Дронов Владимир Алексеевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Дронов Владимир Алексеевич

Дронов В.А.

Родился в 1922 году. Летать учился в одном из подмосковных аэроклубов Осоавиахима, потом работал там же инструктором. В 1940 году Владимир Дронов был направлен в Качинское военное авиационное училище лётчиков.

С Марта 1943 года сержант В. А. Дронов в действующей армии. До конца войны сражался в составе 148-го истребительного авиационного полка. Летал на Як-1 и Як-9. В одном из боёв был сбит, тяжело ранен.

К Маю 1945 года командир звена 148-го ИАП Лейтенант В. А. Дронов уничтожил в воздушных боях 11 самолётов противника лично и 3 - в паре.

За боевые отличия награждён орденами: Красного Знамени   (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

С осени 1945 года Капитан В. А. Дронов - в запасе. Жил в Ташкенте  (Узбекистан), до 1950 года работал лётчиком - инструктором, командир отряда республиканского аэроклуба ДОСААФ. Затем - в санитарной авиации, на пассажирских линиях. С 1979 года был начальником смены производственно - диспетчерской службы Ташкентский объединённого авиаотряда. Заслуженный лётчик СССР  (1978 год). Депутат Верховного Совета Узбекской ССР  (1951 - 1955 годы).

В 1966 году награждён орденом Ленина. В 1973 году удостоен звания Героя Социалистического труда.

*     *     *

Командир подразделения Гани Мазитович Рафиков рекомендовал написать о Дронове. Замечательный человек. Лётчик 1-го класса. Депутат Верховного Совета Узбекской ССР.

Потом, подумав, Гани Маэитович сказал:

"Правде, есть одно "но" - из него нелегко вытянуть слово о себе. Он воспитанник аэроклуба, фронтовик, после войны работал в оборонном Обществе. Затем - воздушные дороги Аэрофлота, 21 год провёл - за штурвалом Ил-18".

...Мы сидим в гостинице Ташкентского аэропорта "Космос", в окна видно, как взлетают и садятся пассажирские авиалайнеры... Владимир Алексеевич рассказывает об узбекских авиаторах, их трудовых делах.

- Мои друзья отважно воевали в годы Великой Отечественной войны, а в мирное время в числе первых овладели реактивной техникой, они - первооткрыватели многих воздушных дорог.

Дронов говорит о первом лётчике - узбеке, кавалере боевых орденов Абдусамате Тайметове. Он был в составе экипажа, который 8 Мая 1945 года доставил из Берлина в Москву акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Потом Владимир Алексеевич начинает говорить о себе. Путёвку в небо он получил в одном из подмосковных аэроклубов Осоавиахима. Вчерашнего курсанта назначили здесь же, в Реутово, инструктором. В 1940 году году его приняли в знаменитое Качинское военно - авиационное училище лётчиков.

В грозном 1942 году сержант В. А. Дронов самостоятельно вылетел на истребителе И-16 и с учебного аэродроме сразу попал на фронт. В считаные дни овладев "Яком", он принял боевое крещение в схватке с фашистскими истребителями. Бомбардировщики, в прикрытии которых участвовал молодой лётчик, не понесли потерь.

Те месяцы оказались для молодого лётчика очень тяжёлыми. Но, очевидно, хорошо учили Дронова в аэроклубе, и собственная инструкторская работа помогла - Владимир никогда не жаловался ни на усталость, ни на перегрузки боя. Вылетал столько раз в сутки, сколько требовала обстановка, и командир полка в шутку говорил, что "сержант Дронов в дежурном эвене - бессменно".

За годы войны Дронов сбил лично 11 бомбардировщиков и истребителей противника и ещё 3 вражеских машины - в паре с ведомым.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 8 личных и 1 групповую победы. ]  Было в боевых буднях лётчика несколько схваток, о которых и сейчас он не может вспоминать без глубокого волнения.

Весной 1943 года над Новороссийском в разгар воздушного боя сверкнул перед глазами разрыв зенитного снаряда. Фонарь сбило в одно мгновение, и сразу лицо, как огнём опалило - мельчайшие осколки взрезали кожу. Но Дронов не вышел из боя. Перчаткой вытер кровь с лица и ринулся в атаку на фашистский истребитель...

Испытанием характера стала однажды схватка с вражеским пилотом. Очевидно, тот уже не раз участвовал в воздушных боях. Фигурами высшего пилотажа фашист владел умело, и Дронову, как впрочем и противнику, никак не удавалось нанести решающий удар. Фашист понял, что победить в таком бою советского лётчика не удастся. Тогда он переменил тактику, имитировал выход из схватки, затем резким маневром переменил направление на 180° и пошёл в лобовую. Атаку врага можно было назвать психической. Он почти спрятался за бронестеклом, и, приближаясь, непрерывно стрелял из всех пушек и пулемётов.

Дронов, конечно, не подумал отвернуть. Знал, что лишних 5 - 10 секунд прямого полёта неизбежно приведут к столкновению, но продолжал лететь вперёд, только вперёд. И не стрелял. Чувствовал - неприцельный огонь вpaгa - следствие неуверенности, а то и страха. Советский лётчик открыл огонь как раз в то мгновенье, когда фашистский пилот, не выдержав, рванул на себя ручку управления, и его машина взмыла, подставив своё "брюхо" под огонь Дронова.

Очередь была безошибочной, вражеский самолёт, дымя, беспорядочно шёл вниз, пока не врезался в землю...

Подтверждение о победе в полк пришло раньше, чем совершил посадку Дронов. И он был крайне удивлён, когда командир, не дожидаясь доклада, поблагодарил его за мастерство и мужество.

Памятен и бой 6 Мая 1943 года над Кубанью. Враг имел численное преимущество. Один Ме-109 Дронов сбил короткой очередью. Пристроился в хвост второму вражескому истребителю. Понимал, что фашисты могут атаковать, но не вышел из боя. Прямого попадания в кабину избежал крутым маневром. Но правая плоскость "Яка" словно вспухла, загорелась. Пламя тянуло в кабину. Фашист осмелел, увидев, что советский истребитель горит, пристроился сзади и бил по бронеспинке. Дронов маневрировать не мог, он снижался, враг делал виражи вокруг "Яка", и тут Дронов, увидев впереди гитлеровца, инстинктивно нажал гашетку. Из горящей его машины вырвалась пулемётная очередь... и фашист свалился на землю.

Перетянув линию франта, он посадил машину и, собрав все силы, вывалился из горящего самолёта. Бойцы спасли лётчика.

...В Краснодаре, куда привезли Дронова, решено было ампутировать ноги, так как началась заражение крови. Владимир лежал на полу - раненых было много - весь перевязанный. И лицо в бинтах. Вдруг вошёл комиссар авиапопка, в котором служил Дронов. Громко спросил:

- Товарищи, есть среди вас лётчики ?

Дронов всё слышал, а сказать ничего не мог и пошевелиться тоже. Тут сосед справа, пехотинец, сказал, показывая на Дронова:

- Вот лётчик, кажется.

Koмиссар наклонился:

- Володя, это ты ?

Дронов молчит, только слезы на глазах...

Комиссар не дал ампутировать ноги. Решено было эвакуировать лётчика в Саратов. Здесь сделали несколько операций по пересадке ткани. Профессор Оглоблин обещал месяцев через 6 поставить лётчика на ноги. Заехал к лётчику начальник штаба полка, передал привет от друзей. Дронов взмолился.

- Заберите меня в полк, я там скорее поправлюсь.

Дронов уехал с начштабом в родной полк. Вскоре вновь начал воевать. Уже и забывать стал о госпитале, а тут вдруг объявляют: трудящиеся Фрунзенского района города Саратова приобрели на свои личные сбережения 30 "Яков" и приехали вручать их лучшим авиаторам. Лётчики по одному выходили из строя и докладывали гостям. Подошла очередь Владимира:

- Лейтенант Дронов !

- Дронов ? - переспрашивает руководитель делегации трудящихся Саратова. - Каков совпадение. У нас из госпиталя самовольно уехал лётчик с такой же фамилией.

- А это он и есть, - смеётся командир полка.

- Значит, на фронт уехал ?   Так ведь нельзя вам летать !

- Как это нельзя, если он после госпиталя ещё 2 фашистских самолёта сбил ! - говорит комиссар.

Гости увезли в Саратов профессору Оглоблину письмо от Дронова: "Извините, дорогой профессор, что уехал. Спасибо вам. Я воюю, рама заживает..."

Летом 1944 года командир звена Владимир Дронов воевал на Як-9, участвуя в освобождении Прибалтийских республик. Много успешных боевых вылетов совершил он тогда. Вот один из них.

Дронов со своим ведомым находился в засаде - вблизи линии фронта, когда сообщили о появлении на большой высоте немецкого бомбардировщика. "Яки" Дронова и его напарника не имели кислородного оборудования, и уже на высоте 6000 метров ведомый свалился на крыло и разом потерял до 1000 метров высоты. Но нашёл в себе силы снова набрать высоту. Высотомер показывал уже 7200. Дышать трудно. Но "Яки" парой уничтожили этот фашистский самолёт.

Истребитель Як-9.

Истребитель Як-9.  На такой машине Капитан В. А. Дронов закончил войну.

Дронова любили в полку за верность воинскому долгу, за то, что воевал храбро и честно. Опытные лётчики, дравшиеся с 1941 года, видели в нём равного им воздушного бойца. Молодые тянулись к нему, как к старшему товарищу, у которого можно поучиться мастерству атаки, сопровождению бомбардировщиков и штурмовиков, искусству разведки над линией фронта. Владимир Алексеевич охотно вводил в строй вчерашних курсантов, брал их ведомыми и учил в бою. Инструкторская жилка, замеченная ещё в Осоавиахимовском аэроклубе, несомненно помогала Дронову и как командиру звена, наставнику молодых лётчиков - истребителей.

Воевал Дронов до последних мгновений войны. В Апреле 1945 года он в воздушном бою сбил FW-189, прозванный нашими лётчиками "рамой". За неделю до окончания войны над Литвой уничтожил FW-190, а в последний день войны вместе с лётчиками Краснознамённой Балтики штурмовал фашистские войска в районе Либавы...

Осенью 1945 года Капитан В. А. Дронов уходил в запас с 4-мя боевыми наградами - двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и орденом Красной Звезды. Встал вопрос, волновавший многих фронтовиков, снявших военную форму: где жить, где работать. Сёстры звали в Ташкент, и Владимир поехал туда.

Снова аэроклуб. Командир первого учебного отряда. Работал здесь до 1950 года. А потом санитарная авиация. Далее... воздушные дороги Ташкент - Москва - Сочи - Ташкент.

Техника в Аэрофлоте быстро обновлялась: Ил-12, Ил-14, Ил-18. На всех этих типах машин в числе первых вылетел ветеран войны Дронов. Был он и внештатным инструктором, вводил в строй молодых командиров кораблей.

Самолёт Ил-18.

21 год провёл за штурвалом самолёта Ил-18 Владимир Алексеевич Дронов.

В 1966 году Дронов был награждён орденом Ленина, вместо подробностей тех дней - одно напоминание: весной 1966 года Ташкент был на устах всей страны. В условиях землетрясения гражданские лётчики, и среди них Владимир Алексеевич, трудились, не зная отдыха. Дронов доставлял жилые палатки, медикаменты, продовольствие, вывозил детей в пионерские лагери, расположенные в других союзных республиках, а затем, к началу учебного года, привозил их обратно в Ташкент.

Фронтовик, один из лучших лётчиков Аэрофлота, стал государственным деятелем - Депутатом Верховного Совета Узбекистана. Часто Дронов беседует с молодежью, бывает в авиаспортклубах ДОСААФ.

О Владимире Алексеевиче с уважением говорят товарищи. Это признание не только его воинской доблести, но и замечательной работы в Аэрофлоте. Мне назвали в Узбекском управлении такую цифру: свыше 18 000 часов. Столько провёл в воздухе командир корабля Дронов. Получается, что он 2 года находился над землёй, 2 года нескончаемого рейса без аварий и происшествий, точно по графику.

И когда бортпроводница в Москве или Ташкенте объявляет: "Товарищи пассажиры, командир нашего корабля - Владимир Алексеевич Дронов", - это значит - всё в порядке, воздушное путешествие будет спокойным и приятным. Да, и приятным, потому что экипаж заботится не только о безопасности, но и о максимальном комфорте пассажиров.

В Москву я возвращался о тот день, когда в Кремлёвском дворце съездов торжественно отмечалось 50-летие Гражданской авиации. В числе гостей в столице был и Владимир Алексеевич. Вместе с тысячами других участников торжественного заседания он аплодировал сообщению о том, что Аэрофлот награждён орденом Октябрьской революции.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный объявил:

- ...За выдающиеся достижения 20 работникам Гражданского Воздушного Флота присвоено звание Героя Социалистического Труда...

В числе этих 20 избранных - Владимир Алексеевич Дронов.

...Четырёхмоторный Ил-18 идёт из столицы курсом на Ташкент. За штурвалом Герой войны и труда, воспитанник ДОСААФ, коммунист Владимир Алексеевич Дронов. Eго работа в Аэрофлоте - продолжение подвига, начинавшегося в годы Великой Отечественной войны.

Спецкор журнала "Крылья Родины" М. Львов.  1975 год.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана В. А. Дронова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
129.04.1943 г.1  Ju-87юж. КрымскаяЯк-1, Як-9.
21  Ме-109Крымская - Абинская
31  Ме-109сев - вост. Крымская
430.04.1943 г.1  Ме-109сев - зап. Крымская
506.05.1943 г.2  Ме-109Абинская
606.01.1944 г.1  FW-189  (в паре - 1 / 2)сев - зап. ст. Маево
728.04.1944 г.1  FW-190юж. окр. аэродром Идрица
815.05.1944 г.1  Ju-88-

      Всего сбитых самолётов - 8 + 1


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz