Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Беликов Олег Степанович

О.С.Беликов

Родился 22 Августа 1918 года в посёлке Клачка, ныне в черте города Днепропетровска, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и рабфак. Затем работал на заводе имени Артёма. Поступил в Днепропетровский аэроклуб и закончил его. С 1937 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С первых дней Великой Отечественной войны Младший лейтенант О. С. Беликов в действующей армии. По Май 1943 года служил в 40-м ИАП  (41-м Гвардейском ИАП), летал на И-16 и Ла-5; по Июль 1943 года - в 88-м Гвардейском ИАП; затем, до конца войны - в 19-м ИАП  (176-м Гвардейском ИАП), летал на Ла-7.

К Августу 1944 года командир эскадрильи 19-го отдельного истребительного авиационного полка  (16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт)  Капитан О. С. Беликов совершил 635 успешных боевых вылетов, участвуя в 114 воздушных боях, сбил 15 самолётов противника лично и 14 - в группе с товарищами. В одном из боёв был тяжело ранен.

19 Августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После окончания войны ушёл в запас. Жил в городе Харькове. Умер 28 Февраля 1982 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Суворова 3-й степени; медалями.

*     *     *

Увлечение авиацией, как и у многих других юношей предвоенного периода, у Олега Беликова началось с аэроклуба. Затем была военная авиационная школа лётчиков...

Великую Отечественную войну он встретил в должности командира эскадрильи 40-го истребительного авиационного полка. К тому времени О. С. Беликов уже в совершенстве владел боевой техникой и стал одним из лучших пилотов полка. В составе войск Южного фронта его эскадрилья успешно сражалась с авиационным прикрытием танковых и моторизованных войск танковой группы Генерала Клейста, рвавшейся на юго - восток страны, принимала участие в боях за "ворота" Кавказа - город Ростов - на - Дону, наносила удары по колоннам танковых соединений врага в районах Армавира и Невинномысска.

5 Апреля 1942 года группа истребителей во главе с Беликовым совершила штурмовку большой колонны вражеских танков, автомашин и живой силы противника на дороге Славянок - Райгородка. В воздушном бою эскадрильей было сбито 4 вражеских истребителя.

В Июле эскадрилья вступила в бой с 30 вражескими бомбардировщиками, пытавшимися прорваться к Ростову - на - Дону. Застигнутые врасплох, немецкие пилоты, спасаясь бегством, были вынуждены сбросить бомбы в расположение своих войск. В этом бою наши лётчики уничтожили 6 вражеских самолётов.

В Феврале 1943 года, совершая разведку, О. С. Беликов обнаружил вражеский аэродром, на котором находилось около 70 самолётов. После разведки он вызвался лично навести на вражеский аэродром штурмовую группу наших "ИЛов". В ходе этой операции Беликов сбил одного "Мессера", а советские штурмовики полностью разрушили полевой аэродром врага вместе с находившимися на нём самолётами.

За 9 месяцев боёв Олег Степанович был дважды удостоен ордена Красного Знамени.

5 Июля 1943 года, в первый день сражения на Курской дуге, эскадрилья О. С. Беликова приняла активное участие в блокировке вражеского аэродрома в районе Белгорода, обеспечила нанесение по нему массированного удара нашей штурмовой и бомбардировочной авиации. Здесь было связано боем до 30 вражеских истребителей, которые так и не смогли прорваться к нашей штурмовой группе. Вторично в этом же районе подразделение Беликова вступило в неравный бой с 28 истребителями противника. Сражение длилось более получаса. За это время Беликов сбил лично 4 вражеских истребителя.

Невероятную результативность проявили в тот день истребители 8-й Гвардейской ИАД, сбившие 76  (!)  неприятельских машин. В оперативной сводке Воздушной армии отмечалось следующее: "Лётчики соединения действовали исключительно напористо, атакуя большие группы самолётов противника меньшими силами, добивались побед".

Согласно отчёта 8-й Гвардейской ИАД по итогам боёв в Июле 1943 года Гвардии старший лейтенант О. Б. Беликов сбил 8 самолётов противника лично и 3 в составе группы.

За образцовое выполнение боевых заданий в районе Белгорода отважный воин был награждён третьим орденом Красного Знамени.

В Мае 1944 года Олег Степанович получил задание вылететь в составе шести Ла-5 на "свободную охоту" в район Городенка. Находясь на высоте 5000 метров, он получил по радио приказ командира полка выйти на перехват группы вражеских бомбардировщиков в район Коршева. При подходе к району боевых действий О. С. Беликов обнаружил 9 бомбардировщиков Ju-87 и внезапно атаковал их. Три из них были сбиты с первого же захода. Остальные, беспорядочно сбросив бомбы, пытались уйти. Беликов, связав своей парой вражеские истребители прикрытия, кинулся преследовать врага. В пути отважная четвёрка встретилась со второй группой "Юнкерсов", которая следовала на смену первой, и атаковала её. В результате смелого боя было сбито 6 вражеских пикировщиков. Один из них был сбит лично Беликовым.

О.С.Беликов

Среди истребителей, в лучшую сторону по результатам боевых действий, в Августе 1944 года выделялся 347-й ИАП, лётчики которого провели 13 воздушных боёв, сбили 15 самолетов FW-190, не имея своих потерь. Отлично дрались с воздушным противником лётчики 30-го и 67-го Гвардейских ИАП, а также 19-го ИАП. При ведении "свободной охоты" отличились Майоры Герой Советского Союза А. Я. Баклан и Д. С. Титоренко, Старшие лейтенанты М. Ф. Тараканов и А. А. Караев, Капитаны О. С. Беликов и М. Н. Тюлькин, Лейтенант В. А. Громаковский.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 Августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Капитану Беликову Олегу Степановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 3124).

17 Января 1945 года истребительные авиачасти 16-й Воздушной армии не только успешно сражались с неприятелем в воздухе, но и активно вели штурмовые действия по войскам противника.

В этот день с бомбами вылетало 147 истребителей, было уничтожено и повреждено около 300 автомашин и много другой боевой техники. Группы 176-го Гвардейского ИАП, возглавляемые Героем Советского Союза Капитаном О. С. Беликовым и Старшим лейтенантом Н. С. Руденко, выполняя "свободную охоту", атаковали аэродром Лович и уничтожили 6 вражеских самолётов.

Войну он закончил в составе 176-го Гвардейского авиаполка, освоив к тому времени самолеты И-16, Ла-5 и Ла-7. Всего выполнил более 700 успешных боевых вылетов. Проведя более 130 воздушных боёв, сбил 21 самолёт противника лично и 14 - в группе с товарищами.

За период войны лётчики 176-го Гвардейского Проскуровского орденов Красного Знамени, Александра Невского и Кутузова истребительного авиационного полка совершили 8535 боевых вылетов, провели 711 воздушных боёв и сбили 398 самолётов противника, ещё 56 - было сожжено на земле, штурмовыми действиями лётчиков полка уничтожено 3 танка, 256 автомашин, 213 повозок, 7 автоцистерн, 7 зенитных батарей, выведено из строя 36 паровозов, 1 железнодорожный эшелон. 10 пилотов одержали в воздушных боях более 15 побед каждый. Боевые потери составили 48 лётчиков и 104 самолёта, небоевые - 5 лётчиков и 15 самолётов.

Наследником знаменитого 176-го ГвИАП стал 237-й Гвардейский Проскуровский Краснознамённый орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба, который дислоцируется на подмосковной авиабазе Кубинка.

Вскоре после окончания войны, Олег Степанович ушёл в запас. Жил в городе Харькове.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана О. С. Беликова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
114.05.1942 г.1  Не-111  (в группе - 1 / 8)Ефремовна - КиричевкаИ-16, Ла-5, Ла-7.
218.07.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 8)Шахты - Волчанский
31  Ju-88  (в группе - 1 / 8)
420.07.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 9)зап. Аксай
51  Ju-88  (в группе - 1 / 9)зап. Ростов
626.07.1942 г.1  Ме-109Ольгинская
705.07.1943 г.2  Ме-109Черкасское - Вислое
81  Hе-111Драгунское
91  Hs-126Дмитриевка
1006.07.1943 г.3  Ju-87  (в группе - 3 / 4)зап. Яковлево
1108.07.1943 г.1  Не-111Казацкое
1215.04.1944 г.1  FW-190"Загорелся и беспорядочно пошёл вниз"
131  Ju-87
1403.05.1944 г.1  Ju-87юго - зап. Коршув
1518.07.1944 г.1  FW-190юго - вост. оз. Люцимер
1612.08.1944 г.1  FW-190юго - зап. Нова Воля
1714.08.1944 г.1  FW-190Едлинск
1824.09.1944 г.1  Ju-87юго - зап. окр. Варшава
1918.10.1944 г.1  Ме-109зап. Яблонна
2009.02.1945 г.1  FW-190сев. Цахов
2116.04.1945 г.1  FW-190зап. Гузов

       Всего сбитых самолётов - 21 + 14  [ 16 + 8 ];  боевых вылетов - 700+;  воздушных боёв - 130+.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz