Иван Королев - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Королёв Иван Георгиевич

Родился 10 Февраля 1921 года в деревне Лажки Узловского района Тульской области в семье крестьянина. Окончил 7 классов и уехал в Москву. Поступил в техникум паровозного хозяйства имени Ф. Э. Дзержинского, имевшего тесные связи с коллективом метростроевцев.

Ваня Королев искренне восхищался не только неудержимым стремлением юных метростроевцев проложить стальные магистрали и построить подземные дворцы столицы, но и их увлечением полётами в собственном метростроевском аэроклубе.

Он продолжал учёбу в техникуме и "бегал" в аэроклуб. К окончанию первого курса Ваня Королев сделал твёрдый выбор - закончить аэроклуб и посвятить себя небу. Метростроевцы гордятся своими именитыми покорителями неба: Т. В. Фёдоровой, А. Е. Егоровой, А. К. Рязановой, И. А. Вишняковым, Е. П. Меншутиным, В. С. Котоловым, С. А. Феоктистовым и другими, среди которых И. Г. Королёв занимает достойное место.

В 1939 году Иван Королёв был зачислен в Борисоглебскую военно - авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова. Высоким именем лётчика - истребителя Младшего лейтенанта И. Г. Королёва назвал в приказе Нарком обороны 5 Ноября 1939 года.

Огорчало лишь то, что назначение он и его товарищи получили сначала в полк, летавший на И-15, а Ивану Королёву очень хотелось летать на И-16. Ходили по начальству, добивались и добились окончательного назначения в 69-й ИАП, ставший им родным полком.

В этом полку он провёл предвоенный год, освоил ночные полёты и уже в Мае 1940 года был объявлен отличником боевой и политической подготовки. В составе 69-го ИАП прошёл всю Великую Отечественную войну.

Участвуя в героической обороне Одессы, совершил 230 боевых вылетов и в том числе 89, больше всех в полку, полётов на штурмовку фашистских войск. Сбил 2 лично и 3 в группе с товарищами фашистских самолёта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 Февраля 1942 года в числе первых 12-ти лётчиков полка удостоен звания Героя Советского Союза.

Герой Советского Союза Гвардии полковник И. Г. Королёв награжден многими орденами и медалями, дипломом и знаком "Почётный лётчик ВВС Франции". Жил и работал в Москве. Умер 16 августа 1981 года.

*     *     *

Он отлично владел самолётом И-16. На это обратил внимание строгий командир эскадрильи Капитан Жидков. Он и направил Ивана Королёва на курсы командиров звеньев, чтобы ещё малость подучиться и потом учить других. Успешно окончив курсы, Королёв возвратился в свою 4-ю эскадрилью, в которой шла интенсивная под готовка к овладению полётами в ночных условиях.

- Всю насыщенную программу ночной подготовки, - вспоминал Иван Георгиевич, - мы закончили без единого происшествия и поломок машин... Обычное для того времени лётное поле с травяным покровом, имевшее к тому же довольно неровную поверхность, оказалось для ночных полётов не слишком удобным и даже опасным. Мы летали с кочковатого поля в кромешную тьму, имея впереди на границе аэродрома 2 - 3 фонаря "летучая мышь". Причём летали не только одиночно, но и в составе звена. Во время взлёта от винта до земли были считанные сантиметры: малейшее неточное движение - жди беды. Но всё обходилось благополучно, и мы успешно овладели искусством ночных полётов на сложном по технике пилотирования самолёте И-16.

К окрылённому успехами в полётах Ванюше Королёву, как до сих пор его называют однополчане, в том предвоенном году пришла и первая любовь. Его избранницей оказалась ленинградка Оленька - "лучшая из всех Оленек в мире"; такими словами выражал свой восторг 20-летний Ванюша Королев. И "лучшей и единственной" она осталась для него до наших дней.

В тот первый день войны он участвовал в боевом вылете и был рад после посадки увидеть встретившую его Олю. Она тут же сказала при всех, что будет работать здесь, на аэродроме, при нём, даже если начальство будет против. Командование полка на самом деле, узнав об этом, пыталось объяснить ей серьёзность создавшейся обстановки и неразумность её решения. Однако Ольга при поддержке согласившегося наконец с ней Ивана сумела настоять на своём, и осталась, и была в полку в течение всего периода героической обороны Одессы.

*     *     *

На 3-й день войны Королёв увидел первый подбитый вражеский самолёт. Группа истребителей полка, возглавляемая Майором Л. Шестаковым, патрулировала в районе Спартаковки и там обнаружила бомбардировщики противника. Королёв был рядом с ведущим группы и видел, как Шестаков устремился наперерез одному из вражеских самолётов. С дистанции 150 - 200 метров он обстрелял "Юнкерс" короткими очередями и поджёг его. Бомбардировщик, оставляя за собой дымный шлейф, стремительно стал терять высоту.

Несмотря на успех нашей группы, Королёву на этот раз не пришлось испытать напряжение настоящего воздушного боя. Такое выпало на его долю спустя месяц после начала войны, 23 Июля.

Вместе с Младшим лейтенантом Борисом Зотовым они патрулировали над районом порта на высоте 2500 - 3000 метров. На западе, в лёгкой утренней дымке, появились самолёты противника. Наши не сразу заметили их. Лишь когда 3 "Хейнкеля" развернулись в сторону моря, Королёв и Зотов пошли им навстречу. Не сворачивая с курса, бомбардировщики шли на Одессу. Наша пара одновременно открыла по самолётам противника дружный огонь. Зотов и Королёв, впервые так близко и отчётливо увидевшие пунктиры огненных трасс, вовремя отвернули от них свои самолёты. Затем зашли для повторной атаки и снова открыли по ближайшему "Хейнкелю" огонь. Одна из длинных очередей, по-видимому, достигла цели. От шедшего справа бомбардировщика потянулась чёрная струя дыма. Вражеский стрелок прекратил стрельбу, и самолёт ушёл с большим снижением в сторону Выгоды, остальные фашистские самолёты скрылись в направлении моря.

Боеприпасы у Королёва и Зотова кончились, и лётчики вынуждены были возвратиться на аэродром, имея на самолётах до нескольких десятков пулевых пробоин. К радости первой победы примешивалось чувство некоторой досады на то, что пулемёты имеют не слишком большой запас патронов. В противном случае они могли продолжать охоту на "Хейнкелей".

К выполнению боевых заданий Королёв всегда относился с большой ответственностью и серьёзностью, настраивая себя только на успех в бою.

- Идти в бой с мыслью о смерти, - говорил он, - значит наполовину проиграть его. Вылетая на задание, я никогда не думал о гибели. Всё своё внимание сосредотачивал на том, как лучше построить маневр, как добиться максимального эффекта своей атаки.

В ходе обороны Одессы наметилось одно из главных направлений боевой деятельности единственного в составе оборонительного района 69-го ИАП - непрерывная штурмовка живой силы и техники противника.

Иван Королёв уже слыл мастером нанесения штурмовых ударов. Его отличные действия 12 Августа 1941 года в группе А. А. Елохина, когда 4-я эскадрилья уничтожила до полка вражеской конницы, были отмечены командованием. В другой раз Королёву довелось участвовать в штурмовке автоколонны противника, растянувшейся на несколько километров и застрявшей в пути из-за бездорожья. Зайдя в голову колонны, Королёв меткой очередью поджг одну из машин. Затем атаковал арьергард колонны, здесь на одной из автомашин начали рваться боеприпасы. В результате колонна оказалась как бы запертой спереди и сзади. Через некоторое время на помощь Королёву подоспели 2 пары И-16 и завершили разгром транспортных средств противника.

Как-то в Августе Королёв штурмовал в районе западнее Дальника вражеские позиции. При выходе из пикирования он заметил перед передним краем в лощинах бегущих во весь рост в сторону наших войск фашистов. "Психическая атака", - мелькнула у Королёва мысль, и он тут же, не набирая высоты, а снижаясь до бреющего полёта, открыл огонь из всех 4-х пулемётов. Пройдя по направлению движения группы противника, Королёв прижал гитлеровцев к земле. Затем развернулся и пронёсся в обратном направлении, продолжая стрелять из пулемётов. Вместе с ведомым Алексеем Череватенко они сделали 6 заходов и ушли из района только после того, как израсходовали весь боекомплект. Атака противника захлебнулась.

Наши лётчики ещё только заходили на посадку на своём аэродроме, как из штаба полка уже передали им благодарность от наземных войск. На такие штурмовки Королёв вылетал по 3 - 4, а то и по 5 - 6 раз в день. У него почти не было вылетов, которые не заканчивались бы встречей и воздушным боем с самолётами противника.

В том же районе, западнее Дальника, несколько дней спустя он атаковал и зажёг истребитель противника PZL-24.   (Самолёты PZL P-24 строились в Польше. После поражения в войне с Германией, были переданы ВВС Румынии и в малых количествах использовались на советско - германском фронте)  Он видел, как фашистский лётчик выбросился с парашютом из горящей машины. А самолёт между тем не падал, он переходил из одного виража в другой. Это было необычное зрелище. Полюбовавшись на него, Королёв предпринял ещё одну атаку, и вражеский самолёт стремительно понёсся к земле...

Польский истребитель PZL-24

Этот случай в полку долго помнили, комментируя его на разные лады, чаще всего в юмористической форме. Алелюхин, упражняясь в острословии, говорил, что необычное поведение сбитого фашистского самолёта объясняется просто: он делал реверансы Королёву за то, что наш пилот так аккуратно поджёг его.

К концу Августа, представляя Младшего лейтенанта И. Г. Королёва к очередному воинскому званию, командир полка писал о нём как о боевом лётчике, который отлично выполняет задания и днём и ночью, проявляет бесстрашие в борьбе с врагом, тактическую смекалку, быстроту реакции.

Здесь, в небе Одессы, он возмужал, закалился в боях и, как отмечало командование, показал себя подготовленным командиром звена, настойчивым в повседневной работе, умело передающим спой опыт подчинённым.

За первые 5 дней Сентября боевой счёт Королёва увеличился до 98 вылетов, и он был представлен к награждению орденом Красного Знамени. "Товарищ Королёв, - писал Лев Шестаков в наградном листе, - в воздушных боях и при штурмовках наземных войск противника проявил себя находчивым, смелым, не знающим страха командиром, достойным сыном социалистической Родины".

С каждым днём закалялся характер Королёва, накапливался опыт, совершенствовалось боевое мастерство. При этом, будучи скромным по натуре, Королёв никогда не кичился своими успехами. Более того, он старался всё полезное перенять у товарищей. Многому он научился у командира части Льва Шестакова, принимал к сведению его советы, а затем этому учил своих ведомых.

Как-то в середине Сентября 1941 года Королёв вылетел в составе 10 И-16 на прикрытие осуществлявших бомбардировку противника 4 ДБ-3 и 3 Пе-2. Это происходило в районе Фрейденталя. Как это часто бывало, лётчики полка не ограничились прикрытием бомбардировщиков, начали штурмовать вражеские войска. Во время выхода из 8-й атаки в воздухе появились 6 "Мессеров": они рвались к бомбардировщикам. Путь им преградили верткие И-16. Увидев, что один из "Мессеров" заходит молодому лётчику Петру Осечкину в хвост, Королёв бросил свой самолёт между машинами противника и Осечкина. Бросок был резким, казалось, что самолёт вот-вот свалится, однако Королёв справился с ним. Заслонив своим И-16 машину товарища, он сорвал замысел врага, но и сам был обстрелян и ранен в ногу. Несмотря на ранение, Королёв мастерски посадил самолёт на свой аэродром.

При подведении итогов выполнения боевой задачи Шестаков поблагодарил Ивана за самоотверженность, а за рискованный маневр его не стал делать "разноса", поскольку видел, что Королёв и без того страдает от ранения. Однако заметил, что в ином случае, не будь этого ранения, церемониться не стал бы, устроил бы Королёву головомойку.

Иван отказался ехать в госпиталь. Полковой врач Михаил Шаньков за несколько дней сумел поставить его на ноги, и вскоре Королёв опять участвовал в полётах.

Нередко в боях за Одессу Королёву приходилось встречаться с воздушными разведчиками врага -"Хеншелями-126". Эти лёгкие самолёты со стрелком во второй кабине всё чаще начали появляться над позициями наших войск для корректировки артогня, разведки целей переднего края и немало досаждали нашим, пока лётчики полка не приспособились их уничтожать не только над полем боя, но и на аэродромах базирования. "Охотником за разведчиком - корректировщиком" называл Королёва начальник штаба полка В. С. Никитин. Как правило, при встрече одиночек - "Хеншелей" Королёв и его лётчики не сбивали врага, а следовали за ним до аэродрома. Так, однажды Иван преследовал корректировщика до тех пор, пока тот не сел на свой аэродром в районе Хаджибеевского лимана. Он видел, как вражеский лётчик, едва самолёт остановился, покинул машину и бросился наутёк. Королёв с первой атаки уничтожил оставленный на поле "Хеншель". Затем вместе с подоспевшими нашими пилотами сделал ещё один заход вдоль посадок, где стояли 2 других вражеских самолёта, и накрыл их залповым огнём.

Немецкий самолёт Henschel Hs-126В.

В другом случае звено И-16, ведомое Королёвым, проследовало за "Хеншелем" до защищённого зенитной артиллерией вражеского аэродрома на Днестре. Там наши лётчики обнаружили до 20 самолётов противника. Сразу штурмовать аэродром, как вспоминал Королёв, они не стали, поскольку сил было мало. Но спустя 2 часа, подготовившись, он повёл группу на аэродром и удачно нанёс по нему удар, уничтожив несколько машин гитлеровцев.

Уже на выходе из атаки Королёв почувствовал рывок ручки управления, как будто бы по рулю высоты чем-то сильно ударило... Выйдя из-под обстрела зенитной артиллерии, он попытался так зайти с прямой на свой аэродром и посадить самолёт, чтобы как можно меньше создавать нагрузку на руль высоты. Когда же сел и осмотрел с механиком управление, то поразился, как смог долететь: трубчатая тяга руля высоты была перебита прямым попаданием крупнокалиберной пули и держалась лишь на тонкой полоске металла.

*     *     *

Все боевые полёты в небе Одессы Королёв совершил на одном и том же самолёте И-16, бессменным "хозяином" которого был механик Г. И. Малкин. В боевых успехах Королева немалая заслуга принадлежала и его механику, человеку трудолюбивому и самоотверженному.

До последнего дня обороны Одессы сражался в составе 69-го истребительного авиационного полка Лейтенант Иван Королёв. В конце Сентября 1941 года его представили к званию Героя Советского Союза.

Лётчики 69-го ИАП, 1942 год.

В Июне 1942 года, будучи заместителем командира эскадрильи, Герой Советского Союза И. Г. Королёв участвовал в боях под Харьковом. Он освоил самолёт ЛаГГ-3 и с успехом сражался с вражескими истребителями. По-прежнему гитлеровцы имели значительное численное превосходство в воздухе, и каждому из наших лётчиков приходилось драться за троих, до боли в сердце сознавая важность момента, когда надо было всячески препятствовать наступлению врага, развивавшемуся в юго - восточном направлении.

26 Июня во время возвращения с задания Королёв вступил и схватку с 2 "Мессерами" и сумел один из них сбить меткой очередью.

- Повезло Ванюше, - отметил Серогодский.

3 Июля в районе юго - восточнее Валуек Королёв снова встретился с парой фашистских истребителей. Используя преимущество в высоте, он смело атаковал противника и с короткой дистанции подбил одну вражескую машину. Погнавшись за другим "Мессером", Королёв только тогда заметил выше себя ещё одну пару истребителей противника. Они стремительно атаковали его и сумели повредить радиатор ЛаГГ-3. Наш лётчик был вынужден совершить посадку в поле в расположении советских войск.

Кстати сказать, уязвимость системы охлаждения ЛаГГ-3 приносила авиаторам немало неприятностей. Малейшее повреждение её выводило машину из строя и ставило лётчиков в тяжёлое положение.

Истребитель ЛаГГ-3

Истребитель ЛаГГ-3 одного из авиационных полков Советских ВВС.  Лето 1942 года.

8 Июля в районе Новой Калитвы Королёву во время жаркой схватки с группой "Юнкерсов" удалось сбить одну машину противника. Боевой вылет совершался в район станции Россошь, на которую почти беспрерывно в те дни совершали налёты вражеские бомбардировщики. Наших было всего 7 ЛаГГ-3, а "Юнкерсов" - более 20 машин и столько же "Мессеров". До станции оставалось километров 20, и ведущий группы Майор Л. Шестаков решил пятёркой "ЛаГГов" с ходу атаковать бомбардировщиков. Развернув группу навстречу "Юнкерсам", Шестаков устремился на них в атаку с набором высоты, а пара ЛаГГ-3 выполняла роль прикрывающих.

Королёв шёл правым ведомым у командира группы и почти одновременно с ним открыл огонь по ведущему бомбардировщику, который тут же вспыхнул и пошёл к земле. Набрав высоту и изготовившись к новой атаке, Королёв заметил, как на самолёт Шестакова пикируют 2 Ме-109. Это был излюбленный метод атаки врага, и его надо было упреждать, чтобы не допустить беды.

Круто взмыв вверх, Королёв пошёл в лобовую атаку. Приняв часть удара пулемётно - пушечного огня на себя, он сорвал атаку истребителей противника, заставив их резко отвалить в сторону. Но выходя из лобовой атаки, Королёв почувствовал тряску двигателя. Достаточно было мгновенного взгляда на приборную доску, чтобы определить аварийную ситуацию. Стрелка указателей температуры воды и масла дошла до упора, давление масла уже упало ниже допустимого, и винт не тянул. Оставалось одно - идти на вынужденную посадку. Осмотрев местность и выбрав площадку, Королёв, не выпуская шасси, сделал заход и посадил ЛаГГ-З на фюзеляж. Как оказалось, это произошло в районе расположения наших войск.

Когда он вернулся в полк, то узнал печальную новость. Только что стало известно о вынужденной посадке Серогодского, потере в бою Лебедева и невозвращении на свой аэродром Коваленко, Козакова и Шагина...

*     *     *

С конца Июля 1942 года Королёв воевал на Сталинградском фронте. Имя его повторялось в боевых донесениях и сводках. 27 Июля 1942 года в оперсводке указывалось, что в воздушной схватке над аэродромом Заплавное, которая длилась в течение 30 минут, Герой Советского Союза И. Г. Королёв, умело руководя боем, выиграл его с меньшими силами. В тот день 6 ЛаГГ-3, ведомых Королёвым, вступили в бой с 8 Ме-109. Используя солнце, Королёв затянул врага на 5500 метров, закрутил его группу, как карусель, и на этой высоте нанёс удар по ведущему, а другие лётчики группы помогли командиру удвоить счёт сбитых самолётов врага.

Памятным остался для Королёва и бой 31 Августа. Сопровождая группу штурмовиков, вылетевших на вражеский аэродром Зеты, Королев прикрыл "Илы", удачно сбросившие бомбы на стоянки самолётов противника. В результате нанесённого удара там образовались очаги пожара. Сделав ещё круг над аэродромом, группа "ЛаГГов", ведомая Королёвым, направилась обратно. В это время командир заметил Me-109, заходивший в атаку на замыкающий ЛаГГ-3. До линии фронта оставалось километров 40, сообщить ведомому об угрожающей опасности не было возможности, и Королёв, развернувшись, пошёл в лобовую на атакующего "Мессера". Завязался бой на высоте не более 2000 метров.

Выйдя из виража, Королёв заметил выше и правее ещё 3 Ме-109, одни из которых пошёл на него в атаку. Иван успел дать по нему неприцельную очередь. Тем временем подошли остальные, и Королёву пришлось вести бой уже с 4 вражескими истребителями. Оттягивая их поближе к линии фронта, маневрируя, он успешно избегал вражеского огня, пока одной из очередей "Мессеров" не был пробит радиатор его машины. "Мессеры" продолжали преследование. Снарядом, разорвавшимся в кабине, были разбиты приборы и фонарь. Один из осколков попал в голову Королёву, тёплая липкая кровь начала заливать лицо... С появившимся из моторного люка пламенем Иван вышел из боя, спланировав, посадил самолёт на фюзеляж в степи. Он вывалился из кабины и прилёг тут же, рядом с самолётом.

Едва осела поднятая "ЛаГГом" пыль, как Королёв увидел: вражеские истребители заходили для атаки на его машину. Когда со второй атаки на левом крыле вспыхнул бензиновый бак, Иван огромным усилием воли заставил себя преодолеть желание подняться и бежать от самолёта подальше, в какое - нибудь укрытие: он понимал, что тут же будет расстрелян. Лётчик смотрел, казалось, прямо в стволы пулемётов "Мессера"  (так низко пронёсся истребитель), выдержал ещё одну атаку Me-109 по лежащему на "брюхе" ЛаГГ-3. И тут он почувствовал, что ему обожгло ногу: оказалось, что это потекло горячее масло из пробитого картера мотора...

"Мессершмитты", прекратив атаки, улетели восвояси. А Королёв, перекатываясь, стал продвигаться в сторону Волги. Там его подобрал наш катер и доставил на одно из судов Волжской флотилии.

В полк Королёв возвратился лишь 3 Сентября. Когда зашёл в штаб, то первое, что показал ему В. С. Никитин, был корешок от похоронной, только что посланной его жене Ольге. Тут же Иван отправил ей письмо, которое, к счастью, пришло раньше похоронной, едва не омрачившей радости по поводу рождения их сына Александра.

Ещё один бой надолго сохранился в памяти Королёва. Это было уже и самом конце 1942 годя. В группе из 8 "Яков" он шёл в паре с командиром полка Шестаковым. Облачность в тот день была 7 - 9 баллов, нижняя кромка находилась на высоте 1000 метров. Когда поднялись над облаками, то увидели шедшие из Сталинграда в юго - западном направлении 3 "Хейнкеля". Командир подал команду.

- Атакуем парой !

И тут же сам ринулся в атаку на один из вражеских самолётов. Королёв взял на себя "Хейнкель", шедший справа. Атака была стремительной: сверху, сзади и с близкой дистанции. Иван успел выпустить 2 очереди и тут же увидел трассы и услышал стук пуль по своему самолёту. Мотор перестал тянуть, хотя винт и вращался.

Королёв дал ещё одну очередь по врагу, чувствуя, как стал заметно отставать от "Хейнкеля". Слева из-под приборной доски показалось пламя, и лётчик понял, что надо немедленно покидать самолёт. Жаль было оставлять новый "Як", но ничего иного предпринять в этой ситуации было невозможно. Отстегнув привязные ремни и отсоединив шнур рации, он открыл фонарь кабины. Пламя едва не ударило в лицо. Инстинктивно закрыл глаза, ввёл самолёт в вираж и тут же, резко оттолкнувшись ногой от борта кабины, отделился от машины...

Когда открыл глаза, совсем близко были облака. Парашют плавно раскрылся. Повиснув на его лямках и пройдя сквозь плотную облачность, Королёв увидел высокий правый берег Дона. Кругом лежал снег. Снег белой пеленой укрывал всё вокруг, однако река была заметна. Он мягко приземлился в сугроб и напрямик, по целине, увязая по колено в снегу, пошёл на восток. Мокрый, сильно обожжённый, Королёв шёл всю ночь. К утру добрался до расположения советской воинской части. Попросил санитара смазать ему саднившее лицо и сразу же отправился в свой полк, понимая, что там уже беспокоятся о нём, если ещё не считают погибшим.

А через день он уже снова участвовал в боевых вылетах.

За победы в небе Сталинграда Королёв был удостоен двух орденов Красного Знамени. В день годовщины формирования полка, 13 Сентября, Л. Л. Шестаков назвал Ивана Королёва лучшим летчиком части, вложив в это определение высокую оценку не только боевого мастерства, командирских способностей комэска, но и его прекрасных человеческих качеств - чувства локтя, готовности прийти на помощь. Так потом и укрепилось за ним это определение.

В Январе 1943 года Королёва назначили на должность штурмана полка. В этой должности он оставался до Июля 1947 года. В период участия полка в боях за освобождение Сталинградской области, Дона и Донбасса он стал одним из ближайших помощников командира части Нвардии подполковника Л. Л. Шестакова. В паре с ним часто вылетал на боевые задания, участвовал в разработке новой тактики и приёмов борьбы с авиацией противника.

Лётчики 69-го ИАП, 1943 год.

По инициативе Королёва был внедрён в практику боевой работы полка такой важный элемент воздушного боя, как разворот "все вдруг". Тренируя в групповой слётанности молодых лётчиков на аэродроме, при низкой облачности, Королёв, не имея возможности совершать развороты четвёркой самолётов крылом к крылу в одной плоскости, решил увеличить интервалы между самолётами и произвести разворот способом "все вдруг". Задуманное получилось. Повторили раз, другой, и, когда закончился лётный день, Королёв доложил командиру части, что такие развороты позволили осуществлять группе быстрый и внезапный маневр.

Шестаков предложил ему начертить схему, а затем попробовать такие развороты группой побольше. Способ разворота "все вдруг" был взят на вооружение и применялся лётным составом полка до конца войны.

*     *     *

Пришло время, когда советские войска стали теснить врага на запад, освобождая родную землю от оккупантов. Фронтовые дороги вскоре привели Королёва на Украину, туда, где 3 года назад он впервые вступил в схватку с фашистами. Радовалось сердце Героя, когда он видел счастливые, хотя и измождённые лица женщин, стариков, детей - жителей освобождённых земель, встречавших с цветами долгожданных своих избавителей - советских воинов.

В составе 4-го Укряинского фронта Королёв продолжал свою боевую работy, внося носильную лепту в дело победы над врагом.

*     *     *

Как штурману полка, Королёву пришлось много поработать в период перевооружения части и переучивания личного состава на самолёт Ла-7. Сначала нужно было самому досконально изучить новую технику, а затем передать эти знания лётчикам полка, обучить их вождению самолёта по радиополукомпасу РПК-10 и приводным радиостанциям, а также полётам в сложных метеорологических условиях с применением того же РПК-10.

Каждый раз, собираясь в полёт, Иван Георгиевич надевал все свои ордена и медали. Его спрашивали товарищи:

- Для чего это тебе ?

- Я дорожу наградами и хочу, чтобы они всегда были со мной. И потом они придают мне уверенность...

Когда полк в полном составе перелетел на аэродром Руткишки в Литве, он был включён в состав 303-й ИАД и вскоре уже участвовал в операциях войск 3-го Белорусского фронта на подступах к Восточной Пруссии.

Большой дружбой был связан Королёв с французскими лётчиками из полка "Нормандия". С ними вместе он наносил удары гитлеровцам в Восточно - Прусской операции. И французы об этом не забыли. В 1967 году И. Г. Королёв вместе с дважды Героем Советского Союза В. Д. Лавриненковым был удостоен диплома и знака "Почётный лётчик Военно - Воздушных сил Франции". Эта дружба с лётчиками полка "Нормандия - Неман" продолжалась до последних дней его жизни.

От Одессы до Берлина дошёл в составе родного полка Иван Георгиевич Королёв. Он начал войну Младшим лейтенантом, рядовым лётчиком, а закончил штурманом полка. Совершил около 500 боевых вылетов, сбил 29 самолётов противника   (из них 11 - в группе)  и ещё 19 - уничтожил на аэродромах.

*     *     *

После войны его квартира в Москве, на Ленинградском шоссе, была своего рода штабом ветеранов полка. К нему сходились все нити, связывающие бывших однополчан, живущих в разных уголках нашей страны. Он был организатором встречи ветеранов полка в дни 25-летия обороны города - героя Одессы. Иван Георгиевич проделал большую работу по увековечению памяти однополчан, лётчиков 69-го ИАП, погибших в этом городе.

(Из книги Дмитрия Яковлевича Зильмановича - "На крыльях Родины".  Алма - Ата, 1985 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz