КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Иванов Виктор Павлович |
Родился 29 декабря 1919 года в деревне Анашкино, ныне Новоржевского района Псковской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и курсы счетоводов, работал в колхозе. Окончив Великолукский аэроклуб, стал лётчиком - инструктором планерного клуба. С 1937 года Виктор Иванов жил в Ленинграде, где работал механиком на дрожжевом заводе. С 1939 года в рядах Красной Армии, призван Новоржевским РВК (Новоржевский район Опочецкого округа Калининской области). В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. С июня 1941 года младший лейтенант В. П. Иванов в действующей армии. По июль 1941 года служил в составе 147-го ИАП, летая на И-153, защищал порты Архангельска и Мурманска. С марта по август 1942 года - в 768-м ИАП, летал на "Харрикейне". С сентября 1942 года по май 1945 года - в 910-м ИАП (148-м Гвардейском ИАП), летал на Як-1, Як-7, Як-9. К маю 1944 года командир эскадрильи 148-го Гвардейского истребительного авиационного полка (148-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО страны) Гвардии капитан В. П. Иванов совершил 556 боевых вылетов, провёл 33 воздушных боя, в которых сбил лично 14 самолётов противника и 4 в составе группы. 22 августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. Командовал авиационным полком. Ушёл в отставку в 1959 году в звании Гвардии полковник и жил в Ленинграде. Умер в 1997 году. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Его фронтовая судьба была не только долгой - он прошёл войну с первого до последнего дня, - но богатой такими событиями, многие из которых могли бы составить сюжет для приключенческого романа. Как это часто бывает, прямота и честность, присущие В. П. Иванову, добавили ему жизненных забот, лишили многих чинов и наград. Его ратный путь был исключительно ярким, а 2 из более чем 700 боевых вылетов стали воистину звёздными. Виктор Иванов родился в деревне Анашкино Псковской губернии 29 декабря 1919 года. 18-летним юношей приехал в Ленинград, где работал механиком на заводе. В 1940 году окончил Чугуевское военное училище лётчиков. Войну начал в Заполярье, где в составе 147-го истребительного авиаполка (впоследствии ставший 20-м Гвардейским ИАП), а затем 768-го авиаполка, произвёл около 200 боевых вылетов. В августе 1941 года он одержал на своей "Чайке" одну из первых побед над Ме-109... В составе 768-го ИАП, входившего в систему ПВО города Мурманска, он выполнил 170 боевых вылетов на "Харрикейнах" и "Киттихауках" с доморощенным вооружением - 2 х 20-мм пушки ШВАК и 2 х 12,7-мм пулемёта БС плюс 6 направляющих под РС. Иванов вспоминал, что в первых боях над морем, когда немцы шли на караваны союзников плотным боевым порядком, они несли колоссальные потери после залпа реактивных снарядов, ему доводилось видеть до 10 горящих и падающих самолётов. К сожалению, понятливые немцы быстро отказались от плотных построений. Большинство боевых лётчиков того времени трезво смотрели на вещи и, свято веря в победу, не рассчитывали дожить до неё. Это наряду с воспитанным в них коллективизмом делало их равнодушными к самому понятию личного счёта, пусть даже счёта побед над врагом... В августе 1942 года старший лейтенант В. П. Иванов был отозван с фронта и как один из сильнейших лётчиков направлен во вновь формируемый в Химках 910-й ИАП (позднее ставший 148-м Гвардейским ИАП). Предполагалось, что это будет полк особого назначения. В составе этого полка он воевал под Сталинградом, на Курской дуге, освобождал Украину, Польшу, сражался в Германии. 3 января 1943 года, возвращаясь с лейтенантом Ю. Жилиным с задания, западнее Сталинграда капитан В. П. Иванов увидел в разрывах облаков крадущийся "Кондор" - четырёхмоторный транспортный самолёт FW-200. Спикировав, он в упор, едва не столкнувшись с громадиной, из всех стволов ударил по пилотской кабине, и через несколько секунд самолёт, шедший на малой высоте, упал на землю. Можно представить себе удивление советских воинов, осматривавших сбитую машину, когда они обнаружили среди обломков 32 трупа германских офицеров и множество знамён окружённых немецких частей армии Паулюса. До последних сражений 1945 года это был единственный случай, когда трофеем сразу становилось такое количество воинских святынь. Недоброжелательность тогдашнего командира полка не позволила В. П. Иванову записать на свой счёт эту великолепную победу, а к официальному незачёту сбитых он всегда относился достаточно равнодушно. Как бы то ни было, но захваченные в упавшем "Кондоре" знамёна, в любом случае, служат весомым подтверждением этой необычной воздушной победы... Летом 1943 года Виктор Иванов одержал еще несколько побед. Так, в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", на странице 228 есть следующее сообщение: "16 июля 1943 года лётчики 9-го Воронежского ИАК ПВО капитан В. П. Иванов и лейтенант Ю. В. Жилин перехватили в районе Задонска самолёт противника Ju-88 и подбили его". 9 октября 1943 года 910-й авиаполк был переименован в 148-й Гвардейский. 17 декабря 1943 года при отражении массированного налёта авиации противника на объекты города Киева и переправы через Днепр в неравном воздушном бою сбил ещё один фашистский самолёт. В течение весны 1944 года капитан В. П. Иванов стал командиром эскадрильи. В это время полк действовал в составе 2-го Белорусского фронта. В конце марта 1944 года разгорелись тяжелейшие воздушные схватки в районе города Сарны. В те дни истребителям очень часто приходилось вести бои с превосходящими силами противника. Особенно упорной была схватка восьмёрки наших "Яков" с большой группой "Юнкерсов", которые в сопровождении "Мессеров" шли бомбить железнодорожный узел Сарны. Потеряв 9 самолётов, противник повернул обратно. Немецкая авиация предприняла ещё несколько попыток пробиться к цели. Но все они окончились неудачно. Советское информбюро в сводке от 28 марта сообщило об этих боях следующее: "На днях две группы немецких самолётов пытались произвести налёт на военные и промышленные объекты города Сарны. В налётах участвовало до 60 бомбардировщиков противника. Встреченные нашей авиацией, немецкие самолёты к городу не были допущены. В воздушных боях советские лётчики сбили 24 немецких самолёта. Все наши самолёты, участвующие в этих боях, вернулись на свой аэродром." В тот день командир 2-й эскадрильи 148-го Гвардейского ИАП В. П. Иванов повёл своих ребят на перехват большой группы Ju-88, шедшей к городу Сарны. В бою над Припятью все три девятки "Юнкерсов" были рассеяны, более 10 самолётов сбиты. Перед самым заходом на посадку ему было приказано воспрепятствовать бомбометанию очередной армады неприятельских бомбардировщиков. "Противнику не было известно, что снарядные ящики у нас пусты, а моторы добирают последние капли горючего, - вспоминал позднее Виктор Иванов. - Плотнее строй... на групповой таран ! - передал я в эфир. - Ребята подошли друг к другу, и, завидев плотный строй идущих на них истребителей, немцы дрогнули, смешали свои ряды, и бомбёжка была сорвана". Этот бой проходил на глазах тысяч воинов, его видел и Командующий 6-й Воздушной армией Ф. Полынин. К вышесказанному хочется добавить лишь то, что в тот знаменательный день особенно отличились лётчики Виктор Иванов и Николай Часнык, сбившие в паре 6 вражеских самолётов ! Вечером того же дня на аэродром Сарны прибыл командующий 2-м Белорусским фронтом генерал - полковник П. А. Курочкин, чтобы лично поздравить и вручить им ордена. Вскоре после этого боя, по личному ходатайству генерала Ф. Полынина, Виктор Иванов был представлен к званию Героя Советского Союза. Так его документы "перешагнули" через штаб дивизии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, Гвардии капитану Иванову Виктору Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4102).
Свою последнюю победу отважный лётчик одержал в апреле 1945 года, сбив на новеньком Як-3 над Кюстриным самолёт FW-190. К концу войны командир эскадрильи 148-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии майор В. П. Иванов совершил около 750 боевых вылетов, участвуя в 50 воздушных боях, сбил 20 самолётов противника. Подавляющее большинство боевых вылетов в 1943 - 1945 годах В. П. Иванов выполнил на самолёте Як-7Б. В совершенстве освоив эту машину и облетав многие истребители того времени, он навсегда остался высокого мнения о её лётных возможностях. После окончания войны Виктор Павлович продолжал службу в Военно - Воздушных Силах СССР. В 1952 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы командиров частей ВВС в Липецке. Летал на МиГ-9, Як-15, Як-17, Як-17БФ, МиГ-15, МиГ-17. Командовал авиационным полком. С 1959 года Гвардии полковник В. П. Иванов - в запасе. Жил в Ленинграде (ныне Санкт - Петербург). Работал в Гражданском Воздушном Флоте. Умер 24 августа 1997 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт - Петербурге. Список известных побед Гвардии
майора В. П. Иванова:
Вызывает интерес сопоставление двух наградных листов на В. П. Иванова: к ордену Отечественной войны 1-й степени и званию Героя Советского Союза. Интерес вызывает число побед, указанных в этих документах. В первом - только 9 групповых побед, одержанных в 14 воздушных боях к июню 1942 года: Во втором - уже 14 личных и 4 групповые, одержанные в 33 боях к маю 1944 года: Такая вот арифметика бывает в наградных докуметах. Так сколько же самолётов он сбил на самом деле ?.. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |