Кузьмичев Иван Федорович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Кузьмичёв Иван Фёдорович

Кузьмичёв Иван Фёдорович

Родился 7 ноября 1910 года в селе Тарханиотово, ныне Кузнецкого района Пензенской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов, работал в сельском хозяйстве. С 1930 года в рядах Красной Армии. В 1933 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков, в 1939 году - окружные курсы комиссаров.

Участник боёв с японскими захватчиками в районе реки Халхин - Гол летом 1939 года.

С июля 1941 года батальонный комиссар И. Ф. Кузьмичёв в действующей армии. В составе 270-го ИАП  (152-го Гвардейского ИАП), сражался на Южном, Воронежском Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах.

К марту 1945 года заместитель командира 152-го Гвардейского истребительного авиационного полка по политической части  (12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт)  Гвардии майор И. Ф. Кузьмичёв совершил 166 боевых вылетов, в 83 воздушных боях сбил лично 15 и в паре 2 самолёта противника.

27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. С 1946 года Гвардии подполковник И. Ф. Кузьмичёв - в запасе, затем в отставке. Жил и работал в организациях Мичуринска и Воронежа. Умер 25 сентября 1984 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Иван Кузьмичёв родился 7 ноября 1910 года в селе Тарханиотово, ныне Кузнецкого района Пензенской области, в семье крестьянина. В 1928 году окончил 7 классов сельской школы, работал в сельском хозяйстве и проводил работу в школе ликвидации неграмотности в селе Вачелай. В ноябре 1930 года добровольцем ушёл в Красную Армию через Городнищенский райвоенкомат Пензенской области. Служил в 5-м кавалерийском полку 1-й кавалерийской дивизии Украинского военного округа, окончил полковую школу, был командиром отделения. Как отличник боевой подготовки был направлен в лётную школу. В 1933 году окончил Качинскую военную школу пилотов и был оставлен в ней лётчиком - инструктором. В 1939 году окончил курсы комиссаров Харьковского военного округа. Службу продолжал комиссаром эскадрильи в истребительном авиационном полку.

Участвовал в боях с японскими захватчиками в районе реки Халхин - Гол в 1939 году, награждён орденом Красного Знамени. В апреле 1940 назначен комиссаром 84-го истребительного авиационного полка.

С Июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Был легко ранен. Почти вся его боевая деятельность прошла в составе 270-го истребительного авиационного полка  (в феврале 1944 года преобразован в 152-й Гвардейский ИАП). Был комиссаром полка, заместителем командира полка по политчасти. Известный советский лётчик, дважды Герой Советского Союза Сергей Данилович Луганский так пишет в своих воспоминаниях:

"Комиссар полка Иван Фёдорович Кузьмичёв, бывший инструктор лётной школы отличный пилот - истребитель. В полку он появился недавно, но уже успел подружится со всеми ребятами".

Несмотря на свою высокую должность И. Ф. Кузмичёв часто летал на боевые задания, иногда в паре с Луганским. Об одном из таких вылетов Сергей Данилович пишет в своих мемуарах:

"От тяжёлых раздумий меня отвлёк голос моего напарника, Кузьмичёв заметил 4 самолёта противника. Четыре ?   Я внимательно вгляделся. Да, навстречу нам шла четвёрка вражеских истребителей.

- Иван Фёдорович, - сказал я в микрофон, - держись ближе. Это они...

О дружной четвёрке немецких асов мы уже слыхали. Они неизменно появлялись вчетвером, ходили боевым строем, дрались слаженно и лихо. Ребята не раз жаловались на них. Немцы приблизились, и мы увидели окрашенные в яркий красный цвет капоты вражеских машин. Сомнений не было - это та самая четвёрка. Нас с Кузьмичёвым двое, и это заставляло задуматься. Ввязываться в открытый бой - опасно. Удирать от них - неловко, Что же предпринять ?   Впереди по голубому безмятежному небу плыло одинокое облако. Может быть...

- Иван Фёдорович, оттянись. Оттянись !   Зайдём в облако и сделаем переворот.

И.Ф.Кузьмичёв с товарищами.

Боевые друзья: Н. К. Шутт, С. Д. Луганский, И. Ф. Кузьмичёв,
И. М. Корниенко, Н. П. Дунаев  (слева направо).  1944 год.

Летать с Кузьмичёвым мне приходилось не раз, и мы научились с полуслова понимать друг друга. На виду у немцев наши самолёты нырнули в облако. Немецкие асы, надо полагать, только усмехнулись такой детской уловке и, не меняя боевого строя, стали ждать, когда мы появимся. Собственно, мы и не рассчитывали, что немцы ринутся за нами в облако. Это было бы глупо. Немцы ожидали нас внизу, готовясь сразу же расстрелять в упор, а мы, едва скрывшись в облако, перевернулись и, резко изменив курс, вынырнули над самыми головами немцев. Спикировав сверху, мы сразу сбили 2 вражеских самолёта. Оставшаяся пара устремилась в затяжное пике, перешла на бреющий полёт и пошла прочь".

А вот что пишет в своих воспоминаниях Герой Советского Союза известный лётчик - истребитель Василий Михайлович Шевчук, который после ухода С. Д. Луганского на учёбу в Академию командовал 152-м Гвардейским ИАП:

"После отъезда из полка Луганского я летал с его ведомым. А Сергей Данилович всегда ходил на задания с заместителем по политической части Иваном Фёдоровичем Кузьмичёвым. Сначала я не мог понять, зачем командиру полка нужно брать с собой очень опытного пилота, Героя Советского Союза, имевшего на своём счету более полутора десятков сбитых самолётов противника ?   Причину раскрыл сам Иван Фёдорович. Оказалось, что Кузьмичёв совершенно не умеет вести ориентировку. Отличный тактик в бою, мастер огневых ударов, Иван Фёдорович не умел "смотреть" за землёй и после боя не представлял, как возвратиться на свой аэродром. Брал обычно курс на восток и шёл до полной выработки горючего.

Странный, почти невероятный для опытного лётчика недостаток. Кузьмичёв сам стыдился его, но поделать ничего не мог. Так и образовалась в полку пара - командир и замполит. Лётчики не знали истинных причин, но считали, что это в порядке вещей.

Надо отдать должное, что с таким ведомым, как Иван Фёдорович Кузьмичёв, чувствуешь себя в бою уверенно. Успех боя часто решают секунды, доли их. Я, как ведущий, оценив обстановку и приняв решение, должен по радио или маневром самолёта передать приказ ведомому, затратив на это определённое время и, главное, какую-то долю своего внимания. Но если ведомый хорошо знает мою подготовку, мои излюбленные тактические приёмы, а главное - умеет оценить обстановку, то он сам принимает решение, схожее с моим, и наша пара действует как единое целое. Ведущему и ведомому важно знать не только лётные возможности друг друга, но и личные человеческие качества. Только полное взаимопонимание делают пару, группу слетанной, непобедимой в воздухе. Такой парой, как мне кажется, мы и стали с Иваном Фёдоровичем Кузьмичёвым.

Как-то, возвращаясь с территории противника, при подлёте к линии фронта я увидел в нескольких километрах левее нас группу из 8 - 10 FW-190. Она шла на малой высоте к нашим передовым позициям. Бросать штурмовиков, которых мы сопровождали, нельзя, - я передал их Николаю Шутту, сам с Кузьмичёвым решил помешать "Фоккерам". Пара на десятку - соотношение сил начала войны. Но делать нечего: советских истребителей в воздухе больше нет, а штурмовой удар десятки FW-190 - дело серьёзное. Короче говоря, сомнений - вступить или не вступить в бой - не было.

Лётчики "Фоккеров" уже хорошо знали, что советские истребители при сопровождении штурмовиков не бросают их ни под каким предлогом, поэтому беспокойства не проявляли. А того, что мы выделим только пару для боя, они предположить не могли.

И.Ф.Кузьмичёв.

С Кузьмичёвым мы не обмолвились ни словом. Он идёт за мной слева и чуть сзади, вытянутым пеленгом. У нас преимущество в высоте, само собой напрашивается решение: атаковать сверху на пикировании. Бить будем сразу по ведущему группы. Я уже сосчитал - у противника 10 "Фоккеров". Они перестроились в боевой порядок для штурмовки. Минута с небольшим - и на наших солдат обрушится огонь "эрликонов". А на каждом "Фоккере" по 2 - 4 пушки плюс бомбы.

Я начинаю волноваться: "Успеть... надо успеть !"   Ведущий "Фокке - Вульф" уже в перекрестии прицела, но дистанция для открытия огня слишком велика. При такой дальности рассеивание снарядов большое, резко снижается процент попадания, убойная сила их значительно уменьшена. А у "Фошек" броня хорошая... Но пока я выйду на нужное мне расстояние, они уже могут пусть не прицельно, но сбросить бомбы.

Решив, что сбить ведущего с ходу сейчас трудно, я посылаю короткую очередь в его сторону, тут же перевожу нос самолёта на другой "Фоккер" - и снова очередь. Кузьмичёв таким же образом обстреливает группу. Он меня понял - ведя короткими очередями обстрел по нескольким самолётам, мы нарушаем уже взятый немцами ритм атаки. Чем больше лётчиков их группы почувствуют, что по ним стреляют, тем больше шансов на то, что группа, нарушив боевой порядок, не проведёт штурмовку прицельно.

Расчёт оказался верным - строй рассыпался. Однако сейчас они должны оправиться от первой растерянности и разглядеть, что их атакует всего пара "Яков". Мы снова набираем высоту. Кузьмичёв подходит ближе. Молодец !   Так отбиваться легче. Ждать нападения мы, правда, не собираемся: маневр - и снова идём вниз. Но "Фоккеры" не собираются принимать боя. Ведущая пара повернула назад, восвояси. За ней то же самое сделали остальные.

У нас с Кузьмичёвым появился боевой азарт. Тем более что мы уже давненько не вели воздушных боёв. Замечаю, что самолёты замыкающей пары летят отдельно - потеряли друг друга ещё при первой нашей атаке. Решение одно: всех сбить мы не сможем, а вот этого, отставшего, попробуем. Со скольжением идём вниз - и на "Фоккер" ложится сетка прицела. За "хвостом" не смотрю. Можно быть уверенным, что Кузьмичёв не проглядит. Очередь. Ещё одна. Захромал "Фошка". Но падать не хочет. Видимо, повреждено только управление. Нужен ещё заход. Мы на большой скорости проносимся мимо него так близко, что я вижу злое, растерянное лицо лётчика под жёлтой кожей шлемофона.

Где остальные ?.. Вот это уже нехорошо. Плохо не для нас с Кузьмичёвым. Плохо для "Фоккера". Ни один из 9 "коллег", в том числе и ведущий, не собирается прийти ему на помощь, хотя атакующих - всего двое. Нам этого никогда не понять !   9 мощных истребителей с полным боекомплектом, с хорошим запасом горючего, над своей территорией бросили товарища...

Но жалости к врагу у нас нет. Если сегодня мы его не собьём - завтра он снова принесёт смерть. Не сговариваясь, мы с Иваном Фёдоровичем решаем увести вражеский самолёт на свою территорию. Берём в клещи и упредительными очередями подсказываем пилоту курс... Он пытается сманеврировать, вырваться. Не так-то просто !

Летим мы на малой высоте вдоль шоссе. По дорого идёт колонна пехоты. Задрав головы, солдаты смотрят на нашу необычную процессию. Я прибираю обороты двигателя. Отстаю. Кузьмичёв делает то же самое. Немец, лётчик грамотный, сразу определил, что мы отстаем, и воспользовался этим: накренил самолёт и со скольжением попытался уйти от нас. Очереди с обоих наших самолётов - и "Фоккер" упал метрах в 100 от шоссе. Вижу, как солдаты бросают вверх шапки, машут руками, что-то кричат. Мы делаем над ними прощальный круг, приветливо машем крыльями и уходим на аэродром.

После посадки Иван Фёдорович подошёл ко мне.

- Заметил, Василий Михайлович, как пехота радовалась ?   Для них, идущих на фронт, это, пожалуй, хорошая моральная поддержка.

Вот оно, абсолютное взаимопонимание ведущего с ведомым. Оба мы, сбивая самолёт, думали об одном и том же. Хотя большого удовлетворения от такого боя мы и не получили, но на пользу общему делу пошёл и он".

И.Ф.Кузьмичёв с товарищами.

Это было под Сандомиром. После удачно проведённого боя: С. И. Бабин,
В. М. Шевчук, И. Ф. Кузьмичёв, Н. В. Устинов  (слева направо).

К марту 1945 года заместитель командира 152-го Гвардейского истребительного авиационного полка по политической части Гвардии майор И. Ф. Кузьмичёв проводя большую партийно - политическую работу в полку, показывая личный пример, совершил 166 успешных боевых вылетов по сопровождению штурмовиков, разведке войск и техники противника, в 83 воздушных боях сбил лично 15 и в паре 2 самолёта врага.

В материалах наградного листа, составленного командиром 152-го Гвардейского ИАП дважды Героем Советского Союза Гвардии майором С. Д. Луганским и утверждённым Командующим 2-й Воздушной армии генерал - полковником С. А. Красовским, указывалось:

"За период пребывания на фронтах Великой Отечественной войны с 17 июля 1942 года товарищ Кузьмичёв показал себя достойным сыном нашей Родины. Инициативный, требовательный к себе и к подчинённым, глубоко сознательный, является одним из мастеров воздушного боя. За время боевых действий имеет 166 успешных боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, разведку войск и техники противника. Провёл 83 воздушных боя, в ходе которых лично сбил 15 самолётов врага и 2 самолёта в паре. Произвёл 15 штурмовок по войскам противника. Умело прикрывает штурмовики над полем боя, тактически грамотно сочетает военную хитрость с тактическим ведением воздушного боя.

Работая в должности заместителя командира полка по политической части товарищ Кузьмичев показал себя только с положительной стороны. Как командир, руководитель, личным примером и боевой отвагой учит весь личный состав как побеждать врага в воздушном бою и с меньшими для нас потерями.

За период его работы лётным составом полка произведено 5628 успешных боевых вылетов на сопровождение штурмовиков на разведку войск, техники противника. Произведено 219 групповых воздушных боёв, в ходе которых сбито 275 самолётов противника.

За выполнение 116 успешных боевых вылетов, за проведение 83 воздушных боёв в ходе которых сбито лично 15 самолётов противника и 2 самолёта в паре, за успешное прикрытие штурмовиков над полем боя, за мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях при встрече с истребителями противника, за умелое руководство боевой и партийно - политической работой полка, достоин высшей правительственной награды - присвоения звания Героя Советского Союза".

Уже после окончания войны, 27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 7557).

И.Ф.Кузьмичёв.

Интересно отметить, что по другим источникам, к концу войны Иван Фёдорович Кузьмичёв совершил 402 боевых вылета, в воздушных боях уничтожил 18 самолётов противника лично и 36 в группе с товарищами  (возможно, в эти данные включены и итоги его боевой деятельности в небе Монголии, а также самолёты уничтоженные вместе с товарищами на земле при штурмовках. В любом случае, эти данные нуждаются в уточнении).

После войны Иван Фёдорович продолжил службу в ВВС. В октябре 1946 года был снят с партийно - политической работы, исключён из партии   (с формулировкой "за принятие религиозного обряда")  и переведён в резерв 2-й Воздушной армии. Причиной этого послужило, как позднее в автобиографии отмечал сам И. Ф. Кузьмичёв, венчание в церкви по настоянию жены. В декабре 1946 года Гвардии подполковник И. Ф. Кузьмичёв был уволен в запас.

Вернувшись на родину, он жил и работал в городе Мичуринске, а затем - в Воронеже. Вёл активную военно - патриотическую работу среди молодёжи. Скончался 25 сентября 1984 года. Похоронен на Восточном кладбище Железнодорожного района города Воронежа.

Постановлением администрации города Воронежа от 15 апреля 2004 года на стене дома 34 по улице 25 Января, где последние годы жил Герой, установлена мемориальная доска.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора И. Ф. Кузьмичёва:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
124.07.1942 г.1  Ме-109Южный фронтЛаГГ-3, Як-1, Як-3.
226.07.1943 г.2  "Хе-113"  (в группе - 2 / ?)Мариинская
305.07.1943 г.1  FW-190Быковка
406.08.1943 г.1  Ме-109Андреевка
507.12.1943 г.1  Ме-109Аджамка
617.01.1944 г.1  Ju-87Овсянниковка
702.05.1944 г.1  Ju-87Валя Ойлар
803.05.1944 г.1  Ме-109Хендрешти
931.05.1944 г.1  FW-190юго - вост. Вултуру
1005.06.1944 г.1  Ме-109Хорлешти
1117.07.1944 г.1  FW-190Застава
1224.08.1944 г.1  FW-190Лисув
1325.08.1944 г.1  FW-190Карвув - Тодорув
1402.09.1944 г.1  FW-190Подлесье
1520.01.1945 г.1  FW-190Сарнув

       Всего сбитых самолётов - 15 + 2;  боевых вылетов - 171;   воздушных боёв - 72.




Два эпизода из одной жизни.

Возврат

Н а з а д

катание +на квадроциклах


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz