Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Погорелов Михаил Савельевич

М.С.Погорелов.

Родился 8 Ноября 1921 года в селе Курганка, ныне Широковского района Днепропетровской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов средней школы. Работал счетоводом на заводе в городе Кривой Рог. С Апреля 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова.

С Июня 1941 года сержант М. С. Погорелов в действующей армии. Воевал на Брянском, Сталинградском, Южном, Северо - Кавказском фронтах.

С Июля 1942 года по Октябрь 1942 года служил в 4-м ИАП; по Июль 1943 года - в 9-м Гвардейском ИАП; по Октябрь 1943 года - 73-м Гвардейском ИАП; по Май 1945 года - снова в 4-м ИАП.

К Январю 1945 года командир эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка  (185-я истребительная авиационная дивизия, 14-й истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт)  Капитан М. С. Погорелов совершил 218 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 18  (1 тараном)  и в составе группы 5 самолётов противника.

Всего сбил 29 вражеских самолётов.

18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1975 года Полковник М. С. Погорелов - в запасе. Жил в городе Ростов - на - Дону. Почётный гражданин города. Умер 13 Марта 1981 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   (трижды); медалями.

*     *     *

В годы Великой Отечественной войны лётчик - истребитель Михаил Погорелов бил врага на самолёте подаренном ему тружениками Саратовской области. У него и после войны оставался памятный документ, который ветеран войны хранил как дорогую реликвию. Она - память о боевой юности, о людях, которые в трудную пору для Родины жертвовали всем, чтобы помочь фронту. Вот содержание этого удостоверения:

"Выдано настоящее коллективом Саратовских рудников лётчику Михаилу Савельевичу Погорелову в том, что самолёт "Красный химик", приобретённый на средства рабочих, ИТР и служащих, передаётся ему в подарок для разгрома немецко - фашистской армии".

- Документ этот был вручён мне неожиданно, - вспоминает Михаил Савельевич. - После трёхмесячного лечения в госпитале я снова собирался на фронт. Раны зарубцевались, злости к фашистам прибавилось. И тут в клубе госпиталя мне сообщают приятную новость о самолёте - подарке от рабочих Саратовских рудников. Сами понимаете, какие радостные чувства охватили меня в ту минуту. На новом "Яке" из Саратова я улетел на фронт.

Это было время, когда в войне произошёл коренной перелом. Советские воины наступали, очищая землю от фашистских оккупантов.

Михаил Погорелов, участник боёв под Москвой и Сталинградом, был уже опытным и закалённым в боях асом. Окончив в Июне 1941 года Качинское авиационное училище он сразу получил назначение в действующую часть. Весной 1942 года Старший лейтенант М. С. Погорелов служил в 4-м ИАП на Брянском фронте, летал на английском самолёте "Харрикейн". В Июле полк был передан 16-й Воздушной армии на Донском фронте и перевооружён самолётами Як-1.

В небе Сталинграда Михаил Погорелов одержал несколько побед: в Июне сбил истребитель Ме-109. В конце Августе сбил ещё 2 Ме-109, но и сам был подбит. Получив ранение, он был отправлен в госпиталь. После выздоровления вернулся на фронт.

На новой машине он сразу же окунулся во фронтовые будни: сопровождал наши штурмовики и бомбардировщики, вёл свободную охоту, поддерживал наступление войск с воздуха.

О воздушных боях в небе Сталинграда вспоминает дважды Герой Советского Союза Иван Никифорович Степаненко:

"Мы подружились с Мишей с первых дней пребывания его в нашем полку, как говорят, сошлись характерами. Многое в нём напоминало мне Ивана Ребрика: откровенность, отсутствие рисовки, уважение к товарищам, прямота в отношениях, честное признание своих ошибок, добросовестность при их исправлении. У Миши красивое продолговатое лицо с выразительными чёрными глазами, густые русые волосы, которые он зачесывал назад, что считалось тогда модным. Он отличный спортсмен.

С Михаилом мне часто приходилось летать вместе. Меня назначили командиром звена, а Миша стал у меня ведомый. Летает он хорошо, с ним спокойно в воздухе, как, впрочем, и на земле.

М.С.Погорелов.

14 Сентября сигнальная ракета подняла нас в небо. Курс - на юго-запад от Сталинграда. Две пары "Мессеров" не заставили себя долго ждать. Высота такая же, как и у нас. Уклоняться от боя - не в наших правилах. Итак - атака !   Михаил ждёт команды. Я ведущий. От меня в большой степени зависит успех схватки. Очень важно определить момент атаки, выбрать позицию.

Одна пара "Мессеров" вдруг отвернула в сторону. Очевидно, хочет проследить, нет ли поблизости ещё наших самолётов. Другая разворачивается для атаки. Эх !   Нам не хватило нескольких секунд, чтобы набрать достаточную высоту и броситься им наперерез. Погорелов прикрывает меня сзади, ждёт, когда я ударю очередью в лоб по одному стервятнику, затем бьёт по фюзеляжу второго. Мой товарищ проявляет столько смелости, сметки, находчивости, что я окончательно убеждаюсь: у меня вполне надёжный ведомый, способный драться с противником в любых, самых сложных условиях. Истребители хорошо знают, что значит быть уверенным в своём ведомом, полностью полагаться на него.

29 Сентября, после перерыва, снова вместе с Погореловым сбиваем ещё 2- Ме-109 - одного на юге Сталинграда, другого над Верхней Погромной.

С каким, однако, трудом даётся победа !   После каждого полёта в машине насчитываем более десятка пробоин. У меня оказался пробитым даже фонарь кабины. Пуля прошила его всего в 3-х сантиметрах от моей головы. В следующем бою пуля снова прошила пол кабины между ног и вылетела через фонарь..."

Впоследствии М. С. Погорелов воевал на Северо - Кавказском фронте.

Весной 1943 года командир звена 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт)  Гвардии лейтенант М. С. Погорелов на подступах к Ростову-на-Дону в воздушном бою сбил 2 фашистских бомбардировщика огнём, а 3-й таранил. Сам приземлился на парашюте. За этот бой был награждён орденом Красного Знамени.

Во время боёв на Кубани сбил 9 самолётов. Ещё несколько побед одержал в Августа 1943 года.

В Ноябре полк перешёл в состав 15-й Воздушной армии на 2-м Прибалтийском фронте. К тому времени М. Погорелов был уже Капитаном, заместителем командира эскадрильи. 17 Декабря он сбил очередной FW-190. Ещё одна победа была одержана 27 Октября 1944 года в паре с П. Масленниковым - сбит FW-190.

- Ко всем боевым делам, - говорит Михаил Савельевич, - прибавилась ещё одна забота - докладывать хозяевам самолёта о своих боевых делах. После каждой победы, одержанной мною в воздухе, в Саратов шло письмо. Но это была приятная "дополнительная работа".

А побед у Погорелова было много. На его боевом пути был такой случай. Как - то в районе Великих Лук 2 наших истребителя возвращались с боевого задания на свой аэродром. На одном - лётчик Шанаев, на другом - Погорелов. День был ясный, солнечный. Вдруг они увидели двух "Мессеров". Решение пришло мгновенно - атаковать. Зайдя со стороны солнца, "Яки" внезапно обрушились на врага. Шанаев с первой же атаки сбил фашиста. Погорелов подбил второй самолёт. Когда приготовился повторить атаку, увидел: "Мессер" стремительно пошёл на посадку. Он сел на лёд озера между Великими Луками и Невелем. Немецкий пилот выскочил из самолёта и пустился к лесу.

Погорелов приказал напарнику лететь на аэродром и прислать По-2 за фашистом, а сам, посадив свой самолёт рядом с подбитым, начал преследовать врага. Тут выяснилось, что вражеского лётчика "атакуют" безоружные деревенские мальчишки. Погорелов подоспел вовремя. Немец поднял руки вверх. На По-2 пленный был доставлен в штаб, где дал ценные сведения.

М.С.Погорелов.

К Январю 1944 года командир эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка Капитан М. С. Погорелов совершил 218 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 18  (1 тараном)  и в составе группы 5 самолётов противника. За эти успехи он был представлен к званию Героя.

День Победы Михаил Савельевич Погорелов встретил в небе Германии. На его счету было записано 29 сбитых вражеских самолётов: 24 лично и 5 - в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 23 личные и 5 групповых побед лётчика. ]  Четырежды он был мечен пулями и осколками, но каждый раз возвращался в строй своего полка.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 Августа 1945 года он был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"   (№ 7961).

После войны продолжал служить в ВВС. С 1975 года Полковник М. С. Погорелов - в запасе. Жил в Ростове-на-Дону. Почётный гражданин этого города. Умер 13 Марта 1981 года.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана М. С. Погорелова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
106.07.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 11)ИвановкаЯк-7, Як-1, Як-9.
208.07.1942 г.4  Ме-109  (в группе - 4 / 12)Колобино - Долгуша
321.07.1942 г.1  "Хе-113"юж. Большая Верейка
423.08.1942 г.1  Ме-109Красноармейск
51  Ме-110Красноармейск
61  Ме-109Ленинск
718.08.1943 г.1  Ме-109сев. - зап. Рубашкино
820.08.1943 г.1  Ме-109Степановка
924.08.1943 г.1  Ме-109Успенская
101  FW-190Успенская
1130.08.1943 г.1  Ме-109Таганрог
1217.12.1943 г.1  FW-190Осиповка
1324.02.1944 г.1  Ju-87Васютино
1404.07.1944 г.1  FW-190оз. Зуевское
1507.08.1944 г.1  FW-190оз. Гардаунес
1625.08.1944 г.1  FW-190хутор Рули
1714.09.1944 г.1  FW-190Калнадуяс
1818.09.1944 г.1  FW-190Петэрели
1927.10.1944 г.1  FW-190зап. оз. Лиелаоцес
2022.12.1944 г.1  FW-190Степини
2127.12.1944 г.1  FW-190Плинкши
2206.01.1945 г.1  FW-190Земгали
2326.01.1945 г.1  FW-190Кулиэни
2406.05.1945 г.1  FW-190юж. аэр. Карклес
2508.05.1945 г.1  FW-190юго - вост. аэр. Сирава

      Всего сбитых самолётов - 23 + 5;  боевых вылетов - около 250.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz