Дранищев Евгений Петрович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Дранищев Евгений Петрович

Е.П.Дранищев

Родился 20 Декабря 1918 года в городе Александровск - Грушевский (ныне город Шахты) Ростовской области в семье рабочего. Учился в техникуме в Таганроге. С детства мечтал летать. В Августе 1936 года Евгений Дранищев по путёвке комсомола был направлен в 9-ю Чугуевскую военную авиационную школу, которую окончил в 1940 году. Затем 2 года служил в училище лётчиком - инструктором.

С Августа 1942 года Лейтенант Е. П. Дранищев в действующей армии. по Октябрь 1942 года служил в 437-м ИАП; по Август 1943 года - в 9-м Гвардейском ИАП.

К Маю 1943 года заместитель командира эскадрильи 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт)  Гвардии старший лейтенант Е. П. Дранищев совершил 80 боевых вылетов, в 33 воздушных боях сбил лично 11 самолётов противника.

20 Августа 1943 года не вернулся с боевого задания.

Всего выполнил 120 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил лично 21 и в составе группы 7 самолётов противника.

24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени, Александра Невского; медалями.

*     *     *

Человек исключительного лётного дарования, Евгений Дранищев начал воевать 20 Августа 1942 года в должности командира звена 437-го истребительного авиаполка. Уже 23 Августа, участвуя в отражении налёта бомбардировщиков противника в районе Малой Россоши, Дранищев сбил "Юнкерс". Это был первый в его жизни уничтоженный вражеский самолёт, Евгений был возбуждён боем и потом, в течение дня, неоднократно рассказывал товарищам в деталях перипетии воздушной схватки. Его характерная энергичная жестикуляция во время рассказа, выразительная интонация голоса заражали слушателей теми чувствами, которыми был переполнен сам Дранищев.

Первый бой показал, что в Дранищеве таятся незаурядные способности лётчика - истребителя. Как отмечали его командиры, он сумел увидеть врага раньше, чем тот увидел его, а его маневр для атаки был таким решительным и дерзким, что могли позавидовать уже имевшие не одну победу лётчики эскадрильи.

И то, что этот успех был не случаен, Дранищев доказал в последующих боях.

Фронтовая газета тех дней позволяет узнать о его чувствах в высоком небе:

"Пролетая над городом, я вижу, как созданное трудом народа пылает в огне. Сердце замирает от того, что вижу на земле... Пока оно бьётся - буду защищать Родину..."

Его слова звучат как клятва, как призыв к действию. Многие люди в то время жили такими же чувствами, какими жил он. И это придавало ему силы и умение бороться как можно лучше, результативнее. Задумайтесь над такими цифрами: с 20 Августа до 13 Сентября 1942 года Евгений Дранищев провёл 10 воздушных боёв, в которых сбил 5 самолётов противника. Падали они на окраине Сталинграда, на виду у героических защитников волжской твердыни.

Наиболее примечательный бой произошёл 8 Сентября. В тот день Евгений выполнял задание по прикрытию наших наземных войск и встретил группу бомбардировщиков противника из 12 Ju-88. Дранищев, разгадав замысел врага и не дав ему опомниться, пошёл первым в атаку на ведущего. Немецкий пилот явно не ожидал такой дерзости и не успел уклониться от удара. А удар получился точным. Объятый пламенем "Юнкерс" врезался в землю. Воспользовавшись замешательством и растерянностью вражеских лётчиков, Евгений и повторной атаке сбил ещё один "Юнкерс".

Нельзя назвать всё это лишь удачливостью. Высокий результат - это прежде всего доказательство высокой боевой выучки Дранищева.

Настоящим асом показал себя Дранищев через 5 дней, выполняя задание по прикрытию района Центрального аэродрома. Вступив в паре в неравный бой с 15 Ju-88 и 4 Me-109, они устроили такую карусель, что у противника не было возможности произвести прицельное бомбометание. Дранищев и ведомый то и дело отвлекали и оттягивали "Юнкерсы" от их цели, приводя в замешательство своими стремительными маневрами и атаками. Когда же "Мессеры", прикрывавшие бомбардировщики, попытались завязать с ними бой, то сразу же потеряли один самолёт. Это Дранищев, используя выгодную позицию, атаковал врага в лоб и сбил его.

В середине Сентября 1942 года рано утром над аэродромом на большой высоте появились 2 вражеских истребителя Ме-109. Круто пикируя, на огромной скорости прошли над взлётно - посадочной полосой. Снова набрав высоту, фашистские лётчики барражировали над аэродромом - ждали воздушного боя.

В воздух взметнулась пара наших "ястребков": ведущий - Лейтенант Е. Дранищев, ведомый - Н. Смирнов. В короткой схватке один самолёт противника был сбит метким огнём ведущего, другой поспешно покинул поле боя.

Заметим, что свои первые победы он одержал в тяжелейшие для страны дни, когда Вермахт в полную мощь развил своё наступление под Сталинградом.

Отважно и умело дрались в небе Сталинграда лётчики 437-го истребительного полка. В одном из боевых вылетов на прикрытие водной переправы через Волгу и переднего края обороны лётчики встретились с фашистскими самолётами. Завязался бой. Врагов было значительно больше. Лейтенанты Е. Грицута, Е. Дранищев, В. Орлов, Н. Смирнов, Н. Шутов, умело используя взаимное прикрытие и мощь огня, вышли победителями в этой схватке, сбив 7 самолётов противника.

А 25 и 27 Сентября 1942 года над переправой через Волгу Е. Дранищев и Н. Смирнов сбили ещё по 2 Ju-88. После этого боя на счету Лейтенанта Е. Дранищева уже 10 сбитых вражеских машин. Почти столько же и у Е. Грицуты, В. Орлова, Н. Смирнова, Н. Шутова и других.

Интересное совпадение. Орденом Ленина заместитель командира эскадрильи Лейтенант Евгений Петрович Дранищев был награждён 23 Октября 1942 года. В этот же день он прибыл в элитный 9-й Гвардейский истребительный авиационный полк на пополнение. Там нового однополчанина и поздравили с высокой наградой.

Полк ещё находился на аэродроме, где лётный состав переучивался на новые самолёты Як-1. Евгений сразу же включился в жизнь нового для него боевого коллектива.

Евгений присматривался, и к нему присматривались. Вначале он всё больше слушал Амет-Хана, смеялся над его шутками и остротами, а затем и сам, по выражению Амет-Хана, стал "показывать зубы", отвечая остротой на острое слово, парируя шуткой шутку, покоряя своих новых товарищей обаянием и заразительным смехом.

Меньше чем 2 недели потребовалось Дранищеву, чтобы сдать контрольные упражнения по программе переучивания. И он всё усвоил так, что был отмечен в числе лучших по результатам учёбы. Отличную оценку Евгений подтвердил в новых боях. Продолжая сражаться на Сталинградском фронте в составе 9-го Гвардейского ИАП, он довёл счёт сбитых самолётов до 9 и по праву стал одним из наиболее результативных воздушных асов полка.

Большой боевой дружбой был связан в те трудные дни Дранищев со своим ведомым Владимиром Ершовым, успешно переучившимся с бомбардировщика на истребителя. Особенно это проявилось в боях за освобождение родных Евгению мест - Ростовской области. В 26 боевых вылетах за освобождение Ростова-на-Дону участвовал Евгений со своим ведомым, провел там 10 воздушных боёв, проявив завидное хладнокровие, смелость и бесстрашие.

16 Февраля 1943 года Евгений с гордостью пишет матери: "О своей жизни и работе писать много нечего. Правда, я мог бы написать то же, что и ты мне пишешь: "Тебе не до этого, мой дорогой сынок", но, однако, я пишу кратко, что было после переезда. Я попал на Сталинградский фронт, непосредственно защищал Сталинград. Мои личные результаты боёв за Сталинград: 9 сбитых самолётов врага. В пределах Ростовской области уже сбил 5 самолётов... Сейчас здоров, летаю, дерусь и даю гансам жару вместе со своими боевыми товарищами. Вот и все мои новости..."

В то время Евгений Дранищев был уже заместителем командира эскадрильи: сначала "красных" - у Алелюхина, позднее "желтоносых" - у Амет - Хана Султана.

Вечером 27 Февраля 1943 года, получив приказ вылететь в район боевых действий наших войск для отражения налёта бомбардировщикой противника, Гвардии старший лейтенант Дранищев поднялся во главе четвёрки истребителей. В сумерках при подходе к цели ведущий обнаружил вначале 3 "Хейнкеля", а затем и новые группы фашистских бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Всего в воздухе было 17 "Хейнкелей", 8 "Юнкерсов" и 7 "Мессеров" - 32 самолёта противника против наших 4 истребителей, Но численное превосходство врага не смутило Гвардейцев.

Опытный ведущий Евгений Дранищев усвоил одно из главных правил шестаковцев - кто владеет высотой, тот побеждает. Он мгновенно устремился вверх, за ним пошли ведомые, а когда вся четвёрка "Яков" оказалась выше самолётов противника, они внезапно атаковали фашистов сзади и сбоку. В итоге наши истребители, ведомые Дранищевым, сбили 1 "Хейнкель" и 1 "Юнкерс" и вернулись на свой аэродром без потерь.

Подобные встречи с численно превосходящим противником не страшили Дранищева. И он никогда не избегал боя - этому учился у своих командиров: под Сталинградом - у Алелюхина, в районе Ростова - у Амет-Хана Султана.

Был случай, когда он в паре с ведомым вступил в бой с 19 фашистскими истребителями, помешал им штурмовать наши войска и сбил один "Мессер".

Нередко Дранищеву приходилось вести схватки на большой высоте, и Евгения вполне резонно называли специалистом по высотным боям. Однажды, когда в схватке с 15 "Юнкерсами" Дранищев меткой очередью поразил фашистский самолёт, ему во время прикрытия отхода своих истребителей пришлось выдержать бой с 2 Ме-109.

Истребитель Як-1.

Истребитель Як-1.  На такой машине Е. Дранищев сражался в небе Сталинграда.

Фашистские лётчики, заметив, что "Як" в воздухе один, устремились за ним. Но самолёт Дранищева уходил всё выше и выше. Примерно на высоте 7000 метров "Мессеры" стали отставать. Когда противник оказался ниже его самолёта на 400 - 500 метров, Дранищев резко перевёл свой "Як" в пикирование и стремительно бросился на противника. Поймав в прицел вражескую машину, он дал по ней короткую очередь. Снова набрал высоту и снова пошёл в атаку. На этот раз "Мессер" вспыхнул как факел. И опять "Як"- в наборе высоты.

Вдруг Дранищев почувствовал удар по консольной части левой плоскости. Тут же начал давать перебой мотор, стрелка температуры воды ушла вправо до упора. Паром обдало лобовое стекло. Мотор заклинило. Дранищеву оставалось одно - планировать в направлении аэродрома. Используя высоту и отличные качества своего "Яка", он точно вышел на аэродром и благополучно посадил самолёт.

Там его уже ждали. Открыв фонарь, Дранищев - усталый, но счастливый - доложил Амет-Хану:

- Сделал, как учили. Затащил "Мессера" на 7300, оттуда спустил на землю.

- Ну и молодец, - ответил довольный командир. - Врагу уже с земли не подняться, а ты, Женя, гуляй по земле. А сейчас бегом в столовую.

*     *     *

В памятный для полка день 25 Марта 1943 года, когда лётчики в завязавшемся бою с группой из 80 - 90 вражеских бомбардировщиков, сильно прикрытых истребителями, сорвали удар по железнодорожному узлу Батайску и сбили 6 самолётов, смертью героя погиб таранивший машину Гвардии старший лейтенант Пётр Коровкин. Тяжело переживали эту потерю в полку, особенно те, кто видел таран Коровкина, и среди них Дранищев, который сам был готов к такому же подвигу.

Евгений один "Юнкерс" уничтожил, а другой подбил. В последней смелой атаке всей четвёркой "Яков" Дранищев расстроил строй "Юнкерсов" и устремился на отставший бомбардировщик. Дал очередь, но для второй патронов уже не было. Тогда он решил таранить "Юнкерс". В боевом донесении указывалось:

"...Ввиду прекращения стрельбы   (кончились патроны), решил пойти на таран. Подойдя вплотную к "Юнкерсу", приготовился таранить, но бомбардировщик противника внезапно отвернул в сторону и Як-1 попал под огонь его стрелка. У самолёта загорелась плоскость, заклинило мотор. Старший лейтенант Дранищев скольжением потушил пламя и с пробитым мотором сел вынужденно на аэродром Батайск".

В этих боях Евгений отличился также при штурмовке войск противника и в полётах на свободную воздушную охоту.

11 Мая 1943 года группа в составе 6 "Яков", ведомая Дранищевым, вылетела на свободную охоту в район Снежное - Харцизск - Успенская. Через 15 минут полёта на высоте 2000 метров Дранищев заметил внизу до 20 автомашин. Оставив пару "Яков" для прикрытия, он решил по главе четвёрки штурмовать колонну. В результате атаки было уничтожено 11 грузовых и 2 легковых автомашины, повозки и до 60 солдат и офицеров.

23 Июня 1943 года Дранищев отличился в воздушном бою вместе с группой Алелюхина против 4 "Юнкерсов" в районе Политотдельское. Во главе четвёрки он атаковал пытавшиеся уйти бомбардировщики и, взаимодействуя с группой Алелюхина, сбил 3 Ju-88, а оставшийся 4-й "Юнкерс" ушёл в сторону своих войск.

*     *     *

В первый день начавшегося 17 Июля 1943 года наступления в районе реки Миус Дранищев, будучи в группе из 8 "Яков", которые вёл Гвардии капитан Алелюхин, помог своей четвёркой Алелюхину и Тимофеенко одержать победу над 2 "Юнкерсами". Заметив новую группу из 6 вражеских бомбардировщиков, Евгений подал сигнал и в паре с Твеленевым направился к ней.

Подойдя сверху, Дранищев стремительно бросился в атаку и открыл огонь с короткой дистанции. Бомбардировщик, объятый пламенем, рухнул вниз. "Яки" по команде ведущего вернулись на свой аэродром.

Памятными в полку остались 21 и 22 Июля, когда лётчики части сбили 9 самолётов противника, 1 "Юнкерс" был уничтожен Дранищевым. Доведя общий счёт сбитых самолетов противника до 20, Евгений по числу побед сравнялся с такими асами полка, как Кузьмин, Лавриненков, Карасёв, Алелюхин.

В те же дни, после боевой работы, в полку было организовано чествование лётчиков, сбивших по 20 самолётов. Местные художники нарисовали портреты этих лётчиков, которые были вывешены в столовой. Повара испекли им личные торты. На вечере боевые товарищи поздравили виновников торжества, дали обязательства бить врага так же, как Кузьмин, Лавриненков, Алелюхин, Дранищев и Карасёв.

22 Июля 1943 года Дранищев был награждён орденом Красного Знамени, а 1 Августа за отличное руководство и управление боевыми действиями групп самолётов - орденом Александра Невского.

*     *     *

"Аэрокобра", на которую полк переучился в середине Августа 1943 года, оказалась для него роковой. К 17 Августа 1943 года Дранищев закончил переучивание, а через 3 дня, не знавший поражений в воздушных схватках, Евгений не вернулся из первого боевого вылета на этой машине. Вспоминает дважды Герой Советского Союза Владимир Дмитриевич Лавриненков:

"...Только миновали мы линию фронта, как Евгений Дранищев сообщил ведущему группы, что мотор его самолёта парит: видимо, что - то случилось с системой водяного охлаждения. Действительно, за "Аэрокоброй" Драницева тянулась белая полоса распылённой воды или пара. Его самолёт начал отставать.

Ведущий передал по радио:

- Возвращайся домой. Лейтенант Костырко, сопровождайте командира звена на аэродром !

Если бы даже не прозвучала такая команда, Николай Костырко никогда не оставил бы своего лучшего друга, да к тому же над оккупированной территорией. И два истребителя, отделившись от группы, быстро пропали из поля зрения...

Мы довели "Петляковых" до цели, завязали бой с "Мессерами", и наши бомбардировщики успешно выполнили задание. На обратном маршруте мы шли на незначительной высоте, осматривая небо, наземные ориентиры и всё, что попадалось на пути. Делать это нас заставляла мысль о Жене Дранищеве - отличном лётчике, верном товарище, всеобщем любимце полка.

Оставив самолёты в капонирах, мы заспешили на КП, надеясь узнать о благополучном возвращении двух неразлучных друзей. Но здесь о Дранищеве и Костырко ничего не было известно. Мы просто остолбенели: "Как ?   Куда они могли деться ?"

Ответа на этот вопрос нет и по сей день... То, что случилось с ребятами, так и осталось загадкой. Может, один из самолётов, теряя высоту, совершил посадку в поле, а рядом приземлился второй ?   Может, оба потерпели катастрофу ?   Может, на них напали "Мессершмитты" ?..

Е.П.Дранищев

Без вести пропавшие... Так числились в документах после этого несчастного случая Женя Дранищев и Коля Костырко... Так мы говорим о них и сейчас, спустя несколько десятилетий... А порою мне кажется, что мои дорогие однополчане - и поныне в полёте. Для офицеров и солдат нашего полка Дранищев и Костырко навсегда остались жизнерадостными, мужественными юношами, какими были почти все мы в ту пору.

Не погостил Женя Дранищев в родных Шахтах, не возвратился Коля Костырко на любимую свою Украину. Не осталось даже могил этих мужественных офицеров. Но навеки живет в сердцах ветеранов 9-го Гвардейского полка светлая память об этих двух юношах - русском и украинце, преданно любивших свою Отчизну и отдавших в борьбе за ее счастье свою молодую жизнь..."

Ровно год провоевал он. За это время совершил то, чего многие лётчики не сумели сделать за всю войну: сбил лично 21 и в группе 7 самолётов и вошёл в семью Героев Советского Союза на 4-й день после своей гибели.

Евгения Дранищева уже не было в живых, а слава о нём продолжала греметь по всему фронту. 21 Августа Е. П. Дранищев за образцовое выполнение боевых задании на Южном фронте в числе сбивших в боях в один день по 2 - 3 самолёта противника  (Амет - Хан Султан и Твеленев Михаил Степанович)  был награждён представтелем Ставки Верховного Главного командования Маршалом Советского Союза А. М. Василевским наручными часами.

24 Августа 1943 года в полк пришла весть о присвоении Гвардии старшему лейтенанту Евгению Петровичу Дранищеву звиния Героя Советского Союза.

Товарищи старались своими письмами ободрить его отца. Алексей Алелюхин писал ему в одном из писем:

"...Евгений Петрович прибыл в эскадрилью, которой я командовал под Сталинградом. Признаюсь, мне было очень легко с ним воевать. Скромный на земле, он показывал в воздухе чудеса героизма. Запомнилась глубокая осень 1942 года. Евгений встретил 12 самолётов противника и смело вступил с ними в бой. Он сбил тогда 2 стервятника, остальным помешал совершить своё чёрное дело.

Большую славу снискал Ваш сын и в небе Ростова, сражаясь с превосходящими силами противника. Он не спрашивал, сколько в небе врагов, ему надо было знать лишь, где они. Настоящий патриот своей Родины, он разил их беспощадно. До последнего дыхания. Спасибо, Вам, Пётр Григорьевич, за то, что Вы воспитали такого сына".

Таким остался в памяти однополчан герой, звавший Гвардейцев на подвиги во славу Родины...

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта Е. П. Дранищева:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
123.08.1942 г.1  Ju-88РоссошкаЛа-5, Як-1,

Р-39 "Аэрокобра".
228.08.1942 г.1  Ме-109Сталинград
32  Ju-88Алексеевка
409.09.1942 г.1  Ме-109аэр. Средняя Ахтуба
513.09.1942 г.1  Ме-110сев. Садовая
625.09.1942 г.1  Ju-88Дубовка
727.09.1942 г.1  Ju-88СТЗ  (Сталинград)
808.10.1942 г.2  Ме-109р-н Сталинграда
903.02.1943 г.1  Ме-109Федулов
1025.03.1943 г.1  Ju-88сев. Азов
1125.06.1943 г.1  Ме-109Больше - Крепинская
1214.07.1943 г.1  Ju-88сев. Аникеевка
1316.07.1943 г.1  FW-189Куйбышево
1417.07.1943 г.1  Ju-88Артемовна
151  Ме-109Русский
1621.07.1943 г.1  Ju-88Дмитриевка
1720.08.1943 г.1  Ме-109Калиновка

       Всего сбитых самолётов - 19 + 0;  боевых вылетов - 120;   воздушных боёв - 50.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz