КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Чулков Иван Денисович |
Родился в 1918 году в селе Мариновка, ныне Беляевского района Одесской области Украины, в семье крестьянина. Образование получил среднее. Работал в Одессе на судоремонтном заводе. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году Иван Чулков окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. С июня 1941 года старший лейтенант И. Д. Чулков на фронтах Великой Отечественной войны. К концу августа 1941 года командир звена 41-го отдельного истребительного авиационного полка (Войска ПВО территории страны) старший лейтенант И. Д. Чулков, защищая небо Москвы, совершил 187 успешных боевых вылетов, в 43 воздушных боях сбил лично 9 и в группе 2 самолёта противника. Успешно выполнив 19 штурмовок войск противника, уничтожил при этом: 28 автомашин, 2 зенитные установки и до роты живой силы. 2 февраля 1942 года капитан И. Д. Чулков погиб в воздушном бою. К тому времени выполнил около 200 боевых вылетов, провёл более 45 воздушных боёв и сбил 11 самолётов противника. 24 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён двумя орденами Ленина. Это было в тот самый памятный день, когда на партийном бюро должен был рассматриваться вопрос о принятии кандидатами в члены партии лейтенантов П. Забелина, А. Липилина и младшего лейтенанта И. Чулкова. Партийные рекомендации все трое уже имели. Что касается того добавочного требования, которое они сами поставили перед собой, - ко дню вступления в партию сбить минимум по одной машине, то и оно было уже выполнено. Звено Забелина уничтожило 6 вражеских машин. Утром звено получило боевое задание - пробиться в тыл противника, разведать расположение его сил. Выполнив задачу и сбив один вражеский самолёт, лётчики легли на обратный курс. Трём советским самолётам преградили путь 7 немецких истребителей. Велик был соблазн сразиться, ударить по врагу ! Но было в тысячу раз важнее доставить командованию важные сведения. Чулков решил принять удар на себя... Он ворвался в строй фашистских истребителей и, маневрируя, увлёк их. Когда враги поняли, что советский лётчик увёл их в сторону и другие краснозвёздные машины исчезли, они рассвирепели. Немцы взяли Чулкова в огненное кольцо. На его машине оказалось перебитым рулевое управление, но всё же пилот перетянул её на нашу территорию... Втроём, тесно прижавшись друг к другу, они вошли в землянку на заседание партийного бюро. Коротко рассказали свои биографии: Забелин - слесарь Московского завода, Липилин - токарь с Урала, Чулков - сварщик с Одесского судоремонтного завода. К этому они добавили: общий счёт сбитых звеном фашистских машин уже достиг 8. Трёх товарищей приняли в кандидаты партии. На этом заседание бюро было неожиданно прервано сигналом боевой тревоги. Лётчики кинулись к машинам... Старший лейтенант И. Д. Чулков из 41-го ИАП ВВС МВО стал одним из советских лётчиков отличившихся при защите воздушного пространства Москвы. Начав войну на границе, Чулков сумел одержать к осени 1941 года более 10 побед и был представлен к званию Героя Советского Союза. В материалах наградного листа говорится: С первых дней войны с немецким фашизмом Чулков проявил себя храбрым, мужественным лётчиком - истребителем. Имеет 9 благодарностей за боевую подготовку. 22 июня 1941 года при отражении воздушного налёта противника один вступил в бой против 5 Ме-109, сбив при этом один самолёт, а остальные обратил в бегство. В тот же день во время налёта вражеских бомбардировщиков на город Белосток бесстрашный летчик умелым маневром разбил строй бомбардировщиков и сбил один Ju-88. 28 июня 1941 года, вылетев на перехват одиночного "Юнкерса-88" в район города Могилёв, на глахах у всего личного состава части зажёг самолёт противника, который вскоре упал на границе аэродрома. 29 июня 1941 года, вылетев на разведку в район города Бобруйск, Чулков был атакован 6 самолётами Ме-109. В воздушном бою с превосходящими силами противника он сбил один Ме-109, но сам был подбит и произвёл вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Забрав с собой парашют, часы и сняв ценное оборудование, сжёг самолёт. С помощью колхозников за 2 суток добрался до своей части. В ночь с 21 на 22 июля 1941 года, находясь в системе ПВО Москвы, Чулков, до этого никогда не летавший ночью на самолёте МиГ-3, по боевой тревоге вылетел на отражение налёта немецкой авиации и сбил один вражеский бомбардировщик Ju-88, который упал в районе Истры. 15 августа 1941 года в районе Старая Руса - Каменец сбил один самолёт PZL-24. 17 августа 1941 года вылетел в паре с Азаровым на разведку в район Шимск. На обратном пути встретили разведчика Do-17, атаковали и подожгли его. Самолёт противника упал в районе Коровично. В тот же день, прикрывая действия штурмовиков Ил-2, Чулков лично сбил истребитель противника Ме-109. 19 августа 1941 года при разведке парой в районе города Шимск были атакованы группой до 15 Ме-109. В воздушном боя Чулков сбил один самолёт. Его МиГ-3 получил 9 пробоин. 21 августа 1941 года над пунктом Бородин во время группового воздушного боя в составе 5 наших самолётов с бомбардировщиками и истребителями противника наши лётчики сбили 3 самолёта. В этом бою участвовал и Чулков. В этот же день, прикрывая действия группы Ил-2 в районе Старая Русса, Чулков лично сбил самолёт Ме-110. 22 августа 1941 года при налёте самолётов противника на наш аэродром Белый Бор в воздух успели подняться только Чулков и Липилин. Несмотря на превосходящие силы противника, они смело бросились в бой, сбили один Ме-110, а остальных обратили в бегство. Всего старший лейтенант И. Д. Чулков совершил 187 боевых вылетов (в том числе 21 - ночью при отражении налётов на Москву). В воздушных боях сбил лично 9 и в группе 2 самолёта противника. Успешно выполнил 19 штурмовок войск противника, уничтожив при этом 28 автомашин, 2 зенитные установки и до роты живой силы. В начале 1942 года 41-й ИАП был переброшен для усиления ВВС
Волховского фронта. Вряд ли какая-либо другая часть могла поспорить с подчинёнными
подполковника В. С. Ершова по степени освоения "МиГов", ведь перевооружение 41-го
ИАП на МиГ-1, а затем на МиГ-3 началось с января прошлого года. Основными вехами
боевого пути полка в 1941 году были: В кризисные дни обороны столицы 41-й ИАП планировали использовать в составе ВВС Западного фронта. Однако в действительности одна из эскадрилий поступила в распоряжение командующего ВВС МВО полковника Н. А. Сбытова, а вторая находилась в резерве Военного Совета ВВС КА до перехода наших войск в контрнаступление под Москвой. Вскоре после начала общего наступления Красной Армии на всех фронтах поступил приказ: 41-му ИАП перебазироваться под Ленинград. Согласно планам командования, 41-й ИАП первоначально подчинили командующему ВВС 59-й армии Волховского фронта, а с начала февраля его ввели в состав 2-й РАГ (резервной авиагруппы) полковника Е. Г. Туренко, поставив задачу поддержать наступления наземных войск, прежде всего 2-й Ударной армии, на Мясной Бор и затем на Любань. На основании сводок о боевом составе ВВС фронта можно было сделать вывод: советское командование смогло сконцентрировать достаточные силы (26 авиаполков, не считая отдельных эскадрилий) для завоевания и удержания господства в воздухе. Но большинство полков были малочисленными, прежде всего не хватало самолётов новых типов. В некоторых публикациях по истории самолёта МиГ-3 различные авторы (А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов, М. А. Маслов) указывают: "Накануне перебазирования под Ленинград, в 41-м ИАП подвели промежуточный итог боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны. По сохранившимся отчётам, с 22 июня 1941 года по 28 января 1942 года лётчики произвели 3332 самолёто - вылета, проведя в воздухе 2875 часов (абсолютное большинство работы было выполнено на "МиГах"). Наиболее частыми задачами являлись прикрытие наземных войск, штурмовка и отражение налётов авиации противника, на которые часть затратила, соответственно, 1070, 870 и 598 вылетов. В документах сообщается об уничтожении 83 немецких самолётов в ходе воздушных боев и 24 - при штурмовках неприятельских аэродромов. Боевые успехи наиболее результативного лётчика 41-го ИАП (по состоянию на 28.01.1942 года) старшего лейтенанта И. Д. Чулкова были таковы: 187 успешных боевых вылетов, 12 сбитых самолётов (11 лично и 1 - в группе). В эти дни командир полка представил Чулкова и Липилина, а также отличившихся в штурмовых налётах капитана С. А. Скорнякова и старшего лейтенанта И. Г. Кузьмичёва (соответственно, 62 и 57 вылетов на штурмовку войск и техники неприятеля, 7 совместно уничтоженных на земле немецких самолётов) к званию Героя Советского Союза". Однако мне хочется отметить тот факт, что в наградном листе на И. Д. Чулкова от 1 сентября 1941 года (к ордену Ленин), указано: "Представлялся к высшей награде за геройство и мужество... в августе месяце", то есть - задолго до начала 1942 года. Возможно это было уже второе представление к званию Героя. В любом случае, что тоже интересно, в данном наградном листе количество сбитых лётчиком самолётов указывается: 7 лично и 6 в группе. А в оригинале наградного листа на присвоение звания Героя - 9 лично и 2 в группе. Как из всего этого появились 11 личных и 1 групповая победы - сказать затрудняюсь. [ М. Ю. Быков в своих последних исследованиях так же указывает на 9 личных и 2 групповые победы лётчика. ] Но вернёмся к событиям января 1942 года. Нехватка исправных "МиГов," даже прошедших несколько ремонтов, не позволила полностью укомплектовать этими истребителями 41-й ИАП: на 24 января имелось 17 МиГ-3 (все вооружённые двумя БС) и 6 Як-1. Самолёты оказались разбросаны по 6 весьма удалённым друг от друга аэродромам. Ещё более неприятный сигнал поступил от инженерно - технического состава: все самолёты и двигатели сильно изношены. Например, остаток ресурса моторов AM-35A во 2-й эскадрилье в среднем не превышал 28%. Часть не успела вступить в бой, а многие истребители уже нуждались в серьёзном ремонте ! При перебазировании 41-го ИАП на Волховский фронт на Калининском аэродроме у самолёта младшего лейтенанта Фримермана отказал двигатель, машина вылетела за пределы полосы, скапотировала, в результате чего молодой лётчик погиб. Базирование полка на аэродроме Гремячево сопровождалось всё новыми лётными происшествиями, прежде всего по причине плохой укатки аэродрома. За период с 2 по 6 февраля при 44 боевых вылетах документы зафиксировали 5 случаев зарывания "МиГов" в снег - количество исправных истребителей заметно сократилось. Вести воздушные бои на такой технике с немецкими "Фридрихами" (то есть Me-109F) было крайне проблематично... Наиболее тяжёлую потерю 41-й ИАП понёс 3 февраля 1942 года - не вернулся с задания при выполнении 201-го боевого вылета наиболее результативный лётчик полка старший лейтенант И. Д. Чулков. На подбитом самолёте он уходил в сторону Малой Вишеры, после чего скрылся из виду. Вероятно, повреждённый "МиГ" стал жертвой вражеских пилотов из состава I/JG 54. По немецким данным, пара "охотников" обнаружила одинокий истребитель, за которым тянулся тёмный след дыма и добила его. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1942 года старший лейтенант Чулков Иван Денисович был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Список всех известных побед капитана
И. Д. Чулкова:
Памятник Герою Советского Союза Чулкову Ивану Денисовичу в селе Мариновка. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |