Хользунов Алексей Иванович - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Хользунов Алексей Иванович

Хользунов Алексей Иванович

Родился 31 января 1919 года в селе Лады, ныне Балашовского района Саратовской области, в семье крестьянина. После окончания 24-й железнодорожной школы Алексей Хользунов работал слесарем на заводе "Серп и молот" и одновременно учился в аэроклубе. В 1938 году был зачислен в Энгельсскую военную школу лётчиков, после окончания которой летом 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами в районе реки Халхин - Гол.

С июня 1941 года младший лейтенант А. И. Хользунов на фронтах Великой Отечественной войны. По апрель 1942 года служил в 515-м ИАП, летал на И-153 и Як-1; затем в 434-м ИАП  (с ноября 1942 года - 32-й Гвардейский ИАП), летал на Як-1 и Як-7. Сражался на Волховском, Сталинградском, Донском, Юго - Западном и Калининском фронтах. Дважды ранен.

К февралю 1943 года заместитель командира эскадрильи 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (210-я истребительная авиационная дивизия, 1-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт)  Гвардии лейтенант А. И. Хользунов совершил 265 боевых вылетов, в 87 воздушных боях сбил 12 самолётов противника.

7 марта 1943 года был сбит вражескими истребителями над временно оккупированной территорией. Подобран местными жителями и похоронен в деревне Петрово Смоленской области.

1 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды); медалью "За оборону Сталинграда". Имя Героя носила комсомольская организация школы № 2 в Саратове. На заводе "Серп и молот" установлен памятник.

*     *     *

Великую Отечественную войну Алексей Хользунов встретил в составе 515-го истребительного авиационного полка, воевал на Волховском фронте. В воздушных боях воим примером воспитывал у подчинённых храбрость, отвагу, желание победить врага. Особенно отличился в ноябре 1941 года при отражении наступления противника в районах Малой Вишеры и Тихвина. За 2 недели ожесточённых боёв он совершил 22 боевых вылета на штурмовку противника и прикрытие своих войск.

7 ноября в составе звена Алексей Хользунов вылетел на сопровождение бомбардировщиков. Под огнём противника летчики пересекли линию фронта и у переправы через реку Волхов обнаружили колонны испанской "Голубой дивизии". Наши бомбардировщики нанесли удар. Выполнив задание, самолёты легли на обратный курс. В это время в воздухе появилось 5 Ме-109. Тройка советских истребителей вступила в бой. Один из "Мессеров" зашёл в хвост самолёта командира звена лейтенанта Козлова. Но в этот момент на помощь командиру пришёл Алексей Хользунов, который сбил "Мессер". Когда в районе Малой Вишеры истребители догнали своих подопечных, Хользунов заметил в стороне разведчик противника. Он атаковал "Хеншель", очередь "Чайки" попала в бензобак - Hs-126 взорвался в воздухе.

Немецкий самолёт Hs-126B.

С апреля 1942 года лейтенант А. И. Хользунов служил в составе 434-го ИАП. Летом и осенью 1942 года в боях на Юго - Западном фронте и под Сталинградом он лично сбил 8 самолётов противника.

21 июня 1942 года группа из 9 самолётов 434-го ИАП встретила в воздухе противника в районе Валуйки - Пристень. В завязавшемся бою отличились лётчики Хользунов и Карин, сбившие по одному Ме-109, после чего лейтенант Карин был сам сбит, но смог выброситься с парашютом. После приземления он был отправлен в госпиталь.

День 27 июня оказался самым результативным по числу побед, одержанных лётчиками полка за период боевых действий на Юго - Западном фронте. В этот день группа из 8 самолётов встретила в воздухе в районе юго - восточнее Уразово - Купянск группу из 12 - 16 бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием Ме-109. Наши лётчики атаковали противника и по итогам боя доложили об уничтожении 6 бомбардировщиков: по одной победе записали на свой счёт подполковник Пруцков, майор Клещёв, капитан Бабков, старший лейтенант Избинский, лейтенанты Хользунов и Савельев.

3 июля во время боя 10 Як-1 с бомбардировщиками противника под прикрытием Ме-109 старший лейтенант Захватаев, лейтенанты Котов и Хользунов в районе Осколище уничтожили по одному Не-111.

4 июля Алексею пришлось испить горечь поражения: в воздушном бою с 5 Ме-109 его Як-1 был сбит. Лётчик выбросился с парашютом и к концу дня невредимым вернулся в полк.

За 3 недели боёв на Юго - Западном фронте с 13 июня по 4 июля 1942 года лётчики 434-го ИАП совершили 880 боевых вылетов, провели 29 воздушных боёв и уничтожили 35 самолётов противника, в том числе 10 бомбардировщиков   (7 Не-111 и 3 Ju-88). Свои потери составили 4 самолёта. В этот период отличились лётчики Захватаев, Избинский, Котов и Хользунов, которые записали на свои счета по 3 лично сбитых самолётов противника и по 1 - в группе.

Лётный день 26 июля стал самым напряжённым для пилотов 434-го ИАП: они совершили 79 боевых вылетов. В этот день Алексей Хользунов одержал 2 победы.

В 11:05 старший лейтенант Избинский поднял в воздух шестёрку Як-7Б. В районе Калача группа вела бой с Ме-109, в результате которого летчики Избинский, Хользунов и Ходаков записали на свой счёт по истребителю противника. Наша группа потерь не имела.

В 14:25 в район Калача повел восьмерку лейтенант Котов. Во время боя с Ме-109 лётчики Хользунов, Рубцов и Паушев сбили по одному истребителю противника. Все самолёты нашей группы возвратились на аэродром.

29 июля лётчики полка совершили 62 боевых вылета. В 10:15 восьмёрку истребителей поднял в воздух майор Клещёв. В районе Камышин группа вела бой с Ju-87 под прикрытием Ме-109, в результате которого было сбито 4 Ju-87 и один Ме-109: майор Клещёв сбил 2 Ju-87, старший лейтенант Каюк и лейтенант Хользунов по одному Ju-87, лейтенант Карначонок - один Ме-109. В этом воздушном бою был сбит орденоносец лейтенант Рубцов Сергей Алексеевич, самолёт сгорел, лётчик погиб.

16 сентября полк совершил 57 боевых вылетов. Лейтенант Хользунов сбил Ме-109.

Осенью 1942 года односельчане Алексея Хользунова на свои средства приобрели самолёт - истребитель и передали его своему земляку. На машине своих односельчан отважный лётчик сбил в небе Сталинграда 7 самолётов противника.

К концу декабря 1942 года лучшие лётчики 32-го Гвардейского ИАП имели на своих боевых счетах: капитан И. И. Избинский - 15 сбитых самолётов противника, старший лейтенант А. Г. Котов - 14, старший лейтенант М. А. Гарам - 12, старшие лейтенанты А. И. Хользунов и В. А. Савельев - по 9, лейтенант А. П. Шишкин - 6.

Як-1Б из состава 32-го ГвИАП.

6 января 1943 года лётчики 32-го Гвардейского ИАП добились большого успеха, когда в течение дня заявили об уничтожении 18 самолётов противника, в том числе 6 бомбардировщиков He-111 и одного Ju-88 в районе озеро Искусственное - станция Чернозем. В этот день, в числе прочих других лётчиков, отличился и А. И. Хользунов.

По результатам боевых действий на Калининском фронте были подготовлены и направлены по команде представления на присвоение звания Героя Советского Союза Гвардии капитану И. И. Избинскому, Гвардии старшему лейтенанты А. И. Кошелеву и Гвардии старшему лейтенанту А. А. Хользунову.

21 февраля погода значительно улучшилась, поэтому с утра над полем боя происходили жаркие схватки. Лётчики полка за день совершили 47 самолёто - вылетов на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и в воздушных боях уничтожили 4 самолёта противника, которые сбили командир звена старший лейтенант Орехов, лейтенанты Шишкин и Хользунов, младший лейтенант Гнатенко.

7 марта 1943 года Гвардии лейтенант А. И. Хользунов не вернулся с боевого задания по разведке противника в районе Ярцево Смоленской области. Он попытался атаковать 2 FW-190, не услышав предупреждения комэска Долгушина о другой атакующей группе немцев. Местные жители похоронили лётчика в деревне Петрово Смоленской области. Ведомый Хользунова, младший лейтенант Батов, также был сбит в этом бою, но смог выброситься с парашютом и через несколько дней вернулся в свой полк.

Улица имени А.И.Хользунова в Саратове.

Всего Алексей Иванович Хользунов совершил около 300 боевых вылетов, проведя около 100 воздушных боёв, лично сбил 12 и в группе - 2 самолёта противника.

1 мая 1943 года заместителю командира эскадрильи 32-го Гвардейского ИАП Гвардии лейтенанту Алексею Ивановичу Хользунову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1977 году одной из улиц Саратова присвоено имя Героя Советского Союза А. И. Хользунова. Эта улица проходит между улицами 2-й Садовой и Мичурина. С 1930-х годов прошлого столетия улица называлась Жандармской. В первый год Советской власти она получила название Красной, которое имело символическое значение, было синонимом слов "революционная", "советская". Теперь эта улица носит имя прославленного лётчика - аса.

Имя Героя долгое время носила и комсомольская организация школы № 2 в Саратове. На заводе "Серп и молот" установлен памятник Герою.

*     *     *
Памятная доска на здании школы № 2 в Саратове. Памятный знак на улице А.И.Хользунова в Саратове.
*     *     *

Список известных побед Гвардии лейтенанта А. И. Хользунова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
129.10.1941 г.1  Hs-126Волховский фронтИ-153, Як-1, Як-7.
201.12.1941 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)Волховский фронт
313.06.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 14)Шиповатое
421.06.1942 г.1  Ме-109Пристень
527.06.1942 г.1  Ju-88станция Тополи
603.07.1942 г.1  Не-111Осколище
726.07.1942 г.1  Ме-109Калач
826.07.1942 г.1  Ме-109Калач
929.07.1942 г.1  Ju-87Камыши
1016.09.1942 г.1  Ме-109Сталинград
1120.09.1942 г.1  Ме-109станция Котлубань
1206.01.1943 г.1  Ме-109севернее Верхний Путь
1321.02.1943 г.1  Ме-109Сутоки
1407.03.1943 г.1  FW-190Коркачево

       Всего сбитых самолётов - 12 + 2;  боевых вылетов - около 300;  воздушных боёв - около 100.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz