Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Михайлов Евгений Витальевич

Е.В.Михайлов.

Родился 5 Января 1921 года в посёлке Чухлинка, ныне в черте Москвы, в семье рабочего. Окончил 9 классов, аэроклуб. С 1940 года Евгений Михайлов в Красной Армии. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С Марта 1943 года Лейтенант Е. В. Михайлов на фронтах Великой Отечественной войны.

К Марту 1944 года старший лётчик 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт)  Гвардии лейтенант Е. В. Михайлов совершил 92 боевых вылета, в 22 воздушных боях сбил лично 5 вражеских самолётов.

17 Марта 1944 года в районе железнодорожной станции Идрица   (Себежский район, Псковской области)  направил свой подбитый самолёт во вражеский эшелон с горючим. Ценой жизни вывел из строя станцию снабжения врага.

26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени. Навечно зачислен в списки воинской части. Памятник Герою установлен у железнодорожного вокзала посёлка Идрица. Его имя носит улица. Долгое время имя Героя носила пионерская дружина московской школы № 786, где он учился. На здании школы и на доме № 24 по улице Михайлова - мемориальные доски.

*     *     *

Токарь одного из московских заводов Евгений Михайлов был призван в Красную Армию в 1940 году, а в 1941-м окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов и остался в ней инструктором - лётчиком. Готовил он молодых лётчиков для фронта и когда началась война, хотя сам мечтал попасть на передний край - встретиться с врагом в ближнем бою.

Наконец в Феврале 1943 года он прибыл в 32-й Гвардейский истребительный авиационный полк, сражавшийся на Северо - Западном фронте. В ту пору войска фронта вели упорные бои в районе Демянска. Об этой поре в боевой истории части сказано кратко и ясно:

"В Феврале 1943 года лейтенант Е. Михайлов прибыл в наш полк лётчиком, а затем был назначен старшим лётчиком. Спокойный, уравновешенный, Михайлов отличался в бoю хладнокровием и выдержкой. Вскоре он уже имел на своём боевом счету 4 сбитых самолёта противника, за что был награждён oрденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1-й степени".

- Мы, технари, - вспоминает Майор технической службы Азов, - любили Женю за то, что он уважал и ценил нашу работу. Нам, скажу без преувеличения, доставалось порой на земле не меньше, чем лётчикам в воздухе. Работали дни и ночи. Иная ночь и вовсе без сна: подготовишь один самолёт в бой - и тут же, без передышки, к другой машине. Было ведь и так, чего греха таить, что находились некоторые лётчики, которые позволяли себе иногда прикрикнуть на своих техников. У Жени такого не было ни разу. Увидит, что туго нам приходится, - спешит помочь, хотя и сам спал не более 3 - 4 часов...

После Сталинградской битвы на фронте наступило относительное затишье. Фашисты, мечтая о реванше, изо всех сил готовились к летнему наступлению. Наши войска зорко следили за противником, изучали оружие и технику, накапливали силы для сокрушительного контрнаступления.

Накапливал их и Гвардии лейтенант Евгений Михайлов. Он, как и в училище, атаковал вопросами лётчиков, побывавших в воздушных схватках, просил совета, прислушивался к замечаниям о поведении в воздухе нашего истребителя Ла-5, который только что поступил на вооружение.

Ла-5Ф из состава 32-го ГвИАП.

Самолёт Ла-5Ф из состава 32-го Гвардейского ИАП.  Брянский фронт.  Лето 1943 года.

Первое боевое задание оказалось необычным и интересным: нужно было подстеречь немецкий самолёт - корректировщик FW-189 - так называемую "Раму" - и сбить его.

За этой "Рамой", немецким самолётом - корректировщиком FW-189, и наши лётчики, и наземные фронтовики следили особенно зорко. Этот самолёт обладал хорошей скоростью, достаточным потолком, маневренностью, имел броневую защиту. Но, пожалуй, главным оружием "Рамы" были её "глаза" - оптические приспособления. Надо сказать, что видели эти "глаза" далеко. Покружит корректировщик над нашими позициями, причём на довольно большой высоте, засечёт важные цели, а через десяток минут, глядишь, близ этих целей рвутся вражеские снаряды. А проклятая "Рама" приглядывается к разрывам и корректирует огонь. И притом успевает вовремя улизнуть.

Чтобы удар по "Раме" был безошибочным, командир приказал Михайлову и его напарнику лётчику Красавину устроить засаду на небольшой, надёжно укрытой деревьями лесной опушке, недалеко от переднего края.

Лётчики прибыли туда под вечер. Самолёты замаскировали в лесу, сразу же установили наблюдение. Они знали почти наверняка, что "Рама" появится на рассвете.

Близость переднего края давала себя знать. Нет-нет, да и разорвётся неподалёку от засады шальной снаряд, тоненько просвистит над головой и клюнет в ствол обессиленная дальним полётом пуля. Повеет ветерок - и потянет от свежей воронки терпкой гарью - запахом обожжённой земли, тола и искромсанного железа. Но этот запах тут же приглушается медовым ароматом трав, смолистым духом сосен. А сухое кряканье взорвавшейся мины или снаряда быстро тонет в звонком птичьем разноголосье.

"Рама" появилась, как всегда, на рассвете. Михайлов и Красавин, давно занявшие свои места в кабинах истребителей, с трудом сдерживали себя: надо было не спугнуть "Раму" раньше срока, дать ей время пройти над нашим передним краем и углубиться в ближний тыл.

Сдержаться, усидеть в кабине, слушая прерывистый, с тонким присвистом рокот моторов вражеского корректировщика, кружившего над нашими позициями, было очень трудно. Обнаглев, "рама" снизилась настолько, что стали видны невооружённым глазом чёрные кресты на жёлтых концах её плоскостей.

Немецкий самолёт FW-189.

Красавин сделал знак Михайлову. Краснозвёздные "Лавочкины" взмыли ввысь и разошлись в разные стороны, стремительно набирая высоху. Сделав по гигантской петле, истребители развернулись на 180° и пошли на "Раму" сверху вниз с противоположных направлений. Эта концентрическая атака, выполненная при хорошем запасе высоты, отсекла "Раме" путь к бегству. Подожжённый, прошитый встречными очередями, вражеский корректировщик сделал отчаянную попытку дотянуть к своим на бреющем полёте, но вскоре рухнул на землю.

- Ну что ж, счёт открыт, - сказал Михайлову командир, поздравляя его и напарника с успехом. - Боевое крещение состоялось. Так летать !

Победа в бою всегда окрыляет, придает силы. К Евгению пришло радостное ощущение своего равенства в соколиной семье.

Близилось сражении на Орловско - Курекой дуге. Всё чаще с запада на восток шли под охраной истребителей стаи бомбардировщиков, меченных чёрными свастиками. И всё реже возвращались они обратно !   Боевые друзья Михайлова, истребители, и содружестве с зенитчиками били фашистов насмерть.

Инициативу, вырванную у противника под Сталинградом, наша армия удерживала и в воздухе, и на земле. Но до полной победы было ещё далеко.

Наступление фашистов на Орловско - Курском выступе, начатое 5 Июля 1943 года, было отчаянной попыткой вернуть утраченное преимущество. Тысячи вражеских самолётов обрушили в то утро смертоносный груз на наши позиции. Десятки тысяч орудий ударили по переднему краю. Сотни новых танков - "Тигров" и "Пантер" - таранили узким броневым клином нашу обороту. Кое-где пришлось отойти. Но уже к исходу дня стало ясно, что тактический успех фашистов не перерастет в оперативный, а тем более в стратегический. Лопнул последний шанс врага на летний реванш. Советская Армия доказала, что они может громить и побеждать врага в любое время года, в любых условиях !

В эту огромную победу внесли свой вклад и Гвардейцы - истребители 32-го авиаполка, где служил Михайлов. В дни тяжелейшей Орловско - Курской битвы нашим лётчикам приходилось совершать по 5 - 6 вылетов. Слезились от напряжения глаза, они валились с ног от усталости, но никто не видел их унывающими. Плечом к плечу с боевыми друзьями в этих ожесточённых боях участвовал и Михайлов.

Евгений Михайлов, спокойный, с приветливым взглядом, умел дружеской шуткой подбодрить уставших, всегда находил нужные слова.

В один из редких дней затишья Гвардейцам вручались боевые награды. Принимая орден Красного Знамени, Евгений обратился к товарищам, собравшимся накоротке в походной столовой:

- Скажем фроптовое спасибо Родине - за любовь, за материнскую ласку. Дадим ей клятву - бить врага ещё крепче, а если понадобится, жизни своей не пощадить для победы !

Эту Гвардейскую клятву Евгений Михайлов выполнил.

После Курской битвы лётчики 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка действовали на северо - западном направлении и на 1-м Прибалтийском фронте.

В начале 1944 года 3-я Гвардейская истребительная авиадивизия перебазировалась на Невельский аэроузел. 32-й Гвардейский авиаполк перелетел на аэродром Заловчи - в 80 км от линии фронта. Выдвижение полка почти вплотную к линии фронта накладывало определённый отпечаток на всю его жизнь и характер боевой деятельности, возникала повышенная потребность в постоянной воздушной разведке, которая представляет собой нелёгкое дело. Поэтому - то на разведывательные задания посылались только очень опытные лётчики. Лейтенант Е. В. Михайлов был в их числе.

17 Марта 1944 года в 13 часов 50 минут Гвардии лейтенант Е. В. Михайлов в составе звена вылетел на прикрытие наземных войск. В районе прикрытия погода была очень плохая. Нижняя кромка сплошной облачности поднималась над землёй на 100 - 150 метров. В таких условиях трудно было ориентироваться и удерживать место в строю. По истечении времени патрулирования Михайлов со своим напарником Гвардии лейтенантом В. С. Титовым направились на свой аэродром. Самолёты вышли на железнодорожную станцию Идрица, ещё занятую противником. Оттуда - по железной дороге было легче в сложных метеоусловиях выйти на аэродром.

Над станцией Михайлов и Титов внезапно попали в зону сильного огня зенитной артиллерии противника. И тут случилось непоправимое - прямым попаданием зенитного снаряда самолёт Михайлова был серьёзно повреждён. Пилот отчётливо сознавал, что в воздухе он может продержаться ещё 1 - 2 минуты. До своей территории дотянуть не удастся. Он имеет возможность выпрыгнуть с парашютом и сохранить жизнь, но при этом неизбежен плен.

Гвардеец предпочёл плену смерть храбрых. Михайлов бросил взгляд на пути, забитые эшелонами. В центре станции стоял длинный состав с цистернами. На глазах своего напарника, мужественный лётчик направил пылающий Ла-5 в этот состав. Огромной силы взрыв потряс окрестности. К небу взвились гигантские сполохи пламени. Горящий бензин охватил огненным кольцом несколько эшелонов. Через несколько минут на станции бушевал неистовый пожар...

Но ещё до того, как напарник Михайлова вернулся на базу, однополчане узнали о геройской гибели Евгения из его последней радиограммы: "Самолёт подожжён. Горючее кончилось. До своих не дотяну. В плен не сдамся. Решил таранить и взорвать немецкий эшелон на Идрице. Боевой привет товарищам !   За Родину !".

Герой Советского Союза Е. В. Михайлов успел совершить 92 боевых вылета, в 22 воздушных боях лично сбил 5 вражеских самолётов.

Памятник Е.Михайлову.
Памятник Е. В. Михайлову.

Фронтовые газеты тогда писали: "Настанет время, когда железнодорожная станция, над которой Евгений Михайлов совершил свой героический подвиг, залечит раны, нанесённые немецко - фашистскими захватчиками, и тогда благодарные советские люди воздвигнут на площади станции среди цветов памятник мужественному и честному лётчику Евгению Михайлову. Проезжающие мимо люди будут вглядываться в бронзовые строгие черты лица героя. Они услышат о бессмертном подвиге, совершённом этим человеком".

Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 Октября 1944 года Гвардии лейтенанту Е. В. Михайлову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Жители станции и посёлка Идрица свято чтут память Героя - лётчика Евгения Михайлова. Героический подвиг, совершённый им 17 Марта 1944 года трудящимся области хорошо известен. На привокзальной площади станции Идрица Е. В. Михайлову установлен памятник, и площадь названа именем героя. Одна из улиц в посёлке Идрица носит его имя. У памятника всегда лежат живые цветы - знак уважения народа, свидетельство его нетленной памяти. Одна из улиц Москвы также носит его имя.

*     *     *
Памятная доска Е. В. Михайлову. Памятник Е. В. Михайлову.
*     *     *

Список всех известных побед Гвардии лейтенанта Е. В. Михайлова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
113.07.1943 г.1  FW-190МелыньЛа-5.
221.07.1943 г.1  FW-190Карпово
323.07.1943 г.1  Не-111Куликовка
408.09.1943 г.1  FW-190Синявский
506.02.1944 г.1  Ju-87Гурки

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0;  боевых вылетов - около 100.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz