Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Елизаров Сергей Михайлович

Елизаров С.М.

Родился 18 Июля 1922 года в деревне Ново - Никольское, ныне Красногорского района Московской области, в семье крестьянина. Образование среднее. С 1941 года Сергей Елизаров в Красной Армии. В 1942 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков и вскоре был отправлен на фронт.

С Октября 1942 года сержант С. М. Елизаров в действующей армии. По Февраль 1943 года служил в составе 293-го ИАП. Затем, до конца войны, в 9-м Гвардейском ИАП. Сражался на Сталинградском, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах.

К Апрелю 1945 года командир звена 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт)  Гвардии старший лейтенант С. М. Елизаров совершил 200 боевых вылетов, в 70 воздушных боях сбил лично 15 и в группе 3 самолёта противника.

29 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВМФ. С 1955 года Гвардии майор С. М. Елизаров - в запасе. Жил в городе Евпатория. Умер 23 Апреля 1958 года. Его именем была названа пионерская дружина Опалиховской средней школы Красногорского района Московской области, возле которой установлен памятник.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  (трижды); медалями.

*     *     *

Родился 18 Июля 1922 года в деревне Ново - Никольское Красногорского района Московской области. Учился в Лебедевской начальной школе, потом в неполной средней в Опалихе, в 1939 - 1940 учебном году окончил среднюю школу № 1 города Красногорска. Одновременно с аттестатом зрелости получил свидетельство об окончании курса Тушинского аэроклуба им. В. П. Чкалова, стал лётчиком спортивной авиации. С друзьями - красногорцами Василием Карташовым и Владимиром Левашовым, тоже выпускниками аэроклуба, Сергей Елизаров в 1940 году был зачислен курсантом в прославленную военную школу им. А. Ф. Мясникова.

Стать курсантом этой авиашколы с высоким уровнем преподавания было почётно и престижно. В авиашколе учились сыновья многих знаменитых людей, в частности, Василий Сталин, братья Микояны. Отсюда вышли многие прославленные авиаторы страны. Особенно проявили себя качинцы в годы Великой Отечественной войны. Среди выпускников училища - 289 Героев Советского Союза, и один из них - красногорец Сергей Елизаров.

Начавшаяся война заставила Качинское лётное училище эвакуироваться из Качи, переехать на восток. В лётной школе Сергей поражал наставников приверженностью к точному выполнению установленного порядка и правил. "Быть ему инструктором !" - решило командование, и, как ни просился С. М. Елизаров на фронт, решение было твёрдым. Окончивший лётную школу сержант Елизаров был назначен пилотом - инструктором Качинской военной авиационной школы. Радовало его лишь одно - обещание командования с первым выпуском его группы на фронт отпустить и его в действующую армию.

То было тяжёлое время как для учащихся, так и для обучающих в школе. Наши войска всё ещё отступали, и Качинской школе пришлось опять эвакуироваться, на новом месте налаживать сложный учебный процесс и полёты.

Все жили заботами фронта. Следили по газетам за напряжёнными воздушными боями под Харьковом, затем под Сталинградом. Ждали сводок и зачитывались описаниями героических подвигов Михаила Баранова, Льва Шестакова, Александра Покрышкина, Владимира Лавриненкоза, Дмитрия Глинки. Амет-Хана Султана, Алексея Алелюхина, Георгия Кузьмина и других, делали вырезки из газет, рисовали схемы воздушных боёв, которые инструкторы разбирали с курсантами, а в дни командирских занятий старались отрабатывать отдельные элементы боевых полётов и воздушных боёв на тренировках.

Жадный к полётам, инструктор сержант Елизаров много сам летал с курсантами и был уже на 2-й месяц инструкторской работы отмечен как "безотказный и неутомимый". Его командиры отмечали также, что он "проявляет большой интерес к тактике и технике воздушного боя и добился успеха в учебных воздушных боях".

В Сентябре 1942 года он сдал подготовленную им группу курсантов и был, как обещано командованием, отправлен на фронт. С Октября 1942 года в действующей армии. Служил в составе 293-го истребительного авиаполка.

Он попал в Сталинград, в самый ответственный период, в тяжелейшие бои. В это время немецкая авиация была ещё сильна, превосходила советскую в численности, скорости, маневренности, вооружении самолётов, подготовленности лётчиков. Однако сила духа наших лётчиков побеждала недостатки самолётов и напор врага.

Наши истребители по несколько раз в день вступали в воздушные схватки. Порой приземлялись, только чтобы заполнить баки горючим, пополнить боекомплект. Советские лётчики быстро постигали тактику боя и на своих "ишачках" - так ласково назывались в авиационных частях самолеты И-16 - всё чаще одерживали победы.

2 Ноября 1942 года, вылетев на прикрытие наземных войск в районе Сталинграда, 5 наших истребителей встретили, приближаясь к цели, 12 вражеских бомбардировщиков и 8 "Мессеров". Завязался неравный бой, в котором Елизаров, проявив исключительное мастерство и личную отвагу, сбил бомбардировщик противника и вступил в бой с двумя истребителями. Тем удалось зажечь самолёт Елизарова. Но умелым маневром он сбил пламя и благополучно привёл машину на свой аэродром. Впоследствии, вспоминая об этих боях, Сергей Михайлович с гордостью рассказывал, что он участвовал в обороне Сталинграда вместе со своим отцом, хотя и не знал об этом до конца войны. Отец сражался в пехоте, защищая Сталинград на берегу Волги, а сын - в небе.

В Марте 1943 года он был направлен в 9-й Гвардейский Одесский Краснознамённый истребительный авиаполк и зачислен в эскадрилью Алексея Алелюхина, боевые успехи которой были известны всему фронту. Сергей как-то сразу расположил к себе лётчиков эскадрильи, понравились его мягкость, молчаливость. Пришёлся он ко двору и спортсменам - хорошо играл в футбол и волейбол. Но больше всего подкупали его безудержная отвага и смелость, готовность пожертвовать собой ради спасения товарища.

Летать он стал в паре с Гвардии капитаном Алелюхиным. Был с ним в бою 23 Июня, когда Алелюхин сбил в районе Батайска бомбардировщик Ju-88 и истребитель Ме-110. В каждом бою Елизаров надёжно прикрывал командира. "Ведомый что надо", - отзывался о нём командир.

В Июле 1943 года Сергей Елизаров проявил и свои отличные бойцовские качества, лично уничтожив в боях 3 фашистских самолёта и доведя общий счёт сбитых им самолётов противника до 10.

17 Июля, прикрывая наземные войска в районе Ровнополь, наши лётчики встретили группу бомбардировщиков противника под прикрытием истребителей Me-109. Ведущий группы Гвардии капитан Алелюхин приказал связать боем истребители противника, чтобы дать возможность атаковать остальным лётчикам вражеские бомбардировщики. Елизаров, прикрывая ведущего, заметил, что один "Мессер" заходит в хвост самолёту командира, и стремительно атаковал фашиста. С первой же очереди вражеский истребитель был поражён и упал в районе Ровнополь.

В тот же день в районе Куйбышево наши лётчики встретили группу "Юнкерсов" под прикрытием Me-109. Елизаров вновь защитил Алелюхина и, улучив момент, сбил ещё один "Мессершмитт".

Летом 1943 года Елизаров начал летать на самолёте типа "Аэрокобра". И вновь успех сопутствовал ему. Уже на 3-й день полётов на "Аэрокобре" в воздушном бою он уничтожил "Юнкерс". Так с каждой победой он утверждал своё право летать в составе полка советских асов.

Шли упорные бои на юге Украины. 1 Октября 1943 года Елизаров вновь отличился. В воздушном бою под Мелитополем он сразил один "Мессершмитт". А через 3 дня произошёл трудный бой, в котором Сергей показал образец храбрости и самоотверженности.

Вылетев с аэродрома Чаривный на прикрытие своих войск в район Ворошиловки, группа из 6 самолётов "Аэрокобра" встретила 12 "Хейнкелей", прикрытых истребителями. Когда наши лётчики вступили с ними в бой, то Елизаров, прикрывая командира, отбил 2 атаки Ме-109. Заметив, что на Алелюхина свалилось с высоты ещё 2 "Мессера", Сергей вступил с ними в схватку и отвёл их от командира, но сам попал под огонь фашистских истребителей. Когда его "Аэрокобра" загорелась, Елизаров вдруг увидел новую грозившую командиру опасность: один из "Мессеров" уже заходил самолёту ведущего в хвост. На горящем самолёте Елизаров ринулся в атаку и, пройдя перед носом Ме-109, принял удар врага на себя. Сергей выпрыгнул из самолёта с парашютом с опозданием, едва не стоившим ему жизни. Лишь хладнокровие и выдержка помогли ему нормально раскрыть парашют и приземлиться на своей территории, с ушибами и ожогами лица.

16 Октября 1943 года Сергею Елизарову было присвоено воинское звание Лейтенант, а 1 Ноября армейская газета, поздравляя Гвардии капитана А. В. Алелюхина со званием дважды героя Советского Союза, назвала Елизарова "самым надёжным щитом самого боевого командира, первого в полку дважды Героя Советского Союза".

В районе Мелитополя, указывалось в боевом донесении, будучи ведомым у Гвардии майора Алелюхина, Гвардии лейтенант Елизаров принял на себя удар 10 истребителей, прикрывавших 60 самолётов противника, чем обеспечил нанесение группой наших истребителей удара по бомбардировщикам противника. В результате боя нашими истребителями было сбито 6 самолётов противника.

*     *     *

Высоким боевым мастерством, выдержкой и хладнокровием было отмечено участие Елизарова в Крымской операции. 5 Мая 1944 года при внезапном нападении 8 FW-190 на группу истребителей Алелюхина под обстрел "Фоккеров" попало звено командира. Смертельная опасность угрожала летевшему в составе звена замполиту полка Подполковнику Н. А. Верховцу. Алелюхин вынужден был покинуть подбитый самолёт, выпрыгнув с парашютом. Прикрывая командира эскадрильи и замполита, Елизаров принял на себя повторную атаку истребителей противника и выдержал её.

По-боевому отметил Елизаров день освобождения Севастополя. 9 Мая он сбил очередную вражескую машину - истребитель FW-190.

Помимо выполнения боевых заданий, Сергей Елизаров находил время и для чтения политической и художественной литературы, сам проводил беседы с молодёжью. Его доклады на теоретической конференции по вопросу о новых приёмах и методах борьбы с авиацией противника признавались весьма ценными с практической точки зрения.

19 Января 1945 года, выполняя задание по прикрытию подвижных наземных войск, группа Елизарова в составе 4 Ла-7 встретила 2 группы истребителей противника до 30 FW-190, нагруженных бомбами, под прикрытием 4 Ме-109. Эти 2 группы самолётов шли на бомбометание наших танковых частей.

Несмотря на явное численное превосходство противника, Гвардии старший лейтенант С. Елизаров принял решение атаковать врага и не допустить его бомбить советские войска. Связав своей парой группы прикрытия боем, Елизаров послал вторую пару под командой Гвардии старшего лейтенанта Г. Байкова в атаку на штурмовиков. В результате дерзкого нападения Елизарова и умелого руководства группой в бою, пара Байкова вынудила противника сбросить бомбы на занятую им территорию. Удачной атакой с малой дистанции Георгий Байков сбил один FW-190.

Прикрывая работу пары Байкова, Елизаров активными действиями не только обеспечил его работу, но и сам сбил один Ме-109, пытавшийся атаковать Байкова. В это время в бой вступила вторая группа истребителей противника. Елизаров прекратил преследовать в беспорядке уходящих на запад истребителей и вступил в бой с новой группой.

Оставив пару Байкова на прикрытие, Елизаров дерзкой атакой заставил и вторую группу сбросить бомбы на занятую их войсками территорию и повернуть назад. Пара Байкова, прикрывая работу Елизарова, вела неравный бой с группой прикрытия противника.

С.Елизаров (справа) с товарищами. 1945 год.

Боевые товарищи  (слева направо) :   Г. Байков, М. Твеленев и С. Елизаров.

Выполнив свою задачу, Елизаров пошёл на выручку Байкову и меткими ударами сбил ещё один Ме-109. Разогнав прикрытие, четвёрка Елизарова вышла из боя без потерь. Орденом Отечественной войны 1-й степени были отмечены 12 Марта 1945 года подвиги и победы Гвардии старшего лейтенанта Елизарова.

В заключительный период Великой Отечественной войны С. М. Елизаров не пропускал ни одного боевого вылета эскадрильи, дрался в небе отчаянно и добивался новых побед. Согласно книге Д. Я. Зильмановича - "На крыльях Родины"  (Алма - Ата, 1985 год.), в день перелёта 9-го Гвардейского авиаполка на Берлинский участок фронта, в подписанном командиром полка Гвардии майором В. Д. Лавриненковым наградном листе указывалось:

"За период боевых действий на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками товарищ Елизаров, показывая образцы мужества и героизма, произвёл 200 успешных боевых вылетов, из них: на прикрытие наземных войск - 145, на сопровождение своих бомбардировщиков - 18, на штурмовку - 14, на свободную охоту по тылам противника - 13 и на блокировку аэродромов противника - 10. Участвовал в 70 воздушных боях, в которых лично сбил 15 и в группе с товарищами - 8 самолётов противника. За это же время уничтожил 20 автомашин, 5 вагонов и до 100 солдат и офицеров".

Елизаров С.М.

На протяжении 1943 - 1944 годов он участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, Крыма, юга Украины. В Октябре 1944 года, после очередного перевооружения, 9-й Гвардейский ИАП перебросили на территорию Литвы и включили в состав 303-й истребительной авиационной дивизии, в которой находилась и хорошо известная эскадрилья "Нормандия - Неман". Заканчивал войну С. М. Елизаров в небе над Кёнигсбергом и Берлином.

Общие итоги боевой деятельности Сергея Елизарова в различных источниках трактуются по-разному. Так, в 2-м томе сборника "Герои Советского Союза"  ("Воениздат", 1988 год)  указано на 15 личных и 3 групповые победы к Апрелю 1945 года. В книге Д. Я. Зильмановича  (смотрите выше) - 15 личных и уже 8 групповых. Видимо, в одном из источниках произошла опечатка: вместо "3" написали "8", или наоборот. На одном из сайтов Красногорского района Московской области указывается, что к концу войны С. М. Елизаров "выполнил 220 успешных боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил лично 22 и в составе группы - 8 самолётов противника". М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 14 личных и 2 групповые победы. Такой вот разброс данных...

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта С. М. Елизарова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
123.10.1942 г.1  Ju-88Центр. аэродром  (Сталинград)Як-1, "Аэрокобра", Ла-7.
224.10.1942 г.1  Ме-109СТЗ  (Сталинград)
31  Ju-88  (в паре - 1 / 2)Баррикады  (Сталинград)
413.07.1943 г.1  FW-189ст. Петровеньки
517.07.1943 г.1  Ме-109Равнополь
61  Ме-109Куйбышево
720.08.1943 г.1  Ju-88Калиновка
809.05.1944 г.1  FW-190м. Феолент
918.01.1945 г.1  FW-190юго - зап. Маллвишкен
1019.01.1945 г.2  Ме-109юж. Грюнхайде

      Всего сбитых самолётов - 14 + 2  [ 10 + 1 ];  боевых вылетов - 190;  воздушных боёв - 75.

*     *     *

В данных Быкова последняя победа Елизарова датирована 19 Января 1945 года. Однако в воспоминаниях дважды Героя Советского Союза В. Д. Лавриненкова есть упомянание о 2-х успешных воздушных боях с участием Елизарова в Марте - Апреле 1945 года:

"Весной 1945 года вместе с соседями, нашими боевыми друзьями "Нормандцами", мы перебазировались подальше от фронта. Мартовские дни стали длиннее, небо - выше. В эти дни советские войска пошли на решающий штурм укреплений противника. Авиаторы тоже не сидели сложа руки - выискивали и уничтожали "Мессершмиттов". Гитлеровцы, правда, пытались подлавливать нас. Именно в связи с этим мне, командиру полка, в последнпе месяцы войны нередко приходилось пресекать отдельные проявления беспечности и бравады со стороны наших лётчиков.

Как-то поднялись в воздух 3 пары на прикрытие наших войск. Ведущий - бывалый боец Гвардии капитан Борис Масленников, с ним его соратник Сергей Елизаров и молодые фронтовики Михаил Хвостов, Борис Чубуков, Василий Девятов, Владимир Уткин. Все новички уже встречались с противником, имели некоторый опыт воздушных боёв, и поэтому я был спокоен за них: прошли те времена, когда фашисты по вызову своих бомбардировщиков могли выставлять против нашей четвёрки 8, а то и 10 истребителей.

Елизаров С.М.

Услышав по радио голос Масленникова: "Прикройте, атакую", мы на КП обрадовались. Попались - таки нашим ребятам на зуб "червонные тузы" !   Потом до нас долетел чей-то возглас: "Вижу, горит "Фоккер" !"   После этого в эфире на несколько минут воцарилось молчание. Лишь некоторое время спустя донёсся призыв о помощи Бориса Чубукова. На выручку шестёрке Масленникова по сигналу ракеты взлетело дежурное звено Амет-Хана. Над Кёнигсбергом разыгралась большая, острая схватка. Потом мы услышали, что Масленников и Елизаров сбили второго "Фокке - Вульфа".

Время пребывания в воздухе первой группы заканчивалось, я с волнением вглядывался в горизонт, ожидая самолёты. Первым возвратилось звено во главо с Амет - Ханом, с ним и прилетел Борис Чубуков. Где же Масленников, Елизаров, вся пятёрка ?   Ага, вот и они. Но их лишь четверо. Нет Михаила Хвостова.

Спрашиваю приземлившегося Масленникова, где его напарник, а он в ответ о том, как вели бой, как гонялись за "Фоккерами".

- Где Хвостов ? - переспрашиваю его.

- Не знаю... Потерял в круговерти... И Хвостова, и Чубукова...

- Сколько же было "Фоккеров" ?

Б.Н.Чубуков.
Б. Н. Чубуков.

- Одна пара, - еле выговорил вконец расстроенный Масленников.

Решил послушать, что скажет Лейтенант Б. Н. Чубуков, вдумчивый, не поддающийся азарту и панике молодой истребитель, недавно пришедший в полк с пополнением. При разговоре присутствовали Амет - Хан и начальник штаба Никитин. Здесь же находился и Масленников. И хотя Борис был очень возбуждён, я не заметил, чтобы он преувеличивал чью - либо вину. А произошло, оказывается, вот что.

- В воздухе было 6 "Фоккеров", - волнуясь, начал Чубуков. - Но вы, товарищ Гвардии капитан, - обратился он к Масленникову, - заметили лишь одну пару, бросились за ней. А гитлеровцы, видно, внимательно следили за вами. Они сразу навалились на нас с Хвостовым - ведь мы были крайними в строю "фронт". Хвостова им удалось подбить, а я долго отбивался от наседавшей четвёрки... Если бы не подоспел Гвардии майор Амет-Хан, неизвестно, чем бы всё кончилось для меня: мне ещё не приходилось драться одному против четверых...

Все, кто присутствовал на разборе, поддержали Бориса Чубукова. Он действительно заслужил похвалу за то, что разгадал хитрость противника с "приманкой" и особенно за мужественное сопротивление "Фоккерам". К счастью, всё обошлось благополучно. Вечером появился Михаил Хвостов - ему удалось посадить повреждённый самолёт у самой линии фронта...

25 Апреля 1945 года советские пойска вошли в соприкосновение с американскими войсками на Эльбе, близ Торгау. Это означало, что немецко - фашистские соединения в северной Германии были отрезаны от своих войск, находившихся в южной Германии. А в Берлине и в небе над ним всё ещё продолжались жестокие бои.

Берлин затянуло дымом. А над чёрными столбами дыма проплывали рваные облака. Прикрываясь ими, "Юнкерсы" и "Фоккеры" прорывались к городу и сбрасывали свой смертоносный груз. Мы знали об этом, и Амет - Хан повёл шестёрку "Лавочкиных" на перехват фашистских самолётов. Ожидая появления врага, Амет - Хан долго патрулировал над указанным ему участком города. Его время уже истекало, когда из-за облаков выскочило несколько "Фоккеров".

Мастер атак, герой Сталинграда, Крыма, Пруссии, Амет - Хан первой же очередью поджёг ведущего фашистской группы. Пилот выпрыгнул с парашютом, и ведомые, покинув его, ушли на запад.

"Фоккер" упал вблизи нашего аэродрома. Тут же приземлился и лётчик. Он пытался удрать. Но несколько предупредительных автоматных очередей заставили гитлеровца поднять руки.

Вскоре посло этого Елизаров и Байков тоже сбили фашистский истребитель..."

Через 2 месяца после окончания войны С. М. Елизаров по праву занял место в созвездии Героев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 Июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками Гвардии старшему лейтенанту Елизарову Сергею Михайловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 6232). За ратный труд он награждён орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, тремя - Красной Звезды, а также - Отечественной войны 1-й степени, многочисленными медалями, в том числе "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда", "За взятие Кёнигсберга", "3а взятие Берлина" и другими.

Бюст С.М.Елизарову.

После войны С. М. Елизаров продолжал службу в ВВС ВМФ СССР лётчиком - инспектором по технике пилотирования в воинских частях на Дальнем Востоке и в Крыму. Где бы ни служил Герой, он всегда навещал родителей, которые продолжали жить в Ново - Никольском. Его до сих пор помнят старожилы Опалихи и посёлка Ткацкой фабрики. Однако сказались полученные на фронте ранения, контузия, прибавился открывшийся туберкулёз лёгких. Здоровье Елизарова резко ухудшилось, летать он перестал, перешёл на штабную работу.

23 Апреля 1958 года Герой Советского Союза Сергей Михайлович Елизаров ушёл из жизни. Ему было всего 35 лет. Похоронили его в Евпатории. В 1960-х годах одним из первых на могиле своего ученика побывал В. Чирков, бывший директор Лебедевской школы, которой давно уже нет. От имени земляков он поклонился праху героя.

В Красногорском районе не забывают Героя - земляка. В Опалиховской школе создан историко - краеведческий музей памяти С. Елизарова. Здесь установлен его бюст. Старшеклассники микрорайона Опалиха Мария Десятова   (Опалиховская средняя школа)  и Александр Емельянов  (Опалиховская гимназия)  выступали с докладами - рефератами о С. Елизарове на районных ученических краеведческих конференциях.

В красногорской школе № 1 сейчас создаётся музей истории школы. Экспозиция в нём будет посвящена и выпускнику школы - герою Великой Отечественной войны, Гepoю Coветского Союза Сергею Михайловичу Елизарову.

Руководство школы и ученический актив музея обращаются к жителям района с просьбой помочь в сборе экспонатов. Есть намерение поместить на стене школы мемориальную доску для увековечивания памяти С. Елизарова.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz