Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Коптев Михаил Иванович

М.И.Коптев.

Родился 31 Августа 1922 года в деревне Акулово, ныне Даниловского района Ярославской области, в семье крестьянина. Учился в техникуме в Ярославле. С 1940 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов, в 1943 году - Краснодарское военное авиационное училище.

С Ноября 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны.

К Марту 1945 года командир звена 144-го Гвардейского штурмового авиационного полка  (9-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт)  Гвардии лейтенант М. И. Коптев совершил 158 боевых вылетов на разведку и штурмовку скоплений войск противника, в 23 воздушных боях лично сбил 2 и в составе группы 3 вражеских самолёта. При штурмовке аэродромов в группе с товарищами уничтожил 24 самолёта противника.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1946 года - в запасе. В 1952 году вновь призван в ряды Советской Армию. В 1959 году окончил Военно - Политическую академию. С 1974 года Гвардии полковник М. И. Коптев - в отставке. Живёт в Киеве.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  (дважды), Отечественной войны 1-й степени  (дважды) и 2-й степени, медалями.

*     *     *

Михаил Коптев родился 31 Августа 1922 года. Его родина - деревня Окулово Даниловского района Ярославской области. Тут прошло его детство, и здесь он окончил семилетку.

В 1937 году 15-летний Михаил приехал в Ярославль, поступил в техникум резиновой промышленности. На 3-м курсе комсомолец стал ещё и курсантом аэроклуба, который окончил в 1940 году. Авиационный спорт определил жизненный путь парня и горком комсомола направил его в Свердловскую авиашколу. Её он окончил на Р-5, затем был переведён в Энгельсскую авиашколу, где летал на СБ. Затем 2 года учился в Краснодарском лётном училище, которое закончил в Сентябре 1943 года. Уже в совершенстве владея боевым самолётом, в Ноябре того же года он прибыл на фронт.

М.И.Коптев.

19 Декабря 1943 года Лейтенант М. И. Коптев в составе 9 штурмовиков совершил свой первый боевой вылет. Произошло это на Украине, у станции Шендеровка. Цепочка пожаров отмечала линию фронта. Появились шапки зенитных разрывов. На глазах Михаила от прямого попадания снаряда в бензиновый бак взорвался самолёт командира звена Александра Веселова. Ил-2, разваливаясь на части, рухнул на землю. Михаил отстал от группы, и противник направил на него весь огонь. Самолёт вошёл в пике.

Выводя "Ил" в горизонтальный полёт, Михаил увидел на дороге фашистский танк. Нажал на гашетки. От прямого попадания снарядов бронированное чудовище вспыхнуло, беспомощно завертелось на месте, из щелей танка густо повалил чёрный дым. Почин есть !   Через минуту Михаил Коптев пристроился к товарищам, боевые друзья горячо поздравляли его с боевым крещением и первой победой.

С войсками 2-го Украинского фронта лётчик прошёл путь от Днепра до Ясс, освобождал Кировоград, участвовал в уничтожении окружённой фашистской группировки в районе Корсунь - Шевченковского.

Один из боевых вылетов на штурмовку Корсунь - Шевченковского аэродрома в конце Февраля 1944 года глубоко врезался в память пилота. Советские лётчики уничтожили транспортный самолёт Ju-52, 4 танка и много другой боевой техники противника. Возвращаясь, шестёрка штурмовиков встретилась с 12 вражескими истребителями. Немцы вплотную подошли к штурмовикам и с дистанции 50 метров открыли огонь. 85 километров преследовали они советских лётчиков. Подоспевшие "ястребки" сбили 7 фашистов, остальные скрылись. В этом бою самолёт Коптева получил около 100 пробоин. Было отбито левое колесо. С большим риском удалось Михаилу посадить штурмовик на уцелевшее колесо...

Ил-2 из состава 9-й ГвШАД

В разгар боёв за Львов Михаил Коптев стал коммунистом. Смелый разведчик, мастер штурмовых ударов, Михаил сражался с фашистами в Румынии, Польше, Чехословакии, Германии. 10 благодарностей от Верховного главнокомандования лётчик получил за отличные боевые действия при форсировании Вислы, Одера, за участие в разгроме фашистских войск в Катовице, Кракове, Оппельне, Ельсе, Лигнице, Бреслау.

Гвардии лейтенант Коптев часто летал на "свободную охоту". В одном из таких вылетов в районе польской станции Енджеюв, он обнаружил среди леса фашистский железнодорожный эшелон. Поезд спешил к фронту. Михаил атаковал эшелон и с 3-й пушечной очереди вывел из строя паровоз. Эшелон остановился. Из середины состава ударили 3 орудия. Двумя залпами реактивных снарядов Михаил вдребезги разнёс фашистские зенитки. После чего, сделал на эшелон ещё 6 заходов...

В середине Апреля 1945 года советские войска, ломая отчаянное сопротивление врага, вплотную подошли к Берлину.

- Наземные войска ждут точного плана фашистской обороны. Не буду скрывать, задание ответственное и очень опасное, но его надо выполнить при любых условиях, любой ценой, - так изложил старший командир боевой приказ.

М.И.Коптев.

Два Ил-2, сопровождаемые четвёркой Як-9, оторвались от раскисшего аэродрома и пропали в тумане. Перед Берлином погода испортилась вконец - серая стена грозовых туч преградила путь лётчикам. В кабине сразу стало темно. Потоки дождя скатывались по стеклу фонаря. Томительно тянулись минуты. Пора выходить !   В разрыве туч показался огромный мрачный Берлин, ещё более потемневший от дождя. Облака вдруг сразу оборвались, ослепительно ярко засияло солнце. С высоты 300 метров хорошо видны траншеи, танки, солдаты, орудия. Фашисты явно не ожидали появления наших самолётов в такое ненастье.

Михаил Коптев устремился вдоль линии фашистской обороны, направляясь на юго - восток города. Фотоаппарат фиксировал позиции врага.

Фашисты опомнились, открыли по самолётам стрельбу. Один снаряд серьёзно повредил рули на "Иле" Коптева.

На большой скорости группа вышла из опасной зоны. Сбросив бомбы на мост и расстреляв несколько автомобилей на автостраде, самолёты скрылись в облаках. Впереди был фронт.

Генерал - майор авиации Рязанов, державший связь с группой, передал радиограмму: "Поздравляю всех с правительственными наградами !"

Прямо на аэродроме Михаилу Коптеву и всем участникам рейда были вручены боевые ордена.

158 боевых вылетов совершил за время пребывания на фронте Михаил Коптев. Нанёс фашистским захватчикам огромный урон, уничтожив 8 танков, 10 бронетранспортёров, 7 орудий, 2 склада с боеприпасами, 20 автомашин, 2 железнодорожных эшелона. В 23 воздушных боях сбил 2 самолёта лично и 27 уничтожил в группе с товарищами.

27 Июня 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Гвардии старшему лейтенанту командиру звена 144-го Гвардейского орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского Львовского штурмового авиационного полка Коптеву Михаила Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны М. И. Коптев продолжал служить в ВВС. В Сентябре 1945 года подал заявление в Военно - авиационную академию, но не прошёл медкомиссию - сказались последствия аварий. Второй попыткой прорваться на учёбу была поездка в Январе 1946 года на курсы заместителей командиров полков по воздушно - стрелковой службе, где повторилась история с медкомиссией. Вот так, подобно ракете, вспыхнула его лётная карьера и погасла. В Мае 1946 года Коптев был демобилизован и вернулся домой. Вскоре он получает направление в Ярославскую областную партийную школу. После её окончания до 1948 года работал заведующим военным отделом Ростовского горкома партии. С 1949 года работал инструктором оргбюро Ярославского ДОСААФ, затем - инструктором промышленно - транспортного отдела при Кировском райкоме партии.

В Феврале 1952 года состоялось решение Политбюро ЦК ВКП(б) о призыве в армию партийных и комсомольских работников в связи с введением института замполитов воинских подразделений. Коптеву вновь было присвоено воинское звание "Старший лейтенант" и он отправился в Заполярье, в состав ВМФ Северного флота.

Книга М.И.Коптева.

Летом 1955 года уехал в Москву, где поступил в Военно - политическую академию имени В. И. Ленина. После её окончания служил в Главном политуправлении старшим инспектором по авиации ВМФ. В 1960 году, в связи с сокращением Вооружённых Сил, переведён в ракетные войска.

Напряжённая работа вскоре дала знать о себе, начались проблемы со здоровьем. Коптев был направлен преподавателем в Киевское училище, где отработал 4 года, до его ликвидации. Затем был направлен секретарём парткома факультета в Высшее артиллерийское инженерное училище.

В Мае 1974 года по выслуге лет и болезни, Гвардии полковник М. И. Коптев вышел в отставку.

Последние годы Михаил Иванович жил в Киеве. Написал книгу воспоминаний о войне и боевых товарищах - "Крылатый ветер", которая была издана в 1990 году Ярославским Верхне - Волжским книжным издательством.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz