Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Чертов Сергей Иванович

Родился в 1910 году. В рядах Красной Армии Сергей Чертов с 1931 года, призван Дзержинским РВК  (Дзержинский район города Ленинграда). С 1940 года служил в 6-м истребительном авиационном полку.

Предвоенную весну комиссар 6-го ИАП майор С. И. Чертов встретил на Дальнем Востоке. Через месяц после начала Великой Отечественной войны полк прибыл под Ленинград и в районе Новгорода вступил в бои с авиацией противника. В первый же день боевых действий лётчики полка сбили 5 вражеских самолетов, не потеряв ни одного своего. Один из них уничтожил комиссар С. П. Чертов.

29 июля 1941 года, в тяжёлом воздушном бою пал смертью храбрых командир полка подполковник Б. Р. Арестов. Старший политрук Чертов был назначен командиром полка. Под его командованием 6-й авиационный полк за период с 30 июля до конца августа 1941 года в ожесточённых воздушных боях сбил 50 самолётов врага, 3 из них было на счету С. И. Чертова.

В ноябре 1942 года С. И. Чертов принял командование 523-м ИАП, а в октябре 1943 года - 239-м ИАП. С января 1944 года командовал 113-м Гвардейским ИАП. Его хорошо знали в авиации как истребителя высшего класса, мужественного и волевого командира, не знавшего страха в бою.

На рассвете 2 мая 1944 года воздушные разведчики - командир звена разведывательной эскадрильи Г. П. Могилей и ведомый лётчик Г. Т. Косый доложили на КП 10-й Гвардейской ИАД  (10-й ИАК, 2-я Воздушная армия)  о скоплении немецких самолётов на аэродроме Станислав  (ныне Ивано - Франковск). Немедленно поступил приказ о нанесении по нему удара силами 565-го ШАП  (224-я ШАД). Прикрывать штурмовики было поручено лётчикам 113-го Гвардейского ИАП.

В 6 часов 24 Ла-5 под командованием подполковника С. И. Чертова поднялись с аэродрома Черновцы и взяли курс на Станислав. Ударная группа из 12 Ла-5, ведомая помощником командира полка капитаном А. Н. Григоренко, шла на высоте 2000 - 2500 метров, имея под крылом по 2 авиабомбы. Прибыв к вражескому аэродрому за 5 минут до прихода штурмовиков, группа Григоренко с пикирования нанесла бомбовый удар по взлётно - посадочной полосе, дежурному звену и командному пункту, а затем проштурмовала самолётные стоянки, где в капонирах находились бомбардировщики и истребители. В это время подошли штурмовики. Ударная группа Ла-5 поднялась на 2000 метров и стала ходить вокруг аэродрома с целью прикрытия.

Вскоре в воздухе появились 8 Ме-109 и попытались с ходу атаковать "Илы". Ударная группа немедленно вступила в бой, оттянув противника на себя. Самолёты Ил-2 тем временем продолжали штурмовку аэродрома под охраной истребителей непосредственного прикрытия. Через некоторое время прибыли ещё 16 Ме-109. Подполковник С. И. Чертов повёл свою группу в атаку и мгновенно расстроил боевой порядок противника. После этой упреждающей атаки противник недосчитался 6 самолётов. 2 "Мессера" сбил С. И. Чертов, капитан А. Н. Григоренко, лейтенанты В. А. Брянцев, И. Ф. Каракаценко, Г. Т. Косый уничтожили по одному самолёту.

Чертов Сергей Иванович

После совместного удара истребителей и штурмовиков на аэродроме противника было сожжено 17 истребителей и 12 бомбардировщиков.

21 июля 1944 года группа в составе 28 истребителей Ла-5ФН из 113-го Гвардейского ИАП, ведомая Гвардии подполковником С. И. Чертовым, нанесла штурмовой удар по аэродрому в районе Львова, на котором было уничтожено и повреждено 15 самолётов FW-190, 11 автобензовозов и склад с горючим. Истребители прикрытия сбили в завязавшемся воздушном бою 4 Ме-109, прибывших в составе группы для деблокирования аэродрома.

Во второй половине октября 1944 года в ходе успешных боевых действий 17-го Гвардейского корпуса был занят Сигет, и началось наступление на Хустском направлении. К этому времени войска 18-й армии, преодолев яростное сопротивление противника в горах, вышли на подступы к городам Закарпатья - Берегову, Мукачеву, Ужгороду.

К 25 октября были освобождены Севлюш  (теперь Виноградов), Сильце, Иршава, Билки, Доробратово, Лалово, Березинка, 26 октября - Мукачево, 27 октября - древний Ужгород. Столица нашей Родины Москва дважды салютовала доблестным Советским войскам.

Главным результатом наступления войск 4-го Украинского фронта было победоносное завершение операции по освобождению Закарпатской Украины. Трудящиеся Закарпатья впервые за многовековую историю получили возможность самостоятельно решать свою судьбу. На всю жизнь останутся в памяти воинов встречи с населением городов и сёл. Наших солдат и офицеров встречали как родных сыновей, помогали им всем, чем могли: восстанавливали дороги, мосты, строили взлетные площадки, любовно ухаживали за ранеными.

Радостное событие облетело личный состав 113-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Стало известно, что полку, отличившемуся в боях за овладение Восточными Карпатами, присвоено почётное наименование - "Карпатский". Вскоре полк был награждён орденом Суворова 3-й степени, а его командир Гвардии подполковник С. И. Чертов - орденом Красного Знамени.

Прошёл целый год с того времени, как Сергей Иванович Чертов стал командовать 113-м истребительным полком. Пришёл он в то время, когда части дивизии вели ожесточённые воздушные бои за освобождение столицы Украины.

Сергей Иванович был хорошим леёчиком и опытным командиром. Эти качества проявились у него ещё в небе Москвы, когда личный состав 6-го истребительного авиационного полка внёс ощутимый вклад в дело обороны столицы и был преобразован в 18-й Гвардейский.

В начале января 1945 года полки 10-й Гвардейской истребительной авиадивизии перелетели из Прикарпатья на аэродромный узел Кросно, расположенный на территории Польши, и вступили в ожесточённые воздушные бои, которые, как любые боевые действия, обеспечивались разведкой.

Январским утром с полевого аэродрома 2 Ла-7 стремительно взмыли в небо, развернулись на запад и скрылись в морозной дымке. Гвардии лейтенант Н. Михалин и его ведомый С. Чесноков получили задание на разведывание группировки отступавшего противника и дорог, по которым отходят его главные силы. Под огнём всех наземных средств они тщательно просмотрели весь клубок вражеских коммуникаций. По дорогам на запад отступали многочисленные колонны войск противника.

Получив донесение Михалина, командование немедленно приняло меры. В воздух тотчас же были подняты эскадрильи штурмовиков. В сопровождении истребителей штурмовики точно вышли в районы Липнице и Бохня, где нанесли мощные удары по врагу. На земле все смешалось в огне и дыму. Горели танки и бронемашины, взрывались бензозаправщики и грузовики, разбегались в разные стороны фашистские солдаты.

На обратном маршруте штурмовиков атаковали 24 истребителя FW-190 и эскадрилья Ме-109. Но их атаки были безрезультатны. Штурмовики находились под надёжной защитой лётчиков 113-го Гвардейского ИАП. 7 вражеских машин врезались в землю. Командир полка Гвардии подполковник С. И. Чертов уничтожил в этом бою 2 Ме-109.

За время войны Сергей Иванович Чертов выполнил около 300 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбил 10 самолётов противника лично и 7 в группе с товарищами.  [ Некоторые источники указывает на 15 личных и 7 групповых побед лётчика .].

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Александра Невского, Красной Звезды, Чехословацким Военным Крестом; многими медалями.

В послевоенное время многие ветераны 10-й Гвардейской истребительной авиационной Сталинградской Краснознамённой, ордена Суворова 2-й степени дивизии выросли в способных авиационных командиров. Среди них и Гвардии полковник С. И. Чертов.

После выхода в запас Сергей Иванович Чертов проживал в Ленинграде. Всё своё свободное время отдавал воспитанию молодёжи на боевых и трудовых традициях советского народа.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника С. И. Чертова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
110.07.1941 г.1  Ju-88Буда МонастырскаяИ-16, Як-7,

ЛаГГ-3, Ла-5.
229.07.1941 г.1  Ju-88Дубня
301.08.1941 г.2  Ju-88Замленье
408.08.1943 г.1  FW-190южнее Слузна
507.10.1943 г.1  FW-190Ромашки
629.01.1944 г.1  FW-190южнее Оратов
723.07.1944 г.1  FW-190юго - восточнее Львов
81  FW-190зап. Львов

       Всего сбитых самолётов - 10 + 7  [ 9 + 0 ];  боевых вылетов - 264;  воздушных боёв - 42.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz