Коняхин Василий Дмитриевич - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Коняхин Василий Дмитриевич

Коняхин Василий Дмитриевич

Родился 7 января 1923 года в городе Владикавказ (Орджоникидзе, Северная Осетия) в семье рабочего. Окончил 9 классов школы № 26, учился летать в местном аэроклубе. С 1941 года в рядах Красной Армии. В начале 1943 года окончил Краснодарскую военную авиационную школу лётчиков.

С июля 1943 года младший лейтенант В. Д. Коняхин в действующей армии. Летал на "Яках". Сражался на Волховском, Ленинградском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 2-м Белорусском фронтах.

Заместитель командира эскадрильи 287-го истребительного авиационного полка (269-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) старший лейтенант В. Д. Коняхин к концу войны совершил 227 успешных боевых вылетов. Проведя 28 воздушных боёв, сбил лично 17 и в составе группы 2 самолёта противника.

18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С февраля 1946 года майор В. Д. Коняхин - в запасе. В 1961 году окончил строительный техникум. Жил в городе Орджоникидзе, а с 1995 года - в станице Отрадная Краснодарского края. Умер 28 июня 2000 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "Знак Почёта"; многими медалями.

*     *     *

Василию Дмитриевичу Коняхину звание Героя Советского Союза было присвоено не за один какой-то подвиг, а за всю его боевую деятельность на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Среди лётчиков 287-го истребительного авиационного полка Коняхин заслуженно считался одним из самых опытных. Это был волевой, отважный ас, мужественный воздушный боец.

Хотя воевать он начал лишь в июле 1943 года, но до этого уже имел богатые знания теории и практики пилотирования. Ещё со школьной скамьи интересовался Коняхин лётным делом. Окончив Орджоникидзевский аэроклуб, он в марте 1941 года поступает в Краснодарскую авиационную школу, после успешного окончания которой его оставляют здесь же инструктором-пилотом. В мае 1943 года, окончив курсы командиров звеньев при Приволжском военном округе, он направляется на Волховский фронт.

Василий прочно знал к этому времени не только отечественную авиацию, но и технику и тактику вражеской авиации, что помогло ему в первых же встречах с противником показать высокий класс боёв и несомненную результативность.

В дни прорыва блокады Ленинграда советские лётчики вели боевые действия с большим напряжением, проявляя массовый героизм. При выполнении боевого задания по уничтожению неприятельских складов боеприпасов самолёт лётчика И. Трубицына получил серьёзные повреждения и загорелся. Тогда отважный воин направил машину на одно из помещений склада и взорвал его ценой собственной жизни. Через несколько дней такой же подвиг совершил комсомолец Максимов.

Эти и другие подвиги широко пропагандировались в 14-й Воздушной армии. В авиационных частях проводились митинги, на которых лётчики клялись отомстить за смерть героев. В 283-м истребительном авиаполку после проведения митинга 5 лётчиков подали заявления с просьбой принять их в партию. Лейтенант В. Д. Коняхин в своём заявлении писал: "Только партия большевиков могла воспитать таких бесстрашных героев, какими являлись коммунист Трубицын и комсомолец Максимов, которые беззаветно любили свою Родину. Я горжусь тем, что защищаю свою любимую Родину здесь, под великим городом Ленина. В бой с ненавистным врагом хочу идти коммунистом. Клянусь, что это высокое звание оправдаю с честью, а если для победы потребуется моя жизнь, то отдам её, как Трубицын и Максимов".

Своими подвигами В. Д. Коняхин подтвердил эту клятву. Командование авиационного полка указывало: "Старший лейтенант Коняхин при выполнении боевых заданий и в воздушных боях проявляет смелость, решительность, храбрость и сообразительность". Вот лишь несколько примеров из боевой истории Коняхина.

2 апреля 1944 года 4 наших истребителя во главе с капитаном В. И. Лихачёвым прикрывали действия наземных войск в районе Чудского озера. На высоте 1500 метров показались 27 "Юнкерсов" в сопровождении 12 "Фокке-Вульфов". Враг шёл на бомбардировку наземных войск.

- Иду сковывать истребителей! Коняхину атаковать бомбардировщиков! - услышал лётчик команду капитана.

Лихачёв со своим ведомым быстро стал набирать высоту и устремился к вражеским истребителям. Коняхин же, выполняя приказ, на полной скорости ушёл в сторону, чтобы зайти в тыл противника и неожиданно атаковать строй бомбардировщиков сзади. Маневр удался. "Юнкерс", атакованный в хвост, упал на западном берегу Чудского озера.

Коняхин решил продолжать атаковать "Юнкерсы", но тут 2 FW-190, отделившись от группы истребителей, поспешили на выручку своих бомбардировщиков. Ведущий "Фоккер", рассчитывая на эффект внезапности, подкрался к истребителю Коняхина сзади, но лётчик был настороже. Он быстро развернулся и встретил врага дальним заградительным огнём. "Фокке-Вульф" уклонился от боя и ушёл в облака.

Коняхин знал, что противник должен повторить атаку. Каким-то внутренним чутьём он обычно угадывал, откуда должен появиться враг. Не ошибся он и на этот раз. Немец вынырнул из облаков, намереваясь сверху напасть на Коняхина. Но враг просчитался. Старший лейтенант осыпал его свинцовым градом, посекундно уточняя прицеливание.

Советский ас победил. "Фокке-Вульф" сделал бочку, но это была последняя фигура высшего пилотажа немецкого лётчика. Вражеский истребитель беспомощно закрутился в воздухе. Опускаясь всё ниже, он ударился плоскостью о воду, перевернулся и пошёл ко дну. Остальные "Юнкерсы" ушли восвояси, а Коняхин благополучно вернулся на свой аэродром.

За один полет сбито 2 самолёта - вот боевой почерк Коняхина.

15 августа 1944 года старший лейтенант Коняхин с 6 истребителями прикрывает наземные войска западнее Чудского озера, в районе эстонского города Антсла. На высоте 3000 метров лётчики обнаружили приближение 6 "Юнкерсов" в сопровождении 9 "Фокке-Вульфов". Силы были неравные - 6 против 15. Но, независимо от количества вражеских самолётов, прикрывать наземные войска надо, значит - схватка неизбежна. Направив 2 пары истребителей против "Юнкерсов", командир со своим ведомым стал набирать высоту и, поровнявшись по вертикали со строем вражеских истребителей, стал пикировать. При выходе из пикирования с дистанции 100 метров Коняхин дал пушечно - пулемётную очередь, машина противника врезалась в землю. Внезапное нападение и потеря одного истребителя ошеломили врагов, и они ушли в облака, забыв о прикрытии своих "Юнкерсов". А немецкие бомбардировщики, тоже атакованные двумя парами наших истребителей, свернули на юг.

Пока "Фокке-Вульфы" набирали высоту, скрываясь в облаках, Коняхин решает догнать "Юнкерсы" и атаковать их, не дать им возможности подойти к нашим наземным войскам. Дав полный газ, он догоняет вражеские машины и с дистанции 100 - 150 метров даёт пушечно - пулемётную очередь. "Юнкерс", объятый пламенем, запетлял и упал на землю в 10 - 12 километрах юго-западнее эстонского города Рыуге. Второй "Юнкерс" был сбит ведомым.

В эти дни газета авиационного соединения писала о Коняхине, что "...он, как подлинный патриот и мастер ведения воздушных боёв, сам ищет воздушного противника и завязывает бой. В напряжённые дни боевой работы при освобождении городов Псков и Остров Коняхин совершал по 6 - 10 боевых вылетов в день".

За 80 успешных боевых вылетов и за 4 сбитых вражеских самолёта лётчик был награждён орденом Красного Знамени.

Коняхин выполнял самые разнообразные задания: сопровождал бомбардировщиков и штурмовиков, прикрывал наземные войска, вылетал на штурмовку вражеских войск, собирал разведывательные данные. При выполнении любого задания он всегда выходил победителем. Василий отличался невозмутимостью в обычной обстановке и продуманной дерзостью в бою, которая почти всегда приносила ему успех и надолго оставалась в памяти тех, кто воевал с ним рядом.

Пожалуй самым памятным днём было для Коняхина 28 августа 1944 года. Наши войска освобождали территорию Эстонской республики. Враг яростно сопротивлялся, стремясь любой ценой удержать в своих руках жизненные центры Прибалтики. На шоссейной дороге, идущей от Таллина на юг, то и дело курсировали колонны танков, автомашин и пехоты врага.

В тот день 5 истребителей под командованием старшего лейтенанта Коняхина получили задачу на штурмовку живой силы, вооружения и боевой техники врага по шоссейной дороге в районе города Вильянди. В группу истребителей кроме Старшего лейтенанта Коняхина входили: его ведомый - лейтенант Кочерга, другой ведущий - младший лейтенант Бессчастный и ведомые - младшие лейтенанты Лукашенко и Гордеев. Пройдя в район цели, старший лейтенант Коняхин пошёл в атаку на движущиеся повозки.

Вторая атака пришлась по автоколонне. Стали рваться автомашины с боеприпасами, бензоцистерны. Вся вражеская колонна погрузилась в море огня и дыма. Горели повозки, автомашины, танки.

Коняхин со своим ведомым в 3-й раз пошёл в атаку, их действия прикрывал младший лейтенант Бессчастный. При выходе из 3-й атаки старший лейтенант заметил на высоте 1500 метров 4 FW-190, а слева, на высоте 300 метров, летели ещё 4 вражеских истребителя.

Младший лейтенант Гордеев, предупредив Коняхина о противнике, пошёл в атаку на верхнюю четвёрку. В это время нижняя четвёрка "Фоккеров" оказалась в хвосте машины Коняхина. Советский лётчик дал полный газ и левым скольжением и разворотом вниз вышел из-под удара, очутившись на лобовых атаках с врагом. Проскочив мимо 3-х "Фокке-Вульфов", он с дистанции 150 метров дал очередь из пушки по 4-му самолёту. Машина противника загорелась и рухнула на землю.

Выйдя, из атаки, Коняхин левым боевым разворотом зашел в хвост оставшейся тройке, оказавшись выше врага на 150 - 200 метров. Этого было достаточно, чтобы немедленно перейти в атаку. С дистанции 100 метров он взял на мушку ведущего врага. Пулемётная очередь... "Фокке-Вульф" с рёвом понёсся вниз. Он упал в 2 километрах севернее Ребасте.

Одержана блестящая победа - в одном бою в течение 3 - 4 минут сбито 2 машины, и тут Василий на одно мгновение отвлекся, посмотрел, как падает сбитый им второй стервятник. В это время огненная трасса пуль прошла совсем рядом, справа. Противник сзади открыл по нему огонь. Василий пошёл на резкое снижение, левым разворотом вышел из-под удара и петлёй сам зашёл в хвост атакующему "Фоккеру". С дистанции 50 метров Коняхин дал длинную очередь из пулемёта. Цель была достигнута - сбитый "Фоккер" упал в районе западнее Пупси.

Из 4 вражеских истребителей 3 было сбито. Уцелевший "Фоккер" поспешно бежал, а группа Коняхина благополучно вернулась на свой аэродром.

Да, успех Коняхина был достаточно редким. Он уничтожил целую колонну повозок, автомашин и танков, уничтожил в воздушном бою 3 стервятника - и всё это в течение только одного полёта.

Высокие показатели боевой деятельности Коняхина создали ему славу лучшего воздушного бойца. Об этом писалось в газетах, донесениях и в журнале боевых действий авиационного полка.

С тем же мастерством и мужеством он принимал участие в окончательном освобождении от гитлеровских захватчиков советской Прибалтики, громил врага в Восточно-Прусской и Восточно-Померанской операциях, надёжно прикрывал наши наземные войска в Берлинской операции.

Каждый полёт Коняхина, каждый воздушный бой, проведённый им, отличался мужеством и отвагой, творческим исканием методов и приёмов борьбы с врагом. В тактике воздушных сражений он не любил шаблона, всегда свои действия увязывал с конкретной обстановкой, которую умел молниеносно оценивать.

Молодые лётчики младшие лейтенанты Гордеев, Бессчастный, Лукашенко, лейтенанты Кочерга, Ревазов и многие другие, которым довелось выполнять боевые задания под руководством Коняхина, тепло и с большой благодарностью отзывались о нем.

За время боевой деятельности на фронтах Великой Отечественной войны Коняхин совершил 227 боевых вылетов с общим налётом 230 часов, провёл 28 воздушных боёв, в которых лично сбил 17 и в группе 2 самолёта противника. Произвёл 31 штурмовку по живой силе и боевой технике, в результате которых уничтожил 216 солдат и офицеров, до 25 автомашин, 32 повозки, 10 железнодорожных вагонов, подавил огонь 18 зенитных батарей.

"Достоин высокой правительственной награды - звания Героя Советского Союза", - писал в боевой реляции Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский.

К двум орденам Красного Знамени и ордену Красной Звезды на груди замечательного лётчика прибавились ещё "Золотая Звезда" Героя и орден Ленина. А на плечи его легли капитанские погоны.

После победоносного окончания Великой Отечественной войны Василий Коняхин остался в рядах прославленных лётчиков, он обучал молодёжь технике пилотирования, передавал молодым лётчикам свой богатый боевой опыт. Этой почётной и благородной задаче он твердо решил посвятить себя.

Но не суждено было Коняхину продолжать службу в авиации. В декабре 1945 года врачебная комиссия вынесла свой приговор - негоден. Возможно от перенесённых ожогов (Коняхин ещё на Волховском фронте 3 августа 1943 года при выполнении боевого задания получил серьёзные ожоги лица), а может быть от гигантского напряжения, испытываемого в ходе ожесточённых воздушных боёв, - одно было известно: медицинская комиссия сделала заключение, что в результате "резкого расстройства зрения левого глаза..." Коняхин подлежит увольнению.

Василий Дмитриевич возвратился на родину, в город Орджоникидзе. С 1995 года проживал в станице Отрадная Краснодарского края. Умер 28 июня 2000 года.

*     *     *

Список всех известных побед капитана В. Д. Коняхина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
125.07.1943 г.1  FW-190СологубовкаЯк-1, Як-9, Як-3.
226.02.1944 г.1  Ме-109северо-западнее Курорт Хилово
306.03.1944 г.1  FW-190озеро Псковское
41  Ju-87  (в группе - 1/4)Корлы
51  Ju-87  (в группе - 1/4)Серуково
602.04.1944 г.1  Ju-87южнее Пскова
704.04.1944 г.1  FW-190северо-западнее Староселье
827.07.1944 г.1  FW-190восточнее Лыэпна
91  Ме-109
1015.08.1944 г.1  Ju-87Антсла
111  FW-190севернее Урвасте
1224.08.1944 г.1  FW-190юго-западнее Пухья
131  FW-190Иссу
1428.08.1944 г.2  FW-190Ребасте
151  FW-190западнее Пупси
1606.09.1944 г.1  FW-190восточнее Вара
171  FW-190восточнее Леванина (Чудское озеро)
1820.04.1945 г.1  FW-190Куров

      Всего сбитых самолётов - 17 + 2;  боевых вылетов - 227;  воздушных боёв - 28.


Возврат

Н а з а д

металлопрокат купить


Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz