Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Чулков Иван Денисович

Чулков Иван Денисович

Родился в 1918 году в селе Мариновка, ныне Беляевского района Одесской области Украины, в семье крестьянина. Образование получил среднее. Работал в Одессе на судоремонтном заводе. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году Иван Чулков окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

С июня 1941 года старший лейтенант И. Д. Чулков на фронтах Великой Отечественной войны.

К концу августа 1941 года командир звена 41-го отдельного истребительного авиационного полка  (Войска ПВО территории страны)  старший лейтенант И. Д. Чулков, защищая небо Москвы, совершил 187 успешных боевых вылетов, в 43 воздушных боях сбил лично 9 и в группе 2 самолёта противника. Успешно выполнив 19 штурмовок войск противника, уничтожил при этом: 28 автомашин, 2 зенитные установки и до роты живой силы.

2 февраля 1942 года капитан И. Д. Чулков погиб в воздушном бою. К тому времени выполнил около 200 боевых вылетов, провёл более 45 воздушных боёв и сбил 11 самолётов противника.

24 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён двумя орденами Ленина.

*     *     *

Это было в тот самый памятный день, когда на партийном бюро должен был рассматриваться вопрос о принятии кандидатами в члены партии лейтенантов П. Забелина, А. Липилина и младшего лейтенанта И. Чулкова. Партийные рекомендации все трое уже имели. Что касается того добавочного требования, которое они сами поставили перед собой, - ко дню вступления в партию сбить минимум по одной машине, то и оно было уже выполнено. Звено Забелина уничтожило 6 вражеских машин.

Утром звено получило боевое задание - пробиться в тыл противника, разведать расположение его сил. Выполнив задачу и сбив один вражеский самолёт, лётчики легли на обратный курс. Трём советским самолётам преградили путь 7 немецких истребителей. Велик был соблазн сразиться, ударить по врагу !   Но было в тысячу раз важнее доставить командованию важные сведения.

Чулков решил принять удар на себя... Он ворвался в строй фашистских истребителей и, маневрируя, увлёк их. Когда враги поняли, что советский лётчик увёл их в сторону и другие краснозвёздные машины исчезли, они рассвирепели. Немцы взяли Чулкова в огненное кольцо. На его машине оказалось перебитым рулевое управление, но всё же пилот перетянул её на нашу территорию...

Втроём, тесно прижавшись друг к другу, они вошли в землянку на заседание партийного бюро. Коротко рассказали свои биографии: Забелин - слесарь Московского завода, Липилин - токарь с Урала, Чулков - сварщик с Одесского судоремонтного завода. К этому они добавили: общий счёт сбитых звеном фашистских машин уже достиг 8. Трёх товарищей приняли в кандидаты партии. На этом заседание бюро было неожиданно прервано сигналом боевой тревоги. Лётчики кинулись к машинам...

(Из материалов газеты "Красная Звезда" от 11 июля 1941 года.)

Фото из газеты 'Красная Звезда'
*     *     *

Старший лейтенант И. Д. Чулков из 41-го ИАП ВВС МВО стал одним из советских лётчиков отличившихся при защите воздушного пространства Москвы. Начав войну на границе, Чулков сумел одержать к осени 1941 года более 10 побед и был представлен к званию Героя Советского Союза. В материалах наградного листа говорится:

С первых дней войны с немецким фашизмом Чулков проявил себя храбрым, мужественным лётчиком - истребителем. Имеет 9 благодарностей за боевую подготовку.

22 июня 1941 года при отражении воздушного налёта противника один вступил в бой против 5 Ме-109, сбив при этом один самолёт, а остальные обратил в бегство. В тот же день во время налёта вражеских бомбардировщиков на город Белосток бесстрашный летчик умелым маневром разбил строй бомбардировщиков и сбил один Ju-88.

28 июня 1941 года, вылетев на перехват одиночного "Юнкерса-88" в район города Могилёв, на глахах у всего личного состава части зажёг самолёт противника, который вскоре упал на границе аэродрома.

29 июня 1941 года, вылетев на разведку в район города Бобруйск, Чулков был атакован 6 самолётами Ме-109. В воздушном бою с превосходящими силами противника он сбил один Ме-109, но сам был подбит и произвёл вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Забрав с собой парашют, часы и сняв ценное оборудование, сжёг самолёт. С помощью колхозников за 2 суток добрался до своей части.

В ночь с 21 на 22 июля 1941 года, находясь в системе ПВО Москвы, Чулков, до этого никогда не летавший ночью на самолёте МиГ-3, по боевой тревоге вылетел на отражение налёта немецкой авиации и сбил один вражеский бомбардировщик Ju-88, который упал в районе Истры.

Чулков И.Д.

15 августа 1941 года в районе Старая Руса - Каменец сбил один самолёт PZL-24.

17 августа 1941 года вылетел в паре с Азаровым на разведку в район Шимск. На обратном пути встретили разведчика Do-17, атаковали и подожгли его. Самолёт противника упал в районе Коровично. В тот же день, прикрывая действия штурмовиков Ил-2, Чулков лично сбил истребитель противника Ме-109.

19 августа 1941 года при разведке парой в районе города Шимск были атакованы группой до 15 Ме-109. В воздушном боя Чулков сбил один самолёт. Его МиГ-3 получил 9 пробоин.

21 августа 1941 года над пунктом Бородин во время группового воздушного боя в составе 5 наших самолётов с бомбардировщиками и истребителями противника наши лётчики сбили 3 самолёта. В этом бою участвовал и Чулков. В этот же день, прикрывая действия группы Ил-2 в районе Старая Русса, Чулков лично сбил самолёт Ме-110.

22 августа 1941 года при налёте самолётов противника на наш аэродром Белый Бор в воздух успели подняться только Чулков и Липилин. Несмотря на превосходящие силы противника, они смело бросились в бой, сбили один Ме-110, а остальных обратили в бегство.

Всего старший лейтенант И. Д. Чулков совершил 187 боевых вылетов   (в том числе 21 - ночью при отражении налётов на Москву). В воздушных боях сбил лично 9 и в группе 2 самолёта противника. Успешно выполнил 19 штурмовок войск противника, уничтожив при этом 28 автомашин, 2 зенитные установки и до роты живой силы.

В начале 1942 года 41-й ИАП был переброшен для усиления ВВС Волховского фронта. Вряд ли какая-либо другая часть могла поспорить с подчинёнными подполковника В. С. Ершова по степени освоения "МиГов", ведь перевооружение 41-го ИАП на МиГ-1, а затем на МиГ-3 началось с января прошлого года. Основными вехами боевого пути полка в 1941 году были:

- с 22 июня по 5 июля боевые действия на Западном фронте;
- с 5 июля по 13 августа работа в системе ПВО Москвы;
- с 13 августа по 5 октября боевые действия на Северо - Западном фронте.

Истребитель МиГ-3.

В кризисные дни обороны столицы 41-й ИАП планировали использовать в составе ВВС Западного фронта. Однако в действительности одна из эскадрилий поступила в распоряжение командующего ВВС МВО полковника Н. А. Сбытова, а вторая находилась в резерве Военного Совета ВВС КА до перехода наших войск в контрнаступление под Москвой. Вскоре после начала общего наступления Красной Армии на всех фронтах поступил приказ: 41-му ИАП перебазироваться под Ленинград.

Согласно планам командования, 41-й ИАП первоначально подчинили командующему ВВС 59-й армии Волховского фронта, а с начала февраля его ввели в состав 2-й РАГ  (резервной авиагруппы)  полковника Е. Г. Туренко, поставив задачу поддержать наступления наземных войск, прежде всего 2-й Ударной армии, на Мясной Бор и затем на Любань. На основании сводок о боевом составе ВВС фронта можно было сделать вывод: советское командование смогло сконцентрировать достаточные силы  (26 авиаполков, не считая отдельных эскадрилий)  для завоевания и удержания господства в воздухе. Но большинство полков были малочисленными, прежде всего не хватало самолётов новых типов.

В некоторых публикациях по истории самолёта МиГ-3 различные авторы  (А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов, М. А. Маслов)  указывают:

"Накануне перебазирования под Ленинград, в 41-м ИАП подвели промежуточный итог боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны. По сохранившимся отчётам, с 22 июня 1941 года по 28 января 1942 года лётчики произвели 3332 самолёто - вылета, проведя в воздухе 2875 часов  (абсолютное большинство работы было выполнено на "МиГах"). Наиболее частыми задачами являлись прикрытие наземных войск, штурмовка и отражение налётов авиации противника, на которые часть затратила, соответственно, 1070, 870 и 598 вылетов. В документах сообщается об уничтожении 83 немецких самолётов в ходе воздушных боев и 24 - при штурмовках неприятельских аэродромов.

Боевые успехи наиболее результативного лётчика 41-го ИАП   (по состоянию на 28.01.1942 года)  старшего лейтенанта И. Д. Чулкова были таковы: 187 успешных боевых вылетов, 12 сбитых самолётов  (11 лично и 1 - в группе).

В эти дни командир полка представил Чулкова и Липилина, а также отличившихся в штурмовых налётах капитана С. А. Скорнякова и старшего лейтенанта И. Г. Кузьмичёва  (соответственно, 62 и 57 вылетов на штурмовку войск и техники неприятеля, 7 совместно уничтоженных на земле немецких самолётов)  к званию Героя Советского Союза".

Однако мне хочется отметить тот факт, что в наградном листе на И. Д. Чулкова от 1 сентября 1941 года  (к ордену Ленин), указано: "Представлялся к высшей награде за геройство и мужество... в августе месяце", то есть - задолго до начала 1942 года. Возможно это было уже второе представление к званию Героя. В любом случае, что тоже интересно, в данном наградном листе количество сбитых лётчиком самолётов указывается: 7 лично и 6 в группе. А в оригинале наградного листа на присвоение звания Героя - 9 лично и 2 в группе. Как из всего этого появились 11 личных и 1 групповая победы - сказать затрудняюсь.   [ М. Ю. Быков в своих последних исследованиях так же указывает на 9 личных и 2 групповые победы лётчика. ]

Из материалов наградного листа И.Д.Чулкова от 1.09.1941 г.

Из материалов наградного листа И.Д.Чулкова от 1.09.1941 г.

Но вернёмся к событиям января 1942 года. Нехватка исправных "МиГов," даже прошедших несколько ремонтов, не позволила полностью укомплектовать этими истребителями 41-й ИАП: на 24 января имелось 17 МиГ-3  (все вооружённые двумя БС)  и 6 Як-1. Самолёты оказались разбросаны по 6 весьма удалённым друг от друга аэродромам. Ещё более неприятный сигнал поступил от инженерно - технического состава: все самолёты и двигатели сильно изношены. Например, остаток ресурса моторов AM-35A во 2-й эскадрилье в среднем не превышал 28%. Часть не успела вступить в бой, а многие истребители уже нуждались в серьёзном ремонте !

При перебазировании 41-го ИАП на Волховский фронт на Калининском аэродроме у самолёта младшего лейтенанта Фримермана отказал двигатель, машина вылетела за пределы полосы, скапотировала, в результате чего молодой лётчик погиб. Базирование полка на аэродроме Гремячево сопровождалось всё новыми лётными происшествиями, прежде всего по причине плохой укатки аэродрома. За период с 2 по 6 февраля при 44 боевых вылетах документы зафиксировали 5 случаев зарывания "МиГов" в снег - количество исправных истребителей заметно сократилось. Вести воздушные бои на такой технике с немецкими "Фридрихами"  (то есть Me-109F)  было крайне проблематично...

Наиболее тяжёлую потерю 41-й ИАП понёс 3 февраля 1942 года - не вернулся с задания при выполнении 201-го боевого вылета наиболее результативный лётчик полка старший лейтенант И. Д. Чулков. На подбитом самолёте он уходил в сторону Малой Вишеры, после чего скрылся из виду. Вероятно, повреждённый "МиГ" стал жертвой вражеских пилотов из состава I/JG 54. По немецким данным, пара "охотников" обнаружила одинокий истребитель, за которым тянулся тёмный след дыма и добила его.

Ме-109F-4 из состава JG 54.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1942 года старший лейтенант Чулков Иван Денисович был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

*     *     *

Список всех известных побед капитана И. Д. Чулкова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
122.06.1941 г.1  Ме-109р-н БелостокаМиГ-3.
21  Ju-88Белосток
328.06.1941 г.1  Ju-88аэродром Могилёв
429.06.1941 г.1  Ме-109Бобруйск
522.07.1941 г.1  Ju-88Звенигород
615.08.1941 г.1  PZL-24Старая Русса - Каменец
717.08.1941 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)Коровитчино
81  Ме-109Тулебля - Скольно
919.08.1941 г.1  Ме-109Шимск
1021.08.1941 г.1  Ме-110Старая Русса
1122.08.1941 г.1  Ме-110  (в паре - 1 / 2)аэродром Белый Бор

       Всего сбитых самолётов - 9 + 2;  боевых вылетов - около 200;  воздушных боёв - около 45.

*     *     *
Памятник И.Д.Чулкову в селе Мариновка.

Памятник Герою Советского Союза Чулкову Ивану Денисовичу в селе Мариновка.

Памятник И.Д.Чулкову в селе Мариновка.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz