, что А. Е. Чернаткина ошибается, приписывая Маковскому ещё 2 победы за период 27 - 28 апреля 1945 года  (так же не нашедших отражения в списке побед М. Ю. Быкова), число лично сбитых им самолётов вплотную приближается к 30.

Маковский С.И.

Теперь, что касается 7 групповых побед... В одном из изданий, в качестве итога боевой деятельности Маковского указывается на 23 самолёта сбитых лично, 2 - в группе с товарищами и 5 - уничтоженных на земле штурмовыми ударами. Не заостряя внимания на личных победах, следует отметить что сумма самолётов сбитых в группе и уничтоженных на земле равна, как раз, 7. То есть, в число 7 групповых побед  (указываемых А. Е. Чернаткиной и другими авторами), скорее всего, были включены и самолёты сожжёные на земле...

После войны Спартак Иосифович Маковский окончил Высшие лётно - тактические курсы офицерского состава. Летал на современных типах боевых самолетов до самой демобилизации в звании подполковника в 1958 году. Уйдя в отставку, не порвал связь с авиацией, стал работать начальником аэроклуба в городе Свердловске, обучал молодёжь и воспитывал их. Переехав в родной город Запорожье, часто бывал у тружеников электроаппаратного завода, интересовался их успехами, вникал в их заботы. Но самым ценным для них было - слушать рассказы Героя о его боевых делах, о подвигах в небе.

27 марта 2000 года ушёл из жизни человек необыкновенной храбрости и добрый чуткий товарищ.

*     *     *

Список всех известных побед капитана С. И. Маковского:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
103.05.1943 г.1  Ju-88сев. ГостогаевскаяЯк-7, Як-1, Як-9.
205.05.1943 г.1  Ju-88юго-зап. Крымская
31  Me-109Крымская
41  Me-109  (в группе - 1 / 8)Киевское
507.05.1943 г.1  Me-109вост. Молдаванская
608.05.1943 г.1  Me-109Крымская
71  Me-109  (сбит тараном)зап. Крымская
827.05.1943 г.1  Me-109зап. Крымская
902.06.1943 г.1  Me-109Киевское
1006.06.1943 г.1  Me-109Киевское
1127.09.1943 г.1  Ju-87Костгейм
1228.09.1943 г.1  Ju-88юж. ст. Пришиб
1329.09.1943 г.1  Ju-88зап. Большой Токмак
1403.10.1943 г.2  Ju-87юж. Украинка
1523.10.1943 г.1  Ju-87сев. Иоганнесруэ
1627.10.1943 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 5)юго - вост. Ново - Рубиновка
1710.01.1944 г.1  Ме-109сев. Ново - Петровка
1822.03.1944 г.1  FW-189  (в паре - 1 / 2)Чуваш
1907.04.1944 г.1  Ме-109юго-вост. Томашевка
2012.04.1944 г.1  Hs-129юж. Вакуф-Кирк - Байлар
211  FW-190юго - вост. Вакуф-Кирк - Байлар
2214.04.1944 г.1  FW-190юж. Дуванкой
2307.07.1944 г.1  FW-190вост. Вильно
2419.04.1945 г.1  Ме-109юго - вост. Хайнесдорф
251  FW-190зап. Претцель
2620.04.1945 г.1  FW-190сев. - вост. Бернау
2729.04.1945 г.1  транспортный самолётсев. - зап. Штраусберг

       Всего сбитых самолётов - 28 + 2   [ 25 + 3 ];  боевых вылетов - 215;  воздушных боёв - 79.


Возврат

Н а з а д


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz