Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Топольский Виталий Тимофеевич

В.Т.Топольский.

Родился 5 Мая 1918 года в городе Винница, в семье рабочего. Окончил 7 классов, школу ФЗУ. Работал токарем на заводе. В 1937 году по комсомольской путёвке поступил в Одесское военное авиационное училище, которое успешно окончил в 1939 году. Был помощником военкома эскадрильи по комсомолу.

С Июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Адъютант эскадрильи 69-го истребительного авиационного полка  (Отдельная Приморская армия)  Лейтенант В. Т. Топольский совершил 123 боевых вылета, в том числе более 30 - на штурмовку скоплений войск противника. В 14 воздушных боях лично сбил 4 и в составе группы 4 самолёта врага. 28 Августа 1941 погиб в воздушном бою. 5 Ноября 1941 года постановлением военного совета Южного фронта посмертно награждён орденом Красного Знамени.

10 Февраля 1942 года в числе 12 лётчиков 69-го ИАП, особо отличившихся в героической обороне города Одессы, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза и награждён орденом Ленина.

У могилы Неизвестному матросу в Одессе Герою установлена надгробная плита, в Виннице - мемориальная доска. Его имя носит улица в родном городе.

*     *     *

Ещё будучи курсантом, Виталий Топольский нередко использовал свободное от занятий время для того, чтобы побродить по улицам приморского города, полюбоваться морем. Ему казалось, что море всегда похоже на небо: такое же синее и безбрежное и так же неудержимо влекущее к себе. Там, где был горизонт, море почти незаметно переходило в небо, и эта чарующая голубая тайна продолжалась над головой. Впрочем, не совсем тайна, ведь это одесское небо уже покоряли первые русские пилоты М. Н. Ефимов и С. И. Уточкин; здесь же летали и нынешние советские лётчики - старшие товарищи и сверстники Виталия.

Получив после окончания школы назначение в 69-й полк, Топольский был откровенно рад. Во - первых, не надо было никуда уезжать из полюбившегося ему города: полк в то время базировался здесь же, в Одессе. Во - вторых, он уже слышал много лестного об этой авиачасти. И в - третьих, Топольский попал в эскадрилью, где был И. Капустин, боевой лётчик, недавно возвратившийся из сражающейся Испании. У такого комэска многому можно было научиться, и Топольский с головой ушёл в учебно - боевую работу.

Младший лейтенант Топольский души не чаял в своих однополчанах, которых он ещё вчера считал "богами". Войдя в их полковую семью, он старался как можно быстрее стать в ряд с теми, кто уже получил право называться лётчиками - истребителями.

Хорошо встретили молодого лётчика в полку. "Часто вспоминаю я прекрасного  (красивого и внешне и по внутренним качествам) юношу - молодого лётчика Топольского, - писал после войны бывший заместитель начальника штаба полка Полковник в отставке А. К. Геймбергер. - Он пришёл к нам вскоре после перелёта полка и Одессу; молодой, подтянутый, безукоризненно дисциплинированный, тактичный, даже какой - то ласковый, нежный сын полка. И таким остался в нашей памяти".

Ежедневные полёты на УТИ-4 чередовались с "подлётами" на УТ-1. На таком учебно - тренировочном самолёте тренировали молодых лётчиков в пилотаже. Машина была хотя и простой в пилотировании, но требовала к себе весьма строгого отношения. И тренировка на УТ-1 дала Топольскому, как и другим лётчикам, очень много таких навыков, которые при переходе к пилотированию боевого самолёта И-16 стали основой основ.

И. Капустин требовал отработки техники пилотирования у лётчиков до автоматизма.

- Нужно так научиться крутить машиной, - говорил он, - чтобы ты всегда мог зайти врагу в хвост, а не он тебе, чтобы ты захватывал самолёт противника в прицел раньше, чем он захватит тебя, чгобы ты первым смог открыть огонь и сбить самолёт противника, а не он тебя.

В этой учёбе Виталий Топольский, как характеризовал его Капустин, был "преуспевающим", став к Маю 1941 года не только отличником боевой подготовки, но и одним из лучших снайперов в полку. "...Топольский ведёт воздушный бой смело и уверенно, - писала характеристику командир эскадрильи. - Часто выходит победителем и схватках".

Своими успехами в боевой учёбе Тонольский заслужил признание и авторитет среди товарищей в эскадрилье, добрую оценку командира подразделения. Капустин выдвинул его на должность адъютанта начальника штаба эскадрильи. А комсомольцы избрали его членом бюро своей организации.

Правда, назначением на должность адъютанта Топольский не очень - тo был доволен поначалу. В его представлении это была канцелярская, отнюдь не военная работа. Он даже обратился к начальнику штаба полка с вопросом, почему именно к нему проявили такую "немилость". Заверения начальника, что он, Топольскии, ни в коем случае не оставит лётную службу, Виталий воспринял с недоверием. Но приказ есть приказ. И Топольский стал адъютантом, притом исполнительным и требовательным одновременно. Некоторое время спустя он понял, что адъютантская работа обогащает его службу и даже способствует авторитету в эскадрилье.

В должности адъютанта Топольский встретил первый день войны и с этой должностью фактически тогда же и распрощался, целиком посвятив себя боевой лётной работе, передав адъютантские дела механику своей же эскадрильи сержанту П. Я. Романюку.

Главной своей обязанностью Топольский считал быть примером в бою, не считать, сколько фашистских самолётов встретил, а считать, сколько сбил. К этому он и призывал товарищей на одном из митингов полка, где и сам дал такое обещание. Слово своё он сдержал. По нескольку раз в день вылетал на штурмовку войск противника, схватывался в воздухе с вражескими истребителями, атаковал бомбардировщики.

Хотя Топольскому часто приходилось вступать схватки с противником, однако впервые сбить вражеский самолёт ему удалось лишь через 3 недели после начала войны. 13 Июля состоялся его 16-й боевой вылет на разведку в составе небольшой группы. В районе Тирасполя советские самолёты заметили группу Ме-109, кшедших в направлении нашего аэродрома. В один из моментов боя Топольский увидел, как вражеский истребитель пытается зайти в хвост самолёту Капустина. Свято соблюдая непреложное правило взаимовыручки в бою, Топольский незамедлительно бросился наперерез врагу. Он опередил фашистского лётчика на считанные секунды и ударил по нему как раз в момент, когда тот собирался открыть огонь по машине комэска. Удар был точным, "Мессер" свалился на крыло, и затем стал беспорядочно снижаться.

Радость победы в этом бою была омрачена собственными потерями: не вернулся на аэродром Младший лейтенант Александр Федотов, который также сумел сбить один Ме-109.

Спустя ровно 10 дней после этого произошёл бой, о котором потом долго говорили в полку. В нём Топольский мобилизовал свое умение, свои качества пилота и воина, продемонстрировал незаурядную нолю к победе над врагом.

23 Июля Топольский патрулировал в районе одесского порта. Небо было ясным, и вскоре он заметил группу вражеских самолётов Ju-88. С высоты 1000 метров ему хорошо были видны бомбардировщики и, несмотря на численное превосходство противника  (4 самолёта), Топольский решил немедленно атаковать его. В этот момент от немецкой группы отделился один самолёт, вероятно, это был ведущий, и устремился к цели, намереваясь разбомбить её. Топольский ринулся на него сверху и с близкого расстояния ударил из пулемётов. Бомбардировщик резко пошёл на снижение и через несколько секунд исчез в морской пучине.

Оставшиеся "Юнкерсы" стали поспешно уходить в сторону Воронцовского маяка, рассчитывая, видимо, там сбросить смертоносный груз. Топольский разгадал замысел врага, бросил свою машину вперёд и вскоре настиг группу. Фашисты, защищаясь, открыли по нему огонь. Одна из пуль повредила двигатель, другая перебила тягу управления И-16. Но это не остановило Топольского. Он зашёл одному из "Юнкерсов" снизу, под заднюю огневую точку, и с первой же очереди зажёг его. Экипаж Ju-88 выбросился с парашютами и был взят в плен. На допросе один из членов экипажа с Железным Крестом на груди нехотя признался:

- Мне довелось участвовать в войне против Испании, бомбить Париж, Афины, Белград, но среди своих противников подобного аса я никогда не встречал.

Когда же ему сказали, что его противником был совсем молодой парень, которому едва перевалило за 20, немец изменился в лицо и только развёл руками, не в силах выразить словами своё удивление...

Чаще всё - таки Топольскому приходилось участвовать в групповых воздушных боях. "Ударили !" - любимое его слово - приказ. Слово было сигналом к действию, и лётчики группы Топольского реагировали на него без промедления, понимая, что в такие моменты важны каждая секунда и доля секунды. Топольский никогда не стремился каждый успех группового боя записать на свой счёт. Он был одним из стойких сторонников шестаковского принципа - "на всех", полагая, что в любой победе в групповой схватке есть доля участия каждого из группы.

С выполнением 100-го боевого вылета Топольский был представлен к награждению орденом Красного Знамени. В представлении, написанном командованием ВВС Приморской армии, указывалось, что Топольский "при выполнении боевой работы показал образцы отваги, мужества и лётного мастерства". Постановлением военного совета Южного фронта от 5 Ноября 1941 года Топольский был удостоен этой награды. Однако ему не довелось дожить до этого радостного дня. 28 Августа он погиб в воздушном бою.

Август был одним из самых напряжённых месяцев обороны Одессы. Виталию Топольскому и его товарищам приходилось вылетать по 5 - 6 раз в день, не считаясь с усталостью, которая подчас едва не валила с ног.

В ту ночь - на 24-й день героической обороны Одессы - противник, усилив натиск, возобновил наступление на позиции 287-го полка 25-й Чапаевской дивизии. В течение 2-х часов наши воины отражали вражеские атаки. Введя в бой свежую 8-ю пехотную дивизию, противник силами 5-ти полков снова обрушился на дивизии чапаевцев, развил наступление в направлении от Фрейденталя к селу Дальних. Проявляя большое мужество, умение и героизм, воины нашей дивизии не только сдерживали натиск врага, но и контратаковали его наступающие полки в районе высот 80,0 и 63,3 восточнее Фрейденталя.

Большую поддержку одному из полков чапаевцев в этот день оказали своими штурмовками вражеских войск лётчики 69-го авиаполка. Утром 9 И-16 атаковали живую силу противника в районе Фрейденталя. Затем 8 И-16, 3 И-15 и 3 Ил-2 нанесли удар по скоплению пехоты и артиллерии врага в районе хуторов Небеляевка, Калинин, Березень. В этих полётах участвовал и Топольский.

После полудня он вновь, в составе 9 И-16, 3 И-15, 2 МиГ-1 и 1 Ил-2, штурмовал скопление вражеской пехоты и конницы в районе Выгоды, где наши 15 самолётов были встречены 10 PZL-24, 6 Hs-126 и 4 Ме-109. А уже к вечеру, когда встал вопрос о необходимости ещё одного вылета на штурмовку противника в самом опасном и напряженном районе - под Фрейденталем, Виталий вновь отправился на задание, 5-й раз в этот день. Группа и составе 11 И-16, 3 И-15 и 1 Ил-2 вылетела в намеченный район под командованием Л. Л. Шестакова. Противник наседал на защитников высоты 80,0. Атаковав с ходу вражеские позиции, Шестаков подал сигнал зайти на повторную атаку пехоты в лощинах и на подходе к господствовавшей высотке. Одно за другим устремились звенья вперёд. Огонь вражеских зениток был весьма интенсивным, но ведущие вскоре заставили их замолчать, и группа снова атаковала позиции фашистов.

При выходе из атаки наши лётчики заметили на подходе 10 вражеских самолётов. Не давая им сорвать выполнение задачи, старший политрук Дубковский, Младший лейтенант Петько и Лейтенант В. Т. Топольский бросились навстречу врагу и вступили с ним в бой. Разбив строй фашистских машин, лётчики стали теснить их из района цели, чтобы позволить остальным нашим экипажам выполнить очередную штурмовку войск противника.

Топольскому пришлось одному вести бой с 5 Ме-109. Он сбил один вражеский самолёт. Но, не успев уклониться, попал под обстрел двух других "Мессеров". Его машина загорелась и врезалась в землю неподалеку от хутора Красный Переселенец...

Имя Виталия Топольского начертано на мемориальной доске героических защитников города - героя в сквере у Одесского академического оперного театра, на табличках названия одной из улиц Одессы и на мраморной плите, под которой покоится прах героя под сенью серебристых тополей Аллеи Славы в городе - герое Одессе.

На родине героя, на территории Винницкого завода тракторных агрегатов, где он работал до призыва, установлена мемориальная доска с именем Героя; его именем названа улица и школа, в которой учился Виталий Топольский.

(Из книги Д. Я. Зильмановича - "На крыльях Родины".   Алма - Ата, 1985 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz